КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы формирования характера
С точки зрения современной психологии, характер - это не неизменная, а развивающаяся функционально целесообразная структура, участвующая в процессах адаптации индивида к миру и формирующаяся в ходе этой адаптации. В связи с этим встает проблема врожденности (наследственности) и влияния окружающей среды. Большинство психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.Н. Собчик, К.К. Платонов, Б.С. Братусь, О.В. Кебриков и др.) склоняются к мнению, что детерминанты свойств характера следует искать как в особенностях генотипических форм, так и в особенностях средовых воздействий. При этом степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер при неблагоприятном сочетании обоих факторов могут суммироваться и дать сильные степени отклонения, вплоть до патологических форм, при благоприятном сочетании, даже имея генотипическую предрасположенность к аномалиям, аномалия может не реализоваться или, по крайней мере, не привести к патологическим отклонениям характера. Исследования показывают, что первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3-х лет до 9-10 лет является сензитивным периодом (благоприятным)для становления характера. В этот период человеку присущи возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность либо эгоистичность, безразличие к людям, черствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, ее заменяющего) с ребенком. Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее, в дошкольном и младшем школьном возрасте в детских играх, в доступных видах домашнего труда, в учении. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребенка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на её познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью. Справедливо утверждение А.В. Петровского: «Характер не дан человеку от природы. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Ссылки на то, что «у меня такой характер, и я ничего не могу с собой поделать» психологически совершенна несостоятельны. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием».
Вопросы и задания
1. Дайте определение характера и черты характера. 2. Охарактеризуйте соотношение темперамента и характера в психике и поведении человека. 3. Как различить характер в норме и акцентуации характера, акцентуации характера и психопатии? 4. Что такое тип характера? Какие типологии характер вы знаете? Приведите примеры. 5. Какие классификации черт характера вы знаете? 6. Подросток сообщает, что он начал тренировать волю. С этой целью он подносил руку к огню и в течение какого-то времени не отдёргивал её, колол себя иглой, забирался в узкий ящик и долго сидел в нём и т.п. Что можно сказать ему по этому поводу? Какие рекомендации можно дать подростку по формированию волевых черт характера? 7. Назовите сензитивные возрастные периоды для развития и формирования тех или иных черт характера. 8. Оцените с точки зрения создания благоприятных условий для формирования характера и саморазвития школьников следующие педагогические утверждения: · Любой ребёнок нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых. · Строгий воспитатель всегда оказывается лучше, чем мягкий. · Излишняя любовь портит детей. · Жизнь ребёнка должна быть полностью регламентирована. · Ребёнка нужно всячески ограждать от совершения ошибок. · Ребёнок должен всегда следовать предписаниям родителей. Ведь только они хорошо знают ребёнка и желают ему добра. Какие на ваш взгляд необходимы педагогические условия, чтобы воспитание и самовоспитание характера было продуктивным?
Глава 18. Способности
Краткое содержание Понятие о способностях. Определение термина «способности». Вклад Б.М. Теплова в разработку общей теории способностей. Способности как сочетание специфических психических качеств человека, определяющих его пригодность к деятельности и обеспечивающих определённый уровень успешности выполнения деятельности. Природная основа развития способностей. Отечественные психологи В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Г.С. Костюк,Н.С. Преображенский, С.А. Саркисова и др. о природных предпосылках развития способностей. Влияние особенностей нервной системы (сила или тонус активности, уравновешенность, степень чувствительности и подвижности процессов отражения) на образование способностей (по И.П. Павлову и В.Д. Небылицыну). Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» и особенности её способностей (по И.П. Павлову). Виды способностей. Природные (естественные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.Общие и специальные высшие интеллектуальные способности.Ведущие свойства в литературных, математических, педагогических и художественных способностях. Компоненты педагогической деятельности и способностей. Теоретические и практические способности.Учебные и творческие способности. Способности к общению ипредметно-познавательные (предметно-деятельностные) способности. Изучение уровня развития способностей личности. Репродуктивный и творческий уровни развития способностей. Батареи тестов для измерения способностей. Путь определения способностей - выявление динамики успехов в процессе деятельности. Исследование различных видов специальных способностей в связи с профессиональной ориентацией и профотбором (по Е.А. Климову). Сочетание способностей. Компенсация недостающих способностей. Соотношение понятий задатки, одарённость, талант, гениальность.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |