КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение понятий задатки, одарённость, талант, гениальность 1 страница
Врождённость особенностей строения головного мозга может оказаться условием успешного выполнения определённой деятельности. Природную основу развития способностей называют задатками. Задатки – анатомо-физиологическая предрасположенность (строение мозга, органов чувств и движения) к развитию способностей. Так как задатки являются предпосылкой развития способностей, то между ними и обучением лежит весь путь становления личности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Общие способности, обеспечивающие легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, определяют одарённость личности. Одарённых людей отличают внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, настойчивость в достижении цели, неуёмная потребность трудиться, интеллект, превышающий средний уровень. Высшая степень развития способностей личности в определённой деятельности (общении), делающая человека мастером своего дела, называется талантом. Талантливых людей много: талантливые врачи, учителя, родители, кулинары, техники и пр. Практически каждый человек способен достичь высокого мастерства в какой-либо деятельности при должной целеустремлённости и работоспособности. Высшая степень творческих проявлений человека, связанных с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений, называется гениальностью. Гениальность – редкое явление, так как она связана с выдающимся, бесценным вкладом гениальной личности в развитие мировой цивилизации, научно-технический и культурно-исторический прогресс человечества.
Итак, самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования. Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при разностороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.
Вопросы и задания
1. Какие определения термина «способности» вы знаете? 2. Какая зависимость существует между способностями, знаниями, умениями? 3. Довольно часто бытует мнение о «врождённости» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей. 4. От каких факторов зависит развитие способностей? В чём причины угасания способностей? 5. Расскажите о влиянии особенностей нервной системы на образование способностей. 6. Охарактеризуйте зависимость особенностей развития личности от принадлежности к «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» типам. 7. Расскажите о видах способностей человека. 8. Охарактеризуйте компоненты педагогической деятельности и способностей. 9. Что такое репродуктивный и творческий уровни развития способностей? 10. Какими путями может достигаться успех в овладении какой-либо деятельностью? Как сочетаются способности человека? 11. Расскажите о соотношении понятий задатки, одарённость, талант, гениальность.
Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в действительности как самостоятельное не существует. Абулия - болезненное безволие. Агглютинация – «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей. Примером агглютинации являются многие сказочные и мифические герои: русалка (женщина с рыбьим хвостом), кентавр (конь с головой мужчины) и др. Адаптация - повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Активность – это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, насколько человек активен в преодолении препятствий. Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера или их сочетаний, проявляемое в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода. Анализ – расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие элементы с последующим их сравнением. Анализ продуктов деятельности («архивный метод») - такой вид исследования, при котором исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует самые разнообразные продукты его творчества. Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения. Аналогия – такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями без достаточного изучения всех условий. Анкета - структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкетирование - одна из наиболее распространенных форм письменного опроса. Апперцепция восприятия - зависимость восприятия от прежнего опыта человека. Архетипы – врождённые идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом, являются формами восприятия и осмысления действительности. Астеник – человек крупного, худого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.
Атлетик – человек с развитым крупным скелетом, выраженной мускулатуры, пропорционально крепкого телосложения, широкого плечевого пояса. Аффект - кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации, эта мощная эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом, порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно - и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Беседа - специфичный для психологии метод исследования, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Бессознательное – проявление психики человека, это такие процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение человека похожи на сознательные, но актуально человеком не осознаются. Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями. Бессознательное – форма отражения действительности, это источники активности человека, побуждающие человека к действию, но происхождение этих побуждений, их мотивация человеком не осознаётся. Биогенетические теории - трактовка процесса развития личности человека на основе представления, что ведущая роль в формировании личности человека принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Биографический метод – изучение жизненного человека, в процессе которого формируется его личность, происходит сложный процесс становления человека, формирования готовности к выполнению различных общественных функций, выработки индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.
Быстрота мышления – способность принимать обдуманные решения в кратчайшие сроки. Быстрота памяти - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования. Верхний (абсолютный) порог ощущения - та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Влечение – это побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Волевое действие - предполагает осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить достижение цели, очередность операций. Волевое усилие - особое состояние нервно-психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля - это психический процесс, проявляющийся в способности человека управлять своей психикой и поступками, мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия; может удержаться от совершения каких-либо действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся а создании новых образов путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте. Восприятие - это познавательный психический процесс, это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие пространства- это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, глубины, удаленности и направления, в котором они находятся. Восприятие ритма - это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие темпа - это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков). Восприятие формы, объемности и величины предметов- это сложный процесс, который происходит при помощи зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики. Гениальность - высшая степень творческих проявлений человека, связанных с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений, это редкое явление, так как она связана с выдающимся, бесценным вкладом гениальной личности в развитие мировой цивилизации, научно-технический и культурно-исторический прогресс человечества. Гибкость мышления – умение находить нетрадиционные пути решения задачи, способность к поиску разнообразных вариантов решения. Гиперболизация – характеризуется увеличением или уменьшением реально существующего предмета, а также изменением количества его отдельных частей и создание на этой основе нового фантастического образа. Глубина мышления – способность анализировать, сравнивать, находить существенное. Готовность памяти - одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию. Графология- метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей человека. Грезы – спонтанное неконтролируемое течение мысли и образов, представлений. Грёзы – фантазии, рисующие в его воображении оторванные от действительности картины идеального видения будущего человека, грезит, как правило, человек в полудремотном состоянии сниженного сознания при спонтанном течении образов воображения. Дедукция – способ мышления, осуществляющийся в обратном направлении индукции, т.е. от общего представления к умозаключению об единичных, частных факторах. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, в которой отражён образ желаемого результата. Действия могут быть внешние (предметные) и внутренние (умственные). Деятельность - внутренняя психическая и внешняя практическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью и направленная на преобразование окружающей действительности. Деятельность - совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов. Динамический стереотип - это система навыков, привычек, и автоматических действий человека, которые образовались в жизни путем повторения одних и тех же действий, руководит поведением человека в привычных обстоятельствах и снижает уровень напряжения и тревоги человека. Диспластик – человек с неправильным телосложением, различными диспропорциями конституции тела. Дисциплинированность - способность человека соблюдать порядок, определенные правила. Дисциплинированный человек умеет рационально организовать свою работу и отдых, все успевает. Длительность памяти - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию. Доминанта - временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, для доминирующего нервного центра характерна способность накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров. Задатки – анатомо-физиологическая предрасположенность (строение мозга, органов чувств и движения) к развитию способностей. Задатки - первичная природная основа способности, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. Заострение – это подчеркивание, акцентирование, каких-либо отдельных признаков. Дружеские шаржи, карикатуры, пасквили раскрывают сущность приёма заострения. Как правило, в литературных произведениях, киноискусстве и театральных постановках заострение используется для создания художественного образа «злодея» или, наоборот, положительного «героя». Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Зрительные иллюзии - это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта. Избирательность восприятия - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес, зависит от интересов, установок и потребностей личности. Иллюзии восприятия - неправильные или искажённые восприятия. Импринтинг - особое явление, присущее некоторым видам животных, неизгладимое запечатлевание первой встреченной информации после рождения. Индивид- биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся). Индивид – понятие введено в психологию, для человека обозначения вида homosaprehs, включает в себя генотип, особенности темперамента, биологическую силу потребностей, особенности конституций тела, применяется, для характеристики биологической сущности человека. Индивидуальность - особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств, выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность – это неповторимость, своеобразие каждого человека, выражается в особенностях темперамента, чертах характера, в особенностях отношения человека к себе, другим людям, труду, миру, вещам, в типичном поведении человека, его мотивах, потребностях, интересах, целях, ценностях и т.д. Индукция – способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных факторов к общему выводу. Индукция ( в нейрофизиологии) - закон физиологии нервной системы, согласно которому нервный процесс или состояние одного знака вызывает в других участках нервной системы (одновременная индукция) или в том же участке по прекращении своего действия (последовательная индукция)противоположный нервный процесс или состояние. Инициативность - способность человека действовать творчески; отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков. Инстинкт - врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ настрого определенные раздражители. Интервью- метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к опрашиваемым. Интериоризация - перевод внешнего действия во внутренний план. Интерференция процессов памяти - трудности при воспроизведении информации. Интроверсия - погружённость в свой внутренний мир, сосредоточенность на внутренних переживаниях. Исполнительность - способность человека активно, старательно и систематически исполнять принимаемые решения; потребность завершить начатое или полученное дело. Колебание внимания – качество внимания обратное по значению устойчивости. Коллективное бессознательное – самый глубокий слой в структуре человеческой психики, представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. Конкретизация – операция обратная обобщению, установление конкретных предметов, ситуаций, входящих в общий класс. Константность восприятия - постоянство восприятия, обусловливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что данный предмет воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Контраст - явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные — уменьшают эту чувствительность. Конформизм - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.п. Концентрация (сосредоточенность) - степень сосредоточенности внимания на объекте, проявляется в степени концентрированности внимания на одних объектах при одновременном отвлечении от других объектов. Критичность мышления – объективная оценка себя и других. Лабильность - гибкость, подвижность, легкость, быстрота смены нервных процессов, высокая адаптивность. Личность - человек, как носитель сознания. Личность - это психологическое новообразование, формирующееся, в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельностей. Личность – конкретный человек взятый в системе его устойчивых, социально-обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Личность – представляет собой целостное образование особого рода, личность не обусловлена генотипически, личностью не родятся, личностью становятся, относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития. Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Личность- социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность – это человек с достаточно высоким уровнем сознания и самосознания, способный к регуляции своего поведения и деятельности: взятие ответственности и планированию. Любознательность и пытливость – стремление узнать как можно больше и доскональнее, стремление к знаниям, творческому поиску, деятельности. Методы исследования - основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Мечта – образ желаемого будущего, особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не смогут осуществиться. Мотив - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Мотив - это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить. Мотивация - совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность. Это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддерживают и прекращают специфические виды деятельности. Мотивация деятельности - совокупность всех мотивов к данной деятельности. Мотивы - внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Моторика – составляет активность телодвижений и речедвигательного аппарата: выраженность мимики и ее яркость, жестикуляция, походка, быстродействие, особенности темпа речи и пр. Мышление – познавательный психический процесс, наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Навыки – полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов определяет ценности личности, ее убеждения, направляет активность человека. Настойчивость - способность человека мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Без настойчивости не может быть решительности, самостоятельности, самообладания, целеустремленности. Настроение - относительно слабо выраженное, но длительное эмоциональное состояние человека, которое оказывает влияние не только на все его психические процессы, но и на всю деятельность, зависит от происходящих в жизни человека событий, деятельности, намеченных планов, предстоящей деятельности, погоды, состояния здоровья, от успехов, известий, общения с окружающими людьми, уровня жизни, бытаи пр. Неволевое действие - совершается без контроля со стороны человека, в результате возникновения неосознанных или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений; имеет импульсный характер, лишено четкого плана. Нейроны-детекторы – высоко специализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель. Нижний порог ощущения - та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Обобщение (классификация, категоризация) – мысленное объединение предметов и явлений в классы, на основе установленных у них общих свойств, осуществляется на основе операции сравнения. Образ-Я - система представлений человека о самом себе. Общая активность – заключается в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности, интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой. Общая психология – фундаментная часть психологической науки, методологическая и теоретическая база, в которой собраны накопленные наукой факты о субъективных психических явлениях, все открытые психологической наукой законы развития и функционировании психики. Общение - это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке; посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения. Общие способности - система индивидуально-волевых свойств личности, которые обеспечивают легкость в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности и общения (умственные способности, память, речь, тонкость мелкой моторики рук и т.д.). Объем внимания - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Численная характеристика среднего объёма внимания людей 5 – 7 единиц. Объем памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей, эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Органы чувств - механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. Оригинальность мышления – необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Осмысленность восприятия - показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл, они могут быть вредными или полезными, желанными или нежеланными и т. д., благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование. Отражение – видоизменение материи под действием внешних или внутренних факторов. Ощущение – познавательный психический процесс, это отражение в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта. Педагогическое общение - это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания, оно направлено на создание условий для разностороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат. Переключение внимания - намеренный перенос внимания с одного объекта на другой, данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить своё внимание с одного объекта на другой, причём такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит своё внимание (отвлекается), а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на объекте. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Пикник – человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой с большим животом, круглой головой на короткой шее. Пластичность – лёгкость и гибкость приспособления человека к новым условиям, к людям и обстоятельствам и ригидность, которая характеризуется инертностью, косностью. Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления, отличаются от представлений своим обобщением и отвлечением от конкретного предмета, тесно связано со словом и выступает в качестве значения слова. Последовательные образы - продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Потребность - состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Предметность восприятия - выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру, это способность человека отражать окружающую действительность как воздействия конкретных предметов, относящихся к определенному классу явлении, при этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия. Предметные действия – это действия направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Предсознание – промежуточное психическое состояние между бессознательным и сознанием, в состоянии предсознания уровень сознания снижается, но полного отключения контроля сознания не происходит.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |