Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение уровня развития способностей личности




Уровень развития способностей зависит от особенностей развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий.

Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;

Творческий - обеспечивает созда­ние нового, оригинального.

Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Нельзя, конечно, метафизически, рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть что-то данное и неизменное, застывшее. В процессе овладевания знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.

В конце XIX — начале XX веков в психологии предпринимаются по­пытки измерить способности. Спо­собности изучались такими зару­бежными психологами, как Кеттел, Спирмен, Бине, Айзенк и др. Для измерения способностей использова­лись тесты. Обычно применялась система тестов, возрастающих по труд­ности, что получило название бата­реи тестов.

Отечественные психологи считают, что самый верный путь определе­ния способностей — это выявление динамики успехов в процессе дея­тельности. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще человек в своей деятельности добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок всё выше и выше. У разных людей наблюдаются одни и те же способности, но выражены они в разной степени.

Изучение способностей ведется с разных сторон:

- изучается их развитие в конкрет­ных видах деятельности;

- изучаются общие механизмы формирования способностей.

Исследование различных видов специальных способностей прово­дилось главным образом в связи с профессиональной ориентацией и профотбором. Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) Е. А. Климов, известный советский специалист в области психологии труда, предложил все многообразие профессий разделить на пять основ­ных типов в зависимости от объек­тов, на которые они направлены: П — природа (растения, животные, микроорганизмы); Т — техника (ма­шины, материалы, разные виды энергии и т.д.); Ч — человек, груп­пы людей, коллективы; 3 — знако­вая информация (книги, языки, коды, модели); X — художествен­ные образы и их построение (изобразительное искусство, музы­ка и т. д.). Успешность выполнения любой деятельности определяется не ка­кими-либо отдельными способностя­ми самими по себе, а лишь соче­танием способностей, своеобразным у каждого человека и харак­теризующим его как личность.

Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично. Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха - развитием тембрального слуха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 4066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.