КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение понятий задатки, одарённость, талант, гениальность 2 страница
Принцип оператного обуславливания – поведение живых организмов определяется последствиями, к которому оно приводит, в зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявляет тенденцию повторять данный поведенческий акт, не предавать ему значение или же избегать его повторения в дальнейшем. Проактивное торможение - ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, предшествующая запоминанию деятельность как бы «тормозит» процесс заучивания. Прогностичность мышления – умение на основании каких-либо данных выдвигать гипотезы, наиболее точно отражающие истину. Психика - «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. Психика -свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нём и управления своим поведением. Психика – системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладении им исторически сложившихся форм деятельности и опята человечества через собственную активную деятельность. Психические свойства -устойчивые психические явления, обеспечивающие типичный для данной личности уровень поведения и деятельности, формируются в практической деятельности, под воздействием природных и социальных факторов, психические свойства разнообразны и связаны между собой. Психический процесс – психическое явление в динамике, имеет начало и конец, конец одного психического процесса связан с началом нового, обеспечивают формирование знаний, оценку объектов действительности по типу «нравиться – не нравится», зависят от генотипа человека, протекают с различной быстротой, способны развиваться в результате тренировок. Психическое отражение – возникновение под внешним или внутренним воздействием у материального организма психологических явлений: под воздействием громкого звука возникает страх. Психическое состояние – относительно устойчивый уровень психической активности личности в данный момент времени, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности, влияет на успешность деятельности личности. Психическое состояние поддерживается рефлекторно и зависит от внешней обстановки, самочувствия, времени суток, словесных воздействий, текущих или предстоящих событий и т.д. Психогенетические теории - трактовка процесса развития личности человека, не отрицающая значения ни биологических факторов, ни социума в развитии и формировании личности, но на первый план выдвигающая развитие собственно психических процессов и индивидуальности. Психология – наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и индивидов человеческого рода. Психосоциотип - врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. Пытливость мышления – потребность всегда искать наилучшее мышление, любознательность, стремление к знаниям, открытость новому. Разностный порог ощущения (порог различения) - та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Распределение внимания - возможность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Реактивность – сила непроизвольности реакций на внешние и внутренние воздействия (слова и действия, которые показались несправедливыми, обидными), лёгкость на подъем, готовность молниеносно исполнять указание или первую пришедшую в голову идею. Реминисценция процессов памяти - отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, часто более полное и точное, чем воспроизведение следующее сразу после заучивания. Иногда реминисценция проявляется в неожиданном воспроизведении давно заученной информации, казавшейся забытой. Особенно ярко явление реминисценции проявляется у детей, поэтому учителю необходимо помнить, что требовать у учащихся полных и точных ответов нового, только что изученного материала, нельзя. Ретроактивное торможение – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, осуществляемой после заучивания, последующая деятельность как бы «стирает» следы заученной ранее информации. Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеют качество раздражителей и особенности отношений между ними. Речь – один из психологических познавательных процессов человека, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработке разнообразной информации, а так же обмена информации, а также для обмена ею с другими людьми. Решительность - способность принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Человека, действующего нерешительно, надеющегося на чью-то помощь, растерявшегося, нельзя назвать решительным. Ригидность - склонность к постоянству, косность, инертность в приспособлении к новым условиям; Самообладание (выдержка) - способность человека управлять своими мыслями и чувствами, своими действиями и поступками. Люди, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны. Самооценка – один из структурных важнейших компонентов я-концепции личности, определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения, это глобальное чувство «за» и «против» самого себя. Самосознание – форма отражения действительности, важное отличие психики человека от психики самых развитых животных, формирующаяся в ходе социализации путём расширения и углубления отношения человека с другими людьми, с обществом в целом, происходит в процессе становления Образа-Я. Самостоятельность - способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Самостоятельность мышления – умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли. Сензитивность – высокая чувствительность к внешним и внутренним изменениями; чем она выше, тем меньшая сила раздражителей нужна для возникновения реакции человека. Сенсибилизация - повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов. Синестезия - взаимодействие ощущений разных модальностей, что проявляется в появлении ощущений не характерных для данного типа раздражителя. Синтез – построение целого из аналитически заданных частей, операция, осуществляющая аналитическое мысленное воссоединение частей, признаков, свойств некое единое целое, в мысленный объект. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности. Соотношение реактивности и активности – как соотношение того, от чего в большей степени будет зависеть поведение человека – от случайных обстоятельств, настроений или от сознательных целей, намерений, убёждений человека. Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени. Социальная среда - все то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социогенетические теории - противоположность биогенетическому подходу, объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Специальные способности определяют успехи в отдельных видах деятельности (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие и т.д.). Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способы и приемы- действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности. Сравнение – операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявление общности или различности между ними. Страсть - вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Субъект – это человек, как носитель своей активности, человек – источник преобразования внешнего мира, проявляется в намерениях, потребностях (ощущение нужды в чем-либо), мотивах, установках (готовность действовать, в соответствии с закрепившимися представлениями), целях, ценностях, т.е. в значении деятельности для самого человека. Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности, это мысленное действие, отражающее связи между предметами и явлений. Схематизация – заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. На приёме схематизации строятся основные мотивы искусства русских народных промыслов: хохломы, гжели, Городецкой росписи. Схематизация воплотилась в создании образов исторических этнических народных костюмов: русских, чукотских, узбекских, грузинских, шотландских, испанских и др. Таксисы - общая механическая реакция организма на тот или иной источник раздражения. Талант - высшая степень развития способностей личности в определённой деятельности (общении), делающая человека мастером своего дела. Творческое мышление – это необходимость применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Темп реакции – это скорость протекания физических процессов и реакций, скорость движения, живость мимики, жестов, речи, находчивость и т.д. Темперамент – психологическое свойство личности, характеристика психики человека со стороны динамических особенностей протекания процессов торможения и возбуждения, таких как сила нервной системы, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний. Тест - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированных заданий с заранее определенной надежностью и валидностью. Типизация – это выделение существенного повторяющегося в однородных образах. Очень часто этот приём творческого воображения используется в литературных художественных произведениях для создания образа героя того исторического периода, который описывается в книге. Торможение по механизму отрицательной индукции – это ухудшение воспроизведения материала под воздействием посторонних раздражителей. Точность памяти - характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание. Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Узнавание - сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать, проявляется в осознании чувства знакомости информации. Умения - способы успешного выполнения действия, адекватные целям и условиям деятельности. Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения, представляют собой довольно сложную форму мыслительной деятельности. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Управление действием и его контроль - сопоставление получаемых результатов с целью (образом цели). Установка – неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения внимания на объекте, проявляется в способности человека какое-то время не отвлекаться и не ослаблять внимание. Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Фрустратор – причина фрустрации, которая вызывает фрустрационную ситуацию. Фрустрационная толерантность – это способность человека противостоять жизненным трудностям на основе адекватной оценки фрустрационной ситуации, а также предвидения выхода из неё. Фрустрация - эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определенной желаемой цели, возникает в результате какой-либо сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением важных для человека потребностей, обычно сопровождается разнообразными отрицательными эмоциями. Характер - это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, т.е. это целевая направленность принимаемых решений и их исполнение. Целеустремлённость мышления – умение объект мышления сделать основной целью деятельности, это стремление к достижению цели деятельности. Цели - наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Целостность восприятия - выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются, не данный человеку для восприятия предмет в готовом виде человек может мысленно достроить до целостного образа. Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Чувства - еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия. Широта мышления – способность мыслить не ограниченно. Эвристика – наука о закономерностях мыслительного поиска. Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Экстериоризация - реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами. Экстраверсия - выраженность реакций на внешние раздражители, «вывернутость вовне, наружу». Экстраверсия – зависимость реакций и деятельности человека от внешний впечатлений, происходящих в данный момент, и интроверсия - зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, направленность на себя, на свой внутренний мир, самоуглублённость. Эмоции - процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоциональная возбудимость – характеризует минимальную силу воздействия, необходимую для возникновения эмоциональной реакции, скорость с которой эмоция возникает, выраженность эмоциональных переживаний, порывистость, яркость. Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов – это впечатлительность, импульсивность, чувствительность, эмоциональная стабильность. Энергичность - способность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Энергичный человек не отступает перед трудностями, всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой других. Язык – это система символов, которые несут в себе определенную информацию. Сами по себе символы, составляющие язык, по форме могут быть никак не связаны с содержанием, которое они выражают. Ясность мышления – способность к чётким и точным формулировкам понятий, суждений, умозаключений, обоснований. 1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академ. проект, 2002. 2. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. 4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. – М.: Ун-т «Книжный Дом»: Высш. шк., 2002. 5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: МГУ, 1988. 7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т.: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. 8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие – М.: ИЦ «Академия», 2005. 9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Минск.: «Хелтон», 1998. 10. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 11. Кроль В.М. Психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. 12. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М.: Изд-во Флинта, 1998. 13. Кузнецова Ю.И., Фомина Н.В. Общая психология: Учеб. пособие. – Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. 14. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие / Автор-сост. Р.Р. Кашапов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. 15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: ИЦ «Академия», 2005. 16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. для вузов. – С-Пб.: Питер, 2005. 17. Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Академия, 2002. 18. Немов Р.С. Практическая психология: Учеб. Пособие. – М.: Владос, 1997. 19. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. 4 изд.– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы психологии. 20. Немов Р.С. Психология: В 2 кн.: Кн. 1 Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. 21. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2-х ч. – М.: Владос-Пресс, 2003. 22. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Владос, 2003. 23. Обозов Н.Н. Психология человека: От тела к душе. – СПб: Питер, 2001. 24. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. 25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: РГГУ, 1994. 26. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. 27. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Под ред. Л.В.Куликова. - С-Пб.: Питер, 2000. 28. Психология развития: Словарь /под общей ред. А. В. Петровского, Л. А. Карпенко, М. Ю. Кондратьева. – Москва: Изд-во «ПЕР СЭ», 2005. 29. Психология: Учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. 30. Рогов Е.И. Психология. – М.: Владос, 2005. 31. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. - Сп-Б.: Питер, 2001. 32. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 33. Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учеб. пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 34. Теплов Б. М.. Психология. - М.: Учпедгиз, 1953. 35. Тертель Л.А. Психология. Курс лекций: учебное пособие. – М.: ТК Велби, ИЗд-во Проспект, 2007. 36. Троицкая И.Ю. Экспериментальная психология в схемах и комментариях к ним. – Арзамас: АГПИ, 2002. 37. Фролова С.В., Карелин А.А. История психологии. – М.: Высшее образование, 2008. 38. Хозиев В.Б. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003. 39. Шикун А.Ф. Филинова И.М. Управленческая психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. 40. Шнейдер Л.Б. Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академ. Проект: Фонд «Мир», 2007. 41. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Просвещение, 1986.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |