Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 4 страница




Другое дело — публично-правовая сфера. Если общественное отношение затрагивает общественный интерес, т.е. входит в сферу публичного права, а нормы в законодательстве нет, следует констатировать наличие пробела. Суды в данной ситуации не способны помочь: они в России не наделены правом создавать прецеденты.

Таким образом, мы можем вести речь только о пробелах в законодательстве, а не в праве. Они имеют, как правило, объективный характер, но законодатель должен стремиться их не допускать (должен быть более прозорливым). Таково непреложное правило законодательной техники. Однако если в будущем суды в России получат право создавать прецеденты (что маловероятно), проблема пробелов отпадет сама собо

В правоприменении неполнота урегулирования чаще есть резуль- 109 тат упущений правоприменителя. Выполнение правила юридической техники полно урегулировать конкретную ситуацию способно снизить просчеты в деле правоприменения.

Правильный выбор отрасли права

Чтобы подчеркнуть важность выполнения этого правила юридической техники, рассмотрим конкретные примеры.

1. Ранее употребление наркотиков каралось в уголовно-правовом порядке, сейчас отнесено к сфере административно-правовой.

2. До 1996 г. нарушение правил дорожного движения, ставшее прими- ЛЙЙ ной существенного материального ущерба, влекло применение уголовной санкции. Сейчас отнесено к сфере административно-правовой.

3. Кодекс законов о труде РСФСР (до внесения в него поправок) не регулировал трудовые отношения, которые складывались с сфере частного предпринимательства. В начале 90-х годов суды, столкнувшись с многочисленными спорами между наемными работниками и частными собственниками, стали по аналогии использовать нормы КЗоТ РСФСР.

Понятно, что действия законодателя и правоприменителей в приведенных примерах были не случайными. Для достижения социальной адекватности они должны были тщательно проанализировать политические, экономические и социальные условия жизни и выбрать соответствующий им структурный тип правоотношения.

Относительно первого примера законодатель рассуждал примерно так: рыночные отношения предполагают не только больший уровень личностной, политической и экономической свободы, но и больший уровень ответственности. Человек должен сам решать, нести ли ему негативные последствия от употребления наркотиков. Можно ему дать понять, что общество отрицательно к этому относится, налагая административный штраф, но содержать дорогостоящий репрессивный аппарат для удержания его от пагубного пристрастия обществу экономически и не выгодно, и не по силам.

Во втором примере можно предположить, что законодатель на чаши весов мысленно положил такие ценности, как имущество и личность. Новые социальные условия заставили его на первое место поставить личность подсудимого, а не имущество потерпевшего, и поменять отраслевую принадлежность (кстати, переоценка ценностей нашла отражение в Конституции Российской Федерации, где личность провозглашается высшей ценностью).

В третьем примере суды с честью вышли из ситуации неурегулированности отношений, применяя аналогию закона

Выбор правовой формы

Указанный выбор должен происходить в два этапа.

На первом этапе производится определение того, к какой части сферы правового регулирования (публично-правовой или частноправовой) относится общественное отношение, ситуация.

Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В российском законодательстве, регулирующем лицензирование, сначала существовал очень большой перечень видов деятельности. Затем понемногу он стал сокращаться, и, в частности, деятельность, связанная с проведением опер'аций с недвижимостью, была из него исключена. Вопросы о том, каким требованиям должны отвечать работники, занятые в этой сфере, какой применять тариф за оказание услуг с недвижимостью и др., перешли в сферу частного права.

2. В Правилах дорожного движения перевозка детей в автомобиле на заднем сиденье никак не регламентировалась (на переднем сиденье она давно запрещена). С 2006 г. вопрос, как перевозить детей на заднем сиденье, был переведен в плоскость публично-правовую: теперь дети могут находиться в автомобилях только в специально оборудованных для них креслах.

На втором этапе производится выбор правовой формы. Процедура эта не всегда выглядит просто:

а) сначала определяется наиболее подходящий вид правового ре гулирования (нормативное или индивидуальное и т.д.) В первом при мере возможны два варианта решения проблемы. Фирма по недвижи мости может каждый раз в индивидуальном порядке решать и кадро вые, и финансовые, и другие вопросы. Вряд ли это будет эффективно, особенно если у нее большой объем работы. Получается, что издание корпоративных нормативных актов — лучший способ упорядочить ее деятельность;

б) затем выбирается оптимальная разновидность правового доку мента. Если взять второй пример (регламентация перевозки детей на заднем сиденье автомобиля), то вряд ли закон здесь будет надлежа щей правовой формой. Постановление Правительства (им утвержде ны Правила дорожного движения) — более подходящий для этого нормативный документ, тем более что им же урегулирован и запрет на перевозку детей на переднем сиденье.

Обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права

Международное право должно для России стать абсолютным ориентиром. Учет международных норм в процессе правотворчества и правоприменения способствует сближению, унификации национальных систем, регулирующих аналогичные отношения. В конечном

счете это повышает способность любой страны к самовыживанию в современном мире.

Как этого достичь в процессе проведения юридической деятельности?

Можно использовать несколько путей:

1) ратификация международных договоров. В этом случае правила международного договора по юридической силе становятся равноправными с правилами, закрепленными во внутреннем законе, и в случае коллизии с ними будут иметь преимущество. Здесь государство как бы переадресовывает международные нормы субъектам внутригосударственных отношений;

2) рецепция норм международного права. Термин «рецепция» (от лат. гесерИо) означает принятие, прием. В этом случае в российском праве появляются новые нормы, обязательные для исполнения. Рецепция имеет место не только в случае установления норм права, но и в случае их изменения, а также отмены. В связи с этим М. А. Пшеничное указывает на позитивную и негативную рецепцию1;

3) отсылка к нормам международного права эффективна, когда требуется однократное, строго индивидуализированное применение международной нормы. Например, часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, применяются правила международного договора.

Применение норм международного права — для России явление новое. Это предполагает особо внимательное отношение к выполнению данного правила юридической техники со стороны юристов.

Таким образом, социальная адекватность права вполне может быть достигнута, но это требует значительных интеллектуальных затрат и глубокой профессиональной подготовки

 

12. Правила обеспечения логики юридических документов.

 

Логика является необходимым компонентом юридической работы, потому что любая юридическая работа требует сложной мыслительной, интеллектуальной деятельности. Логика — это и есть наука о правильном мышлении. Присутствие логики в правотворчестве либо в правоприменении негласно, но обязательно и естественно. «Операции нормодателя, — отмечает Н.А. Власенко, — с единицами русского языка подчинены законам и правилам формальной логики, как бы об

разуя внешне невидимую, но крайне важную логическую основу нормативного текста»'.

В числе общих логических правил, крайне важных при проведении юридической работы, можно отметить следующие.

Единообразное понимание терминов

Это одно из аксиоматичных логических правил. Наиболее опасно, когда в одном документе допускается понимание термина в нескольких взаимоисключающих значениях. Если указанное правило нарушается, происходит дезориентация тех, кому адресуются юридические документы. В этой ситуации все усилия по составлению правового документа могут быть сведены к нулю.

Согласованность различных правовых документов (частей правового документа)

Под внутренней согласованностью правового документа (нормативного или индивидуального) понимается взаимодействие его положений, когда одно предписание (нормативное или индивидуальное) проистекает из предыдущего, развивая и конкретизируя его. Например, если нормы, регулирующие процесс голосования, поместить в самом начале нормативного акта, считая эти правоотношения кульминационными и наиболее важными в избирательном процессе, то нормы, касающиеся регистрации (учета) избирателей будут располагаться позже. Каждый, кто знаком с последовательностью избирательного процесса, скажет, что так размещать нормы нелогично.

Чтобы понять, насколько важно это правило, рассмотрим примеры.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что несогласован- 113 ность, встречающаяся в праве, практически лишает действенности любые правовые документы, будь они законодательными или правоприменительными.

Отсутствие противоречий между правовыми документами (частями правового документа)

Ситуацию, когда в нормативных актах встречаются противоречия, называют коллизией'. Коллизия, по мнению А.Ф. Черданцева, «это когда две и более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю»2. ^Ш Н.А. Власенко, расширяя понятие коллизии, признает таковой и не- Я согласованность (различие в подходах к регулируемой ситуации) и ^| противоречивость норм права3. Еще более расширяет понятие «коллизия» Ю. А. Тихомиров: по существу, его понимание коллизии синонимично понятию «конфликты»4. Как бы там ни было, ситуация противоречивости отражает большую степень «столкновения» норм права, нежели несогласованность в нормах права, и является более нетерпимой.

В статье 43 Конституции РФ установлено право каждого гражданина получить на бесплатной основе высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Однако уже Законом «Об образовании» предоставляется возможность получения высшего образования на платной и бесплатной основе. Реальность же такова, что платное высшее образование начинает доминировать в общей структуре высшего образования. Получается, что Закон «Об образовании» противоречит Конституции Российской Федерации.

Противоречия в построении правовых документов можно классифицировать на явные, т.е. видимые, легко обнаруживаемые, и скрытые, трудно распознаваемые при первом прочтении акта, которые проявляются в процессе его реализации. Кроме того, следует выделить и кажущиеся противоречия, т. е. возникающие при невнимательном, как правило первом, «беглом», прочтении документа.

Коллизии норм права, конечно, чаще всего обусловливаются объективными причинами, в частности динамикой общественной жизни

Однако порой дают о себе знать и причины субъективные (плохая информированность правотворческого органа, нечеткое разграничение компетенции государственных органов и др.).

Что касается противоречий, встречающихся в правоприменительных актах, то они всегда есть результат непрофессионализма. Умение вскрывать и устранять логические противоречия в показаниях участников судебного процесса — одно из профессиональных качеств любого юриста. Юрист, участвующий в правотворчестве, должен понимать, что наша жизнь полна противоречий, но это не снимает проблему ее урегулирования. Судья обязан помнить, что участники процесса имеют порой противоречивые интересы и смотрят на ситуацию с разных сторон. Однако ему свое решение надо основывать на достоверных и непротиворечивых фактах. Наличие противоречий в судебных актах есть безусловное основание для их отмены.

Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов

Насколько важно это правило, говорит часто употребляемое людьми в разговоре клише, равносильное отказу дальше вести диалог: «В твоих рассуждениях нет логики». Однако речь идет только о непоследовательности суждений. Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения. Рассмотрим пример.

В суде истец, один из соавторов произведения, оспаривает выплаченный ему гонорар. Чтобы вынести правильное решение, суд должен проделать множество серьезных умственных операций:

а) если произведение создано трудом двух лиц, они признаются соав торами;

б) если они признаются соавторами произведения, то порядок пользо вания авторскими правами они определяют по соглашению;

в) получение гонорара за созданное произведение - одно из авторских прав;

г) соавторы при заключении авторского договора не определили долю участия каждого в созданном произведении;

д) Закон «Об авторских и смежных правах» в этой ситуации дает воз можность признать участие соавторов равным;

е) истец не представил убедительные доказательства того, что его уча стие в создании произведения больше, чем у ответчика, его соавтора;

ж) оснований удовлетворить иск не имеется.

Если бы в этот ход рассуждений было вплетено такое суждение: истец собирается жениться, и ему нужно больше денег, чем его соавтору, - то налицо была бы нелогичность, т.е. была бы нарушена последовательность мыслительных операций

Убедительность правовых документов 115

Юридическая работа — это работа, которая носит в высшей мере интеллектуальный характер. Но мысли, как заключенные в нормативных актах, так и в актах правоприменительных, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным.

Истинность нормативных актов доказать сложнее. Это требует более трудоемкой работы. Доказательством здесь может быть предыдущий опыт всего человечества (например, с развитием общества жесткость санкций уменьшается), законы других стран по правовому регулированию того или иного фрагмента общественной жизни (например, Закон об акционерных обществах Германии), положения юридической и других наук (например, для избрания кандидату в депутаты необходимо получить простое большинство голосов). Основную нагрузку по приданию нормативному акту убедительности несут преамбулы.

В преамбуле Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» провозглашается: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах в референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Таковы лишь основные правила юридической техники, с помощью которых обеспечивается логика права

 

13. Структурные правила составления правовых документов.

 

Структура правового документа — это его строение. Как и любое строительство, создание правовых документов должно подчиняться определенным канонам. Главный из них — деление правового документа на части.

Это производится для того, чтобы:

а) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации. Если она содержится не систематизировано

существует реальная опасность того, что ее часть, возможно, будет отсутствовать;

б) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Опять-таки если правовой документ создается не систематизировано, адресату надо затратить значительные интеллектуальные усилия на ее классификацию и отбор, что вряд ли будет по силам каждому из них либо это потребует от субъектов больших временных затрат. Здесь уместно привести для аналогии бытовую ситуацию: если в шкафу вещи не разложены строго по полочкам, найти нужную крайне сложно.

Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части:

? вступительную;

? основную;

? заключительную.

Вступительная часть

В ней отражается большинство реквизитов правового документа. Но не только.

Если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу некоторое обоснование и убедительность.

У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Мотивировка индивидуального решения здесь крайне важна, а иначе исполнимость решения окажется под вопросом. Вот почему она отражается в основной части документа, причем детально. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа.

Основная часть

Если вести речь о сложных правовых документах, основная часть, как правило, подразделяется, в свою очередь, на составные части. Основная часть нормативных актов делится на разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (например, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части

Заключительная часть 117

Как правило, во всех видах юридических документов она невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, например срок действия документа, порядок его обжалования (который, в принципе, должны все и так знать, поскольку он устанавливается в нормативном акте), перечень актов отменяемых и изменяемых и т.п.

Приложение

Это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается порядковый соответствующий номер. Иногда в приложении содержатся:

? таблицы;

? графики;

? различного рода перечни (лиц, органов, работ и т.д.);

? образцы документов;

? карты;

? бланки;

? схемы. Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют

прикладное значение. Поэтому автономное их существование, т.е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправдано. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу.

Ссылки

Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов.

Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на

1.1 11.п ый источник опубликования акта. При этом орган, воспро-цций» правовом документе норму права, не выходит за преде-I >мпотенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань со-кмого им документа, он придает ему лишь дополнительную Фанность и убедительность.

веки

[ос к и в правовых документах встречаются крайне редко. Их ис-уют для объяснения тех или иных особенностей, которые не моги. < > гражены в основной части. Сноска помещается внизу стра-отдельно от текста.

римечания

П чисть правового документа вызывает к себе неоднозначное от-1ИС. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в норма-|\ актах и практически не встречаются в актах правопримени-м\. Примечания используются, когда необходимую информа-о представляется возможным изложить «по ходу дела», т.е. без и ним или без ущерба для смысла излагаемого положения в ос->й части правового документа1. |)им(чания позволяют: расширить объем информации; сузить объем информации;

предусмотреть исключения из общего правила или индивиду-ГО решения;

пояснить или уточнить какое-либо положение; | определить условия применимости положения; указать орган, который ответственен за решение того или иного ка, и т.д.

11-11 м образом, случаи использования примечаний могут быть ии разнообразными.

Днако примечания загромождают и запутывают правовые доку-.1, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исиолните-•атрудняют усвоение и пользование актами. Одним словом, вчания усложняют и без того сложные правовые документы. ючему широкое применение примечаний на практике себя не (дывает

 

14. Языковые правила написания юридических документов.

 

Правовой акт, являясь средством регулирования поведения людей, обращается в первую очередь не к чувствам и воображению человека, а к его воле и разуму, и властно предписывает определенное поведение. Поэтому язык правовых документов — это язык государственной власти, а потому ему присущ властный и официальный характер. Учитывая это, составитель юридического документа обязан выполнять правила, касающиеся языка. Их несколько

Ясность

Ясность — это простота, понятность правового документа. Требуется так составлять правовой документ, чтобы он был понятен всем лицам, на которых распространяется. Неясный правовой акт не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам.

Отсутствие проясненности правового документа может иметь разную степень:

? полная неясность (например, аморальный проступок — п. 8 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации);

? двусмысленность (например, утрата доверия — п. 7 ст. 81 ТК РФ);

? недостаточная ясность (например, неоднократное неисполнение трудовых обязанностей — п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Наиболее нетерпимой является первая, самая грубая степень неясности. Именно здесь возможны не только ошибки, но и злоупотребления, из-за чего возникают сложные и затяжные судебные споры

Ясное представление о смысле правового акта для каждого субъ-

екта зависит от ряда таких факторов, как его опыт (собственный или заимствованный у других), образование, уровень культуры, в том числе правовой, и др.

Степень простоты и ясности определяется и в зависимости от того, на кого рассчитан правовой акт, какой сферы отношений непосредственно он касается. Если это неопределенный круг лиц, то акты должны быть написаны более простым языком (например, Конституция РФ). Если же правовой акт регулирует достаточно узкую сферу общественных отношений (например, Правила почтовой службы), текст такого акта может быть техничным и сложным.

Точность правового документа

Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык и, допустим, журналистский, можно заметить, что степень точности первого несравненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами, можно опротестовать (т.е. поправить) в суде. Неточности судебных актов поможет исправить вышестоящая судебная инстанция. Однако цена неточностей нормативных актов может оказаться слишком высокой.

Иногда первое языковое правило юридической техники (ясность) может вступить в противоречие со вторым (точность). В самом деле, ясность и понятность акта может препятствовать точности юридического текста, и наоборот — повышенное внимание к точности способно привести к усложнению и неясности его текста. Такими примерами изобилует Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Здесь явно просматривается желание законодателя быть исключительно точным. Кстати, пространность наименования самого закона обусловлена этим же.

Тем не менее все ученые-юристы, рассматривавшие проблему противоречий между ясностью и точностью юридического документа, предлагают отдавать преимущество точности1, ибо без нее документ теряет свою определенность, и создаются условия для его противоречивого толкования, а следовательно, и для возможного злоупотребления.

Для обеспечения точности правового акта не следует употреблять

такие общие и абстрактные формулировки, как «повысить внима- 121 ние», «решительно улучшить», и выражения в конце фразы типа «и т.д»., «и Т.П».

Доступность правовых актов

Это несколько иное языковое правило юридической техники. Здесь имеется в виду не столько контингент адресатов правового документа, сколько круг лиц, в отношении которых осуществляется превентивная, воспитательная работа. В данном случае речь идет в основном о правовых актах, выполняющих охранительную роль (Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и др.).

Доступности способствуют:

? использование максимально простых слов, терминов, фраз, широко употребляемых в обычном обиходе и легко воспринимаемых большей частью населения;

? отказ от использования в правовых актах сложных конструкций с причастными и деепричастными оборотами;

? отказ от злоупотребления иностранными словами;

? отказ от использования некоторых канцелярских оборотов, бюрократических штампов, архаичных выражений и т.д.

Краткость правовых документов

Одни ученые называют это языковое правило компактностью1, другие — экономичностью2, третьи — лаконичностью. Речь идет об одном и том же — о сокращении объема правового документа, но, конечно же, не в ущерб его качеству.

Краткости способствуют:

? отсутствие многословия;

? сокращение неоправданных повторений отдельных фраз (если такая потребность возникает, лучше дать в скобках краткую обобщающую формулу и затем ее воспроизводить в последующем тексте);

? использование кратких формулировок;

? типизация (стандартность, стереотипность) формулировок;

? вынесение дефиниций в начало документа, с тем чтобы в дальнейшем не расширять документ за счет многократного их повторения

Отсутствие нафосности, декларативности правового

документа

Желание правотворческого субъекта поднять значимость правового документа порой приводит к правовой демагогии. Это, конечно, крайняя форма идеологизированности правового документа, и самая опасная. В.М. Баранов определяет правовую демагогию как намеренное (иногда обманное) воздействие на чувства и знания людей посредством различных форм односторонней либо грубо извращенной подачи правовой действительности для достижения собственных порочных целей, обычно скрываемых под видом пользы для народа и благосостояния государства1.

Правовой демагогией довольно часто страдали нормативные акты в советский период. Сегодня демагогичные правовые акты уже не встречаются. Однако актов декларативного характера достаточно. Вот один из примеров.

В Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» есть положения, не в полной мере соответствующие реальности. К ним, как представляется, относятся:

? конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

? содействие созданию и функционированию негосударственных высших учебных заведений;

? предоставление обучающимся в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте.

Другой пример. Закон «О государственном русском языке Российской Федерации» был издан только в 2005 г. Понятно, что данный Закон, в принципе, нужен, ибо он определяет случаи, когда использование русского языка обязательно. Однако в нем не обошлось без деклараций, более уместных в публицистических или научных статьях, которые никакой регулятивной нагрузки не несут:

«Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации».

Напыщенность ясно просматривается практически во всех международных актах: их преамбулы имеют крайне пафосный характер

Это связано с тем, что международные нормы не имеют санкций и ис- 123 полняются только добровольно. Здесь пафосность — средство внушить сторонам, подписавшим международный акт, его значимость и тем самым обеспечить повышение эффективности его исполнения. Пафосна преамбула и в Конституции России. Возможно, это оправданно: Конституция — документ особенный, призванный отразить единение граждан. Однако в других нормативных актах, а тем более в правоприменительных документах, это только отвлекает внимание адресатов и снижает эффективность правовых документов.

Официальность стиля правовых документов

Несмотря на то что многие авторы относят юридический стиль ^р изложения правовых документов к разновидности литературного1, все же следует констатировать, что здесь едва ли не больше различий, чем сходства, с другими литературными источниками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.