Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 8 страница




В гражданском процессе применяется следующее правило: судебная повестка направляется по прежнему месту жительства при отсутствии сообщения о перемене места жительства, хотя суду достоверно известно, что ответчик там не проживает, и повестка до адресата не дойдет. В самом деле, не объявлять же всероссийский розыск, чтобы обеспечить присутствие ответчика, например, при рассмотрении дела о расторжении брака. Это потребует значительных общественных затрат, да и время растянется надолго

Смысл фикции всегда выражается словами «как бы», «как если бы», «допустим». Но в отличие от презумпций этот вымысел неопровержим. Фикция всегда императивна. Вот два примера фикций, которые приводит в своей статье известный процессуалист И. Зайцев1. Если сторона удерживает и не представляет письменное или вещественное доказательство, предполагается, что сведения, в нем содержащиеся, направлены против интересов этой стороны и считаются ею признанными (хотя это не доказано).

Если сторона уклоняется от проведения экспертизы и без нее экспертизу провести невозможно, суд вправе признать этот факт (для установления которого нужна была экспертиза) установленным или опровергнутым.

Можно дать сначала укрупненную классификацию фикций (материально-правовые и процессуально-правовые), а затем провести ее по отраслям. Однако сразу же оговоримся: большинство фикций так или иначе связано с частным правом. Причина проста: вымысел, если и даст сбой, затронет лишь небольшой круг лиц и не приведет к дестабилизации правовой системы в целом.

Большое количество фикций в наследственном праве. Можно напомнить о принципе декларативного действия разделения наследственного имущества, согласно которому каждый наследник получает свою долю наследства непосредственно от покойного, даже после того как имущество несколько лет находилось в нераздельном владении. Есть и фикция, связанная с представлением к наследованию только еще зачатого ребенка, который в соответствии с этой нормой считается родившимся каждый раз, когда такое решение совпадает с его интересами.

Есть фикции общего порядка, но их очень мало.

Наиболее знаменитая из всех фикций стала поговоркой - «незнание закона не освобождает от ответственности». В условиях характерного для нашего времени появления огромного числа законов и регламентов эта формулировка становится фикцией даже для самих юристов2.

О. А. Курсова предлагает еще несколько классификаций фикций': 1) по источнику, в котором фикции содержатся:

? конституционные;

? находящиеся в законе;

по способу выражения:

? сформулированные в виде суждений (отрицательных или утвердительных);

? сформулированные в виде неопровержимых предположений; 3) по характеру правовых ситуаций:

? фиктивные факты;

? фиктивные состояния. Значение фикции велико. Они были крайне полезны во всех ар хаичных юридических системах. В настоящее время их количество сократилось, да и применение фикций сильно ограничено. Это связа но с тем, что постоянно совершенствуется искусство доказывания, на ходят применение все более технологичные методы установления юридических фактов.

Не следует рьяно критиковать юридические фикции. Их сущест- | вование оправдывается исключительно правовыми целями, главная из которых — стремление к порядку и эффективности. Значение фикций состоит в том, что они:

? способствуют переводу обыденной реальности в реальность правовую;

? устраняют неопределенность в правовом регулировании;

? помогают упростить юридические отношения и сделать правовое регулирование устойчивым и стабильным;

? способствуют охране прав граждан;

? помогают добиться справедливости порой на грани или наперекор истине;

? сокращая ход и объем правовой деятельности, облегчают установление обстоятельств и тем самым делают правовую систему экономной;

? способствуют эффективности юридической деятельности

 

25. Правовые аксиомы.

 

Этому приему правотворческой техники не повезло: в юридической науке правовым аксиомам традиционно уделяется мало внимания'.

Большинство ученых, так или иначе затрагивающих эту проблематику, согласны с тем, что в праве достаточно общепризнанных положений, закрепленных в законодательстве

А.Ф. Черданцев считает, что право не содержит в себе правовых 191 I аксиом. Они могли бы быть в юридической науке, но она, как и многие социальные науки, настолько динамична, что найти общепризнанные истины не удается и в ней.

И все же максималистский взгляд не всегда способствует продвижению вперед и в теории, и на практике. Возможно, в праве не удастся обнаружить общепризнанные положения, дошедшие до нас через много тысяч лет. Однако, рассматривая ограниченный исторический отрезок человеческого бытия, мы их обнаружим.

Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требую-I щие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отражение в нормах права.

Правовая аксиома, прежде чем найти отражение в законодательстве, зарождается в сознании людей. В ней находит отражение многовековой опыт человечества. Правовыми аксиомами являются простые по содержанию жизненные правила, в которых находят отражение начала справедливости'. Таким образом, найти отражение в нормах права должны лишь такие общепризнанные идеи, в которых заложен большой нравственный потенциал.

Вот примеры некоторых из них.

Нельзя быть судьей в своем деле. На основе этого правила введена уголовно-процессуальная норма, согласно которой судья не может рассматривать дело, если его участниками являются его родственники.

Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких, родственников (ст. 51 Конституции РФ).

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст. 54 Конституции РФ).

Закон, устанавливающий более суровую ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54 Конституции РФ).

Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ).

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Гораздо реже правовые аксиомы сначала разрабатываются юридической наукой, а затем вводятся в законодательство. Например, после многих лет жизни в Советском государстве, где существовала административно-командная система и утвердился принцип жизни «что не разрешено, то запрещено», ученые много поработали, чтобы

доказать, что в обществе, основанном на рыночной экономике, должно действовать другое аксиоматичное правило, определяющее поведение граждан: «разрешено все, что не запрещено»'.

Конечно, в юридической науке содержится гораздо больше аксиом, к далеко не все из них переходят в законодательство. Вот некоторые из них, пришедшие еще из римского права.

Где есть право, там есть и его защита.

Судьи сами знают законы, стороны в процессе не обязаны доказывать их содержание.

Сила доказательств определяется их весомостью, а не количеством. Решение спора между двумя лицами, не должно вредить третьему лицу. Пусть будет выслушана и другая сторона. Да не превзойдет судья требования сторон.

Правовые аксиомы делятся на следующие виды:

а) по характеру — общие и отраслевые;

б) по содержанию — утверждающие и отрицающие. Значение правовых аксиом заключается в том, что они:

? упрощают правовое регулирование, благодаря чему законода-гельство становится более доступным для граждан;

? делают правовое регулирование экономным;

? способствуя экономии человеческого энергии в процессе правоприменения, позволяют сделать его более мобильным;

? позволяют сделать правовое регулирование более эффективным

 

 

26. Логические правила составления нормативного правового акта.

 

Система логических требований (правил) в правотворчестве

Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов. Таких правил достаточно много. Некоторые из них носят общий характер и важны для всех юридических документов:

? единообразное понимание терминов;

? согласованность различных частей правового документа;

? согласованность различных правовых документов;

? отсутствие противоречий между частями правового документа;

? отсутствие противоречий между различными правовыми документами;

? последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов;

? убедительность правовых документов.

Эти общие логические правила правотворческой техники рассматривались ранее (см. главу 4).

Теперь предстоит обратить внимание на специфические правила логики, используемые в процессе правотворчества:

? обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации);

? соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства;

? однородность правовых обобщений, помещаемых в нормативный акт (правило отраслевой типизации);

? классификация нормативных предписаний;

? регламентирование всех элементов логической нормы права;

? обеспеченность нормативных предписаний санкциями;

? вынесение за скобки одинаковых частей логических норм. Рассмотрим эти логические правила правотворчества по порядку.

 

Обоснование мотивов принятия нормативного акта (правило мотивации)

Для общества более оптимальным вариантом является ситуация,

когда человек как разумное существо строит свое поведение согласно

нормам права не под страхом принуждения, а добровольно, понимая

еобходимость такого поведения. Выгода для общества здесь прямая:

е надо тратиться на обеспечение контроля над поведением таких гра-

ан и аппарат принуждения, если потребуется его коррекция.

Однако для обеспечения добровольности исполнения закона сле-

ует к тому же предпринимать определенные меры. Одним из эффек

тивных способов является указание в самом нормативном акте на причины, мотивы его принятия, цели и задачи, которые законодатель при этом преследует. Не лишним будет назвать и главную идею закона. Все это составляет информацию для адресатов нормативного акта, ориентирующую его и мотивирующую поведение, заложенное в нормативном акте.

Чаще всего мотивировка создания нормативного акта заложена в его преамбуле. Но это не обязательное правило. Вот пример иного рода, когда законодатель счел необходимым более пространно изложить мотивы, связанные с принятием нормативного акта, и посвятил этому отдельную статью.

Соответствие нормативного акта общим принципам системы законодательства

Основополагающим здесь является принцип законности. Это означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации и нормативным актам, имеющим

более высокую юридическую силу. Чтобы воплотить принцип демо- 199 кратизма в законотворчестве, депутаты парламентов (как федерального, так и региональных) должны поддерживать тесную связь со своими избирателями, знать их нужды и чаяния. Принцип научности в правотворчестве обеспечивается привлечением ученых хотя бы для проведения экспертизы подготовленных проектов законов, но лучше сотрудничество с научными силами начинать на более ранних этапах прохождения законопроектов. Принцип реальности заставляет законодателей «держать руку на пульсе» и не отрываться от действительности, или иначе: им надо жить одной жизнью с народом и всеми нитями быть связанными с обществом.

Одним словом, принципы, пронизывающие всю систему законодательства, — это «маяки» для каждого нормативного акта в отдельности и по ним надо выверять все законодательные акты.

Однородность правовых обобщений, помещаемых

в нормативный акт (правило отраслевой типизации) шк

11а сегодняшний день специализация норм права достигла высо- ЩШ кого уровня. Давно ушло время, когда, как в «Русской Правде», в одном нормативном акте можно было найти и уголовно-правовые, и гражданско-правовые, и семейно-правовые нормы. Комплексные нормативные акты, в которых содержатся нормы, относящиеся к различным отраслям права, вне всякого сомнения, являются анахронизмом. В нормативный акт должны помещаться нормативные обобщения, регулирующие однородные отношения, и в силу этого сами нормы должны иметь одинаковые родовые признаки и структурный тип.

Применительно к «старым» отраслям права, где существуют кодифицированные акты, это правило, в принципе, соблюдается. Хотя, например, Семейный кодекс Российской Федерации вторгается в область гражданско-процессуального права (см. ст. 67—71). К сожалению, это правило часто нарушается при упорядочении какой-либо относительно новой области общественной жизни, еще не подвергавшейся детальной правовой регламентации. Причем делается это из самых благих побуждений: собрать все нормы права воедино и облегчить адресатам пользование нормативным актам

Классификация нормативных предписаний

Ее суть состоит в распределении правового материала по класси (группам, видам) в соответствии с избранным критерием'. Эта рабо! заключается в упорядочении юридических норм на основе аналогия различий.

Классификация позволяет установить логический порядок, чЯ кое и даже геометрическое разграничение правовых явлений, при м< обходимости — формальную иерархию понятий, феноменов и ситу! ций права. Классификация сведет воедино отличающиеся на первИ взгляд одно от другого явления, которые будут поставлены в опреЯ ленном порядке с целью облегчить их рассмотрение, анализ и толш вание.

Классификация должна осуществляться по следующим праЯ лам:

а) при делении правовых норм надо использовать одно и то жещ нование;

б) объем частей множества должен равняться объему всего сифицируемого множества (правило соразмерности деления);

в) члены множества должны взаимно исключать друг друга; I

г) подразделение на множество должно быть непрерывным, | нельзя перескакивать через ближайшее подмножество2.

Право применяет большое число классификаций. Например,! ществуют различные классификации лиц (физические и юриди ские лица; правоспособные и неправоспособные), классификав субъективных прав (вещные, личные и интеллектуальные права; и(щественные и неимущественные права), классификации веще/ имущества и т.д. Существуют также различные классификации ю дических актов, классификация обязательств, классификация пр* нарушений и мер ответственности, видов ущерба и способов его мещения. Есть классификации преступлений и наказаний в У го ном кодексе Российской Федерации. Все эти классифика представляют большой интерес как в плане ясности норм права, та

Обеспеченность нормативных предписаний санкциями

Это правило является аксиоматичным. Особенность правовых норм в том, что они устанавливаются под угрозой наложения на субъектов правоотношений неблагоприятных последствий. Почему же I тогда нередко в нормативном акте конкретные санкции не прописываются, а делается отсылка к другому нормативному акту, где эти санкции устанавливаются (чаще к Кодексу об административных правонарушениях)? Кроме того, встречается и другое, еще более нетерпимое положение, когда законодатель отсылает к закону, который еще не принят. Получается, что устанавливаются нормы без санкций

Конечно, некоторые могут возразить по поводу приведенного примера, что идет отсылка к нормативным актам, выполняющим охранительную функцию в системе права. Отсылка справедлива лишь в отношении экологических преступлений (уголовная репрессия — это самый суровый вид репрессии, и только парламент может решать вопрос, что может быть признано преступлением).

Однако административные правонарушения из Кодекса об административных правонарушениях давно стали разноситься по специальным актам. И это правильно: в специализированном нормативном акте в таком случае мы находим логические нормы в полном составе. Таким актом удобно пользоваться. Если бы этого не происходило, Кодекс стал бы необозримым, если учесть, что сложность общественной жизни влечет усиление работы исполнительных органов власти и ЧИСЛО административных правонарушений и санкций, налагаемых за неисполнение административных распоряжений.

Относительно установления санкций в нормативном акте действуют следующие правила:

Отсутствие дублирования нормативных предписаний

Следует различать дублирование механическое, т.е. ситуацию, когда по недосмотру разработчики помещают тождественное или аналогичное нормативное предписание в нормативный акт. Эту ситуацию можно смело квалифицировать как правотворческую ошибку.

Обратим внимание на допустимое, но нежелательное дублирование нормативных предписаний.

Рассмотрен далеко не полный набор логических правил подготовки нормативных актов. Интеллектуальные возможности человечества постоянно развиваются. Логическое мышление — часть интеллекта человека. Поэтому можно предположить, что набор логических правил правотворческой техники будет постоянно расширяться и нормативные акты станут более совершенными

 

27. Структура нормативного акта.

 

Форма (лат./опиа) — это внешнее очертание, наружный вид предмета, а также его строение, определенный порядок в отличие от аморфного материала1.

К формальным требованиям нормативных актов, в которых находит отражение содержание права, по мнению С.С. Алексеева, относятся2:

? реквизиты нормативного документа;

? структурная дифференциация текста;

? единство и внутренняя логика текста;

? терминология;

? стиль;

? методы, облегчающие пользование нормативным актам (примечания, приложения и т.п.).

Однако такое комплексное понимание формальных приемов отражения содержания права вполне было уместным и оправданным в 80-е годы, «на заре» развития учения о юридической техники.

В корректировке нуждается и формальная сторона законодательной техники нормативных актов. В частности, логические правила в

изложением приемов оформления норм права в совокупности, а дифференцировать их, что будет способствовать более глубокому их исследованию.

Итак, мы будем различать внешнюю и внутреннюю форму нормативного акта.

Внешняя форма служит идентификации нормативного акта и дает возможность отличить нормативный акт от множества других нормативных документов. Такие отличительные признаки именуются реквизитами правового акта. Они были рассмотрены в главе 4 (см. 6).

Если содержание нормативного акта составляют нормативные предписания, то выражение их с помощью языка и расположение их в определенном порядке, т.е. структурирование, составляют его внутреннюю форму.

Средства правотворческой техники, относящиеся к внутренней форме нормативного акта, позволяют надлежащим образом зафиксировать нормы права. Они, в свою очередь, делятся на две группы:

? структурные правила;

? языковые правила.

2. Структура нормативного акта

Система структурных единиц нормативных актов

Структура нормативного акта — это его строение.

Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов

 

Система структурных единиц нормативных актов

Структура нормативного акта — это его строение.

Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных доку-ментах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов

¦ заголовок;

¦ оглавление;

¦ преамбула;

¦ часть;

¦ раздел;

¦ глава;

¦ статья;

¦ параграф;

¦ пункт;

¦ подпункт;

¦ абзац;

¦ примечания;

¦ заключительные положения;

¦ приложения; Рассмотрим их по порядку

Заголовок

Заголовок — это наименование нормативного акта.

Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно их средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:

¦ точность. Это означает, что он должен весьма определенно от ражать содержание закона.

краткость. Речь идет о том, чтобы заголовок в сжатой форме передавал суть нормативного акта

Примером, нарушающим это аксиоматичное правило, является

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не случайно полное название этого Закона практически не употребляется;

¦ оптимальная обобщенность содержания нормативного акта. Имеется в виду ситуация, когда законодатель в погоне за краткостью заголовка не раскрывает смысл нормативного акта. Однословные за головки часто настолько общие, что не ориентируют пользователей нормативного акта, поскольку не содержат достаточной информа ции.

емкость. Это требование касается законов, содержание кото рых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может пре тендовать на автономность. Однако в целях законодательной эконо мии и для облегчения труда пользователей лучше создать единый нормативный акт под одним заголовком

формализованность. Заголовок — это одна из частей нормативного акта, и поэтому он должен быть изложен официальным стилем. Это означает, что заголовок должен быть строгим, чеканным, нейтральным, беспристрастным, без претензий на какую-либо оригинальность, сдержанным и даже эмоционально холодным.

Различают полное, краткое наименование нормативного акта и его аббревиатуру

Полное наименование в сжатой форме передает его содержание, 211 обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из совокупности других нормативных актов, ссылаться на него в других правовых документах. В ссылках приводится именно полное наименование нормативного акта.

В полное наименование не рекомендуется включать пояснения по предмету регулирования, например ключевые понятия, заключенные в скобки, поскольку дополнения такого рода затрудняют оформление ссылок на закон. Кроме того, заголовок может изначально содержать дополнительный компонент, в частности краткое наименование или аббревиатуру, помещенные в скобки, и тогда пояснения к заголовку могут окончательно запутать пользователя нормативным актом.

Краткое наименование рекомендуется использовать в целях облегчения цитирования нормативного акта. Оно формулируется с помощью сложного существительного, образованного из следующих элементов: вид нормативного акта и, как правило, одно или несколько ключевых понятий. Например, Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чаще называют так: Закон о гарантиях избирательных прав.

Краткое наименование может устанавливаться как единственный -А заголовок. При наличии полного наименования его сокращенный вариант добавляется в скобках. Краткое наименование воспринимается как символ, знак закона и поэтому быстро схватывается. Ключевые понятия, образующие краткое наименование, обычно выбираются из полного названия. Например, Закон «Об авторском праве и смежных правах» обычно называют Законом об авторском праве.

Назначение краткого наименования состоит в том, чтобы дать сжатое и точное, удобное в применении название нормативного акта.

Аббревиатура — это словообразование, состоящее из начальных букв слов и принадлежащее к официальному тексту (например, Уголовный кодекс Российской Федерации — УК РФ).

Как и полное наименование, аббревиатура служит идентификации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной, т.е. отличаться от принятых аббревиатур других нормативных актов.

Заголовок выполняет три задачи:

¦ поиск нормативного акта (если известен смысл нормативного акта и необходимо повторное к нему обращение);

¦ информационную (например, при подборке нормативных актов по определенному вопросу)

Оглавление

Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты. Задачи оглавления заключаются в следующем:

¦ сориентировать пользователя в нормативных предписаниях;

¦ обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта;

¦ сделать текст закона доступным;

¦ облегчить чтение нормативного материала.

В не меньшей мере оглавление нужно составителям проекта нормативного акта: оно изначально заставляет их систематизировать нормативный материал, излагать его логично и последовательно, что способствует повышению качества самого нормативного акта.

В оглавление вносятся все основные структурные единицы текста нормативного акта (части, разделы, главы, статьи). Одним из условий отражения структурных единиц в оглавлении является наличие у них собственного названия.

Вопрос о местонахождении оглавления в структуре нормативного акта может решаться двояко. Оглавление может помещаться или в начале акта перед преамбулой, или в конце. Но более удобным является все же первый вариант: оглавление следует за наименованием нормативного акта.

Существует и третий вариант, который используется, в частности, в Германии: оглавление располагается после преамбулы перед постановляющей частью1. Такое новшество введено немецким законодателем недавно, и в связи с этим оглавление стало считаться частью нормативного акта. Ранее законодатель при опубликовании нормативного акта сам решал, составлять оглавление закона или нет. При этом часто оглавление не соответствовало изменившемуся тексту нормативного акта. Теперь же оглавление немецкого закона гарантированно отражает содержание самого закона. Оглавление, таким образом, приобретает статус элемента закона и определяется его содержанием: если в процессе принятия закона изменяется его содержание, непременно должны быть внесены коррективы и в оглавление

Преамбула

Название данной структурной единицы нормативного акта произошло от лат. ргаеатЬи1и$, что означает идущий впереди, предшествующий. Действительно, преамбулу еще называют вводной частью.

Преамбула — это часть закона, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного закона (мотивы), а также указание на задачи, цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.

Возникновение вводной части закона проистекает от оформления законов в Древнем Риме. В Древнем Риме многие законодательные акты благословлялись формулой Вопиз/асШпг!, что означало «В добрый путь!».

Сегодня преамбула играет такую же важную роль, как и много веков назад. Исполнитель правовых норм, обыкновенный гражданин, должен знать, зачем он исполняет именно эти предписания закона и почему этот закон лучше предыдущего. Можно исполнять норму права из-за боязни быть наказанным (маргинальное правомерное поведение)1, но не понимать ни ее смысл, ни цели своего поведения. Однако «законы должны не просто управлять, но и убеждать» — эти слова великого философа Платона, сказанные два тысячелетия назад, до сих пор являются актуальными.

Преамбула включает в себя такие компоненты, как мотивы принятия закона, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе применения нормативного акта. Задачи, мотивы и цели не могут считаться нормативными предписаниями, поэтому они выведены за пределы постановляющей части закона. Разграничим эти близкие между собой понятия.

¦ Задача — это постановка проблемы, которая требует разрешения с помощью нормативного акта

Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает

его поведение осмысленным и последовательным.

¦ Цель — это конечный результат, которого хочет достичь зако нодатель, принимая нормативный акт.

Включение этих компонентов в преамбулу закона носит прежде всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовлетворять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону (осознанно убежденное поведение

Главная задача преамбулы — определить цели и мотивы издания нормативного акта, которые намечается решить благодаря его изданию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.