Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 5 страница




Какими же особенностями характеризуется юридический стиль?

Авторы, детально исследовавшие эту проблему, отмечают:

? строгость стиля;

? чеканность стиля;

? его нейтральность;

? беспристрастность;

? отсутствие какой-либо оригинальности и резко стилевой индивидуальности;

? сдержанность и даже эмоциональную холодность;

? отсутствие образных сравнений;

? властность (повелительность).

Указанные языковые правила служат основой для формулирования правовых предписаний. Их значение для практики подготовки правовых документов трудно переоценить.

 

15. Реквизитные правила оформления юридических документов.

 

Для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению необходимо у каждого правового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся

название вида правового акта;

? название органа, его издавшего;

? наименование (полное и сокращенное);

? дата принятия;

? номер правового акта.

Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа.

Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются необходимым атрибутом правового акта. К ним относятся:

? место (название города);

? дата подписания;

? полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ;

? фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; V

? его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа).

Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.

Вид правового акта

Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа.

Если вести речь о нормативных актах, издаваемых в Российской Федерации, то их система многоуровневая. За каждым уровнем закрепляется определенный вид нормативного акта. Так, федеральный закон как вид нормативного акта имеет высшую юридическую силу (за исключением Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законов) по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям, инструкциям ведомств).

С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т.д.).

Орган, принявший нормативный акт

Его указание предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть абсолютная корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим

В других правовых актах, например индивидуальных, этот реквизит часто бывает включен в так называемую шапку документа (часть общего характера или вводную часть). Даже беглый взгляд на нее позволяет вычленить субъекта (субъектов), ответственного за создание акта.Наименование (заголовок) нормативного акта

Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяется предмет и круг регулируемых общественных отношений. Четкое и правильное отражение предмета регулирования необходимо для того, чтобы исполнители могли по названию правового акта определить его содержание, легко запомнить название и при необходимости быстро найти такой акт. Заголовок важен также в плане проведения систематизации и учета нормативных актов.

Окончательный вариант заголовка обычно утверждается после рассмотрения всех поправок к тексту проекта нормативного акта, так как в процессе создания его содержание может частично измениться. Заголовок должен точно отражать содержание всего законопроекта.

Различают полное и краткое наименование закона.

Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Как правило, не рекомендуется включать в наименование закона пояснения, заключенные в скобках. Это затрудняет восприятие наименования в целом.

последующего воспроизведения полного наименования. В соответствии с канонами законодательной техники краткое наименование добавляется в скобках в заголовке после полного наименования

126 Если обратиться к процессу законотворчества в Российской Федерации, то следует заметить, что практически отсутствует официальная практика добавления краткого наименования после полного, хотя иногда это необходимо

Продолжая иллюстрацию данного правила юридической техники на примере избирательного законодательства, можно проанализировать наименование действующего Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно слишком громоздко для воспроизведения, но официального краткого наименования не существует. Вот почему чаще используется неофициальное краткое наименование Федерального закона «Об основных гарантиях...» - более удобное и тождественное полному наименованию. В будущем, если будет принят Избирательный кодекс, наименование которого содержит всего два слова, необходимость в кратком наименовании отпадет.

Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной.

Что касается наименования индивидуальных актов, то название их содержится опять-таки во вводной части, причем зачастую не автономно, а в единой увязке с указанием на орган (или субъект), его вынесший (создавший). Приведем выдержку из судебного определения, где подчеркнуто название (тема) определения.

Дата принятия правового акта

Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и дата принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом. Из-за такого многообразия указаний на дату на практике наблюдается разнобой: иногда датой принятия закона неправильно считают дату подписания его Президентом. Например, такие справочно-правовые базы, как «Консультант Плюс», «Гарант», предлагают использо

вать при поиске по дате принятия именно дату подписания закона Президентом, что противоречит статье 2 вышеприведенного Закона.

Дата важна и для индивидуальных актов, поскольку позволяет определить его действия (исполнения, обжалования и др.).

Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.).

Регистрационный номер

Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции Российской Федерации регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года.

Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяется момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата.

 

16. Процедурные правила принятия юридических документов.

 

Подготовка и принятие правовых актов является творческим процессом. Однако их главная особенность в том, что, имея повелительный характер, они всегда затрагивают интересы субъектов права. Вот почему их принятие, как правило, формализуется в виде установления определенной процедуры.

Юридические документы бывают разного характера. Однако их все же можно разделить на два блока:

1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как:

правотворческая;

? интерпретационная;

? правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.);

? правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы)';

2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т.е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права2. Этот вид документов опосредует:

? применение санкций за правонарушения;

? предупреждение правонарушений;

? разрешение споров между субъектами права;

? устранение коллизий между нормативными актами и т.д. Одним словом, сюда относится всякая правоприменительная

юрисдикционная деятельность государственных органов, в результате которой принимается множество правоприменительных документов.

Правовые последствия, возникающие в связи с изданием правоприменительных юрисдикционных документов, отличаются жестко- \ стью и самым непосредственным образом влияют на поведение и! судьбы людей. Даже самое малое отступление от процедуры их принятия порой способно больно ударить по интересам субъектов права. Вот почему порядок их принятия существенно отличается в плане четкости, детализированности и даже строгости от порядка создания юридических документов первого блока.

Именно это заставило большинство ученых признать, что объединение порядка принятия правотворческих, правореализационных и правоприменительных документов в единое понятие «юридический процесс» возможно лишь с дальнейшей дифференциацией этого понятия (правотворческий, правореализационный, правоприменительный неюрисдикционныи и правоприменительный юрисдикционныи виды процесса)'.

Анализ научных споров между сторонниками традиционного (узкого) и широкого понимания юридического процесса позволяет сделать следующие выводы:

1) научной категорией, обозначающей порядок совершения всех 129 и видов юридической деятельности, является понятие «юридический процесс»;

2) нормы, регулирующие нормальный ход реализации материального права, составляют юридическую процедуру или процедурное право;

3) нормы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, объединяются в понятие «юрисдикционный процесс» или собственно процессуальное право.

Рассмотрим общие правила юридической техники, касающиеся порядка проведения любой (как нормальной, так и аномальной) юридической деятельности.

Законность процедуры ' I

Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около десятка нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве принимаются свои акты по данному вопросу. Более детально в законодательстве прописывается, конечно, порядок принятия правоприменительных актов, особенно судебных.

Рациональность (оптимальность, целесообразность) процедуры

Это правило призвано обеспечить достижение целей быстрого и полного осуществления юридической деятельности с наименьшей затратой сил, средств и времени со стороны государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правило юридической техники, о котором идет речь, имеет двоякий смысл:

а) это задача органа, установившего процедуру, постоянно работать над ее усовершенствованием, внося соответствующие изменения в установленный им порядок принятия правовых актов. Именно неутомимость по совершенствованию процедуры выборов на протяжении последних лет демонстрирует Центральная избирательная комиссия России, предложившая для принятия Государственной Думе не один десяток поправок в избирательное законодательство

этом рационально. Наглядный пример — принятие Государственной Думой Закона «О Гимне Российской Федерации». Он был принят сразу в первом чтении, хотя по Регламенту Государственной Думы вполне допустимо было провести три чтения

Плановость процедуры

Юридическая процедура порой настолько сложна, что растягивается на довольно продолжительное время. Например, три чтения в Государственной Думе самого незамысловатого закона занимает около шести месяцев. Некоторые сложные уголовные дела тянутся по полгода и более. На каждом этапе процедуры задействуются те или иные ее участники. Для экономии их времени и сил, а также для удобства тех, кто обеспечивает их присутствие, желательно заранее определять время возможного участия всех лиц.

Принцип плановости хорошо просматривается в работе Государственной Думы, где составляются планы прохождения законопроектов на год, квартал, месяц, неделю. Планируется работа каждого пленарного заседания. Однако часто планы нарушаются как по объективным, так и по субъективным причинам. Не стоит видеть в этом катастрофу: депутаты - живые люди. Кто-то из мыслителей в шутку сказал, что планы для того и существуют, чтобы их нарушать.

Учет и согласование интересов адресатов правового акта

Процедура должна обеспечивать учет и согласование интересов лиц, которым адресован правовой акт. Это означает, что к процессу его разработки и принятия должны привлекаться граждане и органи

зации, на правовом положении которых может отразиться это реше- 131 ние (управленческое, судебное или другое).

Выполнение этого процедурного правила — обычно обязанность составителя юридического документа (управленческого решения, договора или нормативного акта). В уголовном процессе судья до вынесения приговора всегда выясняет мнение не только потерпевшего по многим для него принципиальным вопросам, но и личные, семейные обстоятельства подсудимого. Делается это для того, чтобы точнее урегулировать ситуацию. Рассмотрим в качестве примера конкретное уголовное дело.

Российская глубинка... Проблемы с трудовой занятостью, проведением культурного досуга... С, недавно вернувшийся из армии, решил с другом отметить это событие. Поскольку никто из них не работал, они решили добыть деньги на выпивку продажей краденого у своих соседей имущества. Забравшись в кладовую, они украли мешок пшена и трехлитровую банку растительного масла. Реализовали односельчанам, купили спиртное и веселились весь вечер. Их, разумеется, привлекли к уголовной ответственности.

На процессе судья для правильной квалификации дела детально выяснял у потерпевшей, является ли причиненный ущерб для семьи значительным. Потерпевшая ответила утвердительно, обосновав это тем, что она не может в селе найти работу, ее муж умер и на ее иждивении находятся двое детей, вся семья живет на пенсию ее матери. Деяние подсудимых было квалифицировано по части 2 ст. 158 УК РФ.

Значимость этого процедурного правила куда большая при принятии законов. Для того чтобы претворить его в жизнь, необходимо:

? познать закономерности общественного развития;

? выявить социальные интересы;

? определить доминирующие интересы и т.д.

Для согласования интересов используются согласительные процедуры, экспертиза законопроектов, их всенародное обсуждение, освещение законотворческого процесса в прессе и др.1

Логическая последовательность выполнения действий, составляющих процедуру

Логика должна пронизывать не только содержание юридических документов, но и процедуру осуществления юридической деятельности. Впрочем, одно с другим связано накрепко. Если нарушается по

Соблюдение процедурных сроков

Срок является определенным промежутком времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены или, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Это требование очень часто подкрепляется конкретными указаниями закона (легальные сроки). Особенно сроки важны в юрисдикционной деятельности (устанавливаются предельные сроки предъявления обвинения, расследования, предания суду). Иногда сроки для участников правоотношения устанавливаются судом (судебные сроки), а также сторонами договора (сроки по соглашению). Однако при решении многих вопросов конкретные сроки не устанавливаются (например, назначение на должность, награждение, принятие закона, нотариальная регистрация сделки и др.). В этих случаях должно действовать следующее правило (правовая аксиома): юридически значимое действие должно быть выполнено в оптимально короткий срок.

Часто сроки вводятся для того, чтобы заставить отдельных лиц действовать быстрее, ускоряя, таким образом, их вступление в юридические отношения и ведя борьбу с их бездеятельностью и небрежностью. Иногда причины обратные: в этом случае сроки используются, чтобы замедлить активность. В некоторых случаях сроки защищают какое-либо дело достаточно уязвимого свойства от поспешных действий партнера. Иногда сроки носят чисто технический характер и соответствуют естественным или биологическим потребностям.

Углубленное изучение сроков в правовой деятельности демонстрирует их мощное практическое воздействие, а также социологический, психологический и иногда моральный эффект, которые может нести в себе этот важный элемент

Проверка правильности выполнения процедуры

Юридическая деятельность, как уже указывалось, всегда затрагивает интересы лиц. Обозначенное в подзаголовке процедурное правило дает им возможность для их выражения и защиты. Заинтересованным лицам должна предоставляться возможность обжалования несправедливого, на их взгляд, решения. Без контроля и надзора не может нормально развиваться никакая юридическая деятельность

Универсальным контролирующим органом в этом деле является суд, 133 хотя не стоит пренебрегать и административным порядком обжалова-иия (в вышестоящий орган).

К сожалению, на практике это правило далеко не всегда можно применить. В частности, куда обжаловать факт постоянной отсрочки принятия многих важных законов?

Применение санкций за нарушение процедуры

Санкции могут быть самыми разными: уголовными (например, за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, принуждение к даче показаний и др.), дисциплинарными (например, освобождение от должности). Возможно также признание правового ш акта недействительным или ничтожным. ^Н@

Главная проблема состоит в реальном исполнении правила, о котором идет речь: порой должностные лица, виновно нарушившие процедуру, избегают применения санкций.

Завершая рассмотрение процедурных правил, следует отметить, что их никак нельзя считать второразрядными в ряду общих правил юридической техники. Они несут две очень важные задачи:

? повышают эффективность юридической деятельности;

? гарантируют интересы граждан, которые затрагиваются в ходе ее осуществления.

 

17. Понятие законодательства. Требования к законодательству или критерии его качества.

 

В юридической литературе и в обыденной жизни широко расиро^ странен термин «законодательство». Он понимается по-разному. 1

В соответствии с первой точкой зрения законодательство — это <ш вокупность законов1.

Согласно второй точке зрения — совокупность нормативных дМ тов, издаваемых федеральными органами власти2. От рафинировав ного (или узкого) понимания законодательства заставила отказатьсУ сама жизнь: нехватка собственно законов особенно остра была в пер(^ од перехода к рыночным отношениям. Однако на сегодняшний де/ этот голод устранен, он восполняется с помощью подзаконных норЦ тивных актов. Нельзя не считаться и с правовым менталитетом на" да. В сознании людей любое нормативное веление верховной влас^ всегда приравнивалось и приравнивается до сих пор к «закону». В: щиту этой точки зрения выдвигаются и другие аргументы. Так, ней7 торые ученые утверждают, что исключение из системы законодателе ства, например, ведомственных нормативных актов означает призц! ние «фрагментарного» характера законодательства, что «негатив» отразится на всей системе, поскольку позволит каждому, теперь \ ж отдельному звену функционировать самостоятельно, не обеспечим единство и взаимодействие всех звеньев»3.

Сторонники третьей точки зрения считают, что законодательв во — это совокупность всех действующих нормативных актов в страж (как федеральных, так и региональных). Эта позиция стала завоет! вать все больше сторонников в связи с тем, что массив и значимое» законодательства субъектов Федерации все более возрастаю! В принципе, научно стерильным является именно такое пониман|| законодательства.

Тем не менее пока наиболее предпочтительным представляет^ второй подход. Аргументы здесь таковы

«и раничение законодательства только законами не соответст- дсйствительной роли Президента, Правительства и мини-

I и*;

» ик. почение в это понятие всех нормативных актов, издаваемых».нк•, создает опасность нивелировки подзаконных федеральных || по сравнению с региональными;

? узкое понимание законодательства противоречит сложившей- ридической практике, когда почти любой закон после его приня-

?уквально «обрастает» нормативными актами меньшей юридиче-силы, обеспечивающих его детализацию и реализацию; I существуют большие проблемы с доступностью всех регио-1,1 х актов и с получением о них информации, что ставит под во-(Ьолучение полной информации о российском законодательстве, ^очно-поисковая система «Консультант плюс» (ее полная вер-[содержит полную информацию о нормативных актах, издавае-России, в том числе в субъектах Федерации. Однако сегодня да-[Не все граждане и организации

Требования к законодательству (критерии качества законодательства)Йтобы быть действенным регулятором общественной жизни, за-"дательство должно быть качественным. Что значит «качествен-?аконодательство»? Иногда качество законодательства отождест-Ьт (что, думается, не совсем правильно) с качеством закона, так?аконодательство состоит именно из законов, и если каждый из Йудет качественным, то в сумме они и придадут нужное качество иодательству в целом.

Обобщив мнения ученых по данному вопросу, можно выделить Позиции1.

Во-первых, качество закона — это его способность соответство-социальным реалиям (экономическим, политическим и иным), 1кцент делается на содержание закон

Во-вторых, качество закона проявляется прежде всего в том, как в

нем формулируются потребности и требования социальной реальности, т.е. главное в нем — юридическая форма. Даже если закон точно транслирует требования жизни, но не удобоварим, его действенность окажется под вопросом'.

В-третьих, качество закона — это совокупность его свойств (касающихся как содержания, так и формы), позволяющая быть действенным регулятором общественных отношений.

Пожалуй, этот комплексный подход следует взять за исходный и следующим образом определить качество законодательства.

Качество законодательства — это внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность законодательства удовлетворять определенные потребностей общества.

Чтобы быть качественным, законодательство должно отвечать следующим требованиям.

Отражение воли государства

Законодательство должно выражать волю правотворческого государственного органа, а через него и волю государства. Поскольку предполагается, что государственные органы должны действовать в интересах и во благо народа, то и в законодательстве должна находить отражение воля народа. Таковы теоретические постулаты, которые на практике далеко не всегда находят применение. Тем не менее закон считается качественным, если соответствует реальным общественным отношениям. Закон может соответствовать самому высокому уровню законодательной техники, но тем не менее вызывать отрицательный эффект, если грубо нарушает социальную справедливость и не отвечает экономическим, политическим и иным интересам и потребностям общества.

Стремление к минимальному количеству 145

нормативных актов

В противном случае у подавляющего большинства населения возникают проблемы с получением информации о законодательстве: в большом их массиве немудрено запутаться. И даже при должной информированности далеко не все способны увязать правовые нормы между собой, определить их иерархию и т.п. Это порой у пользователей снижает желание действовать в соответствии с законодательством, поскольку, по их мнению, все равно не получиться быть чистым перед законом.

В правотворчестве надо исходить из принципа: регулировать с помощью законодательства лишь вопросы, которые граждане и организации не могут урегулировать самостоятельно и которые затрагивают их общие интересы. Неоправданная правовая заурегулированность общественной жизни не только ведет к ограничению свободы личности, «гасит» энергию людей, но и вызывает инфляцию законодательства, способную вообще парализовать право как социальный регулятор. Особенно это касается внешней правовой избыточности, т.е. когда одни и те же вопросы регулируются большим количеством нормативных актов.

Однако есть еще проблема — внутренняя правовая избыточность1. Речь идет о повторении информации в самом нормативном акте, не несущей дополнительную нагрузку, которую можно удалить либо преобразовать без изменения смысла нормативного акта. Такая избыточность загромождает нормативные акты и затрудняет восприятие их смысла. Ярким примером в этом отношении является уже упоминавшийся Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на референдум в Российской Федерации

Стабильность

Стабильность отнюдь не означает неизменность законодательства, которая может сделать его косным, не соответствующим реалиям. Стабильность достигается при максимальной продуманности и обоснованности закона. Поспешность, поверхностный подход, неадекватное отражение действительности приводят к многочисленным поправкам и исправлениям в законодательстве

Своевременное обновление

Если правовая реформа не успевает за развитием общественных отношений, она превращается в тормоз. Задачей законодателя является определение хотя бы ближайших перспектив в развитии общества и выработка нормативных актов наперед. Сиюминутное правовое регулирование, практика «латания дыр» не повышают качество законодательства.

Полнота

Законодательство должно состоять из законов, которые достаточно полно регулируют тот или иной фрагмент общественной жизни. Требование полноты предполагает, что нормативный акт содержит «прорисовку» всех элементов правоотношений, которые возникнут на его основе: объекты, субъекты, их права и обязанности, санкции на случай нарушения прав участников правоотношения

Закон об охране окружающей среды Российской Федерации 147 (2001 г.) выгодно отличается от своего предшественника. Однако законодателю и в нем не удалось с исчерпывающей полнотой урегулировать вопросы, связанные с защитой окружающей среды. Так, в Законе предусмотрена гражданская ответственность за причинение вреда природе, тогда как административная ответственность по-прежнему регулируется Кодексом об административных правонарушениях. При этом законодатель не учел давно наметившуюся тенденцию переноса правонарушений из названного Кодекса в специальные законы, каковым и является Закон об охране окружающей среды.

Конкретность

Законодательство должно быть конкретным, т.е. содержать четко выраженные правила поведения, способные однозначно регулировать определенную сферу общественных отношений. Преобладание в них призывов, декларативных норм сказывается на практике их реализации, существенно снижает эффективность законодательства и приводит к серьезным негативным последствиям.

Закон «Об охране памятников истории и культуры» из-за неконкретности своего содержания дает возможность его обхода, вызывает необходимость конкретизации многочисленными подзаконными актами, порождает засилье ведомственных инструкций, в которых закон может, как это бывало неоднократно, «потонуть».

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» во многом посвящен констатации дел в этой области, в частности характеристике органов, проводящих информационную политику в Российской Федерации. Значительная его часть отдана под определение терминов, используемых в информационной области, что само по себе было бы неплохо, если бы наряду с констатирующими положениями массивно были бы представлены регулятивные.

Однако степень конкретизации имеет определенный предел. Нормативный акт не в состоянии предусмотреть многообразие жизненных обстоятельств. Для того чтобы законодательство не страдало мелочной регламентацией и не корректировалось постоянно, необходимо сохранять разумную обобщенность его содержания.

Демократичность

Большое значение в деле повышения качества законодательства имеет процесс демократизации законодательства. Способствовать этому может проведение следующих мероприятий:

) свободные выборы, когда роль административного ресурса све-

дена к минимуму;

б) развитие партийной системы и реальное, а не номинальное уча стие партий в предвыборной борьбе;

в) более широкое использование референдумов;

г) широкое обсуждение законопроектов в средствах массовой ин формации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.