Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 9 страница




Преамбула характеризует социально-политическую обстановку, которая побудила к изданию акта, и, таким образом, она носит информационный характер. В преамбуле может содержаться анализ практической деятельности, подлежащей урегулированию. В некоторых случаях в ней называются тенденции развития наблюдаемых явлений и объясняется, почему необходимо в настоящий момент издать данный нормативный акт. Кроме того, иногда в преамбулу помещают перечень регулируемых вопросов. Одним словом, структура преамбулы может быть различной.

Как правило, преамбула начинается со слов «в целях». Она обычно не разделяется на отдельные части и выступает связующим звеном для всех норм, помещенных в данном акте, объединяет их единой идеей, общей политической и правовой основой. Помещение в преамбулу регулирующих нормативных положений крайне нежелательно, поскольку тогда будет искажена сама суть данной структурной единицы.

Преамбула несет большую нагрузку:

¦ помогает глубже и полнее понять значение нормативного акта, заостряет внимание на актуальных вопросах правового регулирова ния

¦ устанавливая цели и задачи, которые стоят перед нормативным актом, преамбула официально констатирует эти положения и тем самым обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдельных норм акта;

¦ формирует правосознание пользователей нормативного акта, мобилизует общественность на осуществление юридических предписаний. Она как бы программирует адресатов на предписанное поведение;

¦ способствует добровольной реализации положений нормативного акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необходимости поступать так, как предписывает данный нормативный акт;

¦ преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: необходимость мотивировать нормативный акт сдерживает их от принятия ненужных нормативных актов.

Ошибок, связанных с написанием преамбулы, множество. Вот некоторые из них1:

¦ в преамбуле вместо мотивационного введения в нормативном акте содержится информационное введение. Информацию о содержании нормативного акта вполне можно было отразить с помощью его оглавления;

¦ часто преамбула настолько мала, что отражает только цель и в ней нет места мотивам издания нормативного акта. Это не способствует формированию у людей убежденности в необходимости выполнять предписания нормативного акта;

¦ в преамбулу вводятся нормативные положения, в частности дефинитивные. Это размывает нормативный материал;

¦ преамбула не выделяется, а сливается с основной частью акта;

¦ нормативные акты порой вообще не содержат преамбулу

 

 

28. Структурные единицы текста. Правила расположения структурных единиц текста.

 

Текст нормативного акта редко сводится к одному или нескольким простым нормативным положениям. Обычно он состоит из множества правовых предписаний, которые к тому же специализируются на регулировании того ли иного фрагмента общественных отношений. Все это позволяет их сгруппировать и расположить в определен

фицированность. Более того, юридическая графика служит упорядочению мысли самого законодателя, а текст закона приобретает смысловую завершенность и спаянность.

Вместе с тем текст нормативного акта — это целостное единство. Его деление на отдельные фрагменты не исключено, однако они должны рассматриваться не как нечто полностью самостоятельное, а как части целого, как составные подразделения нормативного акта.

На какие же структурные единицы может подразделяться текст нормативного акта?,

1. Часть — самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании ведущих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права. Дело в том, что за большой срок существования отрасли накапливается значительный нормативный материал, и он настоятельно требует классификации, в противном случае пользоваться им становится невозможно.

Для группировки нормативного материала на части могут быть использованы различные критерии:

а) функциональный критерий годится для отраслей права, имеющих очень длительную историю существования. Функциональный критерий предполагает объединение нормативных предписаний по роли, которую они играют в правовом регулировании отрасли права (регулирование субъектов, объектов и других элементов правоотношений). Как правило, выделяется в таком случае общая часть, позволяющая сконцентрировать в одном месте текста нормативного акта общие нормативные предписания, избежать повторений, сформулировать принципы отрасли права и др. В особенной части концентрируется весь остальной нормативный материал. По мнению ведущих специалистов в области теории права, обобщающие предписания выполняют функцию «цементирующего средства» в структуре права'

Не обязательно для обозначения частей кодексов, построенных но этой схеме, использовать термины «общая» и «особенная» части. Иногда законодатель просто нумерует их: первая, вторая и т.д. (как это сделано в Налоговом и Гражданском кодеках).

В Налоговом кодексе просматривается такая схема классификации нормативного материала: в части первой находят отражение нормативные предписания, которые должны быть приняты во внимание правоприменителями при взыскании всех видов налогов, а в части второй сосредоточены правовые предписания, сгруппированные по видам налогов.

Это фундаментальное правило юридической техники, как ни странно, нарушается.

б) предметный критерий. Здесь нормативный материал располагается по кругу вопросов, которым посвящается та или иная часть кодекса. Как правило, они разные, но связаны друг с другом. Данная схема деления нормативного акта применяется для оформления сравнительно молодых отраслей права, и тем не менее уже накопивших значительный объем нормативного материала

Такая схема деления на части используется в Трудовом кодексе Российской Федерации. Вот содержание ее частей: часть первая - Общие положения (очень небольшая по объему, более похожая на главу), часть вторая -Социальное партнерство, часть третья - Трудовой договор, часть четвертая - Особенности регулирования труда отдельных категорий работников, часть пятая - Защита трудовых прав

Общая;

? Особенная (поместить в нее различные виды договоров - части вторая и третья);

? Специальная (посвятить ее особенностям регулирования труда отдельных категорий работников - часть четвертая);

? Процессуальная (где урегулировать вопросы защиты трудовых прав - часть пятая).

Уголовно-процессуальный кодекс тоже демонстрирует деление на части по предметному критерию: к Общей добавляются части, регулирующие досудебное производство, судебное производство, особое производство, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;

в) смешанный критерий предполагает выделение в нормативном акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко делит материально-правовые нормы на части Общую и Особенную. Но далее идут нормы процессуального права, объединенные в разделы, посвященные отдельным вопросам (органы, уполномоченные рассматривать административные правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях). Правильнее было бы их объединить в отдельную часть, назвав ее процессуальной. Однако законодатель этого не сделал и оставил эти разделы к качестве самостоятельных. Самая грубая ошибка здесь заключается в том, что части оформляются разделами. Раздел - это менее крупная структурная единица, нежели часть, и предназначена для других целей.

2. Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Но если встречается, то вполне может использоваться для выделения1 подотрасли (или группы институтов).

Бывают случаи, когда в кодексе части отсутствуют (например, Жилищный кодекс Российской Федерации). Тогда при делении нор-1 мативного материала каркасом становятся разделы. Это имеет место в отраслях, не отличающихся «солидным возрастом» и не имеющий большого нормативного массива

Общая;

? Особенная (поместить в нее различные виды договоров - части вторая и третья);

? Специальная (посвятить ее особенностям регулирования труда отдельных категорий работников - часть четвертая);

? Процессуальная (где урегулировать вопросы защиты трудовых прав - часть пятая).

Уголовно-процессуальный кодекс тоже демонстрирует деление на части по предметному критерию: к Общей добавляются части, регулирующие досудебное производство, судебное производство, особое производство, международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства;

 

 

в) смешанный критерий предполагает выделение в нормативном акте одних частей по функциональному критерию, а других — по предметному.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях четко делит материально-правовые нормы на части Общую и Особенную. Но далее идут нормы процессуального права, объединенные в разделы, посвященные отдельным вопросам (органы, уполномоченные рассматривать административные правонарушения, производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях). Правильнее было бы их объединить в отдельную часть, назвав ее процессуальной. Однако законодатель этого не сделал и оставил эти разделы к качестве самостоятельных. Самая грубая ошибка здесь заключается в том, что части оформляются разделами. Раздел - это менее крупная структурная единица, нежели часть, и предназначена для других целей.

2. Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Но если встречается, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институтов).

Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих область общественных отношений.

В Гражданском кодексе на статус подотрасли вполне могут претендовать договорное право, обязательства из причинения вреда, наследственное право, право интеллектуальной собственности.

Бывают случаи, когда в кодексе части отсутствуют (например, Жилищный кодекс Российской Федерации). Тогда при делении нормативного материала каркасом становятся разделы. Это имеет мест в отраслях, не отличающихся «солидным возрастом» и не имеюшд большого нормативного массива

Глава. Назначение данной структурной единицы состоит в том, чтобы оформлять правовой институт или субинститут.

Институт права — это обособленный комплекс правовых предписаний, обеспечивающий цельное, относительно законченное регулирование определенной группы родственных общественных отношений'.

Институт права регулирует вид общественных отношений.

Главы Семейного кодекса, составляющие раздел II (условно называемый «Брачное право»), содержат такие институты, как институт заключения брака, институт его прекращения, институт признания брака недействительным.

Субинститут — это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации институт возбуждения уголовного дела делится на два субинститута — поводы и основания возбуждения уголовного дела (глава 19) и порядок возбуждения уголовного дела (глава 20).

Нормативные предписания включаются в главы по предметно-функциональному признаку и тяготеют друг к другу.

4. Статья — основная структурная единица текста нормативного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т.е. правило поведения, регулирующее то или иное общественное отношение.

Однако на самом деле очень редко удается в статье обнаружить норму права в целостном выражении. Стало правилом посвящать статью отдельному фрагменту общественного отношения. Законодатель, руководствуясь принципом законодательной экономии, дробит большинство норм права на отдельные фрагменты (правовые предписания). Общие «кусочки» норм выносит за скобки, т.е. сосредоточивает их в отдельных разделах, главах, другие группирует и располагает их в определенном порядке.

Статья содержит один или несколько фрагментов правовых норм или нормативных предписаний, посвященных отдельным вопросам.

Вот пример из Кодекса об административных правонарушениях: «СТАТЬЯ 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних».

В данной статье речь идет лишь об одном качестве субъекта административного правонарушения: возрасте. Это часть гипотез норм, закрепленных в Особенной части.

Статьи номеруются, и им присваивается название.

5. Параграф — довольно редко используемая структурная единица текста нормативного акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило ведомственных. Причем упрекнуть создателей этих актов в своеволии нельзя. Параграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов. Действительно, использовать для этой цели раздел вряд ли справедливо, поскольку с помощью разделов разграничиваются правовые институты, а то и подотрасли. Главы как структурные единицы прочно ассоциируются с правовыми институтами или субинститутами. Статья в этом случае тоже не подойдет. Вот и получается, что в маленьких нормативных актах лучше параграфа для группировки небольшого количества правовых предписаний не найти. Однако в последнее время Министерствоюстиции Российской Федерации ориентирует все ведомства отказы- 221 ваться от употребления параграфа как структурной единицы и предлагает делить текст на группы, озаглавливая их римскими цифрами без добавления слова «раздел». Введение безымянных разделов — вряд ли удачное правило правотворческой техники.

6. Пункт. В законах эта структурная единица является вторичной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсутствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а не дифференцированный текст. Вот пример целостной статьи из Кодекса об административных правонарушениях, где отсутствуют пункты

Подпункт. Эту структурную единицу редкой тоже не назовешь. В большей мере она используются в подзаконных актах для градации текста больших пунктов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.

Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается с про писной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписание, сформулированное в абзаце, является органичной или неразрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служ ит показателем перехода от одной мысли к другой

В приведенном примере содержится довольно много абзаце и, пользоваться ими крайне неудобно, поскольку они никак особо н обозначены. Пользователю данным нормативным актом необходим их идентифицировать путем подсчета, что крайне неудобно, да и, кр< ме того, можно легко ошибиться.

Примечания

Данная структурная единица нормативного акта не была оставле-^ на учеными без внимания, несмотря на то что встречается она в тексте нечасто

Вот как в юридической науке характеризуется этот правотворческий прием1.

Примечание — часть нормативного акта, которая представляет государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания/носящее сопроводительный характер.

Примечания обладают следующими особенностями:

? это государственно-властное установление (повеление), следовательно, оно имеет обязательный характер;

? носит сопроводительный характер;

? обладает такой же юридической силой, что и сопровождаемая им норма;

? существует для акцентирования внимания на определенном фрагменте сопровождаемой нормы;

? в тексте нормативного акта автономизируется и для этой цели имеет особое обозначение словом «Примечание», к тому же помеченное цифрами, звездочками и т.п.

По структуре примечания могут быть разными, что дает возможность их классифицировать на простые и сложные.

Рассмотрим примеры простого (ст. 2.4 КоАП РФ) и сложного (ст. 158 УК РФ) примечания

В юридической науке предлагаются и иные классификации'.

Содержание примечаний может быть самым разнообразным. Вот примерный круг вопросов, которые могут находить отражение в примечании: I? изложение специальных норм;

? наличие дефиниций;

? указание на принципы права;

? определение круга лиц, на которых распространяется норма права;

? определение пределов действия нормы;

? наличие стоимостных критериев;

? уточнение оценочных понятий;

? определение сроков;

? установление правовых режимов;

? регулирование вопросов о компетенции;

? уточнение структуры субъектов правоотношения;

? определение процессуальных моментов и т.д.

Рассуждая о значении примечаний, можно отметить следующие моменты.

Примечания позволяют конкретизировано изложить тот или иной фрагмент правовой нормы. Максимально это достигается, когда примечание содержит конкретный пример.

Примечание позволяет дополнить норму права, акцентируя внимание адресата на той или иной стороне устанавливаемого нормой права поведения.

Иногда требуется изменить (расширить или сузить) объем правовою регулирования определенного общественного отношения, и примечание позволяет этого достичь.

С помощью примечаний устанавливаются связи между общими и специальными нормами.

В целом же примечания способствуют удобству пользования нормативным актом.

Заключительные положения

Эта структурная часть нормативных актов вызывает большое количество споров. Законодатель стал ее использовать недавно. В других странах, в частности в Германии, ее выделять не принято. Там в конце текста нормативного акта помещается так называемая заключительная формула, где отражаются сведения об одобрении верхней палатой, о подписании закона, об опубликовании.

Анализ российских нормативных актов не позволяет выявить какое-либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся как придется, т.е. произвольно.

Вот перечень возможных вопросов заключительной части, который впечатляет внушительностью, но еще

об обратной силе законов;

7) о полномочиях субъектов правоотношений;

8) об ответственности за нарушение норм закона;

9) об обжаловании действий субъектов правоотношений;

 

10) о порядке рассмотрения споров;

11) о сроках исковой давности;

12) об освобождении от уплаты тех или иных сборов;

13) о символах государственной власти;

14) о мерах по реализации закона;

15) вопросы регистрации и перерегистрации субъектов правоотношений;

16) вопросы финансирования исполнительных структур и др. Как видим, эти вопросы совсем не пустяшные и требуют своего

упорядочения. Сгруппируем их на три части:

Первая часть: вопросы с первого по шестой связаны с предупреждением и преодолением коллизий в праве, которые могут возникнуть при принятии того или иного нормативного акта. Они регулируются оперативными предписаниями и направлены на сохранение баланса в правовой системе, поэтому их включение в заключительную часть нормативного акта вполне оправданно. Кроме того, они важны и с точки зрения удобства пользования.

Вторая часть: вопросы с седьмого по тринадцатый затрагивают элементы правоотношений, регулируемых нормативным актом, и требуют нормативной проработки. Вполне логично, чтобы они находили отражение не в заключительных положениях, а в самом тексте нормативного акта, который от этого только выиграет: приобретет логичный и целостный характер.

Третья часть: вопросы с четырнадцатого по шестнадцатый — это вопросы оперативные и требующие конкретных решений, а посему помещать их в нормативный акт, пусть и в заключительную

категорически нельзя. Они могут быть отражены в приложениях к нормативному акту.

Итак, применительно к заключительной части нормативного акта может быть установлено следующее правило: в нее могут помещаться положения, направленные на поддержание баланса в правовой системе.

Приложения

Это вовсе не обязательная структурная единица нормативного акта. Ее скорее можно назвать редкостной. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного акта и облегчающие понимание смысла его статей.

Некоторые общие правила расположения структурных единиц текста

Эти правила выводятся на основе ранее проведенного анализа. Вот их перечень:

1) все структурные единицы нормативного акта (и большие, и маленькие) должны иметь сквозную нумерацию, в противном случае пользователи будут путаться;

2) по возможности все крупные структурные единицы (в том числе статьи) должны иметь специальные заголовки. Главная функция заголовков — информационная. Их использование позволяет лаконично выразить суть нормативных предписаний, что помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале;

3) располагать нормативный материал надо так, чтобы более важные предписания предшествовали менее важным;

4) правило должно излагать до исключения;

5) положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях

материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные — перед процессуальными.

Итак, работа над структурой нормативного акта — дело непростое. Здесь нужно четкое знание приемов правотворческой техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого, большую роль играет практический опыт работы над составлением законодательных актов. Он, как правило, нарабатывается годами.

 

29. Языковые (лингвистические) правила составления нормативных актов и их система.

 

Миссия юристов как профессиональной группы состоит в том, чтобы на основе установок, задаваемых государственной властью, разрабатывать и применять правовые нормы, одновременно способствующие разделению труда и сотрудничеству между людьми. В процессе правотворчества следует заботиться о том, чтобы нормы права точно отражали объективную реальность.

Однако правовые установления адресуются людям, привыкшим свое сознание и мысли облекать в языковую форму. Вот почему законодатель свои веления, в основном носящие формализованный письменный характер, оформляет с помощью языка.

Юридический язык в народе имеет плохую репутацию: «это язык для одурачивания простаков»1. Хотя он обращен ко всем гражданам, порой им трудно его понять. В принципе, юридический язык должен совпадать с обиходным, для того чтобы его понимали и принимали граждане. Однако он одновременно должен быть точным, и здесь без юридических терминов, которые порой вырабатывались веками, никак не обойтись.

Юридический язык специфичен. Это отмечают все авторы, посвятившие свои научные исследования законодательной лингвистике

Язык права основывается на принципах корректности, стабильное информативности правового текста1. Рассмотрим их по порядку. I Принцип корректности означает, что текст нормативного акт) должен полностью соответствовать лексическим, грамматическим стилистическим стандартам литературного русского языка, котори к тому же считается языком государственным. Исходя из этого в гп вовой системе действует презумпция лингвистической правильное нормативных актов.

Конечно, довольно, часто эта презумпция опровергается самЛ правотворческими субъектами, которые порой предъявляют неуЯ боваримый результат своей деятельности. Вот один из них

Принцип стабильности. Имеется в виду использование общепЯ нятых слов и словосочетаний, языковых оборотов, традиционно уги ребляемых в речи. Конечно, динамика присуща и языку как социаЯ ному явлению. Однако скорость ее невысокая. Считается, что доля пройти около двадцати лет до того как национальные словари зафИ сируют языковое изменение.

В последнее время, когда укрепляются контакты между страня и народами, взаимообогащение в области языка идет с большей

По сравнению с другими аспектами юридической техники языку права как области юридической техники, можно сказать, повезло. На сегодняшний день она является достаточно разработанной. Серьезное исследование системы языковых средств проделал Н.А. Власен-ко. Выдвинутые им идеи восприняты юридической наукой1. Поэтому, чтобы «не изобретать велосипед», будем в полной мере на них ориентироваться при изложении языковых правил правотворческой техники. По следам мэтров идут молодые ученые2. Их разработки тоже весьма интересны. Нам предстоит учесть и обобщить все сделанное

1 Власенко НА. Проблемы

предшественниками, с тем чтобы составить свое целостное видение по данному вопросу.

Языковую основу текста нормативных актов составляют лексические единицы: слово, словосочетания, предложения, аббревиатуры.

Н.А. Власенко включает в их число еще и законодательную графику, т.е. членение законодательного текста на разделы, главы и т.д., а также организацию нормативных актов (заголовки глав, статей, оформление приложений). Все эти моменты были рассмотрены в 2 данной главы, поскольку, как представляется, они касаются структуры, а не языка нормативного акта.

Вместе с тем систему языковых правил можно представить и несколько иначе, более широко. Ее составляют четыре группы правил:

1) общелингвистические (ясность, точность, доступность, краткость, отсутствие пафосности, официальность, экономность, соблюдение грамматических правил и др.);

2) терминологические. Термин — это слово или словосочетание, выражающее какой-либо факт, явление и обладающее однозначностью. Следовательно, это правило в полной мере относится и к использованию слов и словосочетаний в нормативном тексте;

3) синтаксические. Эти правила касаются построения предложений;

4) стилистические. Стиль — это правила употребления, сочетания и соотношения языковых элементов, т.е. их функционирования.

Вспомогательное значение имеют аббревиатуры.

Рассмотрим подробнее указанные лексические единицы и правила их употребления.

 

30. Слова и словосочетания в нормативных актах (лексические правила).

 

Слово играет ключевую роль в нормативном тексте, хотя бы потому, что составить предложения, несущие смысловую нагрузку в тексте, без слов невозможно.

В принципе, слово выражает какое-то понятие, которое вовне обнаруживает себя с помощью термина. Получается, что слово — это одновременно и понятие, и термин.

Существуют требования к терминам (общие правила), касающиеся использования их в нормативных документах:

? ясность;

? однозначность;

? апробированность;

? самообъяснимость;

? экономичность и

Однако на практике это правило не всегда четко выполняется.

Рассмотрим отступления, не редкие для текстов нормативных актов:

1) полисемия — многозначность слова. Например, слово «орган» имеет много значений, но в праве употребляется при обозначении структур, осуществляющих государственную власть. В связи с этим на законодателя ложится обязанность сделать так, чтобы в нормативном акте термин употреблялся однозначно. Здесь может быть использовано множество средств: уточнение, конкретизация, определение и др.;

2) синонимия — взаимозаменяемость слов. Синонимы в нормативном акте могут играть положительную роль: они помогают уточнить, детализировать волю законодателя. Кроме того, синонимы обогащают язык текста, что также немаловажно.

Однако в использовании синонимов необходимо помнить:

? нельзя использовать квазисинонимы, т.е. слова, не состоящие в семантическом родстве;

? нельзя допускать неточные или оттеночные синонимы;

? недопустимо синонимическое излишество;

3) антиномия. Речь идет об употреблении взаимоисключающих терминов. В нормативных текстах это используется довольно часто (истец — ответчик, право — обязанность и др.). Здесь следует также знать меру:

? соблюдать симметричность в противопоставлении;

? не противопоставлять многозначные слова;

? не противопоставлять близкие по значению слова.

В правотворческой работе употребляется множество терминов. Обычно их классифицируют по видам:

? общеизвестные термины, отражающие происходящие в обществе процессы и саму жизнь (владельцы транспортных средств, наемный труд, работодатель, семья и др.);

? специальные понятия, пришедшие из различных областей общественной жизни (природно-антропогенный объект, естественная экологическая система, информатизация, информационные процессы и др.);

? специфические юридические понятия (вменяемость, вина, истец, гражданин, преюдициальность и др.).

Это стандартные слова, из которых состоит ткань нормативного текста.

Однако существуют нестандартные лексические группы, использование которых в нормотворческой практике вызывает наибольшие трудности:

? архаизмы — названия предметов, явлений, по каким-либо при- 239 чинам вытесненные другими словами (присяжный, пристав, бремя доказывания и др.). Здесь действует следующее правило: их не следует искусственно вытеснять, поскольку право — это элемент культуры, которому присуща преемственность собственных традиций;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.