Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В XV – XVIII вв




Эпоха Возрождения и Новое время в Европе экономически характеризуются как период становления и развития капиталистических отношений. Натуральное хозяйство сменилось экономической специализацией и разделением труда, использованием наемного труда, развитием торговли. В промышленности происходит переход от кустарного, ремесленного ручного труда сначала к мануфактурному производству, а затем к крупному машинному производству. Рост экономики требовал внедрения новых технологий, что в свою очередь требовало привлечения науки к созданию новой техники. Технические знания приобретали теоретический характер. Возникла инженерная деятельность, которая в отличие от технической деятельности опирается не только на практический опыт, но и на научные знания.

В развитии научных и технических знаний в этот период четко прослеживалась связь с потребностями практики. Абсолютистские государства, возможно, и не были заинтересованы в любых технических инновациях, но некоторые им были необходимы: вооружение (что предполагало развитие горного дела, металлургии, химической промышленности и др.), транспорт, производство предметов роскоши (текстиль и др.). Даже в уставах академий наук появились указания на поощрение наук, ориентированных на торговлю и ремесла.

Развитие мануфактурного производства и строительство гидросооружений расширяют представления о гидравлике и механике. Развитие артиллерии приводит к созданию основ баллистики. Великие географические открытия были связаны с развитием навигации, кораблестроения, картографии.

Сциентификация техники началась в эпоху Возрождения. Стали предприниматься попытки найти соприкосновение натурфилософских и технических знаний. Встал вопрос о практической применимости теоретического знания и недостатках опытного знания в решении новых, более сложных технических задач. Появляется множество ученых, в чьей деятельности познание естественного сочеталось с формированием знаний о преобразовании естественного или о конструировании искусственного. Они «нащупывали» связи между наукой и практикой: Леонардо да Винчи, Никколо Тарталья (баллистика, фортификация, топография), Парацельс, Амбруаз Паре, Андреас Везалий (медицина, фармакология, хирургия), Петер Апиан, Герхард Меркатор (астронормия и картография).

Природа стала восприниматься не только как объективная данность, как то, что есть, но и как то, что может возникнуть усилиями человека. Техника – как переделка природы в нечто, воспринимаемое как возможное, но еще не существующее. Наметился переход от познания природы, как ее созерцания, к познанию, как предпосылке преобразования. Параллельно существовавшие лозунги «знать» и «делать» соединились в «знать, чтобы делать». Знать природу необходимо для того, чтобы суметь отличить возможное в практической деятельности от невозможного.

Первый философ Нового времени Ф. Бэкон выделял наряду со «светоносными» опытами, дающими знания о природе, «плодоносные» опыты, позволяющие найти полезное приложение знаний в практике. Он же уподоблял ученого пчеле, не только собирающей и перерабатывающей нектар, но и дающей в конечном итоге полезные продукты. Нарождающуюся среди интеллектуалов веру в технический прогресс он выразил в произведении «Новая Атлантида». Новая установка воплотилась в лозунге: «Знание – сила».

В этот период зарождалось и набирало силу экспериментальное естествознание. Эксперимент как метод познания применялся в науке и раньше, но не играл такой значимой роли, как в науке Нового времени. В отличие от наблюдения эксперимент более активен по отношению к объекту, предполагает воздействие на объект, на условия, в которых он находится. Образно говоря, в наблюдении ученый «слушает природу», а в эксперименте «задает ей вопросы». Наибольший вклад в становление экспериментального метода в естествознании Нового времени внес Галилей. Если доэкспериментальная наука исходила из представления о неизменности объекта познания, то в экспериментах Галилея объект познания преобразовывался в соответствие с теоретической моделью. Объект и условия видоизменялись экспериментатором для того, чтобы минимизировать действие второстепенных факторов и тем самым облегчить изучение главного явление «в чистом виде». В этом деятельность ученого-экспериментатора приближалась к деятельности инженера, преобразующего объекты в соответствие с техническим замыслом. Экспериментальное естествознание оказалось гораздо ближе к технической практике, чем естественнонаучные знания в рамках натурфилософии. Это подготовило условия для взаимопроникновения естественнонаучных и технических знаний. Сами ученые-экспериментаторы Нового времени, создавая приборы для экспериментов, выступали как инженеры-изобретатели. Галилей и Ньютон создавали свои модели телескопов, предваряя их теоретическими рассуждениями, используя знания в области оптики, в отличие от тех моделей голландских увеличительных труб, которые были до этого изобретены в процессе ремесленной практики методом проб и ошибок.

И в экспериментальном естествознании и в инженерной деятельности важную роль играют идеализированные абстрактные объекты. Ученый мысленно создает эти объекты, чтобы с их помощью познать свойства материальных объектов. Инженер создает их с целью конструирования искусственных технических объектов. Благодаря этому условию становится возможным использование языка математики для описания идеализированных объектов и в естествознании, и в инженерном творчестве, что еще больше сближает эти два вида деятельности. Математика оперирует идеализациями, поэтому для ее применения необходимо представить физическую реальность в виде геометрических схем. В Новое время одновременно начинается математизация естествознания и возрастает роль математических знаний в инженерной деятельности.

Одним из ранних примеров союза науки и технической практики стала деятельность Христиана Гюйгенса, работавшего над усовершенствованием маятниковых часов. Гюйгенс не стал подбирать оптимальную конструкцию методом проб и ошибок. Он обратился к механике, нашел соответствующее научное описание природного процесса (движение маятника по циклоиде) и сконструировал механизм, удовлетворяющий этим требованиям. Часы в определенной мере стали символом этой эпохи, в котором воплотились достижения и естествознания, и технической мысли, и мануфактурной промышленности. Часы казались техническим воплощением природы, моделью для объяснения Вселенной. Даже бог в такой картине мира стал восприниматься как Великий часовщик.

Начиная с эпохи Возрождения происходила не только сциентификация техники, но и технизация естествознания, развитие технических инструментов и приборов в естествознании. Математизация науки и требование большей точности вели к тому, что ученые перестали доверять невооруженным органам чувств. Порой естественнонаучные теории даже возникали как теории объяснения тех или иных приборов и технических устройств: пневматика, как теория насоса и барометра, оптика, как теория микроскопа и телескопа, термодинамика, как теория парового двигателя. Требование к точности измерений в естествознании выше, чем в технике, оно движимо не практическими потребностями, а теоретическими идеалами. Поэтому в естествознании происходило постоянное совершенствование измерительных приборов, не под влиянием потребностей техники. Естествознание также требовало унификации системы мер, единиц измерения. В производстве такая стандартизация началась гораздо позже. Ученому естественнику важнее иметь универсальную сравнимость данных, чем ремесленнику. Один ремесленник имеет дело с одним естественным процессом, а ученый с разными, которые надо сравнить по единой шкале. Только при формировании массового промышленного производства и мирового рынка точные приборы и система мер, разработанные учеными, оказались востребованы производством.

Несмотря на начавшийся процесс взаимопроникновения наука и техника в XVII – первой половине XIX вв. еще развивалась относительно обособленно. Наметился предел взаимодействия, демаркация естественного и технического. Цели оставались разными. Ученых интересовало, прежде всего, естественное, хотя и познаваемое с помощью техники и, отчасти, во имя техники. Технический интерес, практическая применимость открытий в деятельности ученых-естественников далеко не всегда были главными мотивами. Проблемы, возникавшие при эксплуатации техники, возбуждали интерес к сопутствующим теоретическим проблемам, после чего научные исследования приобретали самостоятельность. Например, в XVII в. внимание ученых привлекли проблемы эксплуатации насосов. Ограничение высоты, на которую вакуумные насосы способны поднимать воду, стимулировало изучение проблемы атмосферного давления, вакуума, привело к созданию барометра и формированию общей теории пневматики (Вивиани, Торричелли, Паскаль). Практический интерес артиллерии к описанию траектории снарядов стимулировал механику (баллистику), но там был и собственный интерес к проблеме движения тела после прекращения воздействия движущей силы (проблема первотолчка).

В свою очередь, техника изобреталась преимущественно практиками. В XVII-XVIII вв. техническая деятельность еще несла на себе отпечаток прежней ремесленной деятельности. Это проявлялось в недооценке роли научных знаний, в приобретении знаний преимущественно из технической практики, в передаче знаний в форме индивидуального ученичества. Многие известные изобретения по-прежнему делались простыми мастерами-самоучками. Ткач и плотник Дж. Хар­гривс изобрел прядильную машину «Дженни». Ра­бо­чий - су­кон­щик Дж. Кей изо­брел ме­ха­ни­че­ский чел­нок ткац­ко­го стан­ка. Паровая машина была создана кузнецом Ньюкоменом и владельцем мас­тер­ской Дж. Уаттом. Изобретатель парохода Ро­берт Фул­тон был жи­во­пи­сцем, чер­теж­ником, под­мас­те­рьем у юве­ли­ра. Паровоз изобрел ме­ха­ник Дж. Стефен­сон.Техника была мало связана с натурфилософией, и даже не была приложением теоретической механики Декарта и Ньютона. Набиравшей силу науке Нового времени нужна была легитимация. Поэтому среди философов заговорили о практической полезности науки в виде ее приложения в технике. Но это было пока выдача желаемого за действительное. Требовать от науки XVII-XVIII вв. приложения к технике было преждевременно. Наука пока руководствовалась в основном принципом любознательности, чистым познавательным интересом, а не принципом полезности. «Собственно, только так можно было предоставить развивающейся науке то свободное пространство, в котором она — без прямого требования практической применимости — могла достичь той степени зрелости, которая делала ее приложимой. Техника в этот период сохраняет свой узаконенный статус полезности. И, наконец, отметим, что до самого конца XVIII века не было попыток теоретического проникновения в сущность техники, и первая попытка в этом направлении — «Руководство по технологии» Бекманна — являет собой скорее предпринятую по образцу Линнея классификацию, чем обобщающую теорию» (В. Циммерли).

Вклад ученых-естественников в развитие техники оставался незначительным, и эта задача перешла к зарождавшейся профессии инженера. Произошло разделение обязанностей: ученые разделились на естественников и техников (инженеров). Понятие инженер выводят из латинского ingenium – врожденные способности, ум, изобретательность. Понятие «инженер» появилось в IX веке, в XII-XIV веках уже широко употреблялось в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. В XVII веке проникает в Россию из немецкого и французского языков.

Становление инженерной профессии было связано с целенаправленным и систематическим использованием научных знаний в технической практике. Поэтому первыми инженерами эпохи Возрождения были как ремесленники, использовавшие научные знания для решения технических задач, так и ученые, обратившиеся к технике за углублением и приложением своих знаний. Общество могло по достоинству оценить значимость новой профессии. Результатом деятельности инженеров становились новые дворцы, замки, храмы, мосты и т.д. Поэтому социальный статус инженеров был высок.

Накопление технических знаний требовало их систематизации и обобщения. Сначала в рамках отдельных отраслей ремесленных технологий появлялись первые учебные пособия, справочники. Например, фундаментальный труд немецкого учёного и инженера Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах» (1556 г.) – энциклопедический свод знаний обо всех технологических процессах в горном деле. Работа «Общий театр машин» Якоба Лейпольда в девяти томах содержала знания по общей теории машин. Такие издания фактически играли роль первых учебников.

Следующим шагом стала попытка обобщения знаний обо всех основных имеющихся на тот момент технологиях в разных отраслях производства. Такая попытка была предпринята в «Общей технологии» Иоганна Бекманна (1777) и в знаменитой французской «Энциклопедии».

 

 

РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В XIX –XX вв.

Принято различать ремесленное производство, мануфактурное и машинное. В ручном труде орудие труда выполняет роль единственного опосредующего звена между субъектом и объектом. В машинном производстве цепь опосредующих звеньев значительно возрастает. Даже если источником движения была рука человека, машина играла роль посредника между рукой и орудием труда, рабочим инструментом (ткацкие, токарные станки с ручным приводом). Машины появились еще в Древнем мире и в Средневековье, но играли тогда второстепенную роль, подавляющая часть производства была основана на ручном труде. В мануфактурах роль машин возрастает, но ручной труд также еще распространен. Мануфактуры – переходный этап от ручного труда к машинному.

Промышленная революция началась в Англии в 60-х. гг. XVIII в. В XIX в. промышленная революция шла во Франции, Германии, Италии, США, России. Если в ремесленных мастерских использовались ручные орудия труда, а в мануфактурах машины, приводимые в действие мускульной силой человека, животных, силой ветра или воды, то в ходе промышленной революции на фабриках основным становится паровой двигатель. Отдельные модели парового двигателя появлялись в XVII веке. Модели постоянно совершенствовались. Наиболее удачной стала модель Джеймса Уатта (патент 1784 г. на универсальный двигатель крупной промышленности).

На первом этапе промышленной революции рабочие машины внедрялись в текстильном производстве. На втором этапе паровой двигатель был внедрён во всех отраслях производства. На третьем этапе были изобретены металлообрабатывающие станки, перевернувшие технологии машиностроения. Был изобретены передаточные механизмы от парового двигателя к исполняющим машинам, что открыло дорогу созданию крупных заводов и фабрик.

Сначала люди производили продукцию вручную, затем люди стали производить машины, которые производили продукцию. А затем и сами машины стали производиться машинами – это еще один этап промышленной революции. Для этого было необходимо добиться стандартизации деталей и машин («нормализации»), совместимости и взаимозаменяемости.

Профессия инженера могла стать массовой только в эпоху крупного машинного производства, когда объективно возникла потребность в носителях этой профессии, и когда в ответ на эту потребность стала формироваться система профессиональной подготовки инженеров. Существовавшие в Европе университеты и академии наук не могли взять на себя эту функцию. Возникали средние и высшие технические школы, ставшие центрами формирования технических наук. В подготовке инженера, в отличие от подготовки мастера, ремесленника, четко выделяется этап теоретического обучения, предшествующего практической выработке навыков. Первоначально в таких заведениях обучение имело практический характер, в форме передачи практических знаний и умений от наставника ученикам, но постепенно ориентация на освоение и применение естественнонаучных знаний усиливалась. Ярким примером такого учебного заведения стала основанная в 1794 г. Парижская политехническая школа (Гаспар Монж), по образцу которой позднее стали создаваться инженерные школы в других странах. В России первые технические школы начали появляться с начала XVIII в. (горные, морские, военно-инженерные).

Подъем технического знания до научного уровня стал возможен, во многом, благодаря деятельности высших технических школ. Естественнонаучные теории проникали в прикладные технические знания и привели к возникновению технических наук. Технические науки возникли на стыке производства и естествознания. В них технические знания поднялись с эмпирического на теоретический уровень, а естественнонаучное знание получило практическое приложение.

Первыми возникли технические науки механического цикла (теория механизмов и машин, детали машин). Во-первых, механическое движение – простейшая форма движения, поэтому механика стала развиваться раньше других разделов физики. Механическое движение макроскопических тел человек может непосредственно наблюдать органами чувств, поэтому оно легче поддается описанию, в отличие, например, от химических, электрических, тепловых процессов. Во-вторых, был накоплен богатый практический опыт создания всевозможных устройств, использующих механическое движение. Теория механизмов и машин как первая техническая наука начала формироваться в конце XVIII в. К 30-м гг. XIX. в структуре этой науки сформировались основы кинематики, к середине XIX в. сложилась динамика машин.

Одной из первых технических наук стала также техническая термодинамика, как теория паровой машины. Паровые двигатели в начале XIX в. уже широко применялись. Изобретение парового двигателя – классический пример развития технического знания на эмпирическом уровне без применения естественнонаучных знаний. Хотя теоретические основы теплотехники начали формироваться уже е в XVIII в., в том числе, благодаря российским ученым (М.В. Ломоносов, Г.В. Рихман), изобретатели паровой машины, не зная еще законов термодинамики, смогли эмпирическим путем найти способ преобразования тепловой энергии в механическую. Но дальнейшее совершенствование парового двигателя было невозможно без естественнонаучного обоснования, без глубокого познания природных процессов, лежащих в основе его функционирования. Потребность в совершенствовании уже применявшегося на практике парового двигателя стимулировала развитие термодинамики, как естественнонаучной теории, и технической термодинамики, как науки технической. Гельмгольц математически обосновал закон сохранения энергии (1847). Клаузиус и Томсон сформулировали второе начало термодинамики.

Начиная с XV-XVI вв. происходило накопление знаний по химической технологии в процессе развития промышленного производства кислот, щелочей, солей и др. Эти знания долгое время оставались на эмпирическом уровне и имели характер описания конкретных производств и их оборудования. Химические процессы гораздо сложнее поддаются научному, теоретическому объяснению, чем процессы механические. Становление химической технологии как науки относят к сер. XVIII - сер. XIX вв.

До сер. XIX в. техника, в основном, опережала науку и стимулировала её развитие. Из производства шел заказ на новую технику, новая техника иногда изобреталась без особых вливаний научных теорий, без естественнонаучного сопровождения. Но дальше использование этих изобретений наталкивалось на проблемы, достигало предела возможностей эксплуатации эмпирически полученных принципов. Возникала потребность во вмешательстве естествознания. Этому способствовали четыре фактора: 1) Дефицит сырья, получаемого старыми способами, при росте спроса. Это стимулировало научный поиск способов синтетического производства. 2) Низкая эффективность эмпирически изобретенных технологий (паровая машина Ньюкомена требовала много угля, локомотив Стефенсона двигался медленно, а при больших скоростях сильно вибрировал). 3) Увеличение масштабов производства вело к достижению критических пределов техники, сконструированной по эмпирически полученным принципам. Эти пределы уже невозможно было отодвинуть на базе существующих принципов. 4) Требовалась большая точность технических процедур, недостижимая имеющейся техникой.

Эволюционное улучшение техники на базе имеющихся принципов исчерпало свои возможности. Наука позволяла вывести технику за пределы этих ограничений, путем выведения качественно новых принципов построения техники из естественнонаучных теорий, а не из имеющейся технической практики, не путем экстраполяции известных процессов. «Теория может играть роль эвристики в изобретении» (ФРГ 122). Так наука помогла усовершенствовать производство стали, очищая руду от фосфора, помогла усовершенствовать конструкцию локомотива. Техника стимулировала науку на поиски, предъявляла заказ, а наука двигала вперед технику, исчерпавшую возможности роста на собственной основе.

Таким образом, уже с сер. XIX в. наука начинает опережать технику и направлять её развитие. Так исследование электромагнитных явлений способствовало развитию электротехники (70-е гг. XIX в.). Ушедшая вперед наука выходила на практическое приложение своих знаний. Наука стала существенно влиять на технику, изобретая то, что не могло быть изобретено техниками-практиками, не следовало из ремесленной техники (например, телеграф, телефон – из электродинамики). Но делали это, все же, не сами естествоиспытатели, а люди с инженерным складом ума. Взаимодействие естествознания и техники в XIX в. все-таки еще не было систематическим. Оно зависело от многих случайных факторов (личные контакты ученых и практиков, вненаучные стимулы и др.). Сами естествоиспытатели, ведомые исследовательским интересом, зачастую не тратили время на поиск возможностей практического применения своих открытий. Максвелл и Герц работали над теорией электромагнитного поля, ведомые чисто познавательным интересом, не принимая во внимание возможность ее практического приложения в технике. Герц, уже сконструировав передатчик и приемник электромагнитных волн, не смог увидеть в этом возможностей практического применения. В.К. Рентген, изначально выучившийся на инженера, посвятил себя физическим исследованиям. Он отказался патентовать изобретенную им трубку, испускавшую х-излучение, и не занимался непосредственно конструированием приборов для практического применения своего открытия.

Но в ХХ веке характер научной и инженерной деятельности меняется, эпизодическое влияние науки на технику и производство сменяется систематическим взаимодействием. Научная и инженерная деятельность уже не могут развиваться обособленно, они тесно переплетаются, образуя единый процесс познания и использования законов природы, в котором научные открытия и технические изобретения являются последовательными этапами. Время между научными открытиями и их практическим воплощением неуклонно сокращается. Это общая и устойчивая тенденция. Границы между инженерной деятельностью и научной становятся все более условны и подвижны. С одной стороны, в университетах, исследовательских институтах создаются технопарки, позволяющие пройти этапы НИР, НИОКР, создания прототипа и выпуска малой серии продукции. С другой стороны, крупнейшие промышленные компании создают свои исследовательские лаборатории. В США уже в 1920 г. существовало около 300 таких лабораторий. Выстраивается цепь, на одном конце которой познавательная деятельность ученых, а на другом преобразующая деятельность инженеров.

С 70–х гг. XIX в. до сер. ХХ в. продолжается классический этап развития технических наук, в ходе которого они окончательно выделились в самостоятельную область научного знания. Произошло их дисциплинарное оформление, формирование языка и методов познания. Технические науки стали строиться по образцу естественных наук, заимствуя структуру, организацию научного сообщества. Институционализация технических наук проявилась в становлении системы многоуровневого технического образования, в открытии технических школ по различным направлениям, в постепенном повышении их статуса, в приравнивании их к университетской науке (в них проводились самостоятельные научные исследования, им было дано право присуждать докторские степени). В 1935 г. в составе Академии наук СССР было создано Отделение технических наук.

Накопление знаний вело к дифференциации технических наук. В конце XIX – н. XX вв. наибольшее развитие получила электротехника, что привело к качественным изменениям в промышленности. Паровой двигатель уступал место электрическому. В рамках электротехники зарождается радиотехника.

В промышленности на первый план выходят машиностроение и приборостроение, металлургия, энергетика, горное дело, химическая промышленность и транспорт. Возникают все более крупные поточные, конвейерные производства. Началась автоматизация производства.

В советской и российской науке этап развития, начавшийся в сер. ХХ в. принято называть научно-технической революцией. Происходит дальнейшее нарастание скорости развития технологий. Человечеству понадобилось 700 тыс. лет, чтобы придумать, как приделать к каменному рубилу деревянную рукоятку и создать каменный топор (первые составные орудия труда). И всего 50 лет потребовалось, чтобы перейти от движения по земле к освоению космоса.

Начало НТР оказалось связано с завершением второй мировой войны. Военный конфликт стимулировал развитие военной техники, достижения которой затем способствовали развитию мирных технологий. Так было с разработкой ядерного оружия, а впоследствии – ядерной энергетики, а также с разработкой ракетного оружия и освоением космоса. Впоследствии «холодная война» также стимулировала развитие военно-промышленного комплекса.

Советские и многие российские ученые видят сущность НТР в слиянии науки и производства и в превращении науки в непосредственную производительную силу общества. На основе науки возникают качественно новые отрасли производства, которые не могли возникнуть из предшествующей производственной практики (ядерная энергетика, радиоэлектроника и вычислительная техника и др.). Углубляются интегративные тенденции, обусловленные необходимостью взаимодействия технических наук при реализации комплексных проектов. В качестве локомотива развития высоких технологий в настоящее время выступают нанотехнологии, биотехнологии и коммуникационные технологии. Применение высоких технологий вызывает глубокие изменения структуры отраслей производства, приводит к сворачиванию одних и к возникновению других отраслей.

Задачи НТР на современном этапе: 1) сбережение окружающей среды и природных ресурсов; 2) эффективное использование альтернативных источников энергии; 3) создание новых экологически чистых материалов с заданными свойствами; 4) дальнейшая информатизация всех сфер жизни с одновременным повышением информационной безопасности.

Негативным последствием НТР стало углубление глобальных проблем современности. Во второй половине ХХ-го столетия под влиянием научно-технического прогресса и ускорения темпов развития обостряются всевозможные противоречия, усиливается диспропорция в социально-экономическом, политическом, культурном развитии, в демографической и экологической ситуации.

 

ОСОБЕННОСТИ НЕКЛАССИЧЕСКИХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Современный этап развития научно-технических знаний называют неклассическим. Отличительной чертой этого этапа является комплексность теоретических исследований. Если классическая инженерная деятельность была направлена на создание отдельных технических устройств, то современная практика требует создания сложных технических систем. Для создания таких систем требуется решать комплексные научно-технические задачи, привлекать специалистов различных технических дисциплин, а также математических, естественных и даже общественных наук. Распространяются междисциплинарные исследования, направленные на решение конкретных теоретических проблем (проблемно-ориентированные), или на реализацию конкретных практических проектов (проектно-ориентированные). Во второй половине ХХ в. интегративные тенденции вызваны реализацией крупномасштабных научно-технических проектов (атомная энергетика, освоение космоса). Возникают комплексные научно-технические дисциплины: системотехника, системный анализ, эргономика, инженерная экология и др. Проявлением интеграции естественных и технических наук является номенклатура специальностей научных работников 2001 г., согласно которой по многим специальностям, относящимся к естественным наукам, возможно присуждение и степени по техническим наукам, и наоборот.

Так в развитии технических наук реализуется общая для всей науки закономерность – единство процессов дифференциации и интеграции.

В западной науке для обозначения системного подхода в инженерной деятельности в 50-х гг. ХХ в. появился термин «системотехника» (Systems Engineering). Инженер-системотехник должен быть учёным, конструктором и менеджером, должен уметь организовать работу специалистов из разных наук и отраслей деятельности. В настоящее время системотехника превратилась в самостоятельную, комплексную научно-техническую дисциплину.

Применение системного подхода привело к изменению характера проектировочной деятельности. Классическая инженерная деятельность включала в себя проектирование, как один из этапов создания технического устройства. В настоящее время проектирование вышло за рамки технических наук, превратилось в самостоятельную деятельность. Системное проектирование включает проектирование не только технических устройств, но и человеческой деятельности и применяется не только в производстве, но и в обслуживании, образовании, управлении.

Одним из проявлений интеграции современной науки стало проникновение социально-гуманитарных знаний в инженерную деятельность. Во-первых, инженерная деятельность должна, в конечном счёте, ориентироваться на интересы потребителя, учитывать психологические факторы, культурно-исторические традиции. Например, градостроительство – это проектирование жизненного пространства, в котором необходимо учесть множество как технических, так и социально-гуманитарных факторов. Во-вторых, инженер должен учитывать социальные последствия своей деятельности. Внедрение новых технологий, реализация конкретных проектов может изменить социальную структуру общества, привести к перераспределению доходов, изменить быт и образ жизни людей. А все эти изменения могут иметь и негативный характер. В-третьих, сложные системы, которые приходится проектировать современным инженерам, являются не просто техническими, а социотехническими. Компонентом таких систем являются не только технические устройства, но и человеческая деятельность. Поэтому, социотехническое проектирование опирается на знания экономики, социологии, психологии. Например, внедрение автоматизированных систем управления первоначально столкнулось с трудностями, потому что не учитывало человеческий фактор.

Примером гуманитаризации инженерной деятельности стало возникновение эргономики и инженерной психологии. Эргономика разрабатывает оптимальную производственную среду с точки зрения психофизиологии работающего человека. Инженерная психология изучает психику работающего человека с целью оптимизировать его труд, уменьшить воздействие негативных факторов на психику, снизить психологическое напряжение, оценить эффективность труда. При проектировании АСУ важно оптимально распределить функции между машиной и человеком, чтобы они успешно дополняли друг друга. Необходимо знать, в каких функциях человек уступает машине, и передать их ей.

Еще одна проблема, связанная с гуманитаризацией инженерной деятельности: как соотносятся техника и искусство? В какой мере понятие «красота» применимо к технике? Как соотносятся эстетичность и практичность техники? Важность дизайна – это еще одно проявление интеграции инженерной деятельности и гуманитарных наук. Общество массового потребления заменяет штучное на типовое. Может ли такое изделие быть художественным? Рыночная экономика ориентирована на спрос, т.е. на потребности потребителя. В дизайне массовых вещей приходится учитывать эстетические вкусы «среднего» потребителя, моду. Но вкус можно и воспитывать, потребность можно породить. Дизайнер для этого должен отчасти сочетать возможности инженера, экономиста, социолога, психолога, эргономиста и художника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.