КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и политико-правовое значение суверенитета
Тема 9 Конфедерация Конфедерация — это союз самостоятельных суверенных государств, объединенных какой-либо общей целью или задачей (военный союз, экономический союз и т.д.). Признаки конфедерации: Субъекты конфедерации сохраняют свою независимость и суверенитет В основе конфедерации обычно лежит международно-правовой договор или соглашение Отсутствие, как правило, единого гражданства Отсутствие единой правовой и налоговой систем Могут иметь общие Парламент, Правительство, Главу конфедерации. Однако решения органов конфедерации, как правило, получают силу лишь после их ратификации соответствующими органами субъектов, которые, к тому же, обладают правом их нулификации, т.е. отклонения Субъекты конфедерации обладают правом выхода из нее Примечание. Конфедерации носят временный характер, это непрочное объединение. Они либо превращаются в более тесную связь — федерацию, либо вообще распадаются, и государства превращаются в отдельные унитарные государства. Конфедерациями были США (до 1787 г.), Германия (до 1867 г.), Швейцария (до 1848 г.) и ряд других стран. В современном мире конфедераций нет. В 1988 г. распалась существовавшая с 1982 г. африканская конфедерация Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Признаки конфедерации присущи ряду современных межгосударственных союзов (военный блок НАТО, Европейский союз, объединяющий большинство стран Европы). Названные союзы обладают всеми формальными признаками конфедерации: есть договоры об образовании союза, есть общие органы управления (например, Европарламент), есть столица (Евросоюз имеет столицу в Страсбурге). Кроме того, страны Еворсоюза имеют общую границу, отсутствуют таможенные преграды, имеется общая валюта (евро). Есть даже такой атрибут, как флаг (синее полотнище с золотыми звездами). Явные признаки конфедерации просматриваются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ). Здесь действует Совет глав государств, Совет глав правительств, межпарламентская ассамблея и ряд других органов. Все больше конфедеративных черт приобретает Союз Беларуси и России. Однако все яти межгосударственные образования, обладая признаками конфедерации и фактически являясь таковыми, формально ими не провозглашены. В литературе высказывается мнение, что одной из причин этого является, возможно, психологический аспект. Многие политические лидеры стран, входящих в соответствующие союзы, опасаются, что, назвав это объединение конфедерацией, они могут утратить свой суверенитет1. См.: Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие. Мн„ 2001. С. 256 -258.
Важнейшим признаком государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории является суверенитет. Государство в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Суверенитет государства — это верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость во внешних (международных) отношениях. Категория «суверенитет» относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Само это понятие было разработано еще в XVI в. французом Ж. Боденом для обоснования безраздельности государственной власти. Но в XVII-XVIII вв. оно стало использоваться в новом значении: для борьбы с неограниченной властью абсолютизма в целях утверждения демократической концепции государства и народовластия. Речь при этом шла о суверенитете народа и суверенитете государства. Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», которое отождествлялось с неким полновластием нации, правом нации на самоопределение вплоть до создания отдельного самостоятельного государства. Пожалуй, можно согласиться с позицией некоторых авторов, которые полагают, что это понятие представляет собой «скрытное» средство разрушения единства многонационального государства. Не случайно Европейское сообщество, стремясь поставить барьер национализму и сепаратизму, закрепило в заключительном акте Хельсинского Совещания принцип территориальной целостности и нерушимости границ государств европейского континента. Демократическое государство исключает дискриминацию по национальному признаку и обеспечивает всем национальностям равные права и возможности. Политическими формами реализации этого являются автономии, федерации, конфедерации. Только безответственные националисты и сепаратисты могут выдвигать требования привилегий отдельным нациям, требования раскола государств и образования новых государств на основе «права наций на самоопределение». Например, Конституция России (впрочем, как и конституции других федеративных государств), не дает права свободного выхода входящим в ее состав республикам. Ее составители учли общепринятое в настоящее время мнение о невозможности параллельного существования двух суверенных властей: федерации и входящих в ее состав республик. Таким образом, Конституция Российской Федерации убедительно закрепила положение для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ней говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый. Именно в таком понимании народ может выступать в качестве субъекта права на самоопределение. Что же касается нации, то о ее праве на самоопределение можно говорить лишь в том случае, если на самоопределяющейся территории проживает только она одна. Тем не менее в юридической литературе в вопросе форм суверенитета единства нет. Одни авторы говорят лишь о народном суверенитете, считая, что государственный и национальный суверенитет являются формами проявления народного суверенитета. Другая группа авторов выделяет народный и национальный суверенитеты, считая, что они олицетворяют собой государственный. Третьи выделяют лишь государственный суверенитет. Четвертая группа авторов настаивает на выделении трех форм суверенитета. На наш взгляд, выделение форм суверенитета должно носить условный характер, поскольку между ними существует тесная связь, они находятся в единстве, не могут существовать в отдельности друг от друга. Это составные части единого целого. К примеру, народ может реализовать свою суверенную волю лишь посредством государственного механизма. Что касается нации (народности), то ее суверенитет является частью общенародного суверенитета. При этом каждая из наций должна иметь возможность делегирования своих национальных интересов избранным представителям нации в Парламенте. Подобное, конечно, может иметь место лишь в демократическом государстве.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |