КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки принятия и значение
Признаки суверенитета Республики Беларусь Признаки суверенитета Республики Беларусь · Наличие собственных высших органов государственной власти · Верховенство, единство и независимость государственной власти (ст.ст. 1, 3, 6 Конституции Республики Беларусь) · Наличие своей территории (ст. 9 Конституции Республики Беларусь) · Наличие своего гражданства (ст. 10 Конституции Республики Беларусь) · Наличие собственных Вооруженных Сил (п. 28 ст. 84 Конституции Республики Беларусь) · Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы (ст.ст. 132-136 Конституции Республики Беларусь) · Наличие государственных эмблем (символов) — герб, флаг, гимн (ст. 19 Конституции Республики Беларусь) Примечание. Верховенство государственной власти проявляется в том, что: — единственным источником государственной власти и носителем су-веренитета является народ, которому и принадлежит данная власть; — только соответствующие органы государственной власти (или народ на референдуме) вправе принимать Конституцию и другие законы, обладающие высшей юридической силой. Единство государственной власти выражается в наличии такой системы органов, которые в своей совокупности осуществляют единую государственную власть. Независимость государственной власти проявляется: в том, что только государственная власть вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок; — в независимости и самостоятельности при осуществлении внутри-государственных функций; — в самостоятельности государства в отношениях с другими странами.
Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь К середине 80-х годов XX в. в бывшем СССР все более отчетливо стали проявляться кризисные явления во всех областях жизнедеятельности государства и общества: в политике, экономике, социальной сфере и т.д. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии исправить положение. В этих условиях среди союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоятельности и получение действительно реального суверенитета. Так, в марте 1990 г. Верховный Совет Литвы первым объявил о восстановлении прежнего государственного суверенитета своей республики, который она потеряла в 1940 г. в связи с присоединением к СССР. Вслед за ней с аналогичными заявлениями выступили Латвия и Эстония, положив начало «параду суверенитетов» 1990 г. Сущность этих сложных процессов заключалась в практической реализации права союзных республик на выход из СССР, закрепленного статьей 71 союзной Конституции 1977 г., а цель — в преобразовании СССР в демократическое правовое государство, основанное на действительно добровольном объединении равноправных суверенных республик. 27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики). Этот факт означал, что Беларусь выбрала собственный путь развития, хотя он и не предусматривал выхода республики из Союза (в марте 1991 г. на референдуме большинство населения республики высказалось за сохранение обновленного Союза). За полную государственную независимость Беларуси и за выход ее из Союза с самого начала процессов суверенизации выступили Белорусский Народный Фронт (БНФ) и возглавляемая им оппозиция в Верховном Совете. Эту позицию поддерживали различные течения и группы белорусской интеллигенции. Значение Декларации огромно, судьбоносно для нашей страны. Она впервые в истории Беларуси провозгласила ее суверенным государством. Придавая Декларации историческую важность, Верховный Совет постановлением от 27 июля 1990 г. принял решение считать день 27 июля Днем Независимости и отмечать его впредь как национальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., празднование Дня Независимости было перенесено на 3 июля. Декларация закрепила ряд основополагающих признаков, характеризующих Республику Беларусь как суверенное государство. В частности, в ней объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции и законов республики. Одной из важнейших идей Декларации, подчеркивавшей самостоятельность республики, явилось закрепленное в ней Положение о праве Беларуси на добровольные союзы с другими государствами и свободном выходе из этих союзов. Более того, Декларация не отвергала нахождение республики в составе СССР, предложив другим республикам безотлагательно приступить к разработке Договора о союзе суверенных социалистических государств. В марте 1991 г. Верховный Совет БССР принял постановление «О концепции нового Союзного договора», в котором предусматривалось: 1. Признать целесообразным вхождение Белорусской ССР в состав СССР с учетом преобразования его в действительно демократическое правовое государство, основанное на добровольном объединении равноправных суверенных республик. 2. Считать необходимым участие Белорусской ССР в подготовке Союзного договора. Однако надежды на обеспечение суверенитета республик при одновременном сохранении Союза оказались несбыточными. Этому противостояли радикально-национальные движения в республиках, требовавшие полной независимости и никакого Союза (БНФ), и правящая партийно-государственная номенклатура, стоявшая за сохранение Союза как унитарного государства, только «с подкрашенным фасадом». Последние с единством СССР связывали свои надежды на сохранение командной экономики, которая обеспечивала им господство над обществом. Чтобы не допустить развала СССР на отдельные государства, прекратить радикальные реформы в экономике и обществе, противники преобразований в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. предприняли неудавшуюся попытку введения чрезвычайного положения. Провал этой акции послужил основой для принятия Верховным Советом Закона Верховного Совета Республики Беларусь «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» от 25 августа 1991 г. Впервые в практике законотворческой деятельности высшего представительного органа Беларуси был принят конституционный закон. Причем этому закону придавался более высокий статус, чем его имела действовавшая на тот момент Конституция. Так, в соответствии со статьей 2 вышеуказанного Закона от 25 августа 1991 г., в случаях, когда положения действующей Конституции Республики Беларусь противоречат Декларации Верховного совета Республики Беларусь о государственном суверенитете, следует руководствоваться Декларацией как конституционным законом. Для практического закрепления суверенитета и преобразования Беларуси в независимое государство особое значение имела ее экономическая самостоятельность. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности Республики Беларусь». Все предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, которые располагались на территории республики, объявлялись собственностью Республики Беларусь. Этим прекращалось прямое вмешательство центра в хозяйственную жизнь республики. Заключительным актом в получении Республикой Беларусь, как и другими республиками бывшего Союза, государственного суверенитета явилось подписание 8 декабря 1991 г. Соглашения руководителей Беларуси (С. Шушкевич), Российской Федерации (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В Соглашении объявлялось, что СССР как субъект международного права и политическая реальность прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в содружество и другим государствам бывшего СССР. Кроме того, Соглашение объявлялось открытым и для иных государств, разделяющих цели и принципы СНГ. Следует отметить, что упрочению суверенитета Республики Беларусь способствовали и другие акты, принимавшиеся в рассматриваемый период. К примеру, важное место среди них занимает принятый 27 февраля 1991 г. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь». В соответствии с Законом от 19 сентября 1991 г., Белорусскую Советскую Социалистическую Республику решено впредь называть Республика Беларусь, а в сокращенных и составных названиях — Беларусь.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |