КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Органы судебной власти
Система государственных органов Республики Беларусь Основные черты органов государства
Под системой понимается целостная, внутренне взаимосвязанная и сбалансированная совокупность государственных органов Республики Беларусь, осуществляющих присущие каждому из них те или иные функции государства. Система государственных органов едина. Примечание. В качестве местных представительных органов (органов местного самоуправления) выступают Советы депутатов всех уровней. В литературе можно встретить различные точки зрения о природе, месте и роли этих органов. Некоторые авторы не относят Советы депутатов к разряду государственных органов, обосновывая это тем, что самоуправление не может быть государственным. Действительно, подобный подход к природе и месте органов самоуправления характерен для многих стран так называемой западной демократии. Применительно же к Советам депутатов, действующим в Республике Беларусь, следует отметить, что им присущи все признаки органов государственной власти. Кроме того, даже в самом Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст. 12) закреплено, что «Советы являются представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления». Исходя из изложенного, вполне очевидно, что как Советы депутатов, так и местное самоуправление в целом носят больше государственный, чем общественный характер.
Примечание. В качестве представительных органов (избранных гражданами) одновременно выступают также Глава государства (Президент) и Парламент (Национальное собрание). Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы): Совет Министров (Правительство) Республики Беларусь Министерства, госкомитеты, иные республиканские органы управления Облисполкомы Горисполкомы Райисполкомы Местные администрации Поселковые исполкомы Сельские исполкомы Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный потому, что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоящих органов. Распорядительный характер государственной деятельности органов управления проявляется в том, что они в свою очередь во исполнение решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны к исполнению нижестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.
К центральным (общегосударственным) органам относятся: аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Министров, министерства и т.д. Органами местного уровня являются те, компетенция которых распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (область, район, город и т.д.). К ним относятся исполкомы (местные администрации). Органы общей компетенции осуществляют свои функции по отношению ко всем или значительной части объектов управления (Совет Министров, местные исполнительно-распорядительные органы). Органы специальной компетенции осуществляют особые функции госуправления (Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности и др.). Отраслевые органы осуществляют на республиканском (министерства, госкомитеты) или на местном уровне (отделы (управления) исполкомов, администраций) управление отдельными отраслями (сферами) родственных и подчиненных предприятий, учреждений по всем вопросам их деятельности. Органы межотраслевой компетенции выполняют отдельные функции в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемые в виде координации (Министерство финансов, Министерство труда и социального обеспечения, соответствующие отделы (управления) местных исполнительно-распорядительных органов и др.). К органам хозяйственного руководства относятся управления (администрации) объединений (концернов), администрация государственных предприятий, учреждений. Коллегиальные органы решают наиболее важные вопросы в коллегиальном порядке. Коллегиальность является для них основной формой работы (Совет Министров, Совет Безопасности; местные исполнительно-распорядительные органы; комиссии, наделенные государственно-властными полномочиями,— административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних и др.). Значительную часть вопросов компетенции единоначальных органов осуществляют единоначально их руководители (министерства, госкомитеты, комитеты при Совете Министров, отделы (управления) местных исполнительно-распорядительных органов и др.). Примечание. Следует отметить, что коллегиальных и единоначаль- ных органов в чистом виде практически не существует, за исключением комиссий. В коллегиальных органах применяются также единоначальные формы работы, а в единоначальных — и коллегиальные. Органы, образуемые Президентом (наиболее важные, значимые органы),— Совет Безопасности, Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Министров, Комитет госконтроля и иные органы госуправления. Органы, образуемые Советом Министров: Совмин утверждает состав коллегий министерств и госкомитетов (если иное не предусмотрено актами Президента), образует по согласованию с Президентом государственные организации, т.е. объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности, иные государственные организации (ч. 3 ст. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516). Примечание. Данный вид органов по способу формирования относится к образуемым. К назначаемым органам относятся органы, которые образуются в порядке назначения их соответствующими вышестоящими органами (должностными лицами): Совет Министров, министерства, госкомитеты, местные исполнительно-распорядительные органы и т.д. Конституционный Суд Республики Беларусь Общие суды: Верховный Суд Республики Беларусь; областные, районные, городские, военные суды (трибуналы) Хозяйственные суды: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; областные хозяйственные суды, хозяйственный суд г. Минска; специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые п иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |