Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы судебной власти




Система государственных органов Республики Беларусь

Основные черты органов государства


 

Под системой понимается целостная, внутренне взаимос­вязанная и сбалансированная совокупность государственных орга­нов Республики Беларусь, осуществляющих присущие каждому из них те или иные функции государства.

Система государственных органов едина.

Примечание. В качестве местных представительных органов (орга­нов местного самоуправления) выступают Советы депутатов всех уровней. В литературе можно встретить различные точки зрения о природе, месте и роли этих органов. Некоторые авторы не относят Советы депутатов к разряду государственных органов, обосновывая это тем, что самоуправле­ние не может быть государственным. Действительно, подобный подход к природе и месте органов самоуправления характерен для многих стран так называемой западной демократии. Применительно же к Советам депута­тов, действующим в Республике Беларусь, следует отметить, что им прису­щи все признаки органов государственной власти. Кроме того, даже в са­мом Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Бе­ларусь» (ст. 12) закреплено, что «Советы являются представительными го­сударственными органами на территории соответствующих администра­тивно-территориальных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления». Исходя из изложенного, вполне оче­видно, что как Советы депутатов, так и местное самоуправление в целом носят больше государственный, чем общественный характер.


 


Примечание. В качестве представительных органов (избранных гражданами) одновременно выступают также Глава государства (Прези­дент) и Парламент (Национальное собрание).

Органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные органы):

Совет Министров (Правительство) Республики Беларусь

Министерства, госкомитеты, иные республиканские органы управления

Облисполкомы

Горисполкомы

Райисполкомы

Местные администрации

Поселковые исполкомы

Сельские исполкомы

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный потому, что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоя­щих органов. Распорядительный характер государственной де­ятельности органов управления проявляется в том, что они в свою очередь во исполнение решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны к исполнению нижестоящими органами исполнительной власти, должностны­ми лицами и гражданами.


 


 

К центральным (общегосударственным) органам относят­ся: аппарат Президента Республики Беларусь, Совет Минист­ров, министерства и т.д.

Органами местного уровня являются те, компетенция ко­торых распространяется на соответствующую административ­но-территориальную единицу (область, район, город и т.д.). К ним относятся исполкомы (местные администрации).

Органы общей компетенции осуществляют свои функции по отношению ко всем или значительной части объектов управ­ления (Совет Министров, местные исполнительно-распоряди­тельные органы).

Органы специальной компетенции осуществляют особые функции госуправления (Администрация Президента, Управ­ление делами Президента, Совет Безопасности и др.).

Отраслевые органы осуществляют на республиканском (министерства, госкомитеты) или на местном уровне (отделы (управления) исполкомов, администраций) управление отдель­ными отраслями (сферами) родственных и подчиненных пред­приятий, учреждений по всем вопросам их деятельности.

Органы межотраслевой компетенции выполняют отдель­ные функции в отношении неподчиненных органов, предприя­тий, учреждений, осуществляемые в виде координации (Ми­нистерство финансов, Министерство труда и социального обес­печения, соответствующие отделы (управления) местных ис­полнительно-распорядительных органов и др.).

К органам хозяйственного руководства относятся управ­ления (администрации) объединений (концернов), администра­ция государственных предприятий, учреждений.

Коллегиальные органы решают наиболее важные вопросы в коллегиальном порядке. Коллегиальность является для них основной формой работы (Совет Министров, Совет Безопас­ности; местные исполнительно-распорядительные органы; ко­миссии, наделенные государственно-властными полномочия­ми,— административная, наблюдательная, по делам несовер­шеннолетних и др.).

Значительную часть вопросов компетенции единоначальных органов осуществляют единоначально их руководители (министерства, госкомитеты, комитеты при Совете Министров, отделы (управления) местных исполнительно-распорядитель­ных органов и др.).

Примечание. Следует отметить, что коллегиальных и единоначаль- ных органов в чистом виде практически не существует, за исключением комиссий. В коллегиальных органах применяются также единоначальные формы работы, а в единоначальных — и коллегиальные.

Органы, образуемые Президентом (наиболее важные, зна­чимые органы),— Совет Безопасности, Администрация Прези­дента, Управление делами Президента, Совет Министров, Ко­митет госконтроля и иные органы госуправления.

Органы, образуемые Советом Министров: Совмин утвер­ждает состав коллегий министерств и госкомитетов (если иное не предусмотрено актами Президента), образует по согласова­нию с Президентом государственные организации, т.е. объеди­нения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управ­ление объектами государственной собственности, иные госу­дарственные организации (ч. 3 ст. 1 Указа Президента Респуб­лики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516).

Примечание. Данный вид органов по способу формирования отно­сится к образуемым. К назначаемым органам относятся органы, которые образуются в порядке назначения их соответствующими вышестоящими органами (должностными лицами): Совет Министров, министерства, гос­комитеты, местные исполнительно-распорядительные органы и т.д.

Конституционный Суд Республики Бе­ларусь

Общие суды: Верховный Суд Республи­ки Беларусь; областные, районные, го­родские, военные суды (трибуналы)

Хозяйственные суды: Высший Хозяйст­венный Суд Республики Беларусь; областные хозяйственные суды, хозяй­ственный суд г. Минска; специализи­рованные хозяйственные суды (по банк­ротству, земельные, налоговые п иные), образуемые при необходимости Прези­дентом Республики Беларусь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.