Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место органов внутренних дел в системе органов государственного управления




Принципы организации и деятельности государственных органов Республики Беларусь

Контрольно-надзорные органы

Органы прокуратуры, прокурату­ра Республики Беларусь; област­ные, городские, районные, специ­ализированные (транспортная, военная) прокуратуры

Комитет государственного конт­роля Республики Беларусь (и его региональные подразделения)


 


Примечание. В литературе можно встретить и иные подходы к опре­делению принципов организации и деятельности государственных ор­ганов Республики Беларусь.

Принцип регулярной отчетности перед населением распространяет­ся не на все государственные органы. Он характерен в основном для представительных (избранных гражданами) органов.

Разделение властей означает, что государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции Республики Беларусь).

Идея разделения властей возникла в древности. Об от­дельных частях государства иисал еще великий мыслитель Древней Греции Аристотель. Однако его учение оказалось в то время невостребованным. И лишь в XVII в. идея разделения властей была открыта как бы заново, что было связано с прои­зошедшими в ряде стран (Англия, Голландия, Франция) бур­жуазными революциями, завершившими эпоху феодального абсолютизма. Принято считать, что теорию разделения властей как важнейшего гаранта ограничения королевской власти, свойственной феодальным монархиям, разработал английский философ Джон Локк в своей книге «Два трактата о правитель­стве» (1689 г.). Он выделяет три обособленные власти: законо­дательную, исполнительную и союзную, которая должна осу­ществлять внешнеполитические функции. Судебную же власть Д. Локк включал в состав исполнительной власти.

По локковской модели власти должны быть неравноправ­ными, в качестве верховной должна выступать законодательная власть. Однако, как оказалось впоследствии, учение Д. Локка о верховенстве законодательной власти было ошибочным. В част­ности, об этом свидетельствовали события, произошедшие в

США после завоевания ими независимости от британских ко­лонизаторов (1783 г.). Созданные в каждом из 13 штатов (оформивших еще в ходе освободительной борьбы конфедера­цию) законодательные органы (легистратуры) захватили в свои руки все полномочия, подчинив себе исполнительную власть, что привело к массовым бесчинствам и установлению диктатуры этих органов. Вскоре политическая мысль штатов разочарова­лась в локковской модели разделения властей с ее британской концепцией верховенства парламента, которая, тем не менее, является одним из постулатов британского конституционализ­ма до настоящего времени Теорию разделения властей, выдвинутую Д. Локком, развил Шарль Луи Монтескье в книге «О духе законов» (1748 г.), ко­торая оказалась более привлекательной, в том числе и для аме­риканцев. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную (а не союзную, как предлагал Д. Локк) власти.

По мнению Ш. Монтескье, чтобы государственная власть эффективно действовала, три ее ветви должны сотрудничать между собой, уравновешивая друг друга. Его мысль была под­держана англичанином Блэстоном в знаменитых «Коммента­риях» (1765 г.).

Вместе с тем, Ш. Монтескье предполагал, что разные ветви власти будут представлять разные сословия. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, в который в силу су­ществовавшего цензового избирательного права фактически по­падали представители буржуазии. Исполнительная власть — это монарх, представлявший интересы аристократии, которому подчинялись министры. Судебная власть должна была осущес­твляться с участием представителей населения (по уголовным делам — суды присяжных, шеффенов, иные суды). По схеме III. Монтескье происходило усиление роли в государственном аппарате молодой буржуазии, которая в начальный период стремилась к компромиссу с феодальной верхушкой.

Теория разделения властей Ш. Монтескье была подвер­гнута критике со стороны более поздних и решительных идео­логов буржуазии, которые стремились не к компромиссу с фе­одалами, а к свержению их политической власти. Наряду с классовыми, они представляли и общечеловеческие интересы. В частности, великий французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712—1778 гг.) рассматривал законодательную, исполнитель ную и судебную власти как проявления единой верховной власти народа, т.е. вся власть должна принадлежать именно ему.

На протяжении XIX—XX вв. разделение властей все актив­нее внедрялось в государственное строительство, превратив­шись в итоге в важнейший общепризнанный принцип мировой цивилизации. Однако при этом следует заметить, что разделе­ние властей было отвергнуто марксизмом-ленинизмом. В итоге такого подхода в СССР и других бывших социалистических странах были сформированы недемократические политические режимы, которые в конечном итоге показали свою несостоя­тельность и были отвергнуты историей.

Централизм проявляется в единстве системы государствен­ных органов, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих, в единстве правовой основы построения и дея­тельности (в основе организации всех органов — Конституция).

Демократизм в организации и деятельности государствен­ных органов проявляется прежде всего и чаще всего в тех из них, которые избираются народом (Президент, Палата предста­вителей Парламента, Советы депутатов). Для них характерна подотчетность народу, коллегиальность в работе, подчинение меньшинства большинству при принятии коллективных реше­ний, активное участие широких масс в их деятельности.

В определенной мере принцип демократизма присутствует и при формировании исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются при участии и с согласия Прези­дента, Парламента, Советов депутатов, т.е. органов, избирае­мых народом.

Социальная направленность деятельности госорганов опре­деляется социальной сущностью самого государства, что нахо­дит закрепление в статье 1 Конституции, в которой отмечается, что Республика Беларусь является социальным государством.

Законность в деятельности госорганов проявляется в двух аспектах. Во-первых, госорганы сами в своей деятельности опи­раются на закон, строго следуют его предписаниям. Во-вторых, госорганы обеспечивают соблюдение законности на подведом­ственной им территории. Они контролируют исполнение зако­нов и иных правовых актов всеми учреждениями, обществен­ными организациями и гражданами.

Приоритет человека, его прав и свобод закреплен в ста­ тье 2 Конституции, где сказано: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

Гласность означает, что гражданам гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о дея­тельности госорганов, общественных объединений, о внешней и внутренней жизни государства. Госорганы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражда­нину Республики Беларусь возможность ознакомиться с мате­риалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законода­тельством лишь в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ст. 34 Конституции Республики Беларусь).

Некоторые государственные органы (и прежде всего «си­лового блока» — МВД, КГБ, Прокуратура и др.) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит тре­бованиям об охране государственной и иной охраняемой зако­ном тайны.

Ответственность означает, что государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение госу­дарственных функций, несут ответственность за действия, нару­шающие права и свободы личности. Данный принцип имеет конституционную основу (ст. 59 Конституции) и находит раз­витие в текущем законодательстве Республики Беларусь.

Невмешательство государственных органов в деятель­ность общественных объединений и наоборот предполагает, что органам государственной власти и управления, предприя­тиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела общественных объединений либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с зако­ном и их уставами.

Деятельность общественных объединений не должна пре­пятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций.

Принцип профессионализма и права равного доступа к государственной службе предполагает необходимость наличия у должностных и иных лиц специальных знаний, профессио­нальной подготовки. Это требование закреплено в статье 39 Конституции Республики Беларусь. Данная статья Конститу­ции закрепляет также право граждан Беларуси в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой равного доступа к любым должностям в государственных органах.

Принцип научности означает, что деятельность всех госор­ганов, должностных лиц должна строиться на научной основе, с учетом требований науки управления. К сожалению, данный принцип не нашел четкого закрепления в Конституции Респуб­лики Беларусь. О его наличии можно лишь догадываться, ис­ходя из содержания ряда ее статей.

Органы внутренних дел входят в систему исполнитель­но-распорядительных органов. Они действуют на правах управ­лений (отделов) исполкомов (местных администраций).


Являются их составной частью и образуют свою подсистему

 

Организуют и практически осуществляют охрану правопорядка и борьбу с преступностью

Свои функции осуществляют в постоянном взаимодействии с другими органами государственного управления и правоохранительными органами (Прокуратура, суд, КГБ и др.)

Государственная служба в ОВД обладает специфическими особенностями




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.