Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы, которые не могут выноситься на местный референдум




Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум


 

Которые могут нарушить территориальную целостность Республики Беларусь

Связанные с избранием и освобождением от должности Президента Республики Беларусь, назначением и освобождением должностных лиц, которые относятся к компетенции Национального собрания и Президента

О назначении, утверждении и освобождении должностных лиц, относящихся к компетенции местного исполнитель-но-распорядительного органа либо его руководителя

Имеющие значение для Республики Беларусь в целом

О налоге, бюджете, амнистии, помиловании

Примечание. Референдум является одним из основных институтов непосредственной демократии. Он отличается от выборов тем, что на вы­борах граждане выбирают депутатов либо должностных лиц, а во время референдума граждане выступают как законодатели либо как должнос­тные лица, которые принимают решения. Принято считать, что родиной референдума является Швейцария, и в частности ее столица Берн, где впервые он был проведен в 1449 г. С тех пор референдумы вошли в поли­тическую жизнь многих государств. Однако есть страны (в том числе и демократические, например Голландия), где референдумы не проводи­лись. Общенациональные референдумы никогда не проводились и в США, так как федеральное законодательство этой страны пе предусмат­ривает возможность их проведения, хотя в субъектах федерации (штатах) они проводятся довольно часто.

С другой стороны, есть примеры, когда референдумы инициировались в странах с тоталитарными режимами. Например, в гитлеровской Герма­нии было три «всенародных» референдума: в 1933 г.— по вопросу выхода из Лиги Наций, в 1934 г.— по вопросу совмещения поста президента с постом фюрера — рейхсканцлера, а в 1938 г.— о присоединении Австрии к Герма­нии, т.е. референдум в ряде случаев используется для затушевывания тота­литарных черт того или иного государства. Подобная практика примене­ния референдума была использована в Чили в 1980 г. для одобрения Конституции данного государства. Этот референдум проводился фактичес­ки в условиях военного положения, когда были запрещены все политичес­кие партии, средства массовой информации жестко контролировались и не допускалась оппозиция. Кроме того, референдум сопровождался угро­зой, когда было объявлено, что гражданам за неявку на референдум грозит тюремное заключение сроком до трех месяцев. Генерал Пиночет, бывший тогда президентом, включил в проект своей будущей Конституции со­вершенно тоталитарные положения (например, по предложению Пиночета, он мог руководить страной еще 23 года; ему разрешалось каждые пять лет назначать самого себя собственным преемником; он получал право закры­вать газеты, распускать Парламент и т.д.).

Данные примеры проведения референдумов говорят о том, что их нельзя оценить однозначно: положительно или отрицательно. Их роль и значение следует рассматривать применительно к каждому конкретному случаю. При этом на референдум нецелесообразно выносить много воп­росов, а также вопросы, требующие специальных знаний. Па наш взгляд, сомнительным является и целесообразность принятия на референдуме правовых актов в целом, в том числе Конституции. Демократический по­тенциал референдума раскрывается полностью при условии вынесения на голосование вопросов, доступных для понимания простых граждан, причем тех, на которые можно однозначно ответить «да» или «нет», а также если при подготовке к референдуму будут обстоятельно обсуж­даться мнения и аргументы как сторонников, так и противников положи­тельного решения вопроса, вынесенного на референдум. При несоблюде­нии этих условий референдум не может играть действительно важной ро­ли в решении тех или иных вопросов, так как они заранее предрешены пра­вящей элитой, а голосование является лишь декорацией.

В бывшем СССР впервые на конституционном уровне положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование — референдум, было закреплено Конституцией 1936 г. Однако практики проведения референдумов у нас не было. В Республике Беларусь со­ответствующий закон — о народном голосовании (референдуме) — был принят лишь 13 июня 1991 г.

В настоящее время -данный закон не действует (утратил юридичес­кую силу), а отношения, возникающие при подготовке и проведении ре­ферендума (народного голосования) регулируются Избирательным ко­дексом Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.