Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая теория. Федеральный компонент




Федеральный компонент

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области экономической науки, имеющих практические навыки в области расчетов экономических показателей на макро и микро уровнях.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- важнейшим теоретическим и практическим аспектам экономики;

- осуществлять фундаментальный анализ экономических ситуаций для успешного применения полученных знаний в практической деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Экономическая теория» студент должен:

· знать:

- теоретические основы функционирования экономических систем, структуру мировой и российской экономики, особенности функционирования рыночной экономики;

- приоритетные направления развития национальной экономики, основы действия механизма макроэкономического равновесия, основы стабилизационной экономической политики правительства, особенности факторов экономического роста, специфику проявления антиинфляционной политики, особенности функционирования рынков товаров, ресурсов, денег, теоретические особенности экономического выбора потребителей и производителей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

· уметь:

- анализировать фундаментальные вопросы экономического развития общества;

- осуществлять анализ деятельности, как отдельной фирмы, так и экономической политики государства;

- характеризовать кредитно-денежную, фискальную, стабилизационную политику государства;

- формулировать основные тезисы собственного экономического мышления;

· получить навыки:

- овладения экономической терминологией и самостоятельного приобретения знаний, решения задач в области микроэкономики и макроэкономики;

- расчета эффективности, производительности, уровня инфляции, безработицы, курса ценных бумаг;

- решения нестандартных проблем в различных ситуациях.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ
КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1: Общая экономическая теория
1. История экономических учений   - -      
2. Экономическая система   - -      
3. Становление и сущность товарного хозяйства   - -      
4. Рыночная система   - -      

 


 

Раздел 2: Микроэкономика
5. Формы предпринимательской деятельности   - - -    
6. Спрос и предложение в рыночной системе   - - -    
7. Выбор потребителя   - - -    
8. Выбор производителя   - -      
9. Издержки производства и прибыль   - -      
10. Предпринимательство в условиях совершенной конкуренции   - - -    
11. Предпринимательство в условиях несовершенной конкуренции   - -      
12. Рынок труда   - - -    
13. Рынок капитала и земли   - -      
  Всего за семестр   - -      
Раздел 3: Макроэкономика
14. Национальная экономика: результаты и их измерение   - -      
15. Экономический рост   - -      
16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение   - -      
17. Равновесный объем производства в кейнсианской модели   - -      
18. Макроэкономическая нестабильность   - -      
19. Инфляция и антиинфляционное регулирование   - -      
20. Государственное регулирование экономики   - -      
21. Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет   - -      
22. Кредитно-денежная политика государства   - -      
23. Социальная политика государства   - -      
Раздел 4: Переходная экономика
24. Концепция переходной экономики   - - -    
25. Проблемы экономического роста в переходной экономике   - - -    
26. Научно-теоретическая студенческая конференция   - - -    
  Всего за семестр   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - - 1,2
Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   - 1,2

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Общая экономическая теория

Тема 1. История экономических учений.

Предмет и метод экономической теории. Возникновение и развитие экономической теории. Проблема ограниченности ресурсов. Структура экономической теории. Микро-, мезо-, макро и мегаэкономика. Современное содержание парадигмы экономического и социального развития. Метод экономической науки как процесс познания экономических процессов (абстрактно-логический, исторический, математический, диалектический). Экономические интересы, цели и средства, проблемы выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика. История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и метод экономической теории.

2. Основные направления экономической мысли. Основные экономические школы.

3. Современное содержание экономического и социального развития. Экономическая теория и экономическая политика.

Литература:

1. Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс: учебник / Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2000.

2. Общая экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. В. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.

3. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М.: Вильямс, 2000.

4. Экономическая теория: учебник / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 2. Экономическая система

Понятие экономической системы. Экономические блага и их классификация. Полная и частичная взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

Экономическая система в условиях полной занятости ресурсов. Эффективное использование ресурсов. Граница производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Экономическая система в условиях неполной занятости и экономического роста. Основные типы экономических систем. Место собственности и формы хозяйствования в определении типа экономической системы. Структура прав, передача прав, согласование обязанностей.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие экономической системы.

2. Экономическая система в условиях полной занятости ресурсов.

3. Эффективное использование ресурсов. Граница производственных возможностей.

4. Закон возвышающихся вмененных (альтернативных) издержек.

5. Основные типы экономических систем.

Литература:

1. Макконнелл, К. Экономикс: в 2 т / К. Макконнелл, С. Брю. – М.: Республика, 1992. – Т. 1, гл. 1.

2. Общая экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. В. Журавлевой. – М.: ПРОМО-МЕДИА, 1995. – Гл. 1,2,4.

3. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М.: Вильямс, 2000. – Гл. 1.

4. Хейне, П. Экономический образ мышления / П. Хейне. – М.: Дело, 1992. – Гл. 1.

 

Тема 3. Становление и сущность товарного хозяйства

Причины возникновения товарного хозяйства. Натуральное и товарное производство. Роль частной собственности и частного интереса. Экономическая свобода предпринимателя и суверенитет потребителя. Конкуренция и ее виды. Товар и его свойства. Сравнительный анализ потребительной стоимости и полезности. Теория предельной полезности. Фактор времени и дисконтирование. Деньги: происхождение, сущность и функции. Эволюция денег. Металлическая, номиналистическая и количественная теории денег. Товарные и декретные деньги.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конкуренция совершенная и несовершенная.

2. Товар и его свойства.

3. Деньги: происхождение, сущность и функции.

4. Рынок: его функции, условия существования.

5. Субъекты рыночной экономики. Кругооборот благ и доходов.

6. Рыночный механизм: решение основных экономических проблем.

7. Оценка роли рынка: альтернативные взгляды.

Литература:

1. Золото: прошлое и настоящее / под ред. В. И. Букато, М. Х. Лапидуса. – М.: Финансы и статистика, 1998.

2. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М.: Вильямс, 2000. – Гл. 2.

3. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2004. – Гл. 19.

4. Экономическая теория: учебник / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2004. – Гл. 5-7.

 

Тема 4. Рыночная система

Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Домашнее хозяйство и предприятие. Кругооборот благ и доходов. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Рыночный механизм: решение основных экономических проблем. Функции рынка. Рыночное распределение и использование экономических ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса, социальная дифференциация экономических агентов. Оценка роли рынка: альтернативные взгляды. Потоки и запасы, номинальные и реальные величины. Динамика рыночной экономики. Основные модели рынка.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Детерминанты спроса.

2. Рыночное предложение и его факторы. Закон предложения. Детерминанты предложения.

3. Рыночное равновесие и равновесная цена.

4. Эластичность спроса и предложения.

Литература:

1. Макконнелл, К. Экономикс: в 2 т / К. Макконнелл, С. Брю. – М.: Республика, 1992. – Т. 2, гл. 4.

2. Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс: учебник / Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2000. – Ч. 2, гл. 4-6.

3. Общая экономическая теория: учебник / под ред. В. И. Видяпина, Г. В. Журавлевой. – М.: ПРОМО-МЕДИА, 1995. – Гл. 7.

4. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М.: Вильямс, 2000. – Гл. 3.

 

Раздел 2: Микроэкономика.

Тема 5. Формы предпринимательской деятельности

Понятие предприятия.Основные формы организации предпринимательской деятельности. Классификация внешняя и внутренняя среда, диверсификация, концентрация и централизация производства. Индивидуальное (частное) предпринимательство, товарищество (партнерство), корпорация (акционерное общество). Малый, средний и крупный бизнес. Место данных форм бизнеса в формировании экономики России. Фирма – основная структурная единица бизнеса. Экономические риски и неопределенность, внешние эффекты (экстерналии). Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе фирмы. Диверсификация. Открытие и закрытие предприятий. Санация и банкротство.

 

Тема 6. Спрос и предложение в рыночной системе

Закон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена. Ценовые и неценовые детерминанты спроса. Неценовые и ценовые детерминанты предложения. Процесс установления равновесной цены. Отклонение цен от состояния равновесия. Последствия процесса регулирования цен государством. Воздействия изменения спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения.

 

Тема 7. Выбор потребителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.