Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинг




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина является профилирующей в профессиональной подготовке специалистов в области управления материальными ресурсами и организации производства и главной в цикле общепрофессиональных дисциплин учебного плана, с помощью которых у будущих специалистов формируется комплекс знаний и умений в части эффективного решения проблем управления рынком.

В программу входят разделы концепции современного маркетинга как целостной интегрированной системы знаний, включающей специфические принципы, методы и средства управления спросом и предложением.

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающими теоретическими знаниями и практическими навыками в области маркетинговой деятельности в условиях формирования рыночных отношений в стране.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- понимать необходимость изучения и применения маркетинга как философии ведения современного бизнеса;

- обобщать теорию и практику планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности предприятий в условиях рынка;

- анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на регулирование предпринимательской деятельности и маркетинга;

- владеть методами и методическими приемами комплексного анализа, сегментации и прогнозирования товарных рынков;

- разрабатывать товарную, ценовую, сбытовую и рекламную политику фирмы с использованием новейших методов управления спросом;

- исследовать деятельность конкурентов, поведение потребителей, показатели конкурентоспособности продукции и фирмы;

- понимать роль маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятий.

В методологическом отношении изучение маркетинговой концепции хозяйствования направлено на формирование у будущих специалистов нового экономического мышления, основанного на использовании философии ведения деловых операций при решении определенных проблем потребителя.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студент должен:

· знать:

- теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую и маркетинговую деятельность предприятия;

- принципы принятия и реализации маркетинговых решений;

- отечественный и зарубежный опыт в области маркетинговой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры;

- отраслевую номенклатуру продукции; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции;

- современные методы планирования, организации и проведения маркетинговых исследований;

· уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать маркетинговую информацию в области товарной, ценовой, сбытовой и рекламной политики предприятия;

- использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач на предприятии;

- разрабатывать маркетинговую политику предприятия;

- определять конкурентоспособность предприятия;

- проводить исследования внешней и внутренней среды предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;

- разрабатывать организационно-управленческие структуры отделов маркетинга;

- разрабатывать план маркетинга;

· получить навыки:

- анализа вторичной и первичной информации о динамики развития внешней и внутренней среды предприятия;

- анализа конъюнктуры рынка и оценки рыночных позиций предприятия;

- сегментации рынка и позиционирования товара на рынке;

- расчета цен на продукцию предприятия;

- оценки эффективности рекламных мероприятий;

- разработки комплекса маркетинга и плана маркетинга предприятия;

- определения экономической эффективности маркетинговой деятельности предприятия.

 


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. Итого
1. Маркетинг как концепция управления фирмой в условиях рынка   -   -    
2. Процесс управления маркетингом. Стратегии маркетинга.   -   -    
3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации.   -        
4. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков   -        
5. Товар и товарная политика в системе комплекса маркетинга   -        
6. Ассортиментная политика предприятия. Управление ассортиментом.   -   -    
7. Цена и ценовая политика в системе комплекса маркетинга   -        
8. Сбыт и сбытовая политика в системе комплекса маркетинга   -   -    
9. Система товародвижения и пути повышения ее эффективности   - -      
10. Политика продвижения товара на рынок в системе комплекса маркетинга   -        
11. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии.   -   -    
12. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия   - -      
  Всего:   -        
Формы итогового контроля: курс. работа (проект) контр. работа зачет экзамен
Семестры: - - -  
Для заочной формы обучения
Всего:   - -      
Формы итогового контроля: курс. работа (проект) контр. работа зачет экзамен
Семестры: - - -  
                       

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Маркетинг как концепция управления фирмой в условиях рынка

Основные понятия маркетинга. Сущность, содержание и инструментарий маркетинга. Маркетинг как система, его сущность, принципы, функции, методы деятельности. Маркетинговая среда организации. Формирование маркетинговой среды. Микросреда и макросреда и образующие их факторы. Основные факторы микросреды: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, клиентура и другие элементы контактной аудитории фирмы. Основные факторы макросреды: политические, экономические, социально-культурные, демографические, научно-технические, природно-климатические. Современные концепции маркетинга:концепция совершенствования производства,концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Виды и объекты маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от характера спроса.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 1: “Предпринимательский выбор и маркетинговая деятельность”

Задачи:

1. Выбрать сферу хозяйственной деятельности и обосновать свой выбор.

2. Выбрать профиль деятельности (специализацию) предприятия и обосновать свой выбор.

3. Выбрать место расположения предприятия и обосновать свой выбор.

 

Тема 2. Процесс управления маркетингом. Стратегии маркетинга

Методологические основы и методы маркетинговой деятельности.Концепции управления маркетингом. Процесс управления маркетингом (общий подход): анализ маркетинговой среды, исследования рынка, разработка комплекса маркетинга, контроль в системе маркетинга. Комплекс маркетинга. Разработка комплекса маркетинга: разработка товарной политики, разработка ценовой политики, разработка сбытовой политики, разработка политики коммуникаций. Контроль и регулирование спроса. Стратегические и конъюнктурные приоритеты маркетинга. Стратегия маркетинга и критерии ее выбора. Стратегическое планирование в маркетинге. Маркетинговые стратегии: стратегия роста, стратегия диверсификации и другие виды стратегий. Четыре подхода к планированию стратегии маркетинга (матрица возможностей по товарам и рынкам, матрица «Бостон консалтинг групп», воздействие рыночной стратегии на прибыль, общая модель Портера).

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 1: “Предпринимательский выбор и маркетинговая деятельность” (продолжение)

Задачи:

1. Дать краткий анализ внешней среды предприятия как предпосылки к началу деятельности по организации предприятия;

2. Дать краткий анализ внутренней среды: выбрать хозяйственную “нишу”, проанализировать производственные возможности.

3. Работа с учебным элементом

4. «Стратегия охвата рынка и позиционирование товара».

Тема 3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации

Маркетинговые исследования. Понятие маркетингового исследования и его виды. Процесс маркетингового исследования и его этапы. Разработка плана исследования. Схема и этапы маркетингового исследования: формулирование проблемы и целей исследования, отбор источников информации, сбор первичных и вторичных данных. Методы проведения маркетинговых исследований: наблюдения, эксперимент, имитация, опрос. Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Система внутренней и внешней маркетинговой информации. Система анализа маркетинговой информации: статистический банк и банк экономико-математических моделей.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Система маркетинговой информации и методы её сбора.

2. Система анализа маркетинговой информации.

3. Маркетинговые исследования.

Литература:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2005.

2. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2005.

3. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.


Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 1: “Предпринимательский выбор и маркетинговая деятельность” (продолжение)

Задачи:

1. На основе анализа вторичной и первичной информации о характере маркетинговой среды составить матрицу SWOT-анализа;

2. Подготовить аналитическую записку с обоснованием решения о создании предприятия.

3. Работа с учебными элементами:

4. «Информационное обеспечение маркетинга»;

5. «Сбор, систематизация и анализ коммерческой информации»;

Тема 4. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков

Рынок и его роль в хозяйственном механизме общества. Структура и составные элементы рынка. Понятие потребностей и их классификация. Комплексные исследования рынка. Порядок и последовательность работы по проведению рыночного исследования. Методы изучения рынка. Изучение «ниши рынка». Емкость рынка: понятие, виды, факторы, влияющие на емкость рынка. Конъюнктура рынка: понятие, факторы, влияющие на конъюнктуру рынка. Исследование уровня конкуренции и конкурентов на рынке. Изучение потребителей. Модель покупательского поведения. Факторы, влияющие на поведение потребителей. Мотивация и процесс принятия решения о покупке. Критерии и методы сегментирования рынка. Сегментация рынка по группам потребителей. Сегментация рынка по параметрам продукции, по основным конкурентам. Оценка и выбор целевых рынков. Оценка сегментов рынка. Маркетинговые стратегии для сегментов рынка. Долгосрочное прогнозирование рынка. Прогнозирование потребностей и спроса. Изучение целевых потребителей. Стратегические методы прогноза. Подготовка аналитического отчёта о состоянии рынка.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Изучение емкости рынка и доли фирмы на рынке.

2. Анализ конъюнктуры рынка.

3. Прогнозирование товарных рынков.

4. Критерии и методы сегментирования рынка.

5. Эффективность сегментирования.

Литература:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2005.
2. Беляев, В.Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2005.
3. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.
4. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 2: “Маркетинговые исследования рынка сбыта”

Задачи:

1. Проанализировать основных конкурентов предприятия;

2. Проанализировать потенциальных покупателей товаров, произвести сегментирование рынка по потребителям;

3. Подготовить аналитический отчёт о состоянии рынка.

4. Работа с учебными элементами:

5. «Расчет емкости рынка»;

6. «Сегментирование рынка».

 

Тема 5. Товар и товарная политика в системе комплекса маркетинга

Товар и его коммерческие характеристики. Упаковка и маркировка товара, их роль в обеспечении рыночного успеха товара. Организация сервиса. Структура службы сервиса. Работа службы снабжения запасными частями. Марка и марочная политика. Качество и конкурентоспособность товара. Понятие качества продукции, характеристика потребительских свойств: функциональные, экономические, социальные, эргономические, антропометрические и другие потребительские свойства продукции. Оценка конкурентоспособности товара. Оценка уровня конкурентоспособности. Технические, экономические и организационные параметры конкурентоспособности. Имидж товара. Процесс разработки нового товара. Нововведение и модификация продукта, ассортиментная политика. Стадии планирования нового товара: генерация идей, оценка продукта, проверка концепции, экономический анализ, разработка продукции, пробный маркетинг, коммерческая реализация. Разработка концепции нового товара. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий. Маркетинговая политика в зависимости от стадии жизненного цикла товара. Процесс снятия товара с рынка и производства.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Оценочная конкуренция товара. Марка и марочная политика.

2. Жизненный цикл товара и характеристика их стадий.

Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга”

Задачи:

1. Разработать ассортиментный (номенклатурный) перечень реализуемых товаров;

2. Описать потребительские свойства товара.

 

Тема 6. Ассортиментная политика предприятия. Управление ассортиментом

Позиционирование товара на рынке: понятие и критерии позиционирования. Управление ассортиментом. Дифференциация, её методы. Стратегии позиционирования, их выбор и реализация. Решения о товарном ассортименте, о его расширении. Решения о товарных номенклатурах.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга: товарная политика”.

Задачи:

1. Определить стадию жизненного цикла товаров;

2. Построить матрицу БКГ.

Тема 7. Цена и ценовая политика в системе комплекса маркетинга

Ценовая политика и ценообразование.Понятие цены. Виды цен и особенности их применения (базисная, купли/продажи, мировая, монопольная, номинальная, оптовая, рыночная, справочная, скользящая, розничная, твердая, цена производства, цена предложения). Постановка задач ценообразования. Методы расчета цен: ценообразование, ориентированное на издержки, на спрос, на конкуренцию. Факторы, влияющие на уровень устанавливаемой цены. Ценовые стратегии. Пять этапов разработки ценовой стратегии. Факторы и методы ценообразования. Психологические границы цен. Реакция потребителей и фирм на изменение цен. Стратегии ценообразования: стратегии ценообразования в рамках товарной номенклатуры, стратегии корректирования цен, стратегии изменение цен. Виды скидок и условия их применения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Виды цен и особенности их применения. Методы расчёта цен.

2. Ценовые стратегии. Виды скидок и условия их применения.

Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга: ценовая политика”

Задачи:

1. Выбрать ценовую стратегию и установить цены на товар;

2. Построить шкалу ценовых скидок.

3. Работа с учебными элементами:

4. «Управление ценами (стратегия ценообразования)»;

5. «Методика ценообразования»;

6. «Ценообразования. Формирование ценовой политики».

Тема 8. Сбыт и сбытовая политика в системе комплекса маркетинга

Взаимосвязь спроса и потенциального объема сбыта, статистические индексы потенциального объема сбыта, многофакторные индексы. Организация эффективного сбыта. Каналы распределения: понятие и виды. Параметры канала сбыта: ширина и глубина. Влияние каналов сбыта на программу маркетинга. Внутренняя структура и принципы функционирования каналов распределения. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни, типы, организации. Тенденции развития каналов распределения. Организация оптовой и розничной торговли. Понятие и роль оптовой торговли в экономике, функции оптовой торговли. Виды оптовой деятельности: производительная, коммерческая, агенты и брокеры. Оптовые продовольственные рынки. Требования к выбору оптового торговца, сбытового агента: Контракт с посредниками. Определение розничной торговли, ее виды. Классификация торговых предприятий и их общая характеристика. Различие в стратегии предприятий розничной торговли. Дилеры и дистрибьюторы. Специфика работы с дилером.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга: сбытовая политика”

Задачи:

1. Дать характеристику и определить уровень канала распределения;

2. Проанализировать поставщиков товаров, составить их перечень и дать характеристику.

3. Работа с учебным элементом:

4. «Ведение учета информации по поставщикам».

 

Тема 9. Система товародвижения и пути повышения ее эффективности

Товародвижение: понятие и элементы системы товародвижения. Решения о транспортировке и складировании товаров. Управление заказами. Факторы уровня обслуживания. Функции сбытовых агентов, дилеров. Способы товародвижения. Товародвижение и управление логистикой. Территориальные права. Пути снижения издержек при товародвижении. Три стратегии управления объемом товара. Пути снижения издержек при товародвижении. Три стратегии управления объемом запасов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Значение товародвижения в снижении издержек обращения предприятия.

2. Разработка эффективной системы товародвижения.

Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.


Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга: организация системы товародвижения”

Задачи:

1. Принять решение о транспортировке грузов и о складировании;

2. Проанализировать поставщиков товаров, составить их перечень и дать характеристику.

Работа с учебными элементами:

1. «Поиск информации о поставщиках».

2. «Ведение учета информации по заявкам».

3. «Ведение учета информации по заключенным договорам».

 

Тема 10. Политика продвижения товара на рынок в системе комплекса маркетинга

Классификация методов и средств стимулирования реализации продукции. Система ФОССТИС: формирование спроса и стимулирование сбыта. Связь методов ФОССТИС с ЖЦТ. Деятельность ФОССТИС по отношению к потребительским и производственным товарам. Каналы распространения посланий ФОССТИС. Определение объема необходимых ассигнований на ФОССТИС. Реклама как составная часть маркетинговой деятельности (имидж-реклама, стимулирующая реклама, реклама стабильности, стадия внедрения товара и т.д.) и их цели. Правовые основы рекламной деятельности. Закон «О рекламе», его основные положения. Планирование рекламной кампании. Рекламные средства и принципы их выбора. Виды и средства рекламы Методы ведения рекламы. Эффективность рекламы. Сущность брендинга, директ-маркетинга, паблик-рилейшнз. Фирменный стиль и его значение на внешнем рынке. Товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный цвет, комплект шрифтов. Разработка рекламного слогана и текста. Разработка художественного оформления. Реклама и мультимедиа технологии. Рекламные компании и их классификация. Формы краткосрочного с тимулирования сбыта. Методы и средства стимулирования сбыта. Выставки и ярмарки, их значение. Рекламная работа во время участия в выставках и ярмарках. Распродажи, конкурсы, лотереи и другие мероприятия СТИС. Некоммерческая реклама: Паблик рилейшинс и товарная пропаганда, паблисити. Общественные действия, направленные на регулирование маркетинга. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга. Методы персональных продаж.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Система формирования спроса и стимулирования сбыта.

2. Виды и средства рекламы.

3. Паблик рилейшнз и товарная пропаганда.

4. Методы персональных продаж.

Литература:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2005.

2. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2005.

3. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

4. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга: политика продвижения товара”

Задачи:

1. Выбрать рекламные средства, целевые сегменты;

2. Разработать бюджет рекламы;

3. Разработать рекламное объявление для СМИ;

4. Разработать рекламное сообщение по радио на 2 мин.

5. Работа с учебным элементом:

6. «Организация рекламной кампании».

 

Тема 11. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии

Планирование в системе маркетинга. Процесс и технология планирования маркетинга. Методы планирования маркетинга. План маркетинга. Организация маркетинговой деятельности на предприятии. Подходы к организационному построению службы маркетинга. Организационные структуры маркетинга, их виды. Постановка целей. Бюджет маркетинга и методы его составления. Особенности управленческих структур предприятия, построенных на маркетинговой деятельности. Функциональная управленческая структура, структура товарной ориентации, региональной ориентации, сегментной ориентации, их достоинства и недостатки. Управленческая структура маркетинговых служб и их взаимодействие с другими структурами. Права и обязанности руководителя маркетинговой деятельности. Маркетинговый контроль Основные задачи контроля в сфере маркетинга.В чем состоит и как осуществляется контроль маркетинга. Типы маркетингового контроля. Модификация структур управления предприятием при ориентации на маркетинг.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг» – этап 4: “Построение службы маркетинга и разработка плана маркетинга компании”

Задачи:

1. Разработать план маркетинга;

2. Разработать схему управления службой маркетинга, службы маркетинга;

3. Определить перечень должностей сотрудников, проработать типовые должностные инструкции работников службы маркетинга.

Работа с учебными элементами:

1. «Планирование маркетинга»;

2. «Формирование программы развития фирмы»;

 

Тема 12. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия

Особенности международного маркетинга. Стратегия выхода на зарубежный рынок. Изучение среды международного маркетинга. Система международной торговли, экономическая, политико-правовая, культурная среда. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок. Принятие решений. Стратегический и тактический план выхода на зарубежный рынок. Формы освоения мирового рынка международными компаниями. Роль маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятий. Стимулирование внешнеэкономической маркетинговой деятельности, внедрения НТП, обновления основных фондов предприятия, роста производительности труда, повышения качества продукции, конкурентоспособности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности международного маркетинга.

2. Система международной торговли

Литература:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2005.

2. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

─ повторение и углубленное изучение лекционного материала;

─ подготовку к семинарским занятиям;

─ решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

─ подготовку к экзамену.

 


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на семинарских и практических занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Маркетинг, основные понятия маркетинга (нужда, желание, товар, сделка, обмен, рынок, цена, покупательский спрос) и их содержание.

2. История развития маркетинга в России и за рубежом.

3. Сущность, цели и задачи маркетинга.

4. Функции и их содержание, принципы маркетинга.

5. Виды маркетинга и их содержание.

6. Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.

7. Концепции маркетинга и их эволюция.

8. Маркетинговая среда. Основные факторы макро и микросреды.

9. Маркетинг – менеджмент в системе предпринимательства

10. Комплекс маркетинга в системе предпринимательства.

11. Маркетинговые исследования, его содержание и сущность, виды маркетинговых исследований

12. Этапы маркетингового исследования и их характеристика.

13. Система маркетинговой информации, характеристика ее основных элементов.

14. Маркетинговые исследования и выбор источников информации.

15. Методы сбора первичных данных и их характеристика

16. Методы получения и обработки маркетинговой вторичной информации.

17. Анализ потребительского рынка, методы и характеристика основных элементов рыночного исследования.

18. Исследование конкурентов и потребителей, позиционирование товара на рынке.

19. Конъюнктурные и прогнозные исследования рынка.

20. Сегментирование рынка, понятие, виды и критерии сегментации.

21. Бенчмаркетинг как функция маркетинговых исследований.

22. Понятие «рынок». Классификация и организационные формы рынков.

23. Сегментация рынка: условия, факторы, способы.

24. Понятие «рынок». Классификация и организационные формы рынков.

25. Определение понятия «позиционирование» товара на рынке. Основные принципы позиционирования товара.

26. Характеристика понятия «стратегия маркетинга».

27. Понятие «товарная стратегия» и ее содержание.

28. Товар в системе маркетинга. Основные виды классификации товаров.

29. Понятие качества товаров и услуг, классификация потребительских свойств товара.

30. Концепция «жизненного цикла товара» и содержание маркетинговых усилий на разных этапах ЖЦТ.

31. Ассортиментная политика предприятия.

32. Конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество.

33. Понятие «торговой марки», значение использования торговой марки в маркетинге.

34. Упаковка и маркировка товара и их значение в маркетинге.

35. Сервис и гарантийное обслуживание в системе маркетинга.

36. Характеристика основных этапов процесса разработки нового товара.

37. Теоретические основы ценообразования: понятие цены и ее значение в рыночной экономике, психологические границы цен.

38. Методы ценообразования.

39. Ценовые стратегии: виды, характеристика и их значение.

40. Сбытовая политика: понятие, цель, задачи и основные элементы политики распределения

41. Характеристика каналов сбыта.

42. Маркетинговая стратегия товародвижения, пути повышения эффективности товародвижения.

43. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе маркетинга.

44. Система ФОССТИС: система формирования спроса и стимулирования сбыта.

45. Понятие и методы стимулирования сбыта.

46. Понятие «рекламы» как средства коммуникации в системе продвижения товара.

47. Виды рекламы и правовые основы рекламной деятельности.

48. Средств распространения рекламы, их характеристика, преимущества и недостатки.

49. Формы и виды рекламных сообщений, принципы их разработки.

50. «Паблик рилейшинс». Содержание, цели, задачи.

51. Планирование маркетинговой деятельности, формирование плана маркетинга.

52. Организационные структуры службы маркетинга и принципы их построения.

53. Контроль в системе маркетинга.

54. Международный маркетинг.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. – М.: Омега-Л, 2005.

Основная:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учебник / Г. Л. Багиев. – СПб.: Питер, 2005.

2. Беляев, В. Н. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. Н. Беляев. – М.: КноРус, 2005.

3. Годин, А. М. Маркетинг: учебник / А. М. Годин. – М.: Дашков и К, 2005.

4. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга: учебник / Е. Е. Кузьмина. – М.: КноРус, 2005.

5. Маслова, Т. Д. Маркетинг: учебник / Т. Д. Маслова. – СПб.: Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Абабкова, М. Ю. Маркетинг: метод. указ. для выполнения контрольных работ для студентов специальностей 060400, 060500, 060800, 061100 / М. Ю. Абабкова, В. А. Бабурин. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник / И. Л. Акулич. – М.: Высш. шк., 2004. 3. Бабурин, В. А. Маркетинг в сфере сервиса: учеб. пособие / В. А. Бабурин, Б. В. Корнейчук. – СПб.: СПбГИСЭ, 2001.
4. Булкин, Б. Е. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта в сфере услуг: учеб. пособие / Б. Е. Булкин, Н. Ю. Виноградова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.
5. Котлер, Ф. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
6. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: учебник / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2005.
7. Лашманова, Н. В. Информационные системы маркетинга: учеб. пособие / Н. В. Лашманова, В. А. Бабурин. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004. 8. Маркетинг: учебник / под ред. Н. П. Ващекина. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2004.
9. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях: учеб. пособие / Д. В. Минаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
10. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: учеб. пособие / А. П. Панкрухин. – М.: РАГС, 2003.
11. Райс, Э. Маркетинговые войны / Э. Райс. – СПб.: Питер, 2005.
12. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг: учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев: КНТ, 2005.

Периодические издания:

1. Маркетинг в России и за рубежом: журнал.

 


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.

 

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Использование учебных элементов модульной программы «Маркетинг» банка модульных программ Международной Организации Труда:

─ «Информационное обеспечение маркетинга»;

─ «Планирование маркетинга»;

─ «Организация рекламной кампании»;

─ «Расчет емкости рынка»;

─ «Сегментирование рынка»;

─ «Стратегия охвата рынка и позиционирование товара»;

─ «Управление ценами (стратегия ценообразования)»;

─ «Методика ценообразования»;

─ «Формирование программы развития фирмы»;

─ «Ценообразования. Формирование ценовой политики».

2. Использование учебных элементов модульной программы «Закупка» банка модульных программ Международной Организации Труда:

─ «Сбор, систематизация и анализ коммерческой информации»;

─ «Поиск информации о поставщиках»;

─ «Ведение учета информации по поставщикам»;

─ «Ведение учета информации по заявкам»;

─ «Ведение учета информации по заключенным договорам».

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Маркетинг» Т.Г. Навроцкая.

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Маркетинг» В.А. Бабурин.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.239 сек.