КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях
Цели и задачи изучения дисциплины
Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Задачи дисциплины – научить студентов: - уметь использовать комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций; - различать факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности по управлению и руководству поведением персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях» студент должен: · знать: - основные признаки чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения; - классификацию чрезвычайных ситуаций по причинам и природе возникновения, по скорости и масштабам распространения; - комплекс мероприятий по предупреждению, уменьшению риска и возникновения чрезвычайных ситуаций; - последовательность аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращению действия характерных для них опасных факторов; - особенности и характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · уметь: - идентифицировать чрезвычайные ситуации; - планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - руководить и направлять действия персонала при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; - оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; - прогнозировать последствия чрезвычайных ситуаций; · получить навыки: - в решении задач определения характеристик процессов, происходящих в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; - в умении управлять и руководить поведением персонала при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание дисциплины ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения Практическое занятие: Разбор основных параметров характеризующих стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, ливневые дожди, морозы, природные пожары, грозы). Составление таблицы основных поражающих факторов и их последствий в результате стихийных бедствий. Определение основных критериев при оценке стихийных бедствий. Разбор основных способов защиты населения при стихийных бедствиях.
Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения Практическое занятие: Определение основных поражающих факторов при авариях на радиационно-опасных объектах и их основных характеристик. Особенности выявления и оценки радиационной обстановки при авариях на ядерных энергетических установках на примере аварии на Чернобыльской АЭС.
Тема 3. Пожары и пожаробезопасность на предприятиях Практическое занятие: Разбор основных задач, решаемых системой пожарной безопасности. Выяснение основных причин пожаров и их видов. Составление таблицы основных характеристик процессов горения, пожара, взрыва, детонации. Определение степеней огнестойкости зданий. Изучение устройства, принципов работы огнетушителей, используемых для тушения загораний на предприятиях, и систем пожарной сигнализации. Составление типовой инструкции по пожарной безопасности для производственного участия.
Тема 4. Терроризм – угроза жизни и безопасности Практическое занятие: Изучение и ознакомление со средствами, используемыми при терактах. Разбор и анализ действия руководителя предприятия при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении взрывоопасного предмета. Разбор и анализ действия персонала и населения при угрозе совершения теракта. Приобретение навыков в оказании первой медицинской и экстренной психологической помощи пострадавшим в результате теракта.
Тема 5. Прогнозирование и оценка обстановки в зоне возможного действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций Практическое занятие: Разбор основных этапов прогнозирования возможной радиационной и химической обстановки. Оценка фактической радиационной или химической обстановки. Решение типовых задач.
Тема 6. Основные пути повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях Практическое занятие: Разбор факторов, влияющих на устойчивость функциональных отраслей и объектов экономики. Оценка физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Разбор методик оценки защищённости населения. Составление перечня мероприятий по подготовке к быстрому восстановлению производства.
Тема 7. Защита населения при чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций Практическое занятие: Составление перечня мероприятий по радиационной, химической и медикобиологической защите населения. Приобретение навыков по применению средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Составление плана эвакуации сотрудников предприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение теоретического материала; - решение практических задач и подготовку к практическим занятиям; - выполнение расчетов на ПК по определению фактической радиационной или химической обстановки в районе; - подготовку к зачету.
Формы и виды контроля знаний
1. Текущий контроль: – опрос на практических занятиях; – проверка выполнения контрольных заданий и задач; – рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: – зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Список рекомендуемой литературы
Основная: 1. Безопасность жизнедеятельности в лёгкой промышленности: учебник / В. А. Кравец, Г. А. Свищев, А. А. Меркулов, О. И. Седляров. – М.: Академия, 2006. 2. Соловьёв, В. Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть I. Организация и проведение защитных мер при возникновении внезапных чрезвычайных ситуаций на предприятиях сферы сервиса: учеб. пособие / В. Н. Соловьёв, Г. П. Подвигин, И. Х. Эмиров. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005. 3. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О. Н. Русак. – М.: Омега, 2005. 4. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. С. В. Белова. – М.: Высш. шк., 2004. 5. Саккулин, В. П. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Саккулин, И. Х. Эмиров. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007. Дополнительная: 1. Сергеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. С. Сергеев. – М.: ИД «Городец», 2004. 2. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2006. 3. Маньков, В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире: учеб. пособие / В. Д. Маньков. – СПб.: Политехника, 2005. 4. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Лик, 2003. Периодические издания: 1. Безопасность жизнедеятельности: журнал.
Технические и электронные средства обучения
Эмиров И.Х., Сакулин В.П. Электронный практикум «Безопасность жизнедеятельности» (решение практических задач»).
Материально-техническое обеспечение
Практические занятия проводятся в специализированном классе «Безопасности жизнедеятельности» укомплектованном учебно-наглядными материалами и оснащенном необходимым оборудованием.
Составители: доц. И.Х. Эмиров, ассист. Е.Н. Нарбут кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения». Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения» В.П. Сакулин.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |