КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – изучение теории и практики предпринимательской деятельности в условиях конкурентной среды, формирование аналитического склада мышления у студентов и навыков оценки конкурентоспособности. Задачи дисциплины – научить студентов: - использовать понятийный аппарат предпринимательской деятельности в условиях конкуренции; - показывать цели и задачи внутрифирменного обеспечения конкурентной среды; - раскрывать сущность конкурентных стратегий и предпринимательского решения в условиях конкуренции; - излагать основы формирования культуры предпринимательства, как составной части успешного предпринимательства; - излагать особенности применения тех или иных форм и видов предпринимательской деятельности в условиях постоянного изменения конкурентной среды; - показывать движущие силы конкуренции и методы оценки конкурентоспособности. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволят сформировать оптимальный комплекс знаний будущего специалиста сферы услуг по основным направлениям его профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса» студент должен: · знать: - теоретические основы конкуренции; - типы и формы конкуренции; - современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции; - особенности монополизма и методы антимонопольной политики. · уметь: - реализовывать полученные знания для использования современных способов и средств определения состояния предпринимательской деятельности в условиях конкуренции; - проводить экономический анализ конкурентной среды в условиях постоянного изменения рыночной ситуации; - определять основные направления развития конкурентоспособности и способы мобилизации ресурсов. · получить навыки: - в решении задач обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса при помощи современных представлений о взаимодействии рыночных субъектов, а также механизма регулирования пропорций между ними; - творческой деятельности при выборе оптимальных вариантов функционирования и развития предприятий сферы сервиса в конкретных условиях конкуренции между субъектами рынка.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Понятие конкуренции, цели и задачи курса. Законодательство РФ об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках. Виды конкуренции, ее экономические последствия. Правовая ответственность за недобросовестную конкуренцию. Особенности диверсификации предприятий сферы сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Конкуренция как экономическое понятие. 2. Различные виды конкуренции. 3. Экономические последствия. Литература: 1. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
Тема 2. Деловая среда в сфере сервиса и обеспечение конкурентоспособности. Неравенство доходов предпринимателей. Характер деловой среды конкурента: характер производства, конструктивные технологические особенности. Маркетинговая характеристика: реклама, сегменты рынка, отношения с клиентами. В области менеджмента: структура организации, кадровый потенциал. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Формы рынков и типы производства. 2. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы. 3. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе. 4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.
Тема 3. Конкуренция и государственное регулирование в сфере сервиса. Ценовая политика в условиях конкуренции. Рыночные и нерыночные сектора услуг. Способы регулирования конкуренции в сфере сервиса антимонопольными и другими органами власти и управления. Свойства отдельных видов услуг. Воздействие государственного регулирования на доступность услуги. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. История антитрестовского законодательства за рубежом. 2. Формы и методы регулирования экономики. 3. Государство и обеспечение конкурентной среды. Литература: 1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 2. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
Тема 4. Зарубежный опыт обеспечения конкурентной среды в сфере сервиса. Положительные и отрицательные результаты государственного регулирования деятельности предприятий сервиса в развитых странах с рыночной экономикой и стран с переходным периодом к рыночной экономике. Виды свободных зон предпринимательства и возможности использования их преимуществ в РФ. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Конкуренция и стратегия: основные концепции. 2. От конкурентных преимуществ – к корпоративной стратегии. 3. Кластеры и конкуренция. 4. Конкурентные решения социальных проблем. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. Тема 5. Территориальные аспекты развития сферы услуг и конкурентная среда. Типы расселения (компактный и дисперсный) и их влияние на формирование конкурентной среды. Конкуренция на локальных рынках. Сравнительное преимущество против конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества отдельного местоположения. Ромб как локальная система. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные виды конкурентных отношений на территориальных экономических рынках. 2. Достоинства и недостатки определенной дислокации предприятия. 3. Демографическое влияние на формирование конкурентных отношений. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007. Тема 6. Жизненный цикл услуги и ассортиментная политика. Понятие жизнеспособности услуги и ее категории. Стадии жизненного цикла услуги. Общее и особое жизненного цикла товара и услуги. Конкуренция и основные этапы разработки новой услуги. Цели, задачи и модель ассортиментной политики. Реклама услуги и фирмы: открытая и скрытая формы. Виды ассортиментной политики в сфере сервиса. Принципы ассортиментной политики. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Жизненный цикл услуги и его стадии. 2. Формирование ассортиментной политики предприятий сферы услуг. 3. Практика реализации ассортиментной политики предприятий сферы услуг. Литература: 1. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
Тема 7. Функциональная, видовая и предметная конкуренция в сфере сервиса. Виды конкуренции в сфере сервиса. Альтернативные способы удовлетворения конкуренции (функциональная). Качественно-ценовые альтернативные способы удовлетворения потребности (видовая). Территориальная конкуренция на рынке услуг (предметная). Движущие силы конкуренции и конкурентные стратегии предприятия сервиса: лидерство в области затрат, дифференциации, концентрации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Функциональная конкуренция. 2. Уровни конкуренции. 3. Видовая конкуренция. 4. Предметная конкуренция. Литература: 1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
Тема 8. Методы оценки конкурентоспособности услуг. Виды, источники и формы выражения информации, используемые при оценке конкурентоспособности услуг. Показатель, как способ выражения информации: характеристика, индикатор,. индекс, коэффициент, доля, балл. Основные этапы экспертного метода оценки конкурентоспособности услуги. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Матричные методы изучения конкурентоспособности. 2. Изучение исходя из теории равновесия. 3. Теория эффективной конкуренции. 4. «Бостонская матрица». Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М. ГУВШЭ, 2004. Тема 9. Конкурентные преимущества стран. Достижение успеха компании на международных рынках. Роль правительства в обеспечении конкурентной среды. Продвижение целей, ведущих к устойчивому инвестированию. Проведение сильной внутренней антитрестовской политики. Прекращение регулирования конкуренции. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Правило ромба для конкурентных преимуществ стран. 2. Роль правительства. 3. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды. Литература: 1. Абалонин, С. М Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: ─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; ─ повторение и углубленное изучение лекционного материала; ─ подготовку к семинарским занятиям; ─ выполнение контрольной работы; ─ подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного бучения)
1. Конкуренция как экономическое понятие. 2. Экономические последствия конкуренции 3. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы. 4. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе. 5. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы. 6. История антитрестовского законодательства за рубежом. 7. Государство и обеспечение конкурентной среды. 8. Конкуренция и стратегия: основные концепции. 9. Кластеры и конкуренция. 10. Конкурентные решения социальных проблем. 11. Конкурентные преимущества отдельного местоположения. 12. Типы расселения и их влияния на конкурентную среду. 13. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды. 14. Матричные методы изучения конкурентоспособности. 15. Теория эффективной конкуренции.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: ─ опрос на семинарских занятиях; ─ защита контрольной работы; ─ рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: ─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Абалонин, С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007. Дополнительная: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Гордиенко, Я. Г. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Я. Г. Гордиенко. - СПб.: СПбГАСЭ, 2005. 3. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 4. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 5. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.
Составитель: д.э.н., проф. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Д.Г. Родионов. Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Я.Г. Гордиенко.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |