КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лидерство как результат группового взаимодействия
Хотя впервые подобное понимание лидерства было высказано три четверти века назад [Во^агйш, 1929], оно и сегодня остается вполне актуальным, отражающим действительную суть феномена, о чем мы специально поговорим в главах части I. Лидерство как осуществление влияния. Это, несомненно, наиболее популярная трактовка лидерства в англоязычной литературе, встречающаяся, согласно справочнику Р. Стогдилла, уже в 20-е годы прошлого столетия. Не утратила она своей силы и в последующие десятилетия. Вот только несколько примеров, демонстрирующих взгляды ведущих специалистов в области лидерства. Е. Холландер в третьем американском издании фундаментального справочника по социальной психологии, анализируя различные дефиниции лидерства, отмечает, что доминирующим в них является понимание лидерства как процесса влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей. Г. Юкл и Д. Ван Флит в большом обзоре исследований организационного лидерства рассматривают его как процесс, который включает в себя оказание влияния на: • выбор рабочих целей и стратегий группы или организации, • реализацию намеченных стратегий и достижение целей, • сохранение группы и идентификацию с ней, • организационную культуру. Несколько позднее Г. Юкл писал, что в основе лидерства лежит процесс социального влияния, когда индивид намеренно воздействует на других людей, чтобы структурировать отношения в группе или организации. М. Чемерс [СЬетегз, 2001] в недавно вышедшем в Европе четырехтомном справочнике по социальной психологии, говоря о многообразии трактовок лидерства, в качестве наиболее широко распространенной называет взгляд на лидерство как на процесс влияния, посредством которого человек заручается поддержкой других и направляет их усилия на достижение коллективных целей. Ученый обращает внимание на несколько важных, с его точки зрения, элементов этого определения. Во-первых, имеется в виду наличие коллективной цели. Это значит, что лидерство есть коллективный процесс. Во-вторых, подчеркивается момент влияния в лидерстве. Это значит, что лидерство является не процессом принуждения, но включает в себя получение и использование помощи со стороны других людей. В-третьих, лидерство рассматривается как социальный феномен. По мнению М. Чемерса, это означает, что источники и цели лидерства заключены в природе групповой активности и его полное понимание возможно лишь в случае понимания более широких социальных процессов и их психологических составляющих. Лидерство как процесс социальной перцепции. Одними из первых на элементы перцепции в лидерстве обратили внимание более тридцати лет назад Е. Холландер и Д. Джулиан. Однако развернутые исследования в этой области начались позднее в связи с изучением роли атрибутивных и категоризационных процессов в восприятии лидерства, а также общим ростом интереса к когнитивным процессам в социальной психологии. В-третьих, для руководства, в отличие от лидерства, нет необходимости при достижении поставленной цели опираться на разделяемые членами группы чувства или единое мнение. В-четвертых, для руководства характерен: значительный социальный разрыв между членами группы и руководителем, стремящимся сохранить эту социальную дистанцию, которая помогает ему оказывать давление на группу. Лидер выступает как один из членов группы. В-пятых, наиболее существенно лидерство и руководство как формы влияния различаются по источнику предоставляемых полномочий, Лидер получает их от членов группы, последователей. Полномочия руководителя проистекают от внегруп-пового источника власти, дающего ему право распоряжаться в группе. При этом ее члены не могут в полном смысле слова называться его последователями. Нередко они признают власть руководителя скорее под угрозой наказания, нежели потому, что действительно поддерживают его. С. Джибб оказался, однако, одним из очень немногих англоязычных авторов, попытавшихся описать феномены лидерства и руководства различными терминами, обратив внимание на содержательный момент их различий. Как правило же, в англоязычной литературе для этого используется один термин - «лидерство». Поэтому судить, о каком феномене (лидерстве или руководстве) идет речь в каждом конкретном случае, читатель зарубежного издания может на основании либо анализа содержания опубликованной работы, либо (что случается гораздо реже) предварительного уточнения автором публикации типа рассматриваемого им лидерства. Например, в случае так называемого назначенного (по иной терминологии - формального, официального) лидерства речь идет о руководстве, а в случае так называемого внезапно появляющегося (т. е. возникающего неофициально, неформально, заранее никем и ничем не предписанного) лидерства - собственно о лидерстве. Аналогичного рода анализ необходим и при рассмотрении, скажем, политического и организационного лидерства. Фактически в обоих случаях (см., в частности, приведенную выше трактовку Г. Юклом и Д. Ван Флитом организационного лидерства) речь идет о руководстве, с той лишь разницей, что в политическом лидерстве психологическая составляющая (в ее харизматическом воплощении) нередко выражена гораздо ярче. Подобный терминологический нюанс, вероятно, может показаться не слишком существенным для далеких от научных тонкостей людей. Однако читателю, профессионально знакомящемуся с зарубежной, прежде всего с западной, литературой (а на сегодняшний день, как уже говорилось выше, именно в ней представлены основные психологические разработки в области лидерства и руководства), безусловно, следует о нем помнить. Вот лишь один пример, указывающий на справедливость только что сказанного. В недавнем, своего рода итоговом, обзоре М. Чемерса в области организационного лидерства утверждается, что такая личностная характеристика организационного лидера, как самоэффективность (см. о ней в 5.4), может рассматриваться в качестве предиктора (предваряющего фактора) групповой эффективности. Однако знакомство с содержанием исследования, на которое в связи с упомянутым утверждением ссылается М. Чемерс, показывает, что речь в нем идет о лидерстве как чисто психологическом феномене: лидерами выступали игроки спортивных команд. Тем не менее автор прилагает данные исследования собственно лидерства к анализу фактически руководства. Что же касается трактовки феноменов лидерства и руководства, сложившейся в отечественной традиции их изучения, то она, как мы увидим далее, в целом оказалась свободной от терминологической двусмысленности, четко закрепив за каждым из них специфически-предметное содержание.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |