Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство как организационный феномен: руководство




ЧАСТЬ II

В главах этого, безусловно наиболее крупного, раздела книги ли­дерство предстанет перед читателем в еще одной своей ипоста­си, а именно как преимущественно организационный, управлен­ческий по своей сути феномен. То есть фактически, как уже отмечалось в 1.2.1 и как следует из контекста обсуждаемых да­лее (см. гл. 5-10) исследований, речь пойдет о различных аспек­тах явления, именуемого в отечественной литературе руковод­ством. Но прежде чем перейти к рассмотрению в последующих главах тех или иных наиболее значительных его моделей, необ­ходимо сделать небольшое терминологическое уточнение.

Дело в том, что далее в материалах раздела наряду с понятиями «руководство», «руководитель» будут использоваться также и понятия «менеджмент», «менеджер». И хотя в литературе [Уик1 & Уап Р1ее1, 1992] высказываются различные мнения относи­тельно соотношения данных понятий, наиболее продуктивной представляется точка зрения, согласно которой между менедж­ментом и руководством существует немало общего, а индивид может быть одновременно и руководителем, и менеджером.

В согласии с подобной точкой зрения вполне резонно вслед, например, за Г. Юклом и Д. Ван Флитом [Уик1 & Уап Р1ее1;, 1992] использовать термины «менеджер» и «руководитель» как взаимозаменяемые. «Мы полагаем, - пишут эти авторы, -что исследования должны быть сфокусированы па руковод­стве как процессе, а не на руководителях как стереотипизи-рованных индивидуумах. Попытки классифицировать людей, основываясь на взаимоисключающих стереотипах, таких как руководитель в сравнении с менеджером, авторитарный ру­ководитель в сравнении с демократическим или трансформа-



Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ


5.1. Эффективность руководства: критерии оценки



 


ционный руководитель в сравнении с трансакционистским, скорее препятствуют прогрессу в понимании руководства, не­жели способствуют ему» [УиЫ & Уап Иее!;, 1992. Р. 149].

Сказанное не означает, конечно, что между ролями менедже­ра и руководителя не может быть значительных различий. Так, встречаются менеджерские роли (например, менеджер по продажам или финансовым отчетам), не предполагающие на­личия подчиненных - этого непременного атрибута руковод­ства. Анализ подобного рода ролей остается, однако, за рам­ками последующего обсуждения, в котором акцент делается на действиях менеджера, включенных в контекст группового или организационного взаимодействия в системе отношений доминирования и подчинения, т. е. руководства. К рассмотре­нию разнообразных подходов в изучении этого феномена я и перехожу далее, беря за точку отсчета личностный аспект.

Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ

Эффективность руководства: критерии оценкиБиографические характеристики руководителяСпособностиЧерты личности и мотивацияМенеджерские характеристики

Как видно из заголовка, речь пойдет о личности руководите­ля. Однако особенность последующего обсуждения состоит в том, что те или иные личностные характеристики руководи­теля будут взяты не сами по себе: встречающиеся, к сожале­нию, еще и сегодня попытки иных авторов разрабатывать бес­численные классификации таких характеристик (нередко под видом так называемых профессионально важных качеств) в свете исследовательского опыта минувшего столетия пред­ставляются абсолютно бесперспективными. Согласно точке зрения современных специалистов [Кричевский, 1998; Аутап,


1997; Вазз, 1990; Но§ап еЬ а1., 1994; УиЫ & Уап Пей, 1992], рассмотрение личности руководителя должно проводиться в тесной увязке с показателями эффективности его управлен­ческой деятельности. Поэтому прежде всего нам необходимо выяснить, что относится к этим показателям, какие критерии могут быть положены в основу их выделения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.