КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Черты личности и мотивация руководителя
Ш Iм,ны ' II1ЫИ ' ' t'HiHi oOiiouiH рукшшдишли
чей руконодитодя рассматриваются порознь. Однако недавно группа исследователей попыталась свести некоторые из этих способностей (умений) в определенную систему с целью построения теоретической модели и последующей ее эмпирической проверки. Ниже приводится краткое изложение основных результатов проведенной работы. Предложенная учеными модель получила название основанной на умениях модели организационного лидерства [Mum-ford, Zaccaro et al., 2000[a]; 2000[б]]. По утверждению авторов модели, она представляет собой четко выраженный когнитивный конструкт, трактующий организационное лидерство (или, что одно и то же, руководство) как форму квалифицированной деятельности по решению социальных (организационных) проблем. Эта деятельность реализуется посредством сложной системы когнитивных и метакогнитивных умений. Заложенная в модели идея не противоречит традиционному пониманию лидерства (руководства) как взаимодействия в системе «лидер - последователи» («руководитель - подчиненные»), но скорее дополняет его, несколько меняя ракурс анализа. Акцент смещается в сторону полюса «лидер» («руководитель). Как отмечают исследователи, в своем подходе они пытаются ответить на вопрос: «Какими способностями должен обладать человек, чтобы эффективно выполнять организационные лидерские роли?» [Mumford, Zaccaro et al., 2000[б]. Р. 156]. В логике подхода именно эффективное выполнение лидерской роли обеспечивает доминирующее влияние лидера в организации. Согласно основному положению модели, эффективность руководства в конечном счете зависит от способности руководителя формулировать и осуществлять решение трудных (т. е. необычных, плохо сформулированных) социальных проблем. Именно такими проблемами насыщена организационная жизнь. Чтобы справиться с ними, руководитель, полагают ученые, должен обладать комплексом умений, к которым относятся:
• (ложные умения, обеспечивающие креативное решение • социальные оценочные умения - ассоциируются с дейст- • собственно социальные умения - ассоциируются с дей Успешная реализация всех перечисленных выше умений во многом зависит от знаний и опыта руководителя. Согласно положениям модели, требуемые знания должны быть соотнесены с тремя основными сферами своего приложения: решаемыми задачами, организацией, в рамках которой действует руководитель, людьми, с которыми он имеет дело. Причем каждый тип знания имеет свою специфику. Например, знания, касающиеся организации, могут быть представлены сложной ментальной моделью, а знания, касающиеся других людей, - набором прототипов. По мнению авторов модели, эффективное использование руководителем соответствующих умений требует опоры на сложные формы знаний, а именно на знание выполняемой работы, организации, бизнеса и людей, в особенности тех, кто реализует принятые решения. Без этих знаний, справедливо полагают ученые, даже наиболее искусный в решении проблем человек окажется неэффективным руководителем. В свою очередь, знания и умения возрастают как функция опыта, приобретаемого руководителем в процессе развития его карьеры. Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ f! 4» Черты личности и мотивация руководителя
Методическое отступление. Проверка положений модели проводилась на выборке из нескольких тысяч офицеров (обоего пола) американской армии, занимавших разные руководящие должности. Основным инструментом измерения описанных выше умений служили разработанные исследователями сценарные методики. Об уровне знаний, т. е. степени понимания офицерами требований, предъявляемых к их руководящим ролям, ученые судили по успешности решения военнослужащими экспериментальных задач. Кроме того, выявлялся ряд личностных характеристик офицеров: черт, мотивов и ценностей. Критериями эффективности руководства служили карьерные достижения военнослужащих и качество решения ими плохо определенных управленческих проблем. Результаты эмпирических исследований частично подтвердили основные положения модели [Mumford, Zaccaro et al., 2000[б]], хотя полная ее проверка - несомненно, дело будущего. Что же касается общей оценки представленного подхода, то можно, конечно, согласиться с его авторами, рассматривающими свою разработку как определенный шаг в расширении списка значимых детерминантов эффективности руководства. Интересна тут сама попытка отнесения к подобным детерминантам не традиционно берущихся в таком случае личностных черт, а специфических управленческих умений - важного компонента профессионального мастерства руководителя. Другое дело, что модели недостает пока той необходимой завершенности и стройности, какая характеризует ряд известных, своего рода классических, моделей организационного лидерства (см., например, гл. 7). Вопросы вызывают также степень логической обоснованности отбора входящих в модель умений и универсальность применения сконструированных для их оценки методических средств. Напомню, что последние разработаны для обследования военнослужащих. Однако сам факт появления подобной модельной конструкции весьма симптоматичен. Он свидетельствует о возрастаю- нм'м внимании специалистов к тем специфическим компонентам деятельности руководителя, которые во многом обеспечивают эффективность выработки и реализации решений в * «шременном менеджменте. Рассмотрением представленной выше «модели управленческих умений» завершается обсуждение способностей (общих и июцифических) руководителя, связанных с его эффективно- t ibio. Следующим в используемой мной личностной классификации М. Шоу [Shaw, 1981] идет блок личностных черт, ыпорый будет, однако, дополнен набором мотивационных характеристик руководителя. Черты личности руководителя. Исследовательский интерес и личности руководителя имеет давнюю, насчитывающую сто-чотие, историю, в ходе которой, как частично показано в 1.3, разочарования заметно превосходили достижения. Проблема включалась в значительной противоречивости получаемых чанных. Однако по мере совершенствования методических i редств и возрастания разнообразия исследовательских стра-итий стали очерчиваться контуры некоей тенденции. И к середине 70-х годов прошлого столетия Стогдиллу [Stogdill, IU74] удалось все-таки выделить перечень личностных черт, позитивно соотносившихся с эффективностью руководства (подробное их обсуждение предпринималось мной ранее | Кричевский, 1998]). И последующие годы этот перечень подвергся учеными [Bass, 1990; Kirkpatrick & Locke, 1991; Yukl & Van Fleet, 1992j значительному уточнению. В итоге Г. Юкл и Д. Ван Флит | Yukl Л Van Fleet, 1992] включили в него следующие связанные с м|)фективностью руководства черты: высокий уровень активности, стрессоустойчивосгпъ, порядочность, эмоциональная цтлоетъ и уверенность в себе. Остановимся несколько по-цюбнее на содержательной стороне каждой из этих черт. Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Б.4. Черты личности и мотивация руководителя
Высокий уровень активности означает, что руководитель обладает повышенной работоспособностью, энергичностью, успешно справляется с напряженным темпом организационной жизни и жесткими требованиями, проистекающими от большинства менеджерских работ. Стрессоустойчивость является свидетельством эмоциональной стабильности руководителя в условиях организационного стресса, означая, что он способен успешно преодолевать возникающие в ходе выполнения управленческих задач ролевые (внутренние) конфликты, стремится принимать эффективные решения, невзирая на организационные «возмущения» и нередкий дефицит адекватной информации. Порядочность - эта черта, в названии которой улавливается, на мой взгляд, несколько житейский оттенок, подразумевает, согласно Г. Юклу и Д. Ван Флиту [Yukl & Van Fleet, 1992], что поведение руководителя согласуется с декларируемыми им ценностями, а сам он является честным и заслуживающим доверия лицом. Эмоциональная зрелость рассматривается указанными выше авторами как довольно сложный конструкт, включающий ряд субчерт, а именно: • низкую самоцентрированность, означающую, в частно • достаточно высокий самоконтроль, предполагающий от • устойчивость эмоциональной сферы, выражающуюся в • низкий уровень защиты, предполагающий восприимчи Уверенность в себе выражается в оптимистической оценке индивидом своих возможностей, в проявлении им упорства в достижении трудных целей, невзирая на имеющиеся серьезные препятствия. Кроме того, высокий уровень уверенности it себе является залогом успешного влияния на других, что крайне важно для эффективного руководства. Интересно также, что, согласно данным специалистов [Foti & Miner, 2003; Judge et al., 2002], уверенность в себе является единственной личностной чертой, практически единодушно признаваемой самыми разными исследователями последнего десятилетия в качестве фактора эффективности руководства. ()днако представленными выше характеристиками перечень личностных черт, обусловливающих успешность руководст-ita, на мой взгляд, не исчерпывается. В частности, заслуживают внимания упоминавшиеся в 4.1 факторы модели «Большой Пятерки*. Выступая в качестве детерминантов внезапно появляющегося лидерства [Hogan et al., 1994; Judge et al.,,'()02], они вполне резонно, если, в согласии с М. Г. Ярошев-(ким [1982], трактовать руководство как официально санкционированное лидерство, могут рассматриваться в связи именно с эффективностью руководства. 11одобное понимание вытекает прежде всего из сопоставления (одержания приведенных выше личностных черт и факторов Ьольшой Пятерки» (см. о них в 4.1). Так, совершенно оче-ппдно сходство между высоким уровнем активности и уверенности в себе, с одной стороны, и экстраверсией (высокая степень выраженности), с другой. Также очевидна близость между i фсссоустойчивостью и низким уровнем нейротизма. Поря-ючность в чем-то перекликается с сознательностью, а отдельные компоненты эмоциональной зрелости - с некоторыми со-• ынляющими нейротизма (низкий уровень выраженности). Ппрочем, недавно Т. Джадж и Д. Боно [Judge & Bono, 2000] представили более определенные данные относительно свя-1и факторов «Большой Пятерки» с эффективностью руковод-i i ма. Исследование проводилось в рамках реализации про- Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 226______________ Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ Завершая разговор о чертах личности руководителя, хочу обратить внимание на безусловно верное замечание Г. Юкла и Д. Ван Флита [Yukl & Van Fleet, 1992] относительно поиска оптимума проявления тех или иных существенных для эффективности руководства личностных черт. Смысл этого замечания хорошо виден на примере такой черты, как уверенность в себе. Необходимость ее наличия как предпосылки успешности руководства признается практически всеми разработчиками проблематики организационного лидерства. Известно, однако, что чрезмерно уверенные в себе руководители нередко становятся абсолютно невосприимчивы к негативной информации и глухи к мнениям других, отличным от их собственных. Другой существенный, на мой взгляд, вопрос заключается в необходимости поиска разумного баланса в соотношении черт, влияющих на эффективность руководства. Причем речь следует вести о соотношении соответствующих черт как у отдельного индивида, так и у группы индивидов. В последнем случае можно говорить, например, о наличии комплементарных характеристик членов группы - управленческой команды, позволяющих компенсировать слабую выраженность отдельных значимых черт на индивидуальном уровне и за счет этого повысить общую эффективность действий. К сожалению, указанный вопрос ввиду методической сложности скорее обсуждается в литературе, нежели исследуется эмпирически. Мотивация руководителя. Собственно, уже Р. Стогдилл [Stogdill, 1974] выделил ряд черт с явной мотивационной окраской. Я имею в виду доминантность (или стремление доминировать) и стремление к достижению. Эти же черты явились предметом специального рассмотрения в работах известного исследователя мотивации Д. Мак-Клелланда с сотрудниками [McClelland & Boyatzis, 1982; McClelland & Burnham, 1976]. Однако, в отличие от Р. Стогдилла, Д. Мак-Клелланд имел в виду не лидерство вообще, а вполне конкретное организационное лидерство. При этом мотивацион-
5.4. Черты личности и мотивация руководителя ные характеристики соотносились с показателями эффоктип > ности и успеха менеджеров. Рассмотрению были подвергнуты три мотивационные характеристики (или мотива) руководителей: потребность во власти, потребность в достижении и потребность в аффилиации. Как показали исследования, эти потребности существенно различаются спецификой своего удовлетворения. Так, менеджеры с сильной потребностью во власти испытывают наслаждение от возможности влиять на людей и события и стремятся к занятию престижных организационных позиций. Менеджеры с сильной потребностью в достижении испытывают удовольствие от возможности достичь требующих значительных усилий целей или выполнения трудных заданий, предпочитают умеренные риски и придают большое значение карьерному росту. Наконец, менеджеры с сильной потребностью в аффилиации получают удовлетворение от реализации различных видов социальной активности, стремятся к близким, предполагающим взаимную поддержку отношениям с другими людьми. Согласно данным Д. Мак-Клелланда и его сотрудников, эффективные руководители в больших, иерархических органи-лациях обнаруживают стремление к социализированной власти (имеется в виду комбинация сильной потребности во иласти с высоким уровнем эмоциональной зрелости). Подобное стремление дополняется также умеренно высокой по-фебностью в достижении и относительно слабой потребностью в аффилиации. '.)ти руководители используют свое влияние для иы работки совместно с подчиненными согласия в отношении организационных целей. Им присуще стремление наделять подчиненных властными функциями и развивать их профессионально посредством консультаций, делегирования полномочий и коучинга. Глава 5. ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ 5.5. Менеджерские ха рактеристики руководителя
В тех же исследованиях Д. Мак-Клелландом с сотрудниками были выявлены менеджеры, характеризующиеся стремлением к персонализированной власти (имеется в виду комбинация сильной потребности во власти с низким уровнем эмоциональной зрелости). Их интересует главным образом усиление личной власти и возможность господства над другими. В организационных условиях эти менеджеры обычно пытаются манипулировать людьми, интриговать в отношении потенциальных соперников. Им свойственно воспринимать похвалу за успешные действия, игнорируя усилия других людей, тщательно скрывать ошибки и проблемы и выискивать «козлов отпущения» на случай неудачи. Поскольку Д. Мак-Клелланд известен прежде всего своими классическими исследованиями в области мотивации достижения, стоит сказать хотя бы несколько слов о связи этого мотивационного конструкта с эффективностью руководства. Как оказалось, связь между указанными переменными носит отнюдь не линейный характер. По данным ученых [McClelland & Burnham, 1976], мотивация достижения способствует эффективности руководства только при условии, что усилия руководителя направлены на создание успешно действующей команды, а не преследуют цели достижения личного успеха. Если мотивация достижения менеджера в очень сильной степени связана с мотивацией власти, менеджер, согласно данным тех же авторов, будет весьма неохотно делегировать полномочия, а у подчиненных вряд ли возникнет чувство общей ответственности и согласия в отношении стоящих задач. И на этом, собственно, можно было бы закончить рассмотрение личностного подхода к руководству. Однако я несколько расширю использовавшуюся в этой главе классификацию М. Шоу [Shaw, 1981] за счет включения в нее еще одного возможного аспекта анализа личности руководителя - так называемых менеджерских характеристик, т. е. характеристик, необходимо связанных с выполнением управленческой деятельности.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |