КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Черезмерное нормотворчество как дестабилизирующий фактор правовой системы
Пункт 1 ст. 1 Конституции РФ закрепляет положение о том, что Российская Федерация – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.[13] Одним из условий правового государства, является упорядоченное законодательство, а также подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам. Наличие дефектов внутри национальной системы права: пробелов, противоречий, несогласованностей – снижает эффективность его действия и авторитет. Все дефекты права – это порождение юридических конфликтов. Так профессор Власенко Н.А. выделяет следующие виды дефектов права. Первый – антиномия, означающий противоречие между двумя положениями, одинаково доказуемыми логическим путем. Второй дефект системы права это «излишнее дублирование»,[14] представляющее собой полное совпадение объема и смысла норм и правового регулирования. Дублирование объясняется повторением одних и тех же правоположений на разном уровне законодательства. Третий дефект, пробел в праве это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота. Современный законодатель злоупотребляет законотворчеством, что приводит к дефектам правовой системы и отсутствию стабильного законодательства. Так, помощник президента РФ по правовым вопросам, Лариса Барычева, во время обращения к депутатам Государственной Думы «отчитала» депутатов «за стахановские темпы законотворчества», указав при этом на низкое качество законов. В качестве примера привела 200 поправок в КоАП РФ, внесенных за осеннюю сессию 2013 г.[15] Статистика законодательного процесса Государственной Думы РФ[16]
Помимо федерального законодательства, в России существует законодательство субъектов РФ, данное положение закреплено в п. 4 ст. 76 Конституции РФ: «…республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов». Это еще один огромный массив нормативно-правовых актов. Законодатели субъектов РФ не ограничивают себя в издании новых законов, но их темпы далеки от темпов депутатов Государственной Думы. Так за 2013 г. Саратовской обл. думой было принято 72 закона.[17] Стоит отметить, помимо законотворчества, существует нормотворчество различных министерств. На сегодняшний день действует 60 тысяч ведомственных нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивают права и свободы человека и гражданина, которые необходимо систематизировать для избегания различных дефектов в праве. В настоящее время чрезмерное нормотворчество дестабилизирует общество, это приводит к отсутствию стабильности в государстве. Рассмотрим статистические данные, за 2013 год. Государственной Думой было принято всего 448 законов, в году 365 дней, путем арифметических действий получаем 1,2 закона в день, т. е. каждый день принимаются, изменяются, либо отменяются законы. Такие темпы не могут благоприятно влиять на правовую систему нашего государства. В таких условиях человек не способен следить за всеми изменениями законодательства. В КНР действует примерно около 66 основных законов, которые регулируют практически все общественные отношения. Данные законы являются не только основой государства, но и гарантом стабильности. Безусловно, в России невозможно обойтись шестьюдесятью шестью законами. Но предупредить чрезмерное законотворчество и нормотворчество можно и даже необходимо. Видится целесообразным систематизировать нормативно-правовые акты, действующие в Российской Федерации. Т.Н. Рахманина в своих трудах писала о том, что «если проблемы систематизации законодательства оставить в тени, нет никаких сомнений, что в самом ближайшем будущем они встанут со всей остротой».[18] Также необходимо избегать бланкетных норм, которые чаще всего либо отсутствуют в законодательстве, либо дублируются несколькими нормативно-правовыми актами. К.Г. Вивчарук*
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |