Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деформация правосознания российской молодежи




Большую обеспокоенность пробуждает состояние сегодняшнего общества России. Большое увеличение противозаконности, коррупция, рост преступности, наркомания, злоупотребление алкоголем в молодежной среде, и как следствие, падение общего уровня жизни - это есть свидетельство глубочайшего кризиса общества. А негативные не оставили без внимания и сферу правосознания молодежи. И здесь мы видим явно вскрывшуюся проблему деформации правосознания молодежи - общественного явления, характеризующегося отрицательным формированием у субъектов знаний, идей, эмоций, которые искаженно отражают реальную правовую картину и выражают негативное отношение к существующей системе права и режиму законности в социуме.

Целью своей работы я ставлю анализирование проблемы деформации правового сознания российской молодежи, а также поиск каких-либо путей по ее предотвращению на сегодняшней фазе существования общества в России. Ну, а для начала, на мой взгляд, нужно разобраться в том, из чего же берет истоки деформация правосознания?

На процесс формирования правового сознания молодого человека решающее влияние оказывают следующие социальные факторы[46]:
1. непосредственные условия жизни и работы; 2. организованная система обучения и воспитания; 3. средства массовой информации; 4. государственная молодежная политика.

Помимо этих факторов, выражаемых, как правило, во всей научной литературе, я хочу выделить еще один – русскую ментальность. Негативное отношение к праву, выраженному в законах, и к праву как таковому в России было всегда. «Что мне законы, коли судьи знакомы»; «пред Богом с правдой, а пред судьей с деньгами»; «земля любит навоз, лошадь овес, а судья принос»[47] - данный пословицы появились довольно-таки давно и имеют распространение по сей день. Но здесь выражается не только отношение к праву и закону, но и человеческая алчность, подкупность. Не знаю, можно ли это назвать национальной чертой характера, но, исходя из того, что присуща она не всем поголовно, то, думаю, речь стоит вести о воспитании личности в вопросе о коррумпированности.

К причинам деформации можно отнести и тот факт, что молодежь в правовом плане есть одна из самых незащищенных групп населения[48]. Оказываясь в тяжелых жизненных ситуациях, молодежь зачастую оказывается тем, кто легко вовлекается в среду наркомании, алкоголизма и самое страшное – криминального мира. Престижным считается в молодежных кругах участие в криминальных и полукриминальных группировках. А как показывает статистика, молодежь именно в возрасте на промежутке от 14 до 29 лет совершает около половины уголовных преступлений в России. Так можно сделать предположение, что молодежь является существенным источником в развитии криминальных структур.

Нужно отметить, что сегодня политика в отношении семьи и молодежи, с точки зрения государственного управления, должна являться условием воспитания, формирования правового сознания и правовой социализации подрастающего поколения. А потому и наиболее логичным, на мой взгляд, представляется участие государства в конструировании должного уровня правового сознания молодежи.

Во-первых, нужно совершенствовать различные правовые механизмы, применение которых позволило бы приблизить правосознание к главным идеалам и ценностямправа в России. Так, следовало бы создать такие условия, при которых человеку будет выгодней соблюдение закона, нежели его нарушение.

Во-вторых, для процесса нормотворчества на сегодняшний день особую роль обязана найти оценка нормативно-правовых актов с позиции антропологии, с помощью которой можно будет попытаться предупредить деформацию отношений, и как следствие, правосознания.

Также существенным будет и процесс разработки и принятия целого комплекса нормативныхактов об охране прав молодежи. Необходима специальная политика, которая была бы направлена на преодоление выявленных тенденций к деформации правосознания. Данная стратегия должна носить характер только властный - где нужно использовать средства авторитета, убеждения, принуждения и поощрения. Но она не должна быть уподоблена тоталитарному режиму, где самостоятельность и инициатива разрушается посредством жесткого вмешательства государства[49].

Стоит также отметить, что деформация молодежного правосознания есть следствие недочетов и дефектов в области правового воспитания молодежи как в семейном кругу, так и в учебных заведениях, а самое важное - это непродуктивная организация их усилий при наличии возможностей для проведения деятельности по профилактике правонарушений. Большое упущение реформаторов последних нескольких лет - это малое вовлечения молодежи в преобразовательную деятельность и к содействию в общественной жизни. Негативный фактор - это также, сегодня, кризис института семьи в России. Так, например, каждый год по причине развода около 470 тыс. детей остаются с одним лишь из родителей; все больше растет число тех детей (порядка 23%), которые рождены вне брака. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН сегодня предоставляет данные, что в России около 40% всех преступников из несовершеннолетних были воспитаны в атмосфере неполных семей.

Также развитие правосознания достаточно нелегко без правового воспитания в процессе обучения. Потому фундаментальными принципами, на которых строится обучение, обязаны являться: индивидуализация обучения, как учет социального опыта обучаемого, личных и жизненных ориентиров; содержания материала должно быть основано на наиболее часто встречающихся типичных конфликтных правовых ситуациях; формирование у молодежи умения самостоятельно применять правовые знания для осмысления реальной действительности, проектирование вариантов правомерного поведения.

Следовало бы создать в субъектах России, в муниципальных образованиях, в сельских регионах специальные центры оказания бесплатной юридической помощи молодым гражданам. Также стоило бы создать бесплатные линии телефонной связи, где молодежь могла бы анонимно получить ответы на интересующие вопросы и воспользоваться юридическими консультациями по вопросам в области права.

Большим достижением являлось бы включение в государственный образовательный стандарт обязательного обучения учащихся школ по такой дисциплине, как «Правоведение». Необходимо также предъявить образовательные требования к тем лицам, которые бы осуществляли процесс обучения по данному предмету. К тому же, считаю нужным привлечение к учебной работе основных специалистов в области органов, осуществляющих охрану праву, и преподавателей вузов. Само обучение должно иметь начало, на мой взгляд, не с 8-11 классов уже старшей школы, а с начальных классов.

Стоит еще раз обратить внимание, что правосознание молодежи может с успехом быть сформировано и не подвергнуто деформации лишь при оказании поддержки государственных органов. Но, хочется надеяться, что мы не далеки от того момента, когда имели бы возможность, как Пушкин воскликнуть: «Россия вспрянет ото сна», когда все-таки восторжествует «законов мощных сочетанье» с ценностями, идеалами свободы, равенства личности.

Н.В. Разумова*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.