Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы обеспечения реализации на высшее профессиональное образование




Сегодня в условиях действия новых образовательных стандартов состояние системы высшего профессионального образования выступает в качестве важнейшего фактора, оказывающего влияние на уровень развития общества и государства в целом.

На современном этапе достижение главной цели образовательного процесса – это приобретение обучающимися социально-личностных и профессиональных компетенций соответствующего уровня развитости, которое будет более эффективным, если осуществлять мониторинг процесса формирования компетенций на как можно более ранних этапах обучения.

Над проблематикой данной темы работали многие ученые[56], которые в своих трудах пытаются раскрыть проблемы формирования механизма реализации права на образование.

Так, Калпинская О. Е. в своей работе утверждает, что механизм реализации права на образование представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативных, организационных и инструментальных институтов, при помощи которых устанавливаются правила, регламентирующие поведение субъектов образовательной деятельности, определяются пути преодоления конфликтных ситуаций, возникающих в образовательном процессе, закрепляются меры и процедуры юридической ответственности за неисполнение и нарушение предписаний образовательного законодательства.[57]

Правовое регулирование реализации права на образование – это длящийся процесс, который определяется рядом стадий, содержащих особые юридические средства, которые в совокупности и составляют механизм правового регулирования. К ним можно отнести следующие:

1) издание нормы образовательного права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений);

2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей при реализации права на образование;

3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения, то есть в реализации права на образование;

4) применение нормы образовательного права.[58]

Акт реализации права на образование представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.[59] Например осуществляя право на поступление в средние и высшие профессиональные учебные заведения акт применения (например, приказ ректора или директора образовательного учреждения о зачислении в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, то есть когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных персональных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Таким образом, реализация права на образование представляет собой процесс, состоящий из трех стадий:

1) уяснение права;

2) формирование воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право;

3) вступление в конкретное правоотношение.

Закон Российской Федерации «Об образовании» очерчивает механизм реализации права на образование. В соответствии с данным актом механизм реализации права на образование должен основываться на федеральной программе развития образования и принципах государственной политики в области образования.[60]

Создавая систему образования, государство обеспечивает гражданам их право на образование. Эта система является взаимодействием преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; образование сети, которая посредством образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов реализует эти программы и стандарты; а так же создание мощного аппарата органов управления образованием, подведомственных им учреждений и организаций.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций специалистов. При этом ставится условие, что формы и методы контроля, т.е. система последовательных взаимосвязанных диагностических действий преподавателей и обучающихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об эффективности учебного процесса, должны быть максимально приближены к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Государство совместно с образовательными учреждениями должно и дальше разрабатывать и совершенствовать профессиональные стандарты, требования к подготовке специалистов, а в дальнейшем синхронизировать их с образовательными стандартами. Изучение зарубежного опыта в данной области позволит использовать лучшие практики развитых стран для формирования потребностей в кадрах с учетом профессионально значимых компетенций. Перспективным здесь видится установление единой системы инструментов оценки полученных знаний и перечня компетенций, разработка механизмов эффективного распределения средств на развитие актуальных компетенций для системы подготовки специалистов.

А.А. Терентьев*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.