Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о социологии как науке, основы социальных знаний об обществе и его подсистемах; на этой основе использовать полученные знания в деятельности специалистов различных профилей.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- понимать закономерности общественной жизни, социальные отношения и процессы, методы социологических исследований;

- понимать значение и роль социальных систем и субъектов в жизни общества;

- пользоваться социологической литературой и материалами социологических исследований.

Знания, приобретенные при изучении дисциплины, базируются на полученных философских знаниях и формируют первоначальный комплекс представлений об обществе будущего специалиста.

 

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Социология» студент должен:

· знать:

- общие социальные закономерности и специфические особенности социальных явлений и процессов;


- основы социологических подходов к изучению общества, его подсистем и социальных общностей;

- понятия: общество, социальные общности и социальные группы, культура, личность, социальные роли и статус личности, социальные связи и социальные действия, социальная структура и стратификация, социальные институты и социальные организации, социальные изменения и движения, социальные конфликты и др.;

- основные методики сбора социологической информации, возможности их применения в деятельности специалиста.

· уметь:

- дифференцированно подходить к пониманию общества, социальных институтов, организаций, социальных общностей, социальных явлений и процессов;

- применять социологический подход при анализе социальных проблем общества, страны, региона, отрасли, организации, трудового коллектива (в различных сферах – экономики, сервиса, туризма, управления и др.);

· получить навыки:

- анализа социального аспекта общественных явлений и процессов;

- в учете конкретно-исторических особенностей общественных систем.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.   - -      
2. Общество и социальные институты.   - -      
3. Социальные группы, общности, слои.   - -      
4. Социальные организации и социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.   - -      
5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт.   - - -    
6. Культура как фактор социальных изменений.   - -      
7. Личность как социальный тип.   - -      
8. Социальные изменения.   - -      
9. Методы социологического исследования.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Тема 1. Социология как наука об обществе. История становления и развития социологии.

Объект, предмет, структура и функции социологии. Социологические категории и законы. Место социологии в структуре современного научного знания. Роль социологии в социально - гуманитарной подготовке специалиста.

Предыстория и социально – философские предпосылки развития социологии как науки (в античной философии, средневековье, эпохи Возрождения, Нового времени и эпохи Просвещения). Возникновение социологии, социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами. Русская социологическая мысль.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Объект и предмет социологии.

2. Социально – философские и социальные предпосылки социологии. Возникновение социологии (О. Конт, Г. Спенсер).

3. Классические социологические теории. (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер).

4. Социология П. Сорокина.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Елсуков, А. Н. История социологии: учеб. пособие / А. Н. Елсуков, Г. Н. Соколова; под общ. ред. А. Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1997.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 2. Общество и социальные институты

Общество как продукт взаимодействия людей, историческая система социальных связей и отношений между группами людей. Многосферность общества. Классификация обществ. Понятие «социальный институт». Основные признаки и функции социальных институтов. Типы социальных институтов. Мировая система и процессы глобализации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общество как социальная система.

2. Структура общества. Основные сферы общественной жизни. Типы обществ.

3. Социальные институты, их признаки и функции.

4. Социальные институты в современной России. Основные социальные институты (по специальности студенческой группы).

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 3. Социальные группы, общности, слои.

Понятие «социальная общность». Виды социальных общностей. Массовые и групповые общности. Понятие «социальная группа». Основные виды социальных групп. Общность и личность. Малые группы и коллективы.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной общности. Основные виды социальных общностей.

2. Признаки массовых общностей.

3. Понятие социальной группы. Основные виды социальных групп.


Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: ЮРАЙТ, 2005.

 

Тема 4. Социальные организации и социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

Общие характеристики социальной организации. Строение и типология организаций. Социальные движения как способ преобразования общества. Типы социальных движений (утопические, революционные, движения реформ, движения сопротивления и др.).

Социальное неравенство. Основные виды социального неравенства. Социальная структура общества как выражение социального неравенства. Проблемы социального равенства и социальной справедливости. Социальная структура современного Российского общества.

Понятие социальной стратификации. Стратификационные системы. Социальная мобильность, ее виды. Понятие социального статуса. Проблема социальной стабильности и социальной мобильности в обществе.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Структура и типология социальных организаций.

2. Социальные организации в сфере труда, экономики, сервиса и управления.

3. Социальные противоречия, конфликты и социальные движения. Типы социальных движений в Европе и России.

4. Социальные организации и движения в системе социальных взаимодействий.

Литература:

1. Волков, Ю. Г.Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002

3. Социология: учеб. пособие / под. ред. П. С. Емина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. – СПб.: Питер, 2004.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Социальное неравенство, виды неравенства.

2. Социальная структура и стратификация общества как выражение социального неравенства.

3. Стратификационные системы в современном российском обществе.

4. Социальная мобильность, ее виды.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социальная стратификация российского общества / отв. ред. З. Т. Голенкова. – М.: Летний сад, 2003.

3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как социальный институт.

Понятие социального взаимодействия, классификация взаимодействия.

Социальные конфликты и их типы. Социальные отношения как форма социальных взаимодействий.

Общественное мнение – социальный институт гражданского общества. Плюрализм общественного мнения. Проблема манипуляции общественным мнением. Роль социологических исследований в изучении общественного мнения. Место общественного мнения в системе социального взаимодействия в современном Российском обществе.

 

Тема 6. Культура как фактор социальных изменений.

Культура как способ существования социального, конкретно-исторический характер культуры. Материальная и духовная культура. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы и язык. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Социальные аспекты развития рынка.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Культура как система ценностей, смыслов, символов, образцов действий индивидов.

2. Понятие субкультуры и контркультуры. Молодежная и профессиональная субкультура.

3. Взаимовлияние культуры, социальных и экономических отношений.

4. Роль общественного мнения в системе культуры демократического общества.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Лисовский, В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие / В. Т. Лисовский. – СПб.: СПбГУП, 2000.

3. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002

4. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 7. Личность как социальный тип.

Понятие личности в социологии. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статуси социальные роли личности. Социализация личности. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Сознание и поведение личности и групп.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия. Социальный статус и социальные роли. Личность в малой группе. Личность специалиста.

2. Социализация и ее значение для формирования личности. Этапы и основные социальные институты социализации.

3. Социальные нормы и социальный контроль. Девиантное поведение, формы и социальные факторы девиации.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 8. Социальные изменения.

Социальные изменения, их особенности. Факторы и формы социальных изменений: эволюция, революция, конфликты и реформы. Социологические концепции социального прогресса. Процессы глобализации и формирования мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социальные изменения, их формы: развитие, эволюция, революция, реформы.

2. Факторы, обуславливающие социальное развитие (природные, экономические, техногенные, социальные, культурные). Социальный прогресс и его критерии.

3. Процесс глобализации, его основные направления и характеристики. Влияние глобализации на место России в мировом сообществе.

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

 

Тема 9. Методы социологического исследования.

Социологическое исследование, его этапы. Программа социологического исследования, ее элементы. Основные методы сбора, обработки и анализа социологической информации. Наблюдение, анализ документов и опросы. Роль выборки в обеспечении надежности социологической информации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социологическое исследование, этапы его проведения. Программное обеспечение исследований.

2. Основные методы сбора социологической информации. Анализ документов, наблюдения, опросы и их характеристики.

3. Разбор конкретных социологических методик (анкет, протоколов наблюдения, выборки).

Литература:

1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков; под ред. Ю. Г. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2002.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

4. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М.: ИКЦ Академкнига, 2003.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- проработку учебного материала по конспектам лекций, учебной и научной литературе;

- подготовку докладов, сообщений по заданию руководителя семинарских занятий;

- подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Общество и его структура.

2. Социальные институты.

3. Социальные общности.

4. Социальная структура общества.

5. Социальная стратификация.

6. Социальное неравенство.

7. Малые группы.

8. Общественное мнение.

9. Социальные организации в современном обществе.

10. Социальные движения (по материалам СМИ).

11. Конфликт как форма социального взаимодействия.

12. Отражение в массовой печати девиантного поведения.

13. Социальное неравенство и его отражение в телевизионных передачах.

14. Наблюдения массовых общностей.

15. Социальные реформы в обществе.

16. Проявление глобальных социальных изменений.

17. Социальные движения.

18. Социальные взаимодействия.

19. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

20. Мобильный телефон как показатель социального статуса.

21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.

22. Игровая деятельность как элемент массовой культуры.

23. Имидж общественного деятеля глазами студента.

24. Отношение к телевизионной рекламе.

25. Заработная плата как форма социального контроля в обществе.

26. Влияние телевидения на процесс социализации молодежи.

27. Факторы социальных изменений.

28. Наркомания как вид девиантного поведения.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Волков, Ю. Г. Социология: лекции и задачи / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Козлова, О. Н. Социология: учеб. пособие / О. Н. Козлова. – М.: Омега-Л, 2004.

4. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2005.

5. Фролов, С. Социология: учебник / С. Фролов. – М.: Гардарики, 2003.

Дополнительная:

1. Громов, И. А. Западная социология: учеб. пособие / И. А. Громов. – СПб.: ДНК, 2003.

2. Костин, Р.А. Социология: учеб. пособие / Р. А. Костин, С. А. Давыдов. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005.

3. Социология: учебник / под ред. П. М. Павленок. – М.: ИКЦ Маркетинг, 2002.

4. Социология: хрестоматия / сост. Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М.: Гардарики, 2003.

5. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 3–е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2005.

6. Чулочников, В. С. Социология: метод. указ. по выполнению контрольной работы / В. С. Чулочников, В. Н. Ченцова. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005.

Периодические издания:

1. Социологические исследования: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.с.н., проф. Р.А. Костин, к.ф.н., доц. В.С. Чулочников кафедры «Социология», к.и.н., доц. А.Я. Нагорнова кафедры Выборгского филиала.

Рецензент: д.с.н., проф. кафедры «Социология» В.Х. Тхакахов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.