![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политология. Основной целью дисциплины является получение студентами экономических специальностей научно-обоснованных знаний об актуальных политических проблемах
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью дисциплины является получение студентами экономических специальностей научно-обоснованных знаний об актуальных политических проблемах, с учетом достижения мировой и отечественной политической мысли, стимулирование самостоятельного критического отношения к действительности, обеспечение глубокого понимания связей политики и экономики в условиях современной глобализации и фундаментальных основ современной политики российского государства в различных сферах жизни общества. Задачи дисциплины – научить студентов: - формировать научные представления о предмете и методах политической науки; - ориентироваться в основных направлениях политической мысли прошлого и современности; - понимать сущность власти, государства, политической жизни, политических отношений и процессов, субъектов политики, различные политические системы и режимы; - применять полученные знания в различных сферах жизнедеятельности; - анализировать международные политические и экономические процессы, геополитическую обстановку и конъюнктуру, место и роль России в современном глобальном мире; - применять навыки политологического знания в профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Политология» студент должен: · знать: - основные политологические понятия и категории; - историю становления и развития политической мысли в мире и в России; - геополитическую обстановку, место и роль России в современном глобальном мире, сущность российской политической системы и политической культуры; · уметь: - устанавливать взаимосвязи между конкретными политическими событиями и явлениями; - конкретизировать и приумножать полученные знания по дисциплине; - аргументировано раскрывать основные понятия и проблемы с учетом современных политических реальностей России и зарубежных стран; - применять теоретические знания для формирования активной гражданской позиции; · получить навыки: - применения полученных знаний в различных сферах профессиональной деятельности.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Методологические проблемы политологии Объект, предмет и метод политической науки. Понятие современной политической науки. Общественная потребность в политологии. Объект и предмет политологии. Ее законы, категории, принципы. Место и роль политологии в системе общественных наук. Соотношение политологии с теорией государства и права, историей политических и правовых учений и другими общественными дисциплинами. Методологические основы политологии. Общенаучные методы, используемые политологией. Конкретизация всеобщего метода. Использование системного, структурно-функционального, сравнительного, бихевиористского, логического и других методов. Функции политологии. Сущность и основные черты политики. Политика как концентрированное выражение экономики. Политическая жизнь и властные отношения. Современные концепции политики. Содержание политики. Личный, групповой (классовый, партийный, национальный) и общественный интерес в политике. Объективное и субъективное в политике. Политические средства и методы. Роль и место политики в жизни современных обществ. Характер взаимосвязи политики с другими сферами жизни общества. Методологический подход к классификации политики. Внутренняя и внешняя политика. Государственная политика. Политика партий, общественно-политических движений и организаций. Социальные функции политики. Влияние политики на поиск и выбор путей, на направление и ход общественного развития. Сравнительная политология. Соотношение сравнительного и других методов в политической науке и политическом анализе. Преимущества и ограниченность сравнительного метода в политологии. Сравнительная политология как метод исследования политических процессов в различных странах современного мира. Основные общесоциологические парадигмы сравнительного анализа политических культур: формационная, мир – системная, цивилизованно-культурная. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Предмет политической науки. 2. Место и роль политологии в системе общественных наук. 3. Методологический подход к классификации политики. 4. Социальные функции политики. Литература: 1. Боуз, Д. Либертарианство. История, принципы, политика / Д. Боуз. – М.: Социум, 2004. 2. Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2006. 3. История политических и правовых учений / под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2001.
Тема 2. Проблемы истории политической мысли Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации. История политических учений. Современное отношение к истории политических учений. Значение изучения истории политической мысли для современной политической практики. Периодизация истории становления и развития политической мысли. Элементы политологии в учениях древности (Конфуций, Платон, Аристотель). Религиозная концепция как основное содержание политической мысли средних веков. Создатели христианско-политической теории европейского средневековья. Эпоха Возрождения. Противопоставление политики богословию. Взаимосвязь политики, морали и религии. Политические идеи эпохи буржуазных революций и ранних индустриальных обществ (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). Теория государства и гражданского общества в концепциях И. Канта и Г. Гегеля. Марксистская теория политики. Собственность на средство производства как основа власти. Основные концепции современной западной политологии (либерализм, реформизм, неоконсерватизм и др.). Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Образование русской государственности и принятие христианства на Руси. Византия и Русь: два типа духовности. Традиции древнерусских «народоправств». Политическая мысль периода образования и укрепления Русского централизованного государства. Петровские реформы и их теоретическое обоснование. Полемика западников и славянофилов, либералов и консерваторов. Проблема русского пути. Русский анархизм. Политико-религиозные концепции. Развитие социалистических идей. Формирование партийной системы в России. Современные политологические школы. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Платон и Аристотель о политике и государстве. Форма собственности как ключевая проблема государственного устройства. 2. Политическая мысль средних веков (Августин, Аквинский). 3. Политические идеи эпохи буржуазных революций (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо). 4. Гегелевское учение о соотношении гражданского общества и государства. Литература: 1. Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2006. 2. Демидов, А. И. Политология: учебник / А. И. Демидов. – М.: Гардарики, 2005. 3. Панарин, А. С. Политология: учебник / А. С. Панарин. – М.: Гардарики, 2004.
Тема 3. Теория политической власти и политических систем
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |