КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика и эстетика
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами знаний в области мировой этической и эстетической мысли, освоение теории и истории этики и эстетики. Задачи дисциплины – научить студентов: - ориентироваться в основных проблемах и понятиях этики и эстетики; - самостоятельно анализировать и оценивать современные нравственные коллизии в соотношении с «идеально-должным»; - переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Этика и эстетика» студент должен: · знать: - положение этических и эстетических представлений в общей системе философского и гуманитарного знания, а также критерии классификации этических и эстетических учений; · уметь: - переводить этическую и эстетическую информацию в личностные смыслы: осознавать собственные ценностные ориентации, осуществлять рефлексию над своими поступками и их мотивацией, формировать собственную эстетическую культуру; · получить навыки: - анализа преемственности связей в развитии этического и эстетического знания и значимости общечеловеческих ценностей; · владеть методологией анализа художественного произведения.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Введение Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, литература, форма отчетности студентов по дисциплине. Содержание разделов и методические основы их изучения (принцип историзма, диахронии, синтез исторического и теоретического и др.). Связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными дисциплинами. Анализ проблем курса на основе междисциплинарного синтеза.
Тема 2. Этика как наука. Предмет этики. Этика как философская теория нравственности. Становление предмета этики. Место этики в системе философского и гуманитарного знания. Этика и конкретные социальные дисциплины: социология, социальная психология, педагогика, право и т.д. Специфика этики. Этика и мораль. Задачи этики: описательная, объяснительно-теоретическая и нормативная. Этика как элемент моральной культуры общества.
Тема 3. Мораль, ее сущность и роль в обществе Мораль как форма регулирования общественной жизни. Моральное сознание и моральные отношения. Добро и зло как исходные представления морального сознания. Мировоззренческие представления морального сознания: смысл жизни, идеал, счастье. Моральные ценности личности, группы, общества. Личностные образцы. Моральные отношения как система механизмов социальной регуляции. Осуждение и одобрение как способы санкционирования должного поведения. Роль обычая, традиции, авторитета, примера в моральных отношениях. Мораль и нравы. Мораль и политика. Мораль и право. Мораль и другие формы духовной жизни общества: наука, искусство, религия. Функции морали. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные концепции происхождения морали. 2. Мораль и другие сферы общественной жизни. 3. Функции морали в обществе. 4. Свойства морали. Литература: 1. Аристотель. Этика. Сочинения: в 4 т. Т. 4. / Аристотель. – М.: Мысль, 1983. 2. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. 3. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. 4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003. 5. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004. 6. Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. 7. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
Тема 4. Важнейшие моральные и этические учения Критерии классификаций этических учений. Вопрос об источнике морали и нравственном идеале как основной предмет идейно-теоретических разногласий в истории этики. Религиозная, натуралистическая, социологическая, культурологическая концепции в этике по вопросу происхождения морали. Их основные идеи и представители. Учителя человечества – Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед - основатели религий, культур, цивилизаций. Философы-моралисты – Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше. Этика ХХ века. Марксистская этическая теория. Мораль социалистического общества. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Русская этическая мысль Х1Х-ХХ веков. Позиция «разумного эгоизма» в трудах революционных демократов. Этические взгляды Ф.М. Достоевского. Моральная интерпретация христианства в творчестве Л.Н. Толстого. Основной вопрос этики по мысли В.С. Соловьева. Утверждение высшего идеала в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. Этико-философские идеи в русском советском искусстве (А. Платонов, А Тарковский). Семинарское занятие Вопросы для обсуждения: 1. Критерии классификации этических учений. 2. Учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. 3. Философы - моралисты: Сократ, Эпикур, Кант, Милль, Ницше. 4. Этическая мысль ХХ века. 5. Этические искания в русской философии Х/Х-ХХ веков. 6. Этико-философские идеи в русском советском искусстве: А. Платонов, А. Тарковский. Литература: 1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. 2. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. 3. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003. 4. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004. 5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005. 6. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001.
Тема 5. Основные моральные понятия Понятие "смысла жизни" в этике. Обыденное представление о смысле жизни. Философское решение вопроса о смысле жизни. Жизнь и смерть как универсальные ценности. Смысл жизни и идеал. Место идеала в системе морали. Человек в поисках смысла. Счастье как этическая категория. Гуманистическая этика о счастье (Э. Фромм). Счастье как осуществление внутренней свободы. Некоторые особенности и «законы» счастья. В чем состоит парадокс счастья? Природа и содержание «добра» и «зла». Теоретические и практические аспекты взаимосвязи добра и зла. Моральный выбор между добром и злом. Проблема «меньшего зла».
Тема 6. Проблемы прикладной этики Соотношение теоретической и прикладной этики. Конкретизация универсальных норм и принципов морали в определенных сферах жизнедеятельности человека. Особенности прикладной этики? Структура прикладной этики: экологическая этика, этика гражданственности, этика межличностного общения, ситуативная этика, этика делового общения, профессиональная этика. Отдельные проблемы прикладной этики. Благотворительность: этика или социальная инженерия. Аргументы «за» и «против» эвтаназии, смертной казни. Историческая социология смертной казни. Проблема морального обоснования или осуждения насилия. Буддизм и христианство о ненасилии. Ненасилие и перспективы современной цивилизации. Тема 7. Этика делового общения Ключевые понятия. Роль этики в деловом общении. Этика делового общения традиционного общества. Этика делового общения в учении Конфуция. Особенности этики делового общения в западноевропейской культурной традиции. М.Вебер о влиянии этики протестантизма на развитие капиталистического предпринимательства и деловое общение в сфере бизнеса. Современные взгляды на место этики в деловом общении (К. Хорни., Э. Фромм). Общие этические принципы и характер делового общения. Основные принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, между подчиненным и руководителем, между коллегами. Роль обратной связи в деловом общении. Средства и способы повышения уровня этичности делового общения. Особенности переговоров как формы делового общения. Структура переговоров: разъяснение рамок переговоров – начало переговоров – согласование тематической структуры – изложение точек зрения партнеров – соглашение. Конференция и презентация как формы делового общения. Комплименты в деловом общении. Правила А.Ю.Панасюка «Как сделать комплимент комплиментом». Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Общие этические принципы и характер делового общения. 2. Этика делового общения традиционного общества. 3. Этика делового общения в западно-европейской культурной традиции. 4. Этика делового общения «по вертикали». 5. Этика делового общения «по горизонтали». 6. Формы делового общения: презентация, конференция, переговоры. 7. Комплименты в деловом общении. Литература: 1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. 2. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 3. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М.: Дело, 2004.
Тема 8. Конфликты в деловом общении Определение, виды, структура, стадии протекания конфликта. Предпосылки возникновения конфликта в процессе делового общения: социально-психологические, индивидуальные особенности личности. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации (по К.У. Томасу и Р.Х. Килменну): конкуренция или соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление, игнорирование или уклонение. Их характеристика. Главные правила поведения в условиях конфликта. Продуктивное и творческое разрешение конфликтных ситуаций в профессиональной сфере. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. 2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. 3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 4. Правила поведения в условиях конфликта. Литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 2. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Тема 9. Этикет и культура поведения делового человека Понятие этикета. Нравственные основы этикета. Этикет как форма социального общения. Функции этикета: регулятивная, оценочная, эстетическая, защитная. Этикет и ритуал. Виды этикета. Специфика делового этикета. Деловой этикет как важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Деловой этикет и протокол. Официальные формы общения: правила деловой переписки, визитные карточки, нормы телефонного разговора. Национально-культурная специфика делового этикета. Роль делового этикета в формировании имиджа. Элементы привлекательного имиджа делового человека. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Этикет как социокультурное явление. 2. Определение этикета, его структурные элементы. 3. Виды этикета. 4. Деловой этикет: светские нормы. 5. Деловой этикет: служебные отношения. 6. Национально-культурная специфика делового этикета. 7. Роль делового этикета в формировании имиджа. Литература: 1. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 2. Кузнецов, И. Н. Современный этикет / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 3. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.
Тема 10. Эстетика как философская наука. Предмет эстетики. Понятие "эстетика". Эстетика - философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира. Предмет, метод, функции, задачи эстетики. Проблемное поле эстетики. Системность эстетических знаний. Связь эстетики с другими науками. Многогранность, многомерность эстетического знания, его практическая значимость.
Тема 11. Зарождение и исторические этапы становления эстетической мысли Красота - один из предметов познания. Становление и развитие эстетической мысли. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества. Античные эстетические теории. Эстетика средневековья. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. Рациональный характер эстетики Классицизма. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепций Просвещения. Немецкая классическая эстетика: разработка диалектико-методологических принципов анализа эстетических явлений. Русская эстетическая мысль. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Образно-мифологический характер общественного сознания первобытного общества. 2. Античные эстетические теории, эстетика средневековья. 3. Проблемы прекрасного и возвышенно героического в эстетике Возрождения. 4. Рациональный характер эстетики Классицизма. 5. Высокий гражданский пафос, принципы реализма и гуманизма - лейтмотив эстетических концепции Просвещения. Литература: 1. Гегель, Г. Эстетика: в 4 т. Т. 4 / Г. Гегель. – М.: Мысль, 1979. 2. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006. 3. Каган, М. С. Эстетика как философская наука: университетский курс лекций / М. С. Каган. – СПб.: СПбГУ, 1997. 4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики / А. Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1980.
Тема 12. Эстетическое отношение к действительности Происхождение эстетического чувства: от синкретизма древнейшей формы ценностного сознания через его внутреннюю дифференциацию к системе эстетических ценностей. Многообразие форм эстетической деятельности. Соотношение эстетической и художественной деятельности. Системообразующее значение эстетического. Прекрасное – коренная категория эстетики. Прекрасное в природе, обществе, искусстве. Другие эстетические категории: возвышенное, трагическое и их антиподы. Хаос и гармония. Историческая динамика системы категорий. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Многообразие форм эстетической деятельности. 2. Историческая динамика системы категорий. 3. Происхождение эстетического чувства. 4. Анализ основных эстетических категорий: прекрасного, возвышенного, трагического и их антиподов. Литература: 1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006. 2. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
Тема 13. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. Происхождение художественной деятельности: филогенез и онтогенез. Исторический процесс автономизации художественной деятельности. Художественно-образное воссоздание реальности. Реалии мира и личность художника – строительный материал образа. Художественный образ как форма художественного мышления, как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность художественного образа. Художественно-творческий процесс – произведение искусства – художественное восприятие.
Тема 14. Искусство как полифункциональная система Природа искусства. Концепции искусства в истории эстетики. Личное, национальное, интернациональное и общечеловеческое в искусстве. Множественность целей искусства. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям. Объективные законы социального функционирования искусства. Искусство как средство общения - коммуникативная функция; искусство как способ ценностной ориентации - воспитательная функция искусства; искусство как инструмент познания - просветительская функция искусства; искусство как орудие практически-духовного преобразования мира - гедонистическая функция. Динамика взаимоотношений функций искусства. Единство предмета и цели искусства. Виды искусства: прикладное искусство, архитектура, декоративное искусство, живопись и графика, скульптура, литература, театр, музыка, фотография, кино, телевидение. Источник многообразия видов искусства. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Искусство как средство общения. 2. Объективные законы социального функционирования искусства. 3. Функции искусства. 4. Семиотика о знаковой природе художественного образа. Литература: 1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006. 2. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПб.: СПбГУ, 1998. 3. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
Тема 15. Социология искусства Искусство и цивилизация. Несовпадение целей цивилизации и культуры в социологических теориях искусства. Роль искусства как духовно оппозиционного начала в социологической теории А. Швейцера. А. Тойнби о «продуктивной напряженности» между цивилизацией и искусством. Социальные функции искусства. Элитарное и массовое искусство. Изучение аудитории искусства. Компенсаторная и гармонизирующая функции стереотипных форм и сюжетов в современной культуре, их каталогизация в современных социологических исследованиях. Искусство и игра. Тема 16. Искусство и эстетика ХХ-XXI веков Формирование нового мировоззренческого представления о мире как о хаотическом непредсказуемом движении. Отсутствие в искусстве и эстетике единого художественного направления, представляющего ХХ век. Возникновение художественно-концептуального системного плюрализма. Центральная проблема художественной культуры ХХ века – человек и разные формы социума. Основные направления современного искусства. Роль интуиции и интеллекта в творчестве современного художника. Проблема ответственности художника в искусстве. Дегуманизация современного искусства. Смена монологических культур универсальным диалогом как более сложным и более совершенным способом организации совместной жизни людей на планете. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные направления современного искусства. 2. Проблема ответственности художника в искусстве. 3. Дегуманизация современного искусства. Литература: 1. Гуревич, П. С. Эстетика: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2006. 2. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора; - подготовку к семинарским занятиям; - подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Учение Аристотеля о нравственных добродетелях. 2. Развитие моральной рефлексии в античной философии. 3. Этические воззрения раннего Христианства. 4. Христианская мораль как важнейший элемент идеологии и обыденного сознания европейского средневековья. 5. Древние восточные учения о нравственности. 6. Буддизм, христианство и ислам о человеке и смысле его жизни. 7. Гуманизм эпохи Возрождения. 8. Особенности и своеобразие западноевропейской этики ХУ1-ХУШ вв. 9. «По ту сторону добра и зла» - моральный императив сверхчеловека Ф. Ницше. 10. Идеал счастья в западноевропейской этике. 11. Этика И. Канта. Сущность морали. Категорический императив. 12. Этика экзистенциализма. 13. Проблема человека в этике ХХ века. 14. Сфера делового общения. Основные принципы делового общения. 15. Морально-значимые качества делового человека. 16. Соотношение теоретической и прикладной этики. Профессиональная этика. 17. Искусство и мораль. 18. Художественная деятельность как воплощение красоты в материальной форме. 19. Художественная деятельность как особый способ осмысления мира. 20. Искусство и мировые религии (по выбору). 21. Функции искусства в его отношении к человеку, обществу, природе, культуре, собственным потребностям. 22. Объективные законы социального функционирования искусства. 23. Художник: личность и творчество. 24. Система категорий в эстетике. 25. Художественная теория и практика эллинизма. 26. Эстетические представления Средневековья. 27. Художественные идеалы Возрождения. 28. Эстетика Просвещения. 29. Концепция искусства Романтизма. 30. Немецкая классическая эстетика. 31. Элитарное и массовое в искусстве. 32. Социально-художественные парадоксы развития искусства в условиях тоталитаризма. 33. Социология искусства. 34. Положение этических представлений в системе гуманитарного знания. 35. Место эстетических представлений в системе философского знания. 36. Критерии этического и эстетического в контексте культуры.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Гусейнов, А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2004. 2. Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2003. 3. Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие / Е. Г. Яковлев. – М.: Гардарики, 2003. Дополнительная: 1. Белолипецкий, В. К. Этика и культура управления: учеб.-практич. пособие / В. К. Белолипецкий, Л. Г. Павлова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. 2. Ботавина, Р. Н. Этика деловых отношений: учеб. пособие / Р. Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2004. 3. Зеленкова, И. Л. Основы этики: учеб. пособие / И. Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. 4. Золотухина-Аболина, Е. В. Современная этика: истоки и проблемы: учебник / Е. В. Золотухина-Аболина. – Ростов н/Д: МарТ, 2003. 5. Иванов, В. Г. Этика: учеб. пособие: в 2 ч. / В. Г. Иванов. – СПб.: СПбГУП, 2004. 6. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений: учебник / А. Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2002. 7. Кузнецов, И. Н. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 8. Кукушин, В. С. Деловой этикет: учеб. пособие / В. С. Кукушин. – М.: ИКЦ МарТ, 2005. 9. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса: учеб. пособие / Ю. Ю. Петрунин, В. К. Борисов. – М.: Дело, 2004. Периодические издания: 1. Вопросы философии: журнал.
Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.ф.н., доц. Т.М. Бердышева кафедры «Философия и культурология». Рецензент: к.к.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.В. Фролов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |