Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История мировых религий




ЛОГИКА

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих знаниями по основным проблемам формальной логики, формирование навыков применения логики в будущей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- правильно строить свою аргументацию;

- умению эффективно и корректно вести диалоги;

- применению методов логического анализа в решении различных проблем;

- критически воспринимать аргументацию оппонентов;

- логически грамотно опровергать ложные или недоказательные тезисы.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления о логически упорядоченном мышлении.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Логика» студент должен:

· знать:

- основные понятия и проблемы формальной логики;

- законы мышления;

- роль логики в европейской и отечественной науке и практике;


· уметь:

- эффективно вести диалог наряду с критическим восприятием аргументации оппонентов;

- эффективно выстраивать собственную систему аргументации в диалоге;

· получить навыки:

- логически правильной постановки задач в сфере будущей профессиональной деятельности;

- решения практических вопросов с учетом логической методологии.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в логику   - - -    
2. Предмет и значение логики   - -      
3. Понятие   - -      
4. Суждение   - -      
5. Законы мышления   - -      
6. Умозаключения   - -      
7. Логические системы   - -      
8. Основы теории аргументации   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в логику

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения, связь курса с фундаментальными, общетеоретическими и специальными (социально-экономическими) дисциплинами.

 

Тема 2. Предмет и значение логики

Структура курса логики. Логика как наука о формах человеческой мысли, о законах и связях форм мысли между собой, о простейших мыслительных методах. Методология логики.

Мышление и язык, символика логики. Методологическая роль законов логики в социально-экономическом мышлении. Обзор истории логики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Формы познания.

2. Понятие логической формы и логического закона.

3. Логика и язык.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2002.

3. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.

4. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.


5. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 3. Понятие

Понятие как форма мышления. Структура понятия. Способы формирования понятий (на примере экономической теории). Виды понятий: единичные, общие, пустые, регистрирующие, нерегистрирующие, собирательные, разделительные, положительные, отрицательные, конкретные, абстрактные, соотносительные, безотносительные.

Отношения между понятиями: сравнимость и несравнимость. Операции над понятиями: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, умножение, вычитание, деление.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие как форма мышления.

2. Виды понятий.

3. Отношения между понятиями.

4. Определение понятий.

5. Деление понятий.

6. Ограничение и обобщение понятий.

Литература:

1. Войшвилло Е.К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

3. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 4. Суждение

Общая характеристика суждения как формы мысли. Определение простого категорического суждения, его структура (субъект, предикат, связка) и виды (единичное, частное, общее). Категорические суждения и их виды. Классификация простых категорических суждений. Распределенность терминов в категорических суждениях.

Сложные суждения и его виды. Исчисление высказываний. Деление суждений по модальности. Отношения между суждениями в социально-экономическом мышлении.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Суждения и предложения.

2. Деление суждений по количеству и качеству.

3. Распределенность терминов в категорических суждениях.

4. Сложные суждения.

5. Отношение между суждениями по логическому квадрату.

6. Деление суждений по модальности.

Литература:

1. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

2. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.

3. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 5. Законы мышления

Понятие логического закона. Законы логики и их роль в познании. Основные законы: законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего, закон достаточного основания. Законы логики в социально-экономическом мышлении.

Простейшие методы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие логического закона

2. Закон тождества

3. Закон непротиворечия

4. Закон исключенного третьего

5. Закон достаточного основания


Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.

5. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.

 

Тема 6. Умозаключения

Общее понятие об умозаключении. Умозаключение как форма мысли. Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм и его структура: фигуры и модусы категорического силлогизма. Общие правила фигур. Модусы категорического силлогизма. Правила категорического силлогизма. Отношения между видами категорического силлогизма. Операция с простым категорическим силлогизмом. Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные силлогизмы.

Индуктивные умозаключения и их виды. Полная индукция, неполная индукция. Понятие вероятности. Умозаключения по аналогии.

Семинарское занятие 1:

Вопросы для обсуждения:

1. Непосредственные умозаключения: превращение, обращение, противопоставление предикату.

2. Категорический силлогизм.

3. Полисиллогизм и сорит.

Семинарское занятие 2:

Вопросы для обсуждения:

1. Условно-категорические умозаключения.

2. Разделительные умозаключения.

3. Конструктивные и деструктивные дилеммы.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.

3. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.

4. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

Тема 7. Логические системы

Двузначная логика. Конструктивная логика. Математическая логика. Многозначная логика. Непротиворечивость логических систем. Паранепротиворечивая логика.

Роль неклассической логики в современной социально-экономической науке.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конструктивная логика

2. Математическая логика.

3. Непротиворечивость логических систем.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Риторика. Этика: учеб. пособие. – М.: Флинта, 2002.

5. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.

 

Тема 8. Основы теории аргументации

Понятие аргументации. Структура доказательства. Прямое и косвенное доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Правила доказательного рассуждения. Ошибки, совершаемые относительно доказываемого тезиса. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие доказательства.

2. Понятие опровержения.

3. Правила и ошибки в доказательстве и опровержении.

Литература:

1. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

2. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

3. Казаринов, М. Ю. Логика. Конспект лекций / М. Ю. Казаринов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

4. Логика. Сборник упражнений: учеб. пособие. – М.: Дело, 2002.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к зачету, написание контрольной работы.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Логическая форма мысли и логический закон.

2. Проблема истинности мысли.

3. Понятие как форма мышления.

4. Логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

5. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

6. Виды понятий и отношения между ними.

7. Приемы, сходные с операцией определения понятий.

8. Общая характеристика суждения.

9. Категорические суждения и их виды.

10. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.

11. Отношения между суждениями по значениям истинности.

12. Понятие логического закона.

13. Закон тождества.

14. Закон непротиворечия.

15. Закон исключенного третьего.

16. Закон достаточного основания.

17. Общее понятие об умозаключении.

18. Обращение и превращение.

19. Категорический силлогизм. Фигуры силлогизма. Модусы категорического силлогизма.

20. Правила категорического силлогизма.

21. Условные умозаключения.

22. Индуктивные умозаключения, их роль в познании. Понятие вероятности.

23. Полная индукция, ее роль в познании.

24. Умозаключение по аналогии и его виды.

25. Дедукция и индукция в учебном процессе.

26. Понятие аргументации.

27. Прямое и косвенное доказательство.

28. Прямой и косвенный способы опровержения.

29. Правила доказательного рассуждения.

30. Правила по отношению к аргументам. Ошибки в основаниях доказательства.

31. Логические основания в истории европейской науки.

 


ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Ивин, А. А. Логика: учебник / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2003.

2. Светлов, В. А. Современная логика: учеб. пособие / В. А. Светлов. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная:

1. Абачиев, С. К. Теория и практика аргументации / С. К. Абачиев. – М.: Едиториал-УРСС, 2004.

2. Войшвилло, Е. К. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2001.

3. Галушко, В. Г. Логика и теория аргументации: метод. указ. по изучению курса / В. Г. Галушко, А. Э. Назиров. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

4. Демидов, И. В. Логика: учебник / И. В. Демидов; под ред. Б. И. Каверина. – М.: Дашков и К, 2006.

5. Ивлев, Ю. В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 2002.

6. Рузавин, Г. И. Логика: учебник / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 2002.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео- и аудиоматериалы.

 

Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих религиоведческими знаниями, способствующих формированию разносторонних духовно-развитых личностей, обладающих широкой социокультурной подготовкой, способных к принятию самостоятельных решений по мировоззренческим вопросам.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- самостоятельному анализу общих закономерностей развития и функционирования религий;

- методам религиоведческого анализа межкультурных отношений в современном мире.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать системные представления об историческом многообразии мировых религий, о месте религии в духовной культуре человечества, об особенностях локальных религиозных культур, религиозных сообществ, о причинах межрелигиозных противоречий, принципах их регулирования и преодоления.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «История мировых религий» студент должен:

· знать:

- структуру феномена религии;

- роль религии в эволюции человечества;

- проблемы взаимоотношений церкви, культуры и цивилизации;

- социально-экономические основания религий;

- перспективы развития религиозной культуры и свое место в ней;

· уметь:

- производить религиозно-этический анализ явлений современного мира;

- ориентироваться в религиозных течениях в современном мире;

- разрешать практические проблемы межкультурного взаимодействия;

· получить навыки:

- применения религиоведческих знаний в сфере будущей профессиональной деятельности;

- в решении практических вопросов религиозного характера.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение в религиоведение.   - -      
2. Религия в системе культуры   - -      
3. Структура и функции религии.   - -      
4. Актуальные проблемы религии.   - -      
5. Первобытные верования.   - -      
6. Христианство.   - -      
7. Ислам, Иудаизм.   - -      
8. Религии Древнего Востока   - -      
9. Религия в России.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение в религиоведение.

Возникновение религиоведения как науки — стремление объяснить наличие религиозного и культурного различия между народами, раскрыть механизм формирования и функционирования религии, исследовать проблемы межкультурных и религиозных противоречий. История и философия религии. Структура и состав современного религиозного знания. Эволюция религиоведческого знания от смутных представлений о религии к научному знанию. Теории, концепции, школы и направления в исследовании проблем религии. Особенности религиоведческого знания, его языка, проблематики. Методы религиоведческих исследований.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Сущностные характеристики религии.

2. Многоконфессиональность.

Литература:

1. Введение в общее религиоведение: учебник. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Основы религиоведения: учебник / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М.: Прогресс 2003.

 

Тема 2. Религия в системе культуры.

Понятие религии. Место религии в обществе. Культурные аспекты религии, факторы функционирования, причины неоднозначности культурной роли религии в жизни общества и человека. Религия как система культуры.

Понятие религии. Многозначность определений религии: способ человеческой деятельности, совокупность ценностей, историческая память человечества, творчество и новаторство, система запретов-норм, система знаков-символов, система стереотипов поведения и мышления. Концептуальные основания основных определений религии.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Влияние религии на культуру.

2. Факторы формирование религии.

3. Определения религии в различных научных концепциях.

Литература:

1. Красников, А. Н. Религиоведение: хрестоматия / А. Н. Красников. – М.: Гардарики, 2005.

2. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.

3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – М.: Прогресс, 2003.

4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Лань, 2004.

 

Тема 3. Структура и функции религии.

Основные понятия религии: культура, цивилизация, функции религии, субъект религии, межрелигиозные коммуникации, духовные ценности и нормы, культурные традиции, социальные институты, культурная самоидентичность вероисповеданий, духовная модернизация.

Уникальное и общепринятое в религиозной культуре. Сферы религии. Функции религии: информационная, нормативно-регулятивная, защитная, адаптационная, функция социализации, функция творческой самореализации, функция разрядки напряжения.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные определения религии.

2. Сферы религии.

3. Церковь как социальный институт.

4. Функции религии.

Литература:

1. Введение в общее религиоведение: учебник. – М.: Высшая школа, 2005.

2. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.

3. Религиоведение: учеб. пособие / под ред. А. В. Солдатова. – СПб.: Лань, 2003.

4. Религия в истории и культуре / под ред. М. Г. Писманика. – М.: Лань, 2004.

5. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 2005.

 

Тема 4. Актуальные проблемы религии.

Типология религии. Взаимодействие национальных культур и религий. Религиозные чувства и убеждения. Восточные и западные типы религий — проблемы взаимодействия. Религиозная культура народов России.

Религиозная культура и природа. "Искусственное" и "естественное" как антропологические основания религии и культуры.

Духовная культура и личность. Исторический генезис личности. Индивидуализация и отчуждение личности. Застой и кризис в духовной культуре. Возрастные этапы жизни. Жизненные кризисы и формы девиантного поведения. Духовная и душевная жизнь личности. Индивидуализация и социализация. Роль общения в процессе самореализации личности. Роль личности в обществе.

Церковь и общество. Проявление в религии социально-классовой структуры общества. Роль общественных групп в созидании и распространении культурных ценностей. Проблема общечеловеческого в духовной культуре. Деидеологизация и аполитизм в религии. Церковь и глобальные проблемы современности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религия как часть культуры.

2. Религиозная культура и природа.

3. Церковь и личность: процесс самореализации человека.

4. Культура, церковь и коммуникация: процессы дифференциации и интеграции.

5. Религия и творчество.

6. Проблемы общечеловеческого в мировых религиях.

Литература:

1. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М.: Прогресс, 1993.

2. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.

4. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

5. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. В. Лапиной. – Минск: ТетраСистемс, 2003.

6. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. – М.: ЮНИТИ, 2003.

 

Тема 5. Первобытные верования.

Культура преклонения древних цивилизаций. Человек и религия в первобытном обществе: культурогенез. Синкретизм первобытного сознания: личное и общественное, индивидуальное и универсальное. Первобытная мифология и первобытное искусство.

История религии и история общества. Происхождение и ранние формы религии в культуре земледельцев и скотоводов. Религия ранних цивилизаций: Месопотамии, Египта, Мезоамерики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Первобытная мифология.

2. Мифология и первобытное искусство.

3. Синкретизм первобытной религиозной культуры.

4. Религия ранних цивилизаций.

Литература:

1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

2. Кармин, А. С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 2003.

3. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М.: Прогресс, 1993.

4. Николин, А. Церковь и государство / А. Николин. – М.: Прогресс, 1997.

 

Тема 6. Христианство.

Историко-культурные основания возникновения христианства. Возникновение христианства как мировой религии.

Платонизм и этика стоиков как предпосылки христианской идеологии. Библия как памятник мировой культуры. Ветхий Завет и Новый Завет. Новозаветная литература.

Рим и Византия. Западное и восточное христианство. Христианские конфессии: православие, католицизм, протестантизм.

Христианские ценности и нормы. Теологические и этические аспекты христианства. Догматика христианства и символы веры. Христианство и формирование свободы личности.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Возникновение христианства.

2. Христианские конфессии.

3. Догматика христианства и символы веры.

4. Христианство и свобода личности.

Литература:

1. Березовая, Л. Г. История русской культуры: учеб. пособие: в 2 ч. / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М.: Высшая школа, 2002.

2. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

3. Виппер, Р. Ю. Рим и раннее христианство / Р. Ю. Виппер. – М.: Прогресс, 1997.

4. Торчинов, Е. А. Религии мира / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 1997.

5. Черная, Л. А. Культурология: основы теории: учеб. пособие / Л. А. Черная. – М.: Логос, 2003.

 

Тема 7. Ислам, иудаизм.

Социокультурные предпосылки возникновения ислама. Духовная культура арабо-мусульманского мира. Распространение арабской духовной культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры народов Закавказья, Средней Азии, Поволжья и южных славян.

Ислам как мировая религия. Коран – памятник мировой культуры. Конфессии ислама: суннизм и шиизм.

Иудаизм как монотеистическая религия. Ветхозаветные истины. Консерватизм иудаизма, ортодоксальность отдельных направлений в иудейской религии и культуре. Личность и Бог. Формирование личной ответственности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Социокультурные предпосылки возникновения ислама.

2. Ислам как мировая религия.

3. Иудаизм как монотеистическая религия.

Литература:

1. Библия. Книги Ветхого Завета.

2. Васильев, Л. С. История религий востока. – М.: Прогресс, 1998.

3. Коран / пер. с арабского Г. С. Саблукова. - репринт. изд. – Казань, 1907.

4. Коч, М. Насилие в исламе? / М. Коч. – Германия, 2002.

5. Ланде, Р. Г. Ислам в истории России / Р. Г. Ланде. – М.: Прогресс, 1995.

6. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М.: Прогресс, 1994.

 

Тема 8. Религии Древнего Востока.

Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм. Божественная сущность избранных. Социальная иерархия, регулируемая религией.

Даосизм и конфуцианство в Древнем Китае.

Буддизм как мировая религия. Четыре великие истины буддизма.

Зороастризм – религия Древнего Ирана.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Религии Индии: индуизм, джайнизм, брахманизм.

2. Даосизм, конфуцианство, наследие религиозной культуры.

3. Буддизм как мировая религия.

Литература:

1. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М.: Прогресс, 1998.

2. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае / Л. С. Васильев. – М.: Прогресс, 1990.


3. Немировский, А. И. Мифы и легенды Древнего Востока / А. И. Немировский. – М.: Прогресс, 1994.

4. Переломов, Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. – М.: Прогресс, 1993.

5. Торчинов, Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания / Е. А. Торчинов. – СПб.: СПбГУ, 1998.

6. Шохин, В. К. Брахманистская философия / В. К. Шохин. – М.: Прогресс, 1994.

 

Тема 9. Религия в России.

Византия и Болгария. Константин (Кирилл) и Мефодий. Судьбы христианства в славянском мире. Место и роль славянских культур в истории мировой культуры.

Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства.

Многоконфессиональная Россия. Многообразие христианских конфессий. Православие как основная христианская конфессия в России.

Религия в советской культуре. Обособление религии "русского зарубежья". Современное состояние и перспективы развития религиозной культуры в России. Место и роль России в мировой религиозной культуре.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Язычество и христианство в культуре Руси.

2. Многоконфессиональность России.

3. Православие, как основная христианская конфессия в России.

4. Состояние современной российской религиозной культуры.

Литература:

1. Библия. Ветхий и Новый Заветы. Синодальный перевод.

2. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1992.

3. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая. – М.: Высшая школа, 2002.

4. История религий в России / под ред. Н. Трофимчука. – М.: Лань, 2002.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2005.

6. Экономцев, И. Православие. Византия. Россия / И. Экономцев. – М.: Прогресс, 1992.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора;

- подготовку к семинарским занятиям;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:


- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. История и философия религии.

2. Религия как система культуры.

3. Структура и функции религии.

4. Функции религии.

5. Церковь как социальный институт.

6. Религия и глобальные проблемы современности.

7. Актуальные проблемы религии.

8. Проблемы общечеловеческого в религии.

9. Гносеологические и психологические причины существования религии.

10. Социально-экономические условия формирования христианства.

11. Национальные религии: сущность и виды.

12. Социально-этическое содержание конфуцианства.

13. Основное содержание буддистских догматов.

14. Католицизм и его особенности.

15. Сущность православия.

16. Протестантизм и его особенности.

17. Религия и социокультурный кризис современности.

18. Общие тенденции развития религий на современном этапе.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. История религии: учебник: в 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 200

3. Лобазова, О. С. Религиоведение: учебник / О. С. Лобазова. – 4-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2008.

4. Религиоведение:учеб. пособие / ред. М. М. Шахнович. – СПб.: Питер, 2008.

5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.

Дополнительная:

1. Введение в науку о религии: четыре лекции / под общ. ред. А. Н. Красинкова. – М.: Высшая школа, 2002.

2. История религий в России: учебник / под ред. О. Ю. Васильевой. – М.: РАГС, 2004.

3. Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь минимум / под ред. И. Н. Яблокова. – М.: Гардарики, 2002.

 

Составители: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов, ст. преподаватель О.М. Калинина кафедры «Философия и культурология».

Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» Т.М. Бердышева.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.285 сек.