КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Национально-региональный (вузовский) компонент
Общество и его структура. Три основных подхода к объяснению общества в истории философии: натуралистический, идеалистический, материалистический. Современные социально-философские концепции общества: атомистическая (М.Вебер), субъективная (Э.Дюркгейм), формационная (К.Маркс), культурно-деятельностная. Гражданское общество и государство. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Анализ проблемы бытия в истории философии. Зарождение и эволюция понятия материи в истории человеческой культуры: от Парменида до современных представителей различных философских течений (И. Канта, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера). Что есть «бытие», в чем суть проблемы соотношения бытия и небытия? Бытие как всеобщее, единичное и особенное. Характеристика форм бытия. Сущность материальной субстанции бытия. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Научные, философские и религиозные картины мира. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия. 2. Проблема субстанции. Материя как субстанция. 3. Понятие движения, пространства, времени. Особенности их проявления в природе и обществе. 4. Мир как единая система. Бытие мира и человека. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Основы современной философии: учебник. - СПб.: Лань, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 10. Философская концепция сознания Постановка проблемы сознания в философии. Метафора сознания в космоцентрической культуре античности. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Проблема сознания в Новое время и в немецкой классической философии. Диалектико-материалистическая концепция сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Развитие форм отражения. Сущность психического отражения. Психический образ как субъективная реальность. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Творческая активность сознания. Проблема бессознательности. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Категория сознания. Происхождение сознания. Структура сознания, его знаковая природа. 2. Личность - реальный носитель сознания. Сознание и бессознательное. Самосознание. 3. Назначение человеческого разума. Ноосфера. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
Тема 11. Познание, его возможности и границы. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его формы. Проблема соотношения субъекта и объекта, познания. Познание, творчество, практика. Функции практики. Знание, отражение, информация. Многообразие форм знания. Проблема истины. Объективность и субъективность, абсолютность и относительность, конкретность истины. Истина и заблуждение. Вопрос о критерии истины в истории философии и науки. Соотношение чувственного и рационального в познании. Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление. Формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение. Интуиция, и ее роль в познании. Понимание и объяснение. Основные проблемы гносеологии. Вера и знание. Два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Действительность, мышление, логика и язык. Искусство спора. Основы логики. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Свобода научного поиска и ответственностьученого. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Чувственное и рациональное. 2. Знание и вера. Научные и вненаучные формы знания. 3. Понятие истины. Истина и ценность. 4. Наука как знание, деятельность и социальный институт. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001.
Тема 12. Смысл человеческого бытия. Проблема человека и личности в истории философии, ее значение для социальных наук и современной общественно- экономической практики. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Сознание, самосознание и личность. Взаимоотношение личности и общества. Интериоризация и экстериоризация. Становление личности. Понятия «социальная роль», «статус». Взаимосвязь физической, социальной и духовной сторон личности. Социальные типы личности. Человек в системе социальных связей. Демократический процесс и перспективы реализации личности в различных социокультурных системах. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность. Категория свободы в философских учениях. Развитие способностей и формирование разумных потребностей личности. Общественный и личный интерес. Проблема ценностной ориентации личности. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Природа, сущность, предназначение человека. 2. Соотношение природного и общественного в человеке. 3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. 4. Личность и общество. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2001. 3. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 13. Философия культуры Философское понятие культуры. Формационная и цивилизационнаяконцепции общественного развития. Человек, общество, культура. Человек и природа. Основные модели культуры: натуралистическая, классическая, неклассическая, постмодернистская. Насилие и ненасилие. Специфика определения культуры. Множественность подходов к осмыслению феномена культуры: аксиологический (ценностный), деятельностный, семиотический, структуралистский, социологический, гуманистический. Виды культур: экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая. Культурные нормы. Традиции и новации. Развитие культуры. Мораль, справедливость, право. Деление культуры на две формы: материальная и духовная. Россия в диалоге культур. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение культуры и цивилизации. 2. Специфика мышления в культуре. 3. Соотношение философии и культурологии. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 3. Русская философия: имена, учения, тексты: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001. 4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 14. Человек в мире культуры Механизмы исследования культуры. Личностная и транскультурная социализация. Культурно-традиционные основания самосознания. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Традиции и обычаи. Религиозные ценности и свобода совести. Межличностная коммуникация как механизм наследования культуры. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Культура как предмет философского анализа. 2. Человек в мире культуры. 3. Понятие культуры и цивилизации и их роль в познании общества. 4. Восток-Запад-Россия: диалог культур. Литература: 1. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 2. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. 3. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002. 4. Фролов, И. Т. Философский словарь / И. Т. Фролов. – М.: Республика, 2001. 5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 15. Культура и цивилизация Понятия культуры. Три подхода к пониманию цивилизации: унитарный, стадиальный и локально-исторический. Типизация культур и цивилизаций философами (Н. Я, Данилевский, О.Шпенглер, П.Сорокин, М, Вебер). Региональные культуры: Запад - Восток, Север - Юг. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. История как развитие локальных цивилизаций. Цивилизация как завершение и гибель культуры.
Тема 16. Философия общества и истории Общество как саморазвивающаяся система. Материальное производство - основа общественного развития. Специфика законов развития общества. Человек в системе социальных связей. Социальная сфера жизни общества. Общественное сознание, его уровни и формы. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Формы общественного сознания: политическое сознание, право, мораль, наука, искусство, философия, религия. Семинарское занятие 1: Вопросы для обсуждения: 1. Специфика философского осмысления общества. 2. Духовное и материальное в жизнедеятельности людей. Место общества в иерархии форм бытия. Семинарское занятие 2: Вопросы для обсуждения: 1. Формы общественного сознания. 2. Общество и природа. Литература: 1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. 2. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002. 5. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби: Проспект, 2001.
Тема 17. Роль научной рациональности в развитии общества Наука как внутрифилософское явление. Генезис философско-научной рациональности как сущность исторического ''осевого'' времени (К. Ясперс). Классическая рациональность как основание новоевропейской культуры и техногенной цивилизации. Неклассическая и постнеклассическая рациональность как определяющий стиль мышления в современной науке, включающей в себя самоопределяющиеся системы и человеческое измерение. Социокультурная детерминация научного знания. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Идея прогресса общества в учении И.Гердера.Социальный эвдемонизм Г. Спенсера. Прогресс как самосовершенствование людей, развитие нравственного сознания (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, П. Прудон). Прогресс как процесс развития свободы (Гегель). Понимание развития общества в марксизме. Рубежи всемирной истории. Современные представления о прогрессе в обществе. Отличительные признаки прогресса, застоя, тупиковых ситуаций «регресса». Неравномерность» общественного развития стран и народов. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Настоящее, действительность, современная эпоха в философском анализе 2. Наука и техника в техногенной цивилизации. 3. Социальные прогнозы. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Жюлиа, Д. Философский словарь / Д. Жюлиа. - М.: Международные отношения, 2000. 3. Канке, В. А. Философия: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2002. 4. Основы современной философии: учебник. – СПб.: Лань, 2002. 5. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Тема 18. Человечество и глобальные проблемы современности Глобальные проблемы современности. Угроза глобального экологического кризиса. Перенаселение, проблема исчерпаемости природных ресурсов. Война и мир в общественной жизни. К.Лоренц о процессах, угрожающих человечеству гибелью. П.Сорокин о путях выхода из мирового кризиса. Концепция Римского клуба о непрерывном развитии человечества. Человечество как субъект истории. Социальная философия в обосновании разнообразия и единства цивилизаций. Глобалистика, ее цель и задачи. Экологические, демографические, экономические, политические и социальные проблемы. Философия о возможности решения глобальных проблем человечества. Социальное предвидение, его сущность. Научные критерии предвидения. Типы социальных прогнозов и методы прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии, метод Дельфи. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего. Будущее человечества. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Происхождение и сущность глобальных проблем современности. 2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. 3. Пути решения мировым сообществом глобальных проблем. Литература: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Основы современной философии: учебник. - СПб.: Лань, 2002. 3. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. 4. Философия: учебник / под ред. В. Лавриненко. – М.: Мысль, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - изучение теоретических разделов дисциплины по указанию лектора; - подготовку к семинарским занятиям; - подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Мифология и философия. 2. Мудрость как знание и добродетель. 3. «Вечные» философские проблемы. 4. Истоки и смысл религиозной веры. 5. Философия как самосознание культуры. 6. Истоки философии Востока: мифы, легенды, знания. 7. Соотношение религии и философии в буддизме. 8. Этико-политическое учение Конфуция. 9. Запад и Восток: диалог культур. 10. Учение пифагорейцев о гармонии и числе. 11. Апории Зенона в свете современной логики. 12. Этический рационализм Сократа. 13. Проблема души и тела в философии Платона. 14. Логика Аристотеля. 15. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. 16. Принцип наслаждения в этике Эпикура. 17. Концепция “слепой” веры: “Верую, ибо абсурдно”. 18. Теодицея как проблема средневековой философии. 19. “Исповедь” Августина Блаженного. 20. “Утешение философией” последнего римлянина Боэция. 21. Доказательства бытия Бога. 22. Человек как образ и подобие Бога. 23. “Божественная комедия” Данте: синтез философского и художественного творчества. 24. Титаны Возрождения. 25. Политическая философия Н. Макиавелли. 26. Эстетика Ренессанса. 27. Социальные утопии Возрождения. 28. Скептицизм М. Монтеня. 29. “Знание-сила”: у истоков прагматизма. 30. Теория “идолов” познания Ф. Бэкона. 31. Дж. Беркли: “Мир как комплекс ощущений”. 32. “Исповедь” Ж. -Ж. Руссо: соотношение науки и морали. 33. “О духе законов”: Ш. Монтескье. 34. Философия в “Энциклопедии” Дидро и Даламбера. 35. “Человек – машина” Ж. Ламетри. 36. “Система природы” П. Гольбаха. 37. Философские проблемы “Фауста” И. Гете. 38. Категорический императив Канта и проблема свободы. 39. Диалектическая логика Г. Гегеля. 40. Миф о смерти искусства в эстетике Г. Гегеля. 41. Религия как форма отчуждения в философии Л. Фейербаха. 42. Философия марксизма: история и современность. 43. “Закат Европы” О.Шпенглера и современная культура. 44. “Протестантская этика и дух капитализма”: М.Вебер. 45. Теософия В.Соловьева: синтез истины, добра и красоты. 46. “Философия хозяйства” С.Н.Булгакова. 47. Русский космизм. 48. Неисчерпаемость материи и современная наука. 49. Сознание и душа человека. 50. Диалектика как искусство спора. 51. Социальные стереотипы и догматическое мышление. 52. Специфика социального детерминизма. 53. Скептицизм как принцип и метод познания. 54. Диалектическая природа истины 55. Роль заблуждений в процессе познания. 56. Искусство как форма познания мира. 57. Научная истина и правда повседневности. 58. Этика науки. 59. Человек в поисках смысла жизни. 60. Ценностная ориентация личности: “Быть или иметь” 61. Развитие как объект философского анализа. 62. Научное и вненаучное познание. 63. Феномен отчуждения и самоотчуждения человека. 64. Структура сознания, его открытость миру.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. 2. Предмет философии, ее место и роль в обществе. 3. Структура философского знания. Функции философии. 4. Становление философии и ее основной вопрос. 5. Основные направления и школы философии. 6. Этапы исторического развития философии. 7. Античная философия. 8. Философия Средневековья. 9. Философия Возрождения. 10. Философия Нового времени. 11. Проблема человека в философии Просвещения. 12. Классическая немецкая философия. 13. Возникновение и развитие марксисткой философии. 14. Русская философия 19 начала 20 века. 15. Отношение к разуму и науке в философии 20 века. 16. Человек в мире и мир человека (экзистенциализм). 17. Герменевтика как метод философского познания. 18. Исторические формы позитивизма. 19. Учение о бытие. Монистические и плюралистические концепции. 20. Материя и ее атрибуты. 21. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. 22. Движение и развитие, диалектика. 23. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. 24. Пространство и время, их свойства. 25. Материальные и духовные ценности в жизни общества. 26. Диалектика, ее сущность и исторические типы. 27. Теория диалектики. 28. Сознание и познание. 29. Чувственное и рациональное познание. 30. Познание, творчество, практика. 31. Проблема истины. Критерии истины. 32. Понимание и объяснение. 33. Структура научного познания его методы и формы. 34. Эмпирическое познание и его стадии. 35. Теоретическое познание и его стадии. 36. Вера и знание. 37. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. 38. Действительность, мышление, логика и язык. 39. Искусство спора. Основы логики. 40. Научное и вненаучное знание. Критерий научности. 41. Смысл человеческого бытия свобода и ответственность. 42. Сознание, самосознание и личность. 43. Человек, общество, культура. 44. Человек и природа. 45. Насилие и ненасилие. 46. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. 47. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. 48. Религиозные ценности и свобода совести. 49. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития. 50. Общество и его структура. 51. Гражданское общество и государство. 52. Роль материального производства в жизни общества. 53. Сущность общественного прогресса и его критерии. 54. Общественный прогресс и рубежи всемирной истории. 55. Человек в системе социальных связей. 56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. 57. Научные революции и смена типов рациональности. 58. Наука и техника. 59. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. 60. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения. 61. Идеи И.В. Вернадского о ноосфере и их актуальность. 62. Социальное предвидение и его научные критерии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. 2. Асмус, В. Ф. Античная философия: учебник / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2005. 3. Назаров, В. Н. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. Н. Назаров. – М.: Гардарики, 2004. 4. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. пособие / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. Дополнительная: 1. Горелов, А. А. Основы философии: учебник / А. А. Горелов. – М.: Логос, 2004. 2. Жаринов, В. М. Философия и социология науки в таблицах и схемах / В. М. Жаринов. – М.: Мысль, 2005. 3. Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2004. 4. Канке, В. А. Философия. Курс для бакалавров: учеб. пособие / В. А. Канке. – М.: Логос, 2005. 5. Назиров, А. Э. Философия. Методические указания по изучению курса / А. Э. Назиров, М. Л. Бурова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005. 6. Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2005. 7. Современные проблемы социальной философии и культурологии. Сборник научных статей. – СПб.: Аргус, 2004. 8. Философия науки: учеб. пособие / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Логос, 2004. 9. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П. В. Алексеев. – М.: Проспект, 2004. 10. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира: учебник / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 2003. Периодические издания: 1. Вопросы философии: журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.
Составитель: д.ф.н., проф. кафедры «Философия и культурология» А.Э. Назиров. Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
Региональная экономика субъектов российской федерации:
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |