КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы
Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Глобализация общественных процессов. 2. Проблемы экономического роста и модернизации. 3. Революции и реформы. Литература: 1. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А. В. Захаревич. – М.: Дашков и К, 2006. 2. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004. 3. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.
Тема 5. Россия в начале ХХ века Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Экономические реформы Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Новый этап в развитии внутренней торговли и обслуживания населения. Место и роль России в мировой экономике и торговле, в системе экономических отношений. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Индустриальная модернизация России. 2. Российские реформы в начале ХХ века. 3. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Литература: 1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004. 2. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. 3. Сенин, А. С. История российской государственности: учебник / А. С. Сенин. – М.: Владос, 2003.
Тема 6. Россия в условиях I мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-ые годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-ые годы. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Коммунально-бытовое обслуживание населения. Особенности экономической повседневности советских людей: рабочих, колхозников, номенклатуры, интеллигенции, молодежи. Результаты индустриализации и коллективизации. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Сталинизм как общественное явление и проявление его во всех областях социального бытия: от экономики до быта. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Первая мировая война и общенациональный кризис 2. Революция 1917 года 3. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. 4. Социально-экономическое развитие страны в 20-30-ые гг. НЭП. 5. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-30-ые гг. Внешняя политика 6. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизма. Литература: 1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 2. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004. 3. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005.
Тема 7. СССР в Великой Отечественной войне и послевоенный период Мировое сообщество накануне войны. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Основные периоды Великой Отечественной войны. Итоги и уроки второй мировой войны. Ядерная опасность и глобальная стратегия сохранения мира. Социально-экономическое развитие СССР, восстановление народного хозяйства, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика в послевоенные годы. Коммунистическая партия и ее роль в послевоенном развитии СССР. Холодная война. Результаты глобального противостояния двух мировых систем: социалистической и капиталистической. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Особенности и проблемы в развитии сферы обслуживания населения. Качество и уровень жизни советских людей в сравнении с ведущими западными странами. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. СССР в Великой Отечественной войне ее национально-освободительный характер. 2. Победа советского народа в войне, ее цена, уроки. 3. Восстановление разрушенного народного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике. 4. Причины и истоки «Холодной войны». Литература: 1. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 2. Великая Отечественная Война 1941-45г.: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005. 3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации: учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М.: Русский мир, 2001.
Тема 8. Советский Союз в 1985-1991гг Несостоятельность социалистической экономики. Перестройка: надежды и реальность. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Попытки реформирования социализма. Деятельность КПСС в условиях перестройки. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Последствия Беловежских соглашений для страны. Октябрьские события 1993 года. Противоречивый характер оценки событий октября 1993 года в общественном сознании. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Советский Союз в 1985-1991гг.: нарастание кризисных явлений. 2. Перестройка. Политика государственного переворота 1991 г. и ее провал. 3. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Литература: 1. История предпринимательства в России. От средневековья до середины XIX в. / Отв. ред. А. В. Семенова. – М.: РОССПЭН, 2000. 2. История России: учеб.-метод. пособие к семинарским занятиям / под ред. Г. Н. Сердюкова. – М.: ИКЦ МарТ, 2004. 3. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000.
Тема 9. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Необходимость Экономических реформ. Экономическая повседневность элиты, среднего класса, молодежи, других социальных групп постсоветский период. Культура в современной России: проблемы и перспективы. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. 2. Культура в постсоциалистической России. 3. Внешняя политика России в новой геополитической ситуации. Литература: 1. Барсенков, А. С. История России. 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 2. История России: в 2 т. / под ред. М. М. Шумилова, С. П. Рябикина. – СПб.: Нева-Олма-Пресс, 2000. 3. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционное материала; – подготовку к семинарским занятиям; – выполнение реферативной работы; – подготовку к экзамену.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. История как наука. 2. Догосударственный период в истории России. 3. Образование Древнерусского государства. 4. Принятие христианства на Руси. 5. Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета. 6. Русские земли в условиях феодальной раздробленности. 7. Культура Древней (домонгольской) Руси. 8. Монгольское нашествие на русские земли и его последствия. 9. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв. 10. Роль Московского княжества в возрождении русской государственности. 11. Иван III и создание русского централизованного государства. 12. Реформы и контрреформы Ивана Грозного. 13. Внешняя политика России в XVI веке. 14. Социально-политический кризис Московского государства в начале XVII в. 15. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Закрепощение крестьянства. 16. Внешняя политика Московского царства в XVII в. 17. Культура Московского царства в XVI-XVII вв. 18. Петровские реформы. 19. Россия после Петра I (1725-1762). 20. Россия при Екатерине II. 21. Культура России во второй половине XVIII в. 22. Реформы Александра I.Деятельность М.М Сперанского. 23. Николаевская Россия: от восстания декабристов к крымской катастрофе. 24. Отмена крепостного права в России: проблемы аграрного развития страны. 25. Либеральные реформы Александра II. 26. Экономическое развитие в пореформенной России. 27. Общественное движение в России в пореформенный период. 28. Золотой век русской культуры. 29. Внешняя политика России во второй половине XIX века. 30. Экономическое развитие России в конце XIX –начале XX в. 31. Политические партии в России: генезис, программа, тактика. 32. Первая русская революция 1905-1907 гг. 33. Государственный строй Российской империи после первой русской революции. Российский парламентаризм. 34. Россия в первой мировой войне. 35. Февральская революция. Образование двоевластия. 36. Октябрьская революция 1917 г. 37. Культура «серебряного века». 38. Гражданская война в России и интервенция, их результаты и последствия. 39. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. 40. Формирование однопартийного политического режима. 41. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. 42. Внешняя политика СССР в 20-30 гг. 43. Форсированное строительство социализма в СССР. 44. Формирование и особенности тоталитарного режима в СССР. 45. Основные периоды ВОВ. 46. Итоги и уроки второй мировой войны. 47. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период. 48. Общественно-политическая жизнь, культура в послевоенные годы 1945-1953. 49. Внешняя политика в послевоенный период. «Холодная война». 50. Преобразования в области экономики и управления.(1953-1964гг). 51. Общественно-политическая жизнь в СССР(1953-1964гг). 52. Внешняя политика СССР в 60-80 гг. 53. 80-е годы. Необходимость перестройки всех сфер общественной жизни. 54. Социально-экономическое развитие СССР в 1964-1985гг. 55. СССР в 1985-1991 гг. «Перестройка». 56. Распад СССР. Беловежские соглашения (декабрь 1991г). 57. Октябрьские события 1993 г. их характер и последствия. 58. Социально-экономические реформы в России (1992-2006гг). 59. Внешняя политика постсоветской России. 60. Культурная и духовная жизнь страны в конце XX –начале XXI века.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Захаревич, А. В. История Отечества: учебник / А. В. Захаревич. – М.: Дашков и К, 2006. 2. История России: (IX – XX вв.): учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М.: Гардарики, 2003. 3. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004. 4. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2004. 5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004. Дополнительная: 1. Артемов, В. В. История: учебник / В. В. Артемов. – М.: Академия, 2004. 2. Барсенков, А. С. История России 1917-2004г.: учеб. пособие / А. С. Барсенков. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 3. Великая Отечественная Война 1941-45г.: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2005. 4. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004. 5. Новейшая история России 1914-2002г.: учеб. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М.: Юрайт, 2004. 6. Олейников, Д. И. История России с 1801 по 1917 г. Курс лекций: учеб. пособие / Д. И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. 7. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005. 8. Островский, В. П. История России. XX в.: учебник / В. П. Островский. – М.: Дрофа, 2004. 9. Платова, Е.Э. Отечественная история: метод. указ. по изучению курса / Е. Э. Платова, В. В. Фортунатов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2006. 10. Семин, В. П. История Отечества: учеб. пособие / В. П. Семин. – М.: Академический проект, 2005.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, плакаты, видео и аудиоматериалы.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
На базе учебной дисциплины разработаны и внедрены инновационные методы: круглые столы по темам: «Российская империя на пути к модернизации и конституционной монархии», «Россия в ХХ веке: власть, общество, реформы»; деловые игры: «1917 год: альтернатива экономического и политического развития страны. Новые подходы и концепции»; «Россия в системе международных отношений конец ХХ начало ХI вв».
Составители: д.и.н., проф. Е.Э. Платова, ст. преподаватель Е.Р. Гутина кафедры «Истории и политологии». Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Истории и политологии» В.В. Фортунатов.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |