Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология и педагогика




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области психологии и педагогики, формирование основ общепедагогической и психологической культуры.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- общим закономерностям психологической и педагогической наук;

- анализировать особенности психического мира личности;

- основным методам психологической и педагогической науки;

- основам теоретической и практической деятельности в области педагогики.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний по психологии и педагогике будущего специалиста в его профессиональной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» студент должен:

· знать:

- базовые категории, предмет и объект наук психологии и педагогики;

- закономерности изучаемых явлений;

- основные концепции педагогики и психологии;

- теоретические и экспериментальные методы научных исследований;

- роль и значение психологии и педагогики в человеческой практике;

· уметь:

- организовать и выполнить элементы научных исследований в области психологии и педагогики;

- внедрять психологические и педагогические знания в практическую область деятельности своей специальности;

- использовать данные психологии и педагогики для самосовершенствования личности;

- строить собственную программу педагогических действий;

· получить навыки психологического и педагогического анализа социально-педагогической ситуации.

 


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Психология
Раздел 1. Введение в психологию
1. Введение. Предмет психологии, ее задачи и методы.   - - -    
2. Психология человека. Сознание.   - -      
Раздел 2. Основные познавательные психические процессы
3. Ощущение, восприятие, воображение.   - -      
4. Мышление и речь.   - -      
5. Внимание и память.   - -      
Раздел 3. Психология и личность
6. Личность.   - -      
7. Эмоции и мотивации.   - -      
8. Деятельность и общение.   - -      
9. Психология малых групп.   - -      
Педагогика
Раздел 1. Теоретико-методологические основы педагогики
10. Предмет педагогики, ее задачи и методы.   - - -    
11. Педагогика в системе наук.   - -      
Раздел 2. Теория ценности педагогического процесса
12. Педагогический процесс как система и целостное явление.   - -      
13. Обучение в целостном педагогическом процессе.   - -      
14. Воспитание в целостном педагогическом процессе   - -      
15. Общие формы организации учебной деятельности   - -      
16. Методы осуществления целостного педагогического процесса.   - -      
Раздел 3. Основы управления педагогическим процессом
17. Сущность и принципы управления педагогическими системами.   - -      
18. Семья как специфическая педагогическая система.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

 

Раздел 1. Введение в психологию

Введение

Предмет и содержание учебной дисциплины. Общая характеристика программы изучаемого курса, ее структура и содержание. Роль и место психологии и педагогики в социально-гуманистическом образовании. Значение учебного курса для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Основные психические процессы, свойства, состояния. Основные отрасли психологии. Общая психология и предмет ее изучения. Специальные отрасли психологии. Методы психологии. Наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее), опрос (устный, письменный, свободный, стандартизированный), тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест), эксперимент (естественный, лабораторный), моделирование. Связь психологии с другими науками (историей, социологией, философией, педагогикой). Место психологии в системе наук.

 

Тема 2. Психика человека. Сознание.

Понятие психики. Особенности психического отражения. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психика и организм. Роль нервной системы в развитии психики. Объективная и субъективная (психическая) реальность. Структура психики. Психические образы, состояния, явления. Мозг и психика. Связь психических явлений с деятельностью головного мозга. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные функции психики. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, самонаблюдению, мотивационно-ценностный характер сознания). Структура сознания. Бессознательное и его структура. Соотношение сознания и бессознательного. Механизмы психологической защиты (рационализация, вытеснение, замещение, проекция, отрицание, реактивные образования, регрессия).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и объект психологии. Изменение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

2. Явления, которые изучает психология. Психические процессы и состояния.

3. Основные отрасли психологии (можно предложить обучающимся сделать доклады, в которых будут подробно рассмотрены различные отрасли психологии).

4. Методы психологии.

5. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

6. Сознание и его основные характеристики.

7. Структура сознания.

8. Бессознательное и его структура. Основные психологические защиты.

Литература:

1. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. – М.: Гардарики, 2004.

2. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

4. Практическая психология: учебник / под ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.: Питер, 2004.

5. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 


Раздел 2. Основные познавательные психические процессы.

Тема 3. Ощущение, восприятие, воображение.

Восприятие. Свойства восприятия (целостность, предметность, обобщенность, константность, осмысленность, избирательность). Виды восприятия (внешненаправленные, внутренненаправленные), формы восприятия (времени, движений, пространства), актуальные, неактуальные и ошибочные (иллюзорные) восприятия. Восприятие и представление. Характеристики представлений (модальность, интенсивность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность).

Воображение. Виды воображения (активное, пассивное, творческое активное, воссоздающее активное, преднамеренное пассивное, непреднамеренное пассивное). Формы воображения (мечты, грезы, галлюцинации, сновидения). Приемы и способы воображения (агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация). Функции воображения. Связь воображенияс творчеством.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика протекания познавательных процессов.

2. Ощущение: классификация ощущений, их основные характеристики.

3. Восприятие: свойства, виды, формы. Восприятие и представление. Характеристики представлений.

4. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

Литература:

1. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Высшая школа, 2003.

3. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Наука, 2003.

4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Гардарики, 2004.

5. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

7. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 4. Мышление и речь

Определение мышления. Стадии становления мышления (допонятийное и понятийное мышление). Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Методы мышления (индукция, дедукция, аналогия). Операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация (классификация)). Типы мышления (наглядно-образное, предметно-действенное, словесно-логическое). Виды словесно-логического (понятийного) мышления: теоретическое, практическое, аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, продуктивное, репродуктивное, непроизвольное, произвольное. Качества мышления (самостоятельность, инициативность, оригинальность, глубина, широта, быстрота, пытливость, критичность). Интеллект. Методы измерения интеллекта. Конвергентное и дивергентное мышление. Мышление и речь.

Речь и язык. Функции речи. Характеристики речи. Речь как основное средство общения. Виды речи.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Мышление: его типы, формы, операции

2. Виды мышления. Качества мышления.

3. Мышление и речь.

4. Речь и язык.

5. Виды речи. Функции речи.

Литература:

1. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе / В. П. Белянин. – М.: Просвещение, 2004.

2. Введение в психологию / под ред. А. В.Петровского. – М.: Наука, 2003.

3. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 2 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

4. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Наука, 2003.

5. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. – М.: Гардарики, 2004.

6. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. – М.: Прогресс, 2003.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Высшая школа, 2004.

8. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Гардарики, 2003.

9. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

10. Розум, С. И. Психология / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 5. Внимание и память

Внимание как психический процесс. Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Виды внимания (природное, социально обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное). Функции внимания (отбор значимых воздействий и игнорирование побочных, удержание и сохранение образов определенного содержания, регуляция и контроль за протеканием деятельности). Теории внимания (Т. Рибо, А. Ухтомского, П.Гальперина).

Память. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание). Теории памяти (физическая, химическая, физиологическая, информационно-кибернетическая, ассоциативная, теория деятельности). Характеристика основных процессов памяти. Виды памяти (словесно-логическая, образная, двигательная, эмоциональная). Формы памяти (мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная). Законы памяти. Мнемические процессы. Приемы управления памятью (мнемоника).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание: характеристика, виды, свойства

2. Основные функции внимания. Теории внимания.

3. Память. Основные процессы памяти. Теории памяти.

4. Виды памяти. Формы памяти.

5. Законы памяти. Приемы управления памятью.

Литература:

1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

2. Веккер, Л. М. Психические процессы: в 3 т. / Л. М. Веккер. – СПб.: Питер, 2004.

3. Клацки, Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. – М.: Гардарики, 2004.

4. Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

5. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

6. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Раздел 3. Психология и личность.

Тема 6. Личность

Определение личности в психологии. Соотношение понятий «субъект», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность». Этапы исследования личности; различные подходы. Психология личности. Структура личности. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

Способности, задатки, индивидуальные различия людей. Темперамент. Типы и свойства темперамента. Характер. Типология характеров (по Э. Кречмеру, Э. Фромму, У. Шелдону). Акцентуации характера (по К. Леонгарду, А.Е. Личко). Формирование характера.

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

2. Этапы исследования личности. Различные подходы к личности.

3. Социализация личности: понятие, механизмы и стадии.

4. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

5. Темперамент: типы и свойства.

6. Характер. Типология характеров. Акцентуации.

7. Воля и ее основные признаки.

8. Теории воли. Волевая регуляция поведения.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Наука, 2004.

2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Высшая школа, 2002.

3. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. – М.: Гардарики, 2003.

4. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – М.: Академия, 2003.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 2002.

6. Мерлин, В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. – Пермь: Пермское книжное изд-во, 2002.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов – М.: Высшая школа, 2004.

8. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

9. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 7. Эмоции и мотивации

Определениеэмоций. Структура эмоций (импрессивный компонент (субъективное переживание) и экспрессивный компонент (непроизвольные реакции организма). Формы эмоций (эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения). Аффект. Стресс и его структура. Чувства. Функции эмоций (побуждения, подкрепления, предвосхищения, функция дифференцирующей и синтезирующей основы образа, функция мобилизации органов действия, организующая, коммуникативная функция). Классификация эмоций.

Определение мотивации. Потребность. Виды потребностей (биологические, социальные, познавательные). Мотив. Связь между эмоциями и мотивацией (эмоции сигнализируют о потребности и свидетельствуют о ценности объекта в связи с его способностью удовлетворить потребность).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Структура эмоций.

2. Формы эмоций. Аффект, стресс, чувства. Отличие чувств от эмоций.

3. Функции эмоций. Классификация эмоций.

4. Структура мотивации.

5. Потребности и их виды.

6. Связь между эмоциями и мотивацией.

Литература:

1. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Наука, 2003.

3. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Академия, 2003.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2006.

5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2004.

6. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003.

8. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

 

Тема 8. Деятельность и общение.

Категория деятельности в психологии. Развитие человеческой деятельности.

Виды деятельности (общение, игра, труд). Макроструктура деятельности. Внутренняя структура деятельности (потребность, мотив, цель (результат). Психическая регуляция поведения и деятельности. Деятельность и способности. Умения, навыки, привычки. Психика, поведение и деятельность.

Общение как вид психической деятельности. Определение общения. Взаимосвязь общения и деятельности. Компоненты общения (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). Цели общения (биологическое и социальное общение). Средства общения (способы передачи информации). Виды общения (материальное, кондиционное, когнитивное, мотивационное, деятельностное). Вербальное общение. Диалогичность общения. Невербальное общение.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика понятия «деятельность». Виды деятельности.

2. Структура деятельности. Взаимосвязь деятельности и психических процессов.

3. Деятельность и способности.

4. Общение и его связь с деятельностью. Компоненты общения.

5. Цели и средства общения. Виды общения.

6. Общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.

7. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения

8. Конфликт. Виды конфликтов.

9. Стили разрешения конфликтов.

Литература:

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Буева, Л. П. Деятельность и общение / Л. П. Буева.. – М.: Дело, 2005.

3. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. – М.: Наука, 2003.

4. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А. Б. Добрович. – М.: Академия, 2003.

5. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М.: Гардарики, 2004.

6. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Прогресс, 2005.

8. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

9. Розум, С. И. Психология: учеб. пособие / С. И. Розум. – СПб.: Питер, 2004.

10. Соснин, В. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения / В. А. Соснин, П. А. Лунев. – М.: Гардарики, 2003.

 

Тема 9. Психология малых групп.

Понятие «малая группа». Характеристика малой группы. Виды малых групп (реальные, условные, формальные, неформальные, референтные, антиреферентные). Специфика коллектива как малой группы.

Феноменология малых групп как описание основных явлений, которые для них характерны. Структура внутригрупповых отношений. Позиция. Статус. Внутренняя установка. Роль. Композиция группы. Система межличностных связей (каналов коммуникации): фронтальная, радиальная, иерархическая, цепная, круговая, полная. Нормы и ценности группы. Управление группой. Лидерство и его стили (авторитарный, демократический, либеральный). Межличностные отношения (официальные, неофициальные, деловые, личные, рациональные, эмоциональные, руководство, подчинение). Межгрупповые отношения и взаимодействия. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности групповой деятельности (образовательный, профессиональный, воспитательный). Величина группы и эффективность групповой деятельности.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика малой группы. Виды малых групп.

2. Структура внутригрупповых отношений.

3. Композиция группы. Нормы и ценности группы.

4. Управление группой. Лидерство и его стили.

5. Межличностные отношения в группе.

6. Эффективность групповой деятельности. Критерии эффективности.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. – М.: Прогресс, 2004.

3. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубровская. – М.: Высшая школа, 2004.

4. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер-Пресс, 2004.

5. Немов, Р. С. Психология: учебник: в 3 кн. / Р. С. Немов. – М.: Высшая школа, 2004.

6. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. – М.: Высшая школа, 2003.

7. Робер, М. А. Психология индивида и группы / М. А. Робер, Ф. Тильман. – М.: Аспект-пресс, 2004.

8. Социальная психология и этика делового общения. – М.: Наука, 2005.

9. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – СПб.: Питер-Пресс, 2003.

 

ПЕДАГОГИКА

 

Раздел 1. Теоретико–методологические основы педагогики

Тема 10. Предмет педагогики, ее задачи и методы

Педагогика как наука. Объект, предмет, функции, задачи педагогики. Педагогика в системе наук. Методы педагогики. Структура педагогики (общая педагогика, социальная педагогика, возрастная педагогика, коррекционная педагогика, история педагогики, отраслевая педагогика). Основные категории педагогики.

 

Тема 11. Педагогика в системе наук

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Образование как педагогический процесс. Воспитание. Обучение. Педагогическая система. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие. Педагогическая технология. Педагогическая задача. Гуманистическая педагогика о приоритете субъект-субъектных отношений в структуре педагогического процесса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Обоснуйте объект и предмет педагогики.

2. Определите функции и задачи педагогики.

3. Раскройте связь педагогики с другими науками.

4. Дайте определение образования как: а) общечеловеческой ценности, б) социокультурного феномена, в) педагогического процесса.

5. Определите понятия: а) педагогический процесс, б.) педагогическая система, в) педагогическое взаимодействие, г) воспитание, д) обучение, е) педагогическая технология, ж) педагогическая задача.

Литература:

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – М.: Высшая школа, 2004.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М.: Просвещение, 2004.

3. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. – СПб.: Питер, 2002.

4. Готт, В. С. Категории современной науки / В. С. Готт. – М.: Академия, 2003.

5. Журавлев, В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики / В. И. Журавлев. – М.: Академия, 2003.

6. Журавлев, В. И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. – М.: Академия, 2003.

7. Лихачев, Б. Т. Педагогика: учеб. пособие / Б. Т. Лихачев. – М.: Наука, 2003.

8. Педагогика. Педагогическая энциклопедия. Т.3. – М.: Высшая школа, 2003.

 

Раздел 2. Теория ценностного педагогического процесса.

Тема 12. Педагогический процесс как система и целостное явление

Объективное единство обучения и воспитания (педагогические идеи Гербарта, Ушинского, Лесгафта, Вахтерова и др. Советская педагогика 20-30-х гг. (Шацкий, Блонский, Макаренко, Крупская и др.). Педагогика 70-х гг. (Бабанский, Данилов, Ильин и др.). Понятие педагогической системы. Авторские педагогические системы. Понятие «образовательная система». Образовательная система России. Формы образовательных учреждений (государственные, негосударственные, муниципальные). Характеристика типов образовательных учреждений.

Непрерывное образование как система и как процесс: цели, содержание, структура непрерывного образования. Самообразование как самостоятельный процесс. Единство образования и самообразования. Основные характеристики педагогического процесса. Целостность как системное качество педагогического процесса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте предпосылки научного представления о целостном педагогическом процессе в историческом аспекте.

2. Дайте характеристику понятий: «педагогическая система», «образовательная система», «педагогический процесс».

3. Образовательная система России.

4. Система непрерывного образования.

5. Обоснуйте целостность педагогического процесса.

6. Определите принципы педагогического процесса

Литература:

1. Об образовании: ФЗ закон РФ. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.

2. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев; под ред. М. Ю. Бабанского. – М.: Наука, 2003.

3. Ильина, Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. – М.: Гардарики, 2002.

4. Мищенко, А. И. Педагогический процесс как целостное явление / А. И. Мищенко. – М.: Прогресс, 2003.

5. Сокольников, Ю. П. Системный подход в воспитании / Ю. П. Сокольников. – М.: Гардарики, 2004.

6. Ушинский, К. Д. Три элемента школы: педагогические сочинения: в 6 т. Т.1. / К. Д. Ушинский. – М.: Высшая школа, 2004.

7. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: собрания сочинений: в 11 т. Т.8. / К. Д. Ушинский. – М.: Высшая школа,2004.

 

Тема 13. Обучение в целостном педагогическом процессе

Теория обучения и теория воспитания. Дидактика как раздел педагогической науки, педагогическая теория обучения. Задачи дидактики. Функции дидактики (научно-теоретическая, конструктивно-техническая).

Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность учащихся и ее основные характеристики. Функции обучения (образовательная, воспитательная, развивающая). Виды обучения (сообщающее, программированное, развивающее, проблемное). Виды обучающих программ (линейные программы; разветвленные программы). Блочное и модульное обучение.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение дидактике как теории обучения

2. Охарактеризуйте связь процессов познания и обучения

3. Функции обучения. Характеристика образовательной функции обучения

4. Характеристика воспитательной функции обучения

5. Характеристика развивающей функции обучения

6. Назовите основные виды обучения и их характеристики

Литература:

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Наука, 2004.

2. Баранов, С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов. – М.: Прогресс, 2004.

3. Давыдов, Д. Д. Проблемы развивающего обучения / Д. Д. Давыдов. – М.: Гардарики, 2004.

4. Дидактика средней школы / под ред. М. И. Скаткина. – М.: Наука, 2002.

5. Кунисевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Кунисевич. – М.: Просвещение, 2004.

6. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М.: Наука, 2004.

7. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М.: Прогресс, 2002.

8. Якиманская, И. Р. Развивающее обучение / И. Р. Якиманская. – М.: Наука, 2003.

 

Тема 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе

Понятие «воспитание» в историческом аспекте. Термины, связанные с понятием «воспитание» («становление», «формирование»). Основные характеристики воспитания как педагогического явления (целенаправленность, соответствие хода процесса социально-культурным ценностям, присутствие определенной системы организационных влияний). Самовоспитание как понятие, близкое к воспитанию.

Воспитание в широком смысле. Воспитание в узком смысле. Виды воспитания (исторически сложившиеся виды воспитания; классификация видов воспитания в зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях; классификация видов воспитания по институциональному признаку). Стили воспитания (классификации на основе отношения «воспитатель-воспитанник» и на основе философских концепций). Сущностные характеристики гуманистического воспитания.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Определите воспитание как педагогическое явление

2. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания

3. Формирование ценностных ориентаций личности.

Литература:

1. Апраушев, А. В. Воспитание оптимизмом / А. В. Апраушев. – М.: Гардарики, 2003.

2. Котова, И. Б. Философские основания современной педагогики / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

3. Коротов, В. М. Введение в общую теорию развития личности / В. М. Коротов. – М.: Наука, 2003.

4. Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – М.: Гардарики, 2004.

5. Шварцман, К. А. Философия и воспитание / К. А. Шварцман. – М.: Наука, 2003.

6. Шиянов, Е. И. Идея гуманизации образования в контексте отечественной теории личности / Е. И. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

 

Тема 15. Общие формы организации учебной деятельности

Характеристика понятия «формы организации обучения». Форма обучения как специфическая конструкция процесса обучения. Качественные характеристики форм обучения (обусловленность содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся). Форма обучения как конструкция отрезков, циклов процесса обучения. Формы обучения как отражение организации обучения.

Система индивидуального обучения и воспитания. Классно-урочная система. Лекционно-семинарская система.

Урок как основная форма организации педагогического процесса. Специфические признаки урока. Структура урока. Классификация уроков.

Лекционно-семинарская система и ее особенности. Атрибуты лекционно-семинарской системы: практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачеты, экзамены, консультации, факультативные занятия (их характеристика).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Выделите основные признаки форм организации обучения

2. Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебного процесса

3. Раскройте типологию и структуру уроков

4. Лекция, ее характеристика

5. Специфика семинарских занятий

6. Раскройте сущность практических и лабораторных занятий

7. Консультация как форма организации учебной деятельности

8. Экзамены и зачеты как атрибуты лекционно-семинарской системы

Литература:

1. Дьяченко, В. К. Организационная структура учебного процесса / В. К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2003.

2. Зотов, Ю. Б. Организация современного урока / Ю. Б. Зотов. – М.: Наука, 2002.

3. Кунисевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Кунисевич. – М.: Просвещение, 2003.

4. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М.: Наука, 2002.

5. Харламов, Ф. Педагогика / Ф. Харламов. – М.: Высшая школа, 2004.

 

Тема 16. Методы осуществления целостного педагогического процесса

Понятие «метода» осуществления педагогического процесса. Приемы как составляющие элементы метода. Средства организации и управления педагогическим процессом. Методы формирования сознания в педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой. Метод примера). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж и др.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательные игры, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.) Методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная дидактика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение методов, приемов и средств осуществления целостного педагогического процесса

2. Раскройте специфику методов: а). рассказа и объяснения, б). беседы и лекции, в). дискуссии и диспута, г). работы с книгой, е). упражнения, приучения, ж). создания воспитывающих ситуаций, з). соревнования и познавательных игр, и). поощрения и наказания, к). контрольных работ и самопроверки, л). устного и письменного опроса.

Литература:

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. – М.: Наука, 2004.

2. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / В. М. Коротов. – М.: Наука, 2003.

3. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. – М.: Гардарики, 2002.

4. Натанзон, Э. Ш. Приемы педагогического воздействия / Э. Ш. Натанзон. – М.: Прогресс, 2003.

 

Раздел 3. Основы управления педагогическим процессом

Тема 17. Сущность и принципы управления педагогическими системами

Характеристика понятия «управление». Система образования как разновидность социальной системы. Понятие «субъект управления». Субъект управления системой образования.

Внутришкольное управление и его основные характеристики. Специфика управления современной системой образования в России.

Единая государственная политика в области образования. Закон РФ «Об образовании». Федеральная программа развития образования. Принципы государственной политики в области образования. Государственные образовательные стандарты. Государственные органы управления образованием и их основные задачи.

Управление образовательными системами. Общественный характер управления системой образования и его специфика. Общие принципы управления педагогическими системами.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте особенности управления системой образования.

2. Охарактеризуйте признаки государственного управления.

3. Чем характеризуется общественное управление образованием?

4. Дайте характеристику принципов управления педагогическими системами.

Литература:

1. Об образовании: ФЗ РФ. – М.: ОМЕГА-Л, 2005.

2. Конаржевский, Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю. А. Конаржевский. – М.: Академия, 2003.

3. Сантурова, С. М. Менеджмент в образовании. Теория и практика / С. М. Сантурова. – М.: Гардарики, 2003.

4. Сунцов, Н. С. Управление общеобразовательной школой. Вопросы теории и практики / Н. С. Сунцов. – М.: Высшая школа, 2002.

 

Тема 18. Семья как специфическая педагогическая система

Характеристика понятия «семья». Основные функции семьи (репродуктивная, воспитательная, гедонистическая, первичной социализации, экономическая, организации досуга и др.) Типология семьи (реальная, типичная, идеальная, элементарная).

Неблагополучная семья и предпосылки ее возникновения. Социально-неблагополучные семьи. Проблемные семьи. Педагогически слабые семьи. Нестабильные семьи. Дезорганизованные семьи.

Семья как особый способ саморегуляции отношений личности и общества. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Интеграция в семье трех фундаментальных факторов формирования личности – культуры, обучения и воспитания.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности (жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей и т.д.). Внутрисемейные ценности. Социально-образовательная и социально-воспитательная задача семьи. Основные принципы семейного воспитания

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте понятие «семья» в контексте развития общества.

2. Охарактеризуйте основные функции семьи.

3. Типология семьи.

4. Дайте определение неблагополучной семьи и раскройте предпосылки ее возникновения.

5. Дайте характеристику неблагополучным семьям.

6. Педагогическое взаимодействие: родители-дети. Его влияние на развитие личности ребенка.

7. Влияние семьи как социокультурной среды на воспитание личности ребенка.

Литература:

1. Авдеев, А. А. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / А. А. Авдеев. – М.: Наука, 2003.

2. Бойко, В. В. Малодетная семья: социально-психологический аспект / В. В. Бойко. – М.: Прогресс, 2004.

3. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. – М.: Аспект-пресс, 2004.

4. Воспитание детей в неполной семье. – М.: Наука, 2003.

5. Диалоги о воспитании. - М.: Наука, 2002.

6. Психология современной семьи. – М.: Наука, 2004.

7. Проблемы семьи и детства в современной России. – М.: Академия, 2002.

8. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей / Ю. Хямяляйнен. – М.: Гардарики, 2003.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к экзамену.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на семинарских занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Психология как наука. Предмет и объект психологии. Явления, которые изучает психология.

2. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней.

3. Отрасли психологии.

4. Методы психологии. Связь психологии с другими науками.

5. Психика человека и ее развитие. Психика и организм. Особенности психического отражения.

6. Объективная и субъективная (психическая) реальность.

7. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания.

8. Сознание и бессознательное. Основные механизмы психологической защиты.

9. Познавательные психические процессы и особенности их протекания.

10. Ощущение как простейший психический процесс. Классификация и основные характеристики ощущений.

11. Восприятие. Свойства, виды, формы восприятия. Восприятие и представление.

12. Воображение: виды, формы, приемы и функции воображения. Связь воображения с творчеством.

13. Мышление. Формы и виды мышления.

14. Мышление, его методы и операции.

15. Речь и ее функции. Речь и язык. Взаимосвязь мышления и речи.

16. Внимание как психический процесс. Основные свойства и функции внимания.

17. Память. Основные процессы памяти. Виды и формы памяти. Законы памяти.

18. Определение личности в психологии. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» с понятием «личность».

19. Структура личности. Различные подходы в исследовании личности.

20. Социализация личности. Механизмы и стадии социализации.

21. Темперамент: типы и свойства.

22. Характер. Типология характера. Акцентуации характера.

23. Воля как психическая регуляция человеческого поведения. Волевые качества характера.

24. Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация.

25. Категория деятельности в психологии. Виды деятельности. Структура деятельности.

26. Общение как вид психической деятельности. Компоненты общения. Виды общения. Цели и средства общения.

27. Механизмы понимания и восприятия людьми друг друга в процессе общения.

28. Конфликт. Виды конфликтов. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

29. Малая группа и ее характеристики. Виды малых групп. Структура внутригрупповых отношений. Эффективность групповой деятельности.

30. Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стили лидерства.

31. Суть и назначение педагогики как науки.

32. Предмет и объект педагогики.

33. Функции и задачи педагогики.

34. Связь педагогики с другими науками.

35. Педагогика в системе наук.

36. Связь педагогики и психологии. Значение психологических знаний для развития науки педагогики.

37. Характеристика понятия «педагогическая система».

38. Образование как общечеловеческая ценность.

39. Образование как социокультурный феномен.

40. Образование как педагогический процесс.

41. Непрерывное образование, его значение для человека.

42. Образование и самообразование.

43. Понятия «воспитание» и «обучение».

44. Педагогическая технология и педагогическая задача.

45. Новейшие педагогические технологии.

46. Образовательная система России.

47. Характеристика образовательной функции обучения.

48. Характеристика воспитательной функции обучения.

49. Характеристика развивающей функции обучения.

50. Цели, задачи, тенденции и принципы гуманистического воспитания.

51. Воспитание как педагогическое явление.

52. Понятие о формах организации обучения.

53. Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

54. Лекция, ее характеристика.

55. Методы, приемы, средства осуществления педагогического процесса.

56. Управление системой образования.

57. Государственные органы управления системой образования.

58. Семья как способ педагогического взаимодействия.

59. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

60. Семья как социальный институт.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005.

2. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Э. В. Островский. – М.: Вузовский учебник, 2005.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. В. И. Жукова. – М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2004.

4. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / А. А. Реан. – СПб.: Питер-Пресс, 2006.

5. Хьелл, Л. Теория личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер.– СПб.: Питер, 2007.

Дополнительная:

1. Кроль, В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. М. Кроль. – М.: Высшая школа, 2003.

2. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие / О. В. Лишин. – М.: Академия, 2003.

3. Пашковская, И. Н. Психология и педагогика: метод. указ. по изучению курса / И. Н. Пашковская, Н. А. Королева. - СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

4. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М.: Академия, 2003.

5. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учебник / А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

Периодические издания:

1. Вопросы психологии: журнал.

2. Вопросы образования: журнал.

3. Педагогика: журнал.

4. Психологическая газета.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения (пакет прикладных программ: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, методика экспресс - диагностики функционального состояния и работоспособности человека, тест Люшера.), учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.п.н., проф. И.Н. Пашковская, к.п.н., доц. Н.И. Королева, ассистент Е.А. Кучумова кафедры «Социальный менеджмент».

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры «Социальный менеджмент» В.Е. Мелехова.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.435 сек.