КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественная история. Основной целью дисциплины является изучение исторического прошлого России на основе системного анализа событий
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной целью дисциплины является изучение исторического прошлого России на основе системного анализа событий, фактов, явлений экономической, политической и культурной жизни народа и формирование исторического сознания у студентов экономических специальностей. Задачи дисциплины – научить студентов: – формировать научные представления о методологии и методах изучения истории России; – анализировать источники и факты, раскрывающие основные тенденции экономического, политического и культурного развития российского общества; – систематизировать исторический материал, этапы развития российской государственности и проблемы экономической повседневности в жизни россиян; – осмысливать историю в контексте всемирной истории, выявлять общие и специфические черты в истории России; – применять методы системного анализа и исторического исследования по отечественной истории; – вырабатывать и формировать объективные принципы исторического познания и ретроспективного анализа содержания исторического прошлого.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Отечественной истории» студент должен: · знать: – основные исторические факты, даты, термины, события и имена исторических деятелей, их роль в истории России; · уметь: – анализировать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому, хранить и преумножать традиции предков; · получить навыки: – системного мышления, при анализе исторических событий.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Методология и теория исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Представление об историческом источнике. Понятие и классификация исторического источника. Специфика источника в исторической и экономической науке. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Противоречивый характер отечественной историографии. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Значение исторических знаний для формирования гражданской позиции россиян. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Что и как изучает история: методология и периодизация мировой и отечественной истории. 2. Формационный, цивилизационный, альтернативный, сравнительно-исторический подходы к изучению истории. 3. Типы цивилизаций в истории человечества. Литература: 1. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. – М.: Эксмо, 2004. 2. Кузнецов, И. Н. Отечественная история: учебник / И. Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2004. 3. Кулешов, С. В. Россия в системе мировой цивилизации: учеб. пособие / С. В. Кулешов, А. Н. Медушевский. – М.: Русский мир, 2001.
Тема 2. Проблема этногенеза восточных славян Античное наследие в эпоху великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Русь и Византия. Византийско-древнерусские связи. Особенности социально- экономического строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Способы хозяйствования на Руси. Специфика русского хозяйствования. Принятие христианства. Историческое судьбоносное значение принятия христианства Русью. Христианство в судьбе русского народа и государства. Распространения ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Значение «монгольского» завоевания для судьбы русской культуры, для становления русского характера. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. 2. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. 3. Принятие христианства, его роль в укреплении русского государства. 4. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. 5. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Литература: 1. Вернадский, Г. Русская историография: учебник / Г. Вернадский. – М.: Аграф, 2000. 2. История России: (IX – XX вв.): учебник / под ред. А. К. Дворниченко. – М.: Гардарики, 2003. 3. Мунчаев Ш.М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Норма, 2004.
Тема 3. Особенности и основные этапы экономического развития России Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Феодальное землевладение в Европе и на Руси. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I и их значение для России и ее народов. Экономическая повседневность дворянства, купечества, крестьянства и других социальных и сословных групп. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России в условиях самодержавия. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIXв. Реформы и реформаторы в России. Экономическая повседневность буржуазии,рабочего класса,интеллигенции, студенчества. Становление сферы обслуживания в капиталистической России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Особенности формирования российского централизованного государства. 2. Процесс феодального землевладения на Руси. 3. Основные этапы социально – экономического развития России в условиях самодержавия. 4. Реформы 60-70 гг., реформаторы в России. Утверждение капитализма. 5. Идейные течения и общественно-политические движения XIX в. 6. Русская культура XIX и ее вклад в мировую культуру. Литература: 1. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева, А. А Чернобаева. – М.: Высшая школа, 2004. 2. Основы курса истории России / под ред. А. С. Орлова. – М.: Простор, 2005. 3. Семин, В. П. История Отечества: учеб. пособие / В. П. Семин. – М.: Академический проект, 2005.
Тема 4. Роль ХХ столетия в мировой истории
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |