Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура




 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов с высшим экономическим образованием, обладающих базовыми знаниями и умениями в области физической культуры, ведущих здоровый образ жизни.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- общим закономерностям и конкретным особенностям применения физических упражнений в развитии личности студентов и в их подготовке к профессиональной деятельности;

- позитивному отношению к физической культуре, основам здорового образа жизни, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств студентов;

- обеспечивать уровень общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, обеспечивающий психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- применять средства физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен:

· знать:

- естественнонаучные основы физической культуры;

- роль физической культуры в овладении будущей профессиональной деятельностью;

- основы здорового образа жизни, средства и методы укрепления и поддержки здоровья человека в основные периоды его жизни;

- общие основы техники упражнений в массовых видах спорта (легкая атлетика, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, плавание, лыжи);

- основы обучения простейшим двигательным действиям в физической культуре;

· уметь:

- выполнять двигательные действия, предусмотренные содержанием программы;

- выполнять комплексы упражнений для развития основных физических качеств (силы, гибкости, быстроты, координации движений, выносливости);


- проводить комплексы общеразвивающих упражнений гигиенической гимнастики и разминки;

- подбирать упражнения для развития основных профессионально-прикладных физических качеств и умений;

· получить навыки:

- в решении задач укрепления собственного здоровья и физического развития;

- в самосовершенствовании, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1: Теоретические основы физической культуры
1. Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов - -   -   -
2. Естественнонаучные основы физической культуры - -   -   -
Раздел 2: Здоровый образ жизни
3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья человека - -   -   -
4. Физическая подготовка (ОФП) и здоровье (ОРУ, прикладные упр., акробатические упр.) - -   -   -
5. Лыжная подготовка - -   -   -
6. Плавание - -   -   -
Раздел 3: Общая физическая подготовка
7. Общая физическая подготовка в системе физического воспитания (ОФиСП) - -   -   -
8. Волейбол, баскетбол, легкая атлетика - -   -   -
Раздел 4: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
9. Самостоятельные занятия физическими упражнениями - -       -
10. Прикладная физическая подготовка (ПФП, развитие физических качеств) - -   -   -
прикладные упражнения  
баскетбол  
волейбол  
Раздел 5: Организация и проведение физических упражнений
11. Общие основы техники физических упражнений. Судейство. (Волейбол, легкая атлетика, баскетбол) - -   -   -
12. Организация и методика проведения ОРУ - -   -   -
  Всего: - -   -   -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - 1-8 -

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Теоретические основы физической культуры (в рамках практических занятий)

Введение

Предмет и основные задачи изучения дисциплины «Физическая культура». Связь дисциплины со специальными дисциплинами. Структура, содержание разделов дисциплины и методологические основы ее изучения. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении. Роль спортивного клуба. Система организации занятий и зачетные требования по годам обучения.

Задачи дисциплины и ее роль в становлении будущего специалиста.

 

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, физическое воспитание, физическое совершенство, физическое развитие, физическая функциональная подготовленность, двигательная активность, психофизическая подготовка, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания. Физическая культура и спорт, как социальное явление и жизни общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Ценности физической культуры. Физическая культура, как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности.

 

Тема 2. Естественнонаучные основы физической культуры

Физическая культура ее социально-биологические основы. Организм человека, как единая само развивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Двигательная функция и повышение устойчивости организма к различным условиям внешней среды. Анатомо-физиологические особенности человека и биомеханика движений.

 

Раздел 2: Здоровый образ жизни

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья человека.

Здоровье, здоровье физическое и психическое, здоровый образ жизни, дееспособность, трудоспособность, саморегуляция, самооценка. Здоровье человека, как ценность и факторы его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента его образа жизни. Структура жизнедеятельность студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью, как условие формирования здорового образа жизни. Основание требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

 

Тема 4. Физическая подготовка (ОФП) и здоровье (ОРУ, прикладные упр., акробатические упр.)

Роль развития физических качеств в укреплении здоровья человека. Основные физические качества человека. Повышение уровня физического развития средствами легкой атлетики, основной гимнастики, подвижных игр.

Тема 5. Лыжная подготовка

Практические занятия:

Правила экипировки лыжника, соблюдение гигиенических норм и правил; предупреждение обморожений, травм, потертостей и простудных заболеваний. Правила «ухода» за лыжами и лыжными палками, поведение на лыжне. Обучение. На лыжах без помощи лыжных палок. Передвижение на лыжах – скольжение, «одношажный», «двухшажный», «четырехшажный», «попеременный», «одновременный», «коньковый» ходы. Техника спуска с горы «плугом» и «полуплугом». Техника подъема в гору - «лесенкой», «елочкой». Техника бега по дистанции. Свободное катание по лыжне. Закаливание.


Тема 6. Плавание

Практические занятия:

Освоение правил поведения в бассейне. Гигиена занятий по плаванию. Снаряжение пловца. Подготовительные занятия на суше. Специальные занятия на суше. Умение держаться на воде. Скольжение по воде. Дыхание в воду. Техника плавания «вольным стилем»: работа ног в вольном стиле, рук. Техника дыхания при плавании вольным стилем. Сочетание работы рук и ног при плавании вольным стилем. Техника старта в плавании. Проплывание различных отрезков «вольным стилем» (развитие быстроты и выносливости). Свободное плавание. Закаливание.

 

Раздел 3: Общая физическая подготовка

Тема 7. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания (ОФиСП)

Практические занятия:

Развитие физических качеств (силы, гибкости, ловкости, выносливости) средствами основной гимнастики (различные варианты ОРУ с предметами и без, со снарядами и на снарядах, подвижных игр и эстафет).

 

Тема 8. Волейбол, баскетбол, легкая атлетика.

Волейбол, баскетбол, легкая атлетика наиболее доступные средства физической культуры для населения. Особенности, средства данных видов спорта. Физические качества, развиваемые волейболом, баскетболом, легкой атлетикой.

Практические занятия:

Техника элементарных приемов игры в волейбол - стойка волейболиста; перемещение волейболиста; верхняя передача мяча; нижняя передача мяча, нижняя прямая подача мяча. Развитие скоростно-силовых качеств - прыгучести. Развитие внимания игроков. Упражнения специальной физической подготовки волейболистов.

Специальные и подводящие упражнения в баскетболе. Техника перемещений и основные стойки в баскетболе - передача и ловля мяча; броски с места; ведение мяча; изучение двух шагов. Физическая подготовка средствами баскетбола (выносливость, быстрота, точность движений, ловкость).

Техника легкоатлетических упражнений: прыжки в длину, многоскоки, низкий старт, техника бега, ускорения. Развитие физических качеств (быстроты, выносливости, силы) средствами легкой атлетики.

 

Раздел 4: Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов

Тема 9. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Основы методики самостоятельных занятий.

Средства и методы индивидуального самостоятельного формирования жизненных и профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности. Умения и навыки обеспечения активного отдыха для профилактики профессиональных заболеваний, травматизма, вредных привычек.

Врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма, самоконтроль. Диагностика самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Самоконтроль за состоянием организма, его основные методы, показатели и критерии оценки, дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.

 


Тема 10. Прикладная физическая подготовка (ПФП, развитие физических качеств): прикладные упражнения, баскетбол, волейбол.

Практические занятия:

Условия и характер труда будущих специалистов; прикладные, психические и специальные качества; прикладные умения и навыки; прикладные виды спорта. Понятие ППФП, ее цели, задачи, средства. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП. Организация, формы и средства ППФП студентов вуза. Контроль профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. Основные факторы, определяющие ППФП будущего специалиста данного профиля. Развитие профессионально необходимых физических качеств и профессиональных навыков будущих специалистов прикладными упражнениями, волейболом, баскетболом.

 

Раздел 5: Организация и проведение физических упражнений

Тема 11. Общие основы техники физических упражнений. Судейство. (Волейбол, легкая атлетика, баскетбол).

Спорт и индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений. Техника основных двигательных действий в волейболе, легкой атлетике, баскетболе. Общие биомеханические закономерности поступательных и вращательных движений. Движение тела и снарядов в безопорном положении. Ударные взаимодействия.

Практические занятия (25 занятий): Техника спортивных движений в волейболе, легкой атлетике, баскетболе (так же в настольном теннисе, бадминтоне). Основы правил соревнований в данных видах спорта. Моделирование соревновательных ситуаций в практико-методических занятиях. Основы судейства в волейболе, легкой атлетике, баскетболе. Учебная практика по судейству в данных видах спорта на практических занятиях. Двухсторонние игры в волейбол, баскетбол (также настольный теннис, бадминтон).

 

Тема 12. Организация и методика проведения ОРУ

ОРУ – основное средство всестороннего воздействия на занимающихся физическими упражнениями. Классификация ОРУ. Правила составления комплексов ОРУ для различных целей. Терминология ОРУ. Способы обучения и проведения ОРУ.

Практические занятия: раздельный, проходной способы проведения ОРУ. Учебная практика проведения комплексов (4-5 упр.) на учебных подгруппах.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических занятиях;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

 

Зачетные требования по физической культуре:

 

Направление требований Вид испытаний Контингент
Общая выносливость Челночный бег Юноши и девушки
Силовая выносливость Подтягивание на перекладине Юноши
Из виса, вис согнувшись
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа Девушки
Из положения лежа, сед и снова и.п.
Скоростно-силовая подготовленность Прыжок в длину с места Юноши и девушки
Написание реферата См. темы рефератов Освобожденные от занятий
Подготовка и проведение комплекса Конспект комплекса ОРУ; Юноши и девушки
Проведение фрагмента занятия
Спортивно-массовая работа Кросс общеуниверситетский; Юноши и девушки
Участие в соревнованиях спартакиады университета
Демонстрация техники физических упражнений В соответствии с программой по физической культуре

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Бляхов, В. В. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов вузов средствами физической культуры: учеб. пособие / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

2. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Дополнительная:

1. Бляхов, В. В. Методика написания рефератов по физической культуре: метод. указ. по изучению курса / В. В. Бляхов, И. Е. Устинов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

2. Бляхов, В. В. Обучение плаванию студентов: учеб. пособие / В. В. Бляхов, Т. В. Забалуева. – СПб.: СПбГУСЭ, 2006.

3. Ворошин, И. Н. Статические и статодинамические упражнения, их роль на занятиях физической культурой в вузе и в самостоятельных занятиях студентов: метод. указ. по изучению курса / И. Н. Ворошин, С. А. Воробьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

4. Использование нетрадиционных (стретчинг, калланетика) и традиционных (плавание, подвижные игры и туризм) средств физической культуры для формирования личностных и функциональных возможностей студентов вузов: учеб. пособие / Л. Ф. Осипова, И. Н. Ворошин, В. Н. Медведев, В. А. Солодянников [и др]. - СПб.: СПбГУСЭ, 2006

5. Кириллова, Е. Г. Использование средств ритмопластики на занятиях по физической культуре: метод. указ. по изучению курса / Е. Г. Кириллова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2003

6. Кириллова, Е. Г. Содержание занятий по физической культуре с использованием средств ритмопластики для студенток высшего учебного заведения: метод. указ. по изучению курса / Е. Г. Кириллова. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

7. Колодий, О. В. Методика развития физических качеств гибкости и подвижности в учебном процессе по физическому воспитанию студентов вузов: метод. указ. по изучению курса / О. В. Колодий, В. П. Кузнецов, В. В. Бляхов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

8. Кузнецов, В. П. Методика разработки студентами комплексов физических упражнений.: метод. указ. по изучению курса / В. П. Кузнецов, И. Е. Устинов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

9. Устинов, И. Е. Методика развития выносливости студентов: метод. указ. по изучению курса / И. Е. Устинов, О. В. Петошина, С. П. Сидоренко. - СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

10. Устинов, И. Е. Тестирование студентов по теоретическому разделу дисциплины "Физическая культура": метод. указ. по изучению курса / И. Е. Устинов. – СПб.: СПбГАСЭ, 2004.

Периодические издания:

1. Теория и практика физической культуры: журнал.

2. Физическая культура в школе: журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Практические занятия проводятся на девяти спортивных площадках, оборудованных специальным инвентарем и снарядами для игр, легкой атлетики, атлетической гимнастики.

 

Составитель: д.п.н., профессор кафедры «Физическое воспитание и спорт» В.А. Солодянников.

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» В.Н. Медведев.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.