Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис трех лет. Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключа­ется во «взрыве» прежней социальной ситуации развития




Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключа­ется во «взрыве» прежней социальной ситуации развития. Д.Б.Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому «взрыву» (14).

Вначале предметное действие ребенка было «мое», но та­кое же, какое выполнял и взрослый. Затем ребенок «увидел» за вещью человека, а за своими действиями - действия взрослого, что, в частности, выражается в назывании ребен­ком себя чужими именами. Это в свою очередь влечет за со­бой выделение своего «я». Основное новообразование - появ­ление у ребенка «Я - сам», следствием чего становится распад прежней социальной ситуации «мы» (14). Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.

1. Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказан­ная другим человеком (не включенным в конкретную ситуа­цию), легко ребенком выполняется.

2. Упрямство - реакция не на предложение, а на свое соб­ственное решение.

3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.

Перечисленные симптомы «вращаются» вокруг выделения ребенком своего «я», с одной стороны, и изменения социаль­ной ситуации - с другой. Это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми (14).

Проявление самостоятельности во всем том, в чем ребенок действительно может обойтись без помощи взрослых, приобретает харак­тер тенденции к самостоятельности; стремления действовать независимо от взрослых, без их помощи преодоле­вать некоторые трудности даже в сфе­ре, еще недоступной ребенку. Это на­ходит свое выражение в словах «я сам».

Аффективная тенденция -эмоционально переживаемое стремление действовать, эмоциональный отклик в ответ на то или иное воздействие и проявляется не только в отделении себя от своих действий но и в отделении себя от взрослого (14).

Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредст­венно не совпадающих с желанием взрослых, что, в частно­сти, подтверждается настойчивым «я хочу». Тенденции к немедленному осуществлению действий с предметами в раннем детстве связаны с расширяющейся ак­тивностью и безудержной исследовательской деятельностью. Многократное несовпадение тенденций к действию с реально проводимыми ребенком действиями приводит к выделению этих тенденций, к превращению их в собственные желания ребенка, могущие не совпадать с желаниями взрослого. Воз­никновение личных (собственных) желаний перестраивает действие, превращая его в волевое. На этой основе открыва­ется возможность для соподчинения желаний, а следователь­но, и борьбы между ними. Это же становится предпосылкой для широкого развития в дошкольном возрасте творческих типов деятельности, в которых ребенок идет от собственного замысла к его реализации (14).

На границе раннего детства и дошкольного возраста сим­птомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельно­сти пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовле­творению желаний, продолжают сдерживать его самостоя­тельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свобо­ду. Если же взрослые не противятся проявлению самостоя­тельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются(14).

Л.И.Божович отмечала, что в период кризиса трех лет на­личие одновременно существующих сильных, но противопо­ложно направленных аффективных тенденций (делать со­гласно собственному желанию и соответствовать требовани­ям взрослых) создает у ребенка неизбежный внутренний кон­фликт и тем самым усложняет его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные пережива­ния, создает амбивалентное отношение к взрослым и опреде­ляет противоречивость его поведения (1).

Таким образом, раздвоение, расщепление личности может 11меть свой источник уже в конце раннего детства, и игнори­рование этого факта грозит в последующих возрастах усиле­нием разрыва между знанием норм и правил поведения и не­посредственным желанием их выполнять. А это, в свою оче­редь, может в дальнейшем отрицательно сказаться на нрав­ственном развитии ребенка и гармоническом строении его личности (1).

Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного об­разования в виде «системы я». В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с раз­витием самосознания, имеющего на каждом возрастном эта­пе свои специфические особенности (1).

Литература по теме:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. - Во­ронеж: МПСИ, 1995.

2. Божович Л.И.; Славина Л.С. Переходный период от мла­денчества к раннему возрасту. // Хрестоматия по возрас­тной психологии. М.: ИПП, 1996, с. 190-195.

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М. -Воронеж: МПСИ, 1998.

4. ГуськоваТ.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования детей в период кризиса трех лет. // Хрестоматия по дет­ской психологии. М.: ИПП, 1996, с. 238-242.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб.: "Питер", 2000.

6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. -Воронеж: МПСИ, 1997.

7. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рожде­ния до 10 лет. М.: МПА, 1996.

8. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: ИПП, 1998.

9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: «Роспедагентст-во», 1996.

10.Палагина Н.Н. Воображение у самого истока. М.: МПСй 1997.

11.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития чело­века. М.: "Высшая школа", 2000.

12. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М. - Воронеж: МПСИ, 1998.

13. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. - Воронеж: МПСИ, 1996.

Лекция 5. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.