Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы получения психодиагностических данных 3 страница




В этих ситуациях обследования наиболее употре­бительны объективные тесты, тесты-опросники, кото­рые могут быть специально созданы по критериям заказчика.

При проведении судебно-психологических экспер­тиз можно, например, пользоваться методикой «Пик­тограмма», «Четвертый лишний», тест Роршаха, тест-опросник Шмишека и др.

В педагогической практике часто бывают такие ситуации, когда данные психодиагностики — психоло­гический диагноз — используются для воздействия на жизнь клиента другими людьми — педагогами, роди­телями, воспитателями и др.

Сообщая этим лицам результаты психодиагности­ческого обследования, психолог должен исходить из того, что каждый из пользователей его информации должен быть подготовлен к ее восприятию и приме­нению. По нашему мнению, целесообразно, чтобы пользователь сформировал в отношении получаемой психологической информации свою личную психоло­гическую задачу — задачу понимания значимости этой информации и для себя, и для того человека, на кото­рого они будут воздействовать.

Надо, сообщая информацию о клиенте, в этих си­туациях использовать данные объективных, стандар­тизированных методов, чтобы пользователь получил более или менее долгосрочный прогноз в отношении -психологической информации о клиенте. М\


I__________________________[Mint

Например, школьный психолог, сообщая инфор­мацию о причинах плохой успеваемости школьника, показывает роль пользователя этой информации в происхождении и возможном устранении этих при­чин.

Психологу важно учитывать, что в большинстве случаев у пользователя оценочное отношение к психо­логической информации и при ее сообщении. Он дол­жен предложить социально адекватное восприятие психологической информации, введя, например, кон­текст возрастной или индивидуальной нормы психи­ческого развития. Это позволит пользователю уйти от самостоятельной интерпретации психодиагностиче­ской информации в свете своих собственных задач вза­имодействия с обследуемым человеком.

Кроме указанных особенностей передачи психоло­гической информации, для педагогической и соци­альной практики существуют проблемы, связанные с процедурами получения психологической информации в работе психодиагноста.

Так, проведение массовых обследований, напри­мер, готовности детей к школе, предполагает достаточ­но длительное присутствие психолога в обследуемой популяции. Психолог должен тщательно контролиро­вать эту ситуацию по следующим критериям: нерасп­ространение показателей оценки результатов работы детей; нераспространение оценочной психологической информации (ответственность пользователя за полу­ченную информацию). Кроме того, психолог должен так' подготовить тестовый материал, чтобы исключить воз­можность подготовки клиента к нормативному реагиро­ванию на задание. С этой целью надо иметь (особенно для ситуаций массового индивидуального обследова­ния) несколько вариантов тестовых заданий. А лучше всего предлагать задания по типу проективных, где предварительная подготовка обследуемого имеет ми­нимальное значение.

В этом плане примером заданий, позволяющих осу­ществлять прогностическую диагностику при обследо­вании детей на готовность к школе, могут быть зада­ния на эмпирическое обследование ценностей ребенка, исследование организации предметного содержания

сознания, исследование общей структуры деятельно­сти, предложенные в работе Н.И. Непомнящей'. Приведем пример диагностических заданий, которые интересны тем, что ориентированы на проявление ин­дивидуальности ребенка. Одно из заданий на исследо­вание ценностей ребенка выглядит следующим обра­зом: ребенок должен был придумать рассказ по поводу картинок с изображением единичных предметов, кото­рые он мог комбинировать по собственному усмотре­нию (методика «Картинки предметные» — КП).

Отличие этого задания от строго стандартизиро­ванных в том, что оно ориентировано не на конкрет­ные умения (например, умение планировать в перцеп­тивном плане или умение анализировать целое), а на базисные образования психической реальности — от­ношение к себе, отношение к предметному миру и др.

При проведении массового психодиагностическо­го обследования выбор заданий очень важен, чтобы исключить восприятие ситуации обследования как ситуации экспертной, экзаменационной, то есть снять ориентацию действий исследуемого на некий правиль­ный, хороший результат. При исследовании детей это необходимо учитывать и через отношение их родите­лей к ситуации обследования.

Применение для массового обследования стандар­тных тестов предполагает момент одновременности работы всех исследуемых над заданием, например, заполнение бланков, работа над опросником и другие процедуры. Этот момент одновременности выполнения задания всеми обследуемыми или предельно незави­симо друг от друга позволяет предотвратить факторы, искажающие психологическую информацию за счет обсуждения обследуемыми стратегии ответов.

Итак, основные проблемы применения психоди­агностических данных в педагогической и социаль­ной практике связаны с адекватностью восприятия психологической информации пользователем. Для решения этой проблемы психодиагност обязан про-йодить популяризацию своей профессиональной де-

' См.: Опыт системного исследования психики ребенка / Под inn Ред. Н.И. Непомнящей. — М., 1975. ilu


Гша к

ятельности для создания соответствующего ей соци­ального статуса.

Одной из важных сторон социальной практики является применение психодиагностической информа­ции самим психодиагностом в общении с клиентом или коллегами-психологами. Так, психологический диагноз может быть основанием для воздействия самого пси­холога на внутренний мир клиента. Это уже перера­стание ситуации психодиагностики в ситуацию пси­хологического консультирования. В благоприятных профессиональных условиях психодиагност работает с другими коллегами, специализирующимися в других отраслях практической психологии, и он передает кол­леге свой диагноз как обоснование для его действий в отношении клиента.

Передача психологического диагноза для коллеги является ситуацией профессиональной рефлексии для психолога и может рассматриваться как социальная проблема, так как именно таким путем происходят ка­чественные изменения в средствах и способах его про­фессиональной деятельности — осуществляется его профессиональный рост. Это, в свою очередь, ведет к изменению социального статуса профессии, что осо­бенно важно сейчас, в условиях становления профес­сии практического психолога. Личная ответственность психолога за свой профессиональный рост перераста­ет в социальную проблему — проблему становления социального заказа на его профессию.

Передавая информацию коллеге, психолог в мень­шей степени ориентируется на некоторые «нормы», он может пользоваться в большей степени идеографиче­скими техниками, проективными и диалогическими методами. Результаты, которые он будет получать и обсуждать с коллегой, имеют значение и как средства и способы его профессиональной деятельности, как средства и способы профессиональной рефлексии.

Мы уже отмечали, что в психодиагностической практике есть ситуации, когда психолог только сооб­щает данные, а клиент сам использует их. Это ситуа­ции педагогические, так как человек будет сам оказы­вать на себя воздействие с помощью этой информации, будет заниматься саморазвитием. В этой педагогиче­ской ситуации психолог несет ответственность за кор-

ректность данных, за точность и достоверность своего диагноза, за этический его аспект и в меньшей степе­ни за то, как диагноз будет использован клиентом.

Главное требование к методам, применяемым пси­хологом в этих ситуациях, — легкость перевода данных на язык клиента. Этому надо учиться самому психоди­агносту, соблюдая основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации:

• сообщать информацию, а не оценивать ее;

• сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

§ 5. Критерии эффективности практической работы псикодиагноста

Критерии эффективности практической работы психодиагноста связаны со следующими важнейшими факторами его профессиональной деятельности:

• обобщенной теорией;

• средствами и способами получения психологической ин­формации;

• средствами и способами передачи психологической ин­формации.

Если обобщенная теория, особенности владения ею отражают как уровень развития науки, так и степень профессиональной зрелости психодиагноста, то средства и способы получения психологической информации спе­цифичны тем, что сама процедура их применения вклю­чает взаимодействие психодиагноста и обследуемого человека. Это значит, что в результате измерений полу­чаются данные, которые будут зависеть не только от психодиагноста и уровня его квалификации, но и от так­тики и стратегии поведения обследуемого.

Диапазон, в котором можно использовать стандар­тные психодиагностические методы, довольно узок и реально имеет смысл только на той выборке исследу­емых, для которой он был создан и проверен на надеж­ность, валидность, репрезентативность.

Эффективность работы практического психолога ^ стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста


ГЛШ IV

или методики для исследуемой выборки. Перенесение без предварительной перепроверки устойчивости тес­товых норм теста с одной выборки на другую приво­дит к ошибкам.

Если психодиагност применяет тест, он должен точно знать тестовые нормы для исследуемой выборки.

Ошибки, которые возможны при отсутствии такой проверки, отражаются на прогностической валидности теста. Особенно это относится к зарубежным тестам, которые отечественные психологи склонны использо­вать без соответствующей нормативной проверки. Ре­альные языковые и межкультурные различия могут оказать существенное влияние на результаты — полу­чение и интерпретация психологической информации будут существенно искажены.

Для того чтобы убедиться в пригодности того или иного теста, психодиагност должен уметь повторить процедуру, с помощью которой конструировался и обосновывался тест его создателями.

Психодиагност, применяющий методики, должен знать требования к методикам разного типа — это тоже показатель эффективности его работы, так как владе­ние требованиями к методикам отражает ориентацию психодиагноста на профессионально оправданные про­цедуры получения психологической информации, а не на уровень житейской или обыденной психологии.

Остановимся на требованиях к методикам, которые сформулированы в отечественной психологии'. Изме­рительные методы (тесты) должны удовлетворять сле­дующим требованиям:

• должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностичес­кий конструкт должен быть соотнесен с уже имеющими­ся теоретическими обоснованиями, проверенными на ре­левантность. Область применения должна быть четко выделена и обозначена, указан контингент обследуемых. Необходимо четко обозначить цели использования ре­зультатов;

• процедура проведения должна быть задана в виде одно­значного алгоритма, который можно было бы передать

ПС ' См.: Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, ItO В.В. Столина. — М., 1987.

ЭВМ или специалисту, не имеющему специальных психо­логических знаний;

1 процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тесто­вого балла (по статистическим или критериальным тесте­вым нормам). Выводы (диагностические суждения) на ос­нове тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической достовернос­ти этих выводов;

I тестовые шкалы должны быть проверены на репрезента­тивность, надежность и валидность в заданной области применения. Другие разработки и пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные ис­следования в своей области и разработать частные стан­дарты (нормы);

процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью, по­зволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы;

головная методическая организация определенного ве­домства (область применения) должна вести банк данных, собранных по тесту, и проводить периодическую коррек­цию всех стандартных методик.

Экспертные методы:

должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть со­отнесен с уже имеющимися теоретическими обоснова­ниями, проверенными на релевантность. Область приме­нения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко обозначить цели использования результатов. Инструкция по применению снабжается указанием на требуемую квалификацию экс­пертов, их необходимое количество для получения надеж­ных данных по методу независимых оценок;

инструкции к проведению должны пройти специальные испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому эталонному набору данных (тестов, рисунков, звуко- и видеозаписей и т. п.);

процедура обработки результатов должна включать в себя протоколирование промежуточных этапов Обработ­ки данных, которое дало бы возможность перепроверить конечный результат другому эксперту;

пользователи и разработчики должны иметь возмож­ность повторить нормативное исследование по измере- \(.1


нию экспертной согласованности на эталонном наборе данных;

• головная организация должна вести банк данных, обеспе­чивая подготовку пользователей и переподготовку их в соответствии с пересмотренными стандартами методики

Все методики должны проходить аттестацию в рамках головных методических организаций, кото­рые составляют каталог методик, прошедших атте­стацию.

Критерии эффективности работы практического психодиагноста во многом определяются его возмож­ностями в составлении программы обследования — в подборе батареи методик. Ее составление основывает­ся на принципе — максимум надежности при миниму­ме затрат.

Планирование программ обследования предпола­гает осуществление следующих операций.

1. Определить, на что метод направлен: на простое или ин-тегративное качество личности; на действие или на пере­живание или на содержание когнитивных процессов. Ис­ходя из этого выбирается либо методика, либо батарея методик или тестов. Далее выбирается определенный тип метода: для изучения действий и переживаний чаще всего используются оценочные шкалы и самооценочные шка­лы. Для изучения качеств личности используются опрос -ники, проективные или другие методы.

Батарея тестов состоит из нескольких тестов для изучения различных аспектов одного качества внутрен­него мира человека (например, векслеровские шкалы интеллекта). Набор тестов состоит из нескольких тес­тов, посредством которых исследуется несколько раз­ных, взаимно не связанных качеств внутреннего мира человека (например, 16-факторный опросник Кеттела, ММРУидр.).

2. Решить вопрос о том, каким образом с помощью выбран­ного метода будет определяться изучаемое свойство внут­реннего мира человека.

Любая методика представляет собой стимульный материал, организующий ситуацию работы с ним, материал методики и будет определять способы дей­ствия исследуемого, в которых будет проявляться ис­следуемое качество. С этой точки зрения, по психоло­гическому механизму порождения ответов, методы будут делиться следующим образом:

• методы, требующие от субъекта лишь выражения опреде­ленного отношения (согласие, ожидание, отрицание);

• методы, требующие активности памяти (дидактические тесты, тесты способностей, анамнестические беседы);

• методы, работа в которых зависит от практического мышления;

• методы, предполагающие поиск и установление сложных связей и отношений;

• методы, основанные на идее проекции состояний исследу­емого на материал стимулов.

3. Основным вопросом, который необходимо решить, явля­ется вопрос о том, с помощью чего мы будем определять, исследует ли наш метод то, на что он направлен. С точки зрения построения и стандартизации, это вопрос о крите­риях валидности. Имеется ли такой критерий вообще в нашем распоряжении? Является ли он репрезентативным пользователем исследуемой характеристики личности? Является критерий простым или комплексным? Комплек­сный критерий состоит из нескольких относительно лег­ко познаваемых компонентов. Например, вождение авто­мобиля — это комплексный критерий, содержащий такие элементы, как скорость реакции, острота зрения, наблю­дение за движением транспорта, за дорожными знаками, готовность к решению сложных ситуаций, надежность и т. д. Поставленный психиатром диагноз «невротик», «здо­ровый» — это простой критерий, несмотря на то, что за ним стоят сложные явления внутреннего мира человека, но с точки зрения, например, проверки опросника для дифференциации здоровых и невротиков можно пони­мать упрощенно.

4. Надо решить вопрос о том, для какой цели метод создан? Для постановки диагноза, или даже дифференцированно­го диагноза, или для отбора и распределения кадров. Чем сложнее цель, для которой метод создан, тем он должен быть чувствительнее и разработанное. Разница есть и в методах, предназначенных для практической диагности­ки и для научных исследований. Первые должны иметь разработанные нормы и понятную интерпретацию ре­зультатов, в то время как для научных исследований дос­таточно представить данные в первичных результатах и интерпретировать их на уровне операциональных опре­делений или в теоретических понятиях.

:) Абрамова Г С


5. Кто будет пользователем методов? Этот вопрос требует решения, так как если это психолог, тогда метод должен быть гораздо сложнее, чем когда им пользуется обучен­ный неспециалист.

6. Надо определить, для какой популяции метод предназна­чен. Решающее значение будет иметь то, кто с помощью этого метода будет обследоваться — дети или взрослые, больные или здоровые, грамотные или неграмотные испы­туемые, предназначен он для группового или индивиду­ального обследования и т. д

7. Есть ли какие-нибудь требования ко времени проведения обследования? Этот момент важен, так как время может быть фактором, влияющим на показатели результативно­сти обследуемого, — время решения задачи, качество за­дач, решенных за единицу времени, — важный показа­тель в тестах достижений.

8. Надо определить требования к экономичности метода:

нужны ли специальные пособия, место для проведения обследования, оборудование и т. п.

9. Только после решения этих вопросов, обдумывания более или менее внешних предпосылок можно подойти к соб­ственному построению метода. При построении его посто­янно учитывается формальное и содержательное соответ­ствие отдельных заданий теоретическим и практическим основам метода.

Основным критерием качества метода является его валидность, то есть обоснованность, достоверность.

С формальной точки зрения валидность бывает подлинная, которая выражает отношение между ре­зультатами метода и тем, что с помощью метода изуча­лось, и ложная, в которой зафиксирована видимость ценности метода. Подлинная валидность в зависимос­ти от характера критерия, с помощью которого она проверяется, разделяется на эмпирическую и теоре­тическую, текущую и прогностическую.

Ложная валидность, как показывают исследования, имеет следующие варианты: очевидная валидность, ва­лидность, основанная на опыте, на убеждении и на желании.

Очевидная валидность исходит из того, что якобы данный метод исследует реально существующие фак­ты и закономерности. Например, неуверенность в себе исследуется с помощью вопросов на неуверенность, а знания по истории с помощью конкретных вопросов

по истории и т. п. Очевидная валидность соответствует подлинной валидности по содержанию только в том случае, если это дидактические тесты или тесты зна­ний. Во всех остальных случаях надо исследовать тест на валидность.

Валидность, исходящая из опыта, основывается на личном чувстве психолога, что так он «понимает испы­туемого».

Валидность, опирающаяся на убеждение, исходит из необоснованного убеждения, что метод хорош, так как, например, хорошей является теория или резуль­таты, полученные с его помощью.

Валидность всех психодиагностических методов, кроме дидактических, проверяется психометрически­ми методами. Процесс валидизации осуществляется с помощью подсчета различных коэффициентов корре­ляции для подсчета отношения между результатами метода и значением критерия. Коэффициент валидно­сти может быть выражен и с помощью теста, коэффи­циента эктропии, теста Х2, с помощью прогностичес­ких таблиц и иных мер отношений.

Теоретическая валидность определяется на основе логического доказательства и эмпирического подтвер­ждения последствий, вытекающих из теории, определя­ющей метод и его интерпретацию. Преимуществом теоретической валидизации является применение фак­торного или дискриминационного анализа, но в матри­цу анализируемых переменных должны входить и ме­тоды с известной валидностью, чтобы с их помощью можно было адекватно интерпретировать факторы и синдромы.

Валидность отвечает на вопрос: «Измеряем ли мы то, что думаем измерять». С этой точки зрения можно говорить о следующих типах валидности.

1. По содержанию выражает соответствие между тестом и исследуемой характеристикой. Пригодность методики определяется, например, на основании ре-презентативно-го сходства между содержанием вопросов (заданий) и компонентами изучаемой характеристики личности; спо­соб ее определения —логико-семантический.

2. Текущая валидность выражает соответствие между ре­зультатами и параллельно применяемыми критериями. Часто используется метод известных групп и сравнива-5*


ются результаты обеих групп. Важна точная идентифика­ция известных групп.

3. Прогностическая валидность выражает соответствие между результатами теста и критерием спустя определен­ное время. Например, при исследовании тревожности мы анализируем поведение и сопоставляем его с результата­ми тестирования. Подходящим критерием, например, мо­жет быть успеваемость в школе и т. п.

4. Конструктная валидность выражает соответствие меж­ду тестом и изучаемой модальностью внутреннего мира человека. В этих целях часто результаты тестирования сравниваются с надежными тестами, измеряющими эту модальность.

Эмпирически очевидные показатели, которые слу­жат для проверки валидности теста, обозначаются тер­мином критерий. В большинстве процедур по валиди-зации имеет место внешний критерий. Обычно им является знакомый и очевидный индикатор психичес­кой характеристики, для определения которой и созда-i ется метод.

Критерием чаще всего бывает проявление изучае­мой характеристики в повседневной жизни. Однако этс должны быть такие данные, которые сами по себе н< могут заменить метод, иначе было бы бессмысленно создание методики. Достаточно тогда было бы исполь­зовать в качестве метода сам критерий. В патопсихоло­гии критерием является диагноз врача. В промышлен­ности — количество аварий, количество поощрений илк изобретений и др. В школе критерием может быть оцен­ка успеваемости и поведения.

Критерий — это очевидный показатель тех харак­теристик личности, именно показатель, определяемый независимо от предъявления теста. Было бы ненауч­ным, если бы критерий исследовался и выражался — сознательно или неосознанно — в зависимости от зна­ния тестовых результатов отдельных испытуемых.

Критерием может служить и ранее проверенный практический тест или общепринятая хорошая теория.

Критерием может быть и возраст, при. условии, что с возрастом регулярно повышаются или снижаются показатели изучаемого явления.

В группу деятельностных критериев относят, на­пример, производительность труда, качество результа­тов труда, заработок и др. К постоянным и объективно данным критериям относят возраст, пол, количество пропусков на работе, текучесть кадров и т. п.

Результаты критерия редко бывают представлены в шкальных единицах (то есть интервалах или в рав­ных единицах измерения в системе измерения). Чаще всего в единицах квантила: это порядковые степени, порядковое место или только качественные (номиналь­ные) категории (типы). Тест имеет столько валиднос-тей, сколько имеется критериев. В традиционной тео­рии тестов одним из основных критериев качества теста является его надежность.

Надежность метода подразумевает, что результа­ты одних и тех же испытуемых не меняются даже при повторном обследовании после более длительного вре­мени.

Надежность проявляется в том, что в руках разных экспериментаторов выявляется одно и то же, резуль­таты также независимы и от социодемографических факторов.

Источники результатов исследования можно рас­сматривать на следующих уровнях:

• несовершенство психодиагностического метода, кото­рый порождает постоянные и случайные ошибки;

• ситуация обследования (влияет на результаты время дня, размещение испытуемых при групповом тестировании и т.п.);

• личность экспериментатора; роль, в которой он выступа­ет для обследуемых;

• психическое функциональное состояние обследуемых;

• способ оценивания результатов и их интерпретация.

Интерпретация результатов является объективной и однозначной только при условии, что она касается однозначного сравнения диагностической информации с эталоном или количественной нормой. Но когда пси­холог пытается объяснить, какой смысл имеет диагно­стическая информация, какое место она занимает в структуре деятельности субъекта, он попадает в область не науки, а искусства.

Таким образом, критерий эффективности практи­ческой работы психодиагноста определяется надежно- ,п- стью инструментов его работы и его профессиональ- 1ии


ной позиции, в которой большое место занимает реф­лексия на содержание обобщенной психологической теории и его личное отношение к своей профессии, позволяющее строить отношение с клиентом, заказчи­ком и пользователем при получении психологической информации.

Задания для самостоятельной работы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.