Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы воздействия членов группы





тип содержание воздействия использование психоло­гической информации
действие по образцу делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как я информация только о модальностях своего внутреннего мира
действие на равных условиях давайте делать вместе, т. е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я предполагается, что все модальности другого человека равны собствен­ным
рефлексивное действие давай подумаем вместе. как нам делать; ты делаешь иначе модальности внутреннего мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

 

Анализ психологом типов воздействия членов груп­пы позволяет отследить динамику возможностей каж­дого члена группы в использовании ими психологичес­кой информации друг о друге и о себе.

Таким образом, предмет взаимодействия группы — психологическая информация о ее членах — будет дополнена анализом возможностей использования каждым членом группы этой информации.

Наиболее ярко эта особенность групповых отноше­ний проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе. Остановим­ся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологически­ми свойствами.

Так, астеническая, гиперсензитивная личность в от­ношениях с другими людьми для воздействия исполь­зует информацию только в модальностях своего внут­реннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).

Для эксплозивной личности, которая характеризу­ется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу»), которая практически блокирует все другие модальности.

Резонер отличается воздействием на другого чело­века с помощью когнитивных характеристик внутрен­него мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориентируется только на модальности своего внутреннего мира.

Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут быть описаны, с этой точки зре­ния, преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности: педант — модальность действия («я могу»), шизоидная личность — модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздействии двух модальностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.



По нашему мнению, такой подход к описанию воз­действия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.

Группа в ситуации консультирования может выс­тупать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а осталь­ные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.

Обсуждение процесса воздействия членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологи­ческой информации, моментов ее стабильности и измен­чивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологичес­кое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов груп­пы, — действия прощения, наказания, поощрения, одоб­рения.

Содержание этих действий — психологическая ин­формация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.

Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальнос­ти, но и через отношение к ней открывает для проща­емого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержа­ние воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое Действие. Таким образом, действие прощения способ-


ствует появлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.

Действие наказания, с точки зрения использова­ния в нем психологической информации о человеке, создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в известном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодей­ствия между членами группы.

Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования в нем психологической информации, — это действие по репрезентации для участников взаи­модействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание — психологическая информация разной модальности.

Таким образом, исследуя содержание этих дей--ствий — прощения, наказания, поощрения — как воз­действия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.

Схему исследования группы в психологическом консультировании можно, по нашему мнению, пред­ставить следующим образом:

предмет взаимодействия психологическая группы информация

и ее модальности

устойчивые элементы типы взаимодействия в предмете взаимодействия

динамические элементы индивидуальное состоя-в предмете взаимодействия ние участников взаимо­действия

содержание воздействия мера воздействия участников группы друг на друга

выработка альтернатив задачи и резервы в действиях группы развития всех членов группы

Последовательность этапов работы психолога, из­ложенная в этой схеме, позволит принять обоснован­ное решение о содержании профессионального воздей­ствия на группу.

Таким содержанием может быть как информаци­онно-просветительская работа психолога, так и совме­стная работа с другими специалистами над проблема­ми данной группы'.

Проводя групповое консультирование, психолог особенно внимательно должен контролировать содер­жание своей позиции, чтобы не организовать коали­цию с одним членом группы против других. Такие тенденции особенно сильны в конфликтных группах.



Специфика консультирования каждой группы (се­мьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая за­дача.

Например, работа с семьей требует от психолога уточнения для членов группы содержания их соци­альных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительс­ких ролей — роли отца и роли матери — с точки зре­ния родителей и с точки зрения ребенка.

Представление психологом содержания социаль­ной роли каждому участнику группы — это момент осознания предмета взаимодействия с членами груп­пы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1

Проанализируйте, какие ошибки в интервью допускает психолог задавая следующие вопросы:

1. Как к вам относится ваш муж ?

2. Почему вы сейчас замолчали?

' См. подробнее в сб.: Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М., 1989.


ГМ1 VI

3. Вы не хотели бы сказать это своему мужу?

4. Почему вы все время критикуете своего сына?

5. Вы ничего хорошего не скажете о себе?

6. Может быть, вы лучше об этом подумаете?

7. Кто вам это сказал?

8. Я не давала вам повода так думать!

9. Не спешите, я не успеваю записывать! 10. Надеюсь, вы придете еще не раз ко мне.

Задание № 2

Определите, какой из вопросов психолога к высказыванию клиента задан с ориентацией на ключевое слово ?

Клиент: «Все, что вы мне говорите, я и сама знаю». Психолог (варианты реакций):

Человеку свойственно ошибаться, мы с вами еще не закон­чили разговор.

А вы не хотите, чтобы было так? О чем вам еще хотелось бы поговорить? Что именно вы знаете? Что вы хотите знать? А что вы знаете?

Расскажите мне об этом, я готова вас выслушать. А теперь давайте взглянем на ваши знания другими глазами. Давайте еще раз посмотрим, что я вам сказала. Чего бы вы сейчас желали больше всего? А вы могли бы об этом еще раз мне сами рассказать? Чего вы от меня ждете? Чего вы ждете от психолога? А что бы вы хотели услышать от психолога? А что вас сейчас беспокоит? А вы теперь попробуйте почувствовать это. А вы думаете, что я не знаю, что вы знаете? А как мы будем говорить о том, что вам неизвестно ? В чем вы тогда сомневаетесь?

Возможно, я не совсем понял ваш вопрос, переформули­руйте его.

Что вы имеете в виду?

Какие чувства вызывает у вас это знание? Тогда что вызывает затруднения? Клиент: «В его гороскопе написано, что он не может долго любить одного человека». Психолог (варианты реакций):

А почему он должен любить одного человека?

А ему плохо от этого?

А как вы думаете, это долго?

Как вы думаете, ваша любовь зависит от вас или от того,

кого вы любите?

Как вы думаете, любовь определяется субъектом или

объектом любви ?

Неужто он не может?

Глобы ему писали гороскоп?

И это действительно происходит с ним?

А он верит в гороскоп?

Что вы понимаете под словом «долго» ?

А вы что, не уверены в нем?

А вы сомневаетесь в его любви ?

Может ли он вообще любить?

В его гороскопе не может быть опечатки?

У вас есть любимый человек?

Вы любили?

А его могут любить?

Скажите, вы верите в гороскопы?

Вы хотите узнать о себе?

Что такое гороскоп? Он любит?

А разве это плохо ?

Что он собой представляет?

А что с ним случилось?

Задайте свой вопрос к высказыванию клиента. Помните, что ключевое слово в высказывании можно определить следу­ющим образом: оно не может быть заменено синонимом, ина­че смысл высказывания нарушается.

Задание № 3

Определите, к какому методу воздействия можно отнести следующие высказывания психолога во время интервью.

1. Вы думаете, что ваш сын не уважает вашего мнения?

2. В моей практике такие случаи были достаточно часто.

3. Я чувствую, что вы не хотите говорить об этом случае.

4. Вы очень точно передали свои переживания в этот мо­мент...

5. Если я правильно вас поняла, вас огорчает отсутствие внимания.

6. Если он будет постоянно звонить вам, вы будете думать как-то иначе...

7. Я не могу принять вашу точку зрения, но...

8. Моя жизнь приносила мне такие переживания...

9. Мне тоже бывает страшно, когда я думаю о похожем. 10. Вы смогли понять, что отношения с сыном определяютсяппгвысшим отношением к себе.Ч1ч


Задание № 4

Проанализируйте возможности применения следующи;

методик во время интервью'.

Методика (Дом,Дерево, Человек) проективная методи ка исследования личности. Предложена Дж. Бухом в 1948 г Тест предназначен для обследования как взрослых, так и де тей; возможно групповое обследование.

Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, чело века. Затем проводится детально разработанный опрос Объекты рисования, по мнению автора методики, стимулиру ют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты, а каждый рисунок — своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребно­стях, уровне психосексуального развития и т. д. С помощьк этого теста можно определить и уровень интеллектуальной развития человека.

Методика Жиля, тест-фильм — проективная методика ис следования личности, опубликована Р. Жилем в 1959 г. и пред назначена для обследования детей.

Стимульный материал состоит из 69 стандартных карти нок, на которых изображены дети и взрослые. Ребенку нужю выбрать себе место за столом среди других членов семьи.

Завершается обследование опросом, в процессе которой уточняются интересующие психолога данные. Систему лич ностных отношений можно рассмотреть по двум переменным:

• показатели конкретно-личностных отношений с членами семьи;

• показатели, характеризующие особенности самого ребен­ка: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению с другими людьми; стремле­ние к уединению; социальная адекватность поведения. Методика «завершение предложения», группа проектив­ных методик, которые исследуют личность. Предложения формируются таким образом, чтобы стимулировать обследу­емого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личнос­ти. Обработка полученных данных может быть как качествен­ной, так и количественной, принцип вербального завершения используется также в методиках типа завершения истории. Допускается групповое обследование.

Личностные олросники — направлены на измерение раз-

пцр ' Описание методик по кн.: Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Сло-LuD варь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

личных особенностей личности. Опросники могут быть разде­лены на:

опросники черт личности;

опросники типологические;

опросники мотивов;

опросники интересов;

опросники ценностей;

опросники установок.

Основные проблемы использования личностных опросни-ков связаны с возможностью фальсификации ответов, а так­же со снижением достоверности получаемых данных в силу влияния факторов, имеющих установочную природу, и разли­чий в понимании вопросов обследуемыми.

Психологические автобиографии получение сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути личности, отношении к пережитому и особенностях антиципации.

Словесный ассоциативный тест стимульный матери­ал состоит из списка слов, при прочтении которых обследуе­мому требуется как можно быстрее произнести первое при­шедшее на ум слово. Фиксируется время реакции и другие особенности поведения.

Интерпретация результатов определяется теоретическими взглядами исследователя.

Задание № 5

Как вы думаете, на каком этапе интервью целесообразно было бы использовать следующие цитаты из художественных произведений:

1. «И было мукою для них, что людям музыкой казалось»

(И.Анненский)

2. « За жирными коровами следуют тощие, за тощими — отсутствие мяса» (Г. Гейш)

3. «Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на правую руку надела Перчатку с левой руки»

(А. Ахматова!

4. «Есть в близости людей заветная черта, ее не перейти влюбленности и страсти» (А. Ахматова)


Г1111)|

5 «Нежным дается грусть»

(С. Есенин)

Задание № 6

Выразите свое отношение к персонажам, изображенным на рисунках (1—25). Проинтерпретируйте отношения, которые по вашему мнению, существуют у каждого персонажа рисунка с самим собой и другими людьми. Докажите свою точку зрения объективными, на ваш взгляд, параметрами отношений:

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.