Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусская школа « учения книжного»




Долгий и нелегкий путь обращения князя Владимира в Крестителя Руси начинается с его выбора веры, описанного в Повести Временных лет – первой русской летописи. Летописец приписывает Владимиру постановку задачи вселенской сложности, от решения которой зависела не только собственная судьба князя, но и вся дальнейшая история его рода, народа, страны, государства.

У каждого проповедника, пытавшегося выступать в учительской роли, явственно выражено стремление склонить властителя земли русской к выбору своей веры. Однако не всем удается стать учителями восточных славян. Предложения послов мусульман, иноземцев из Рима и хазарских иудеев князь Владимир решительно отверг. Отметим, что князь произвел исторический выбор веры, лишь, когда фактически оказался участником своеобразного «педагогического процесса»: греческий православный философ фактически стал его первым учителем, а он – послушным учеником. Византийский проповедник весьма искусно преподал Владимиру главный урок – основное содержание Священной истории: от сотворения мира до Пришествия Христа. Владимир отпустил грека с дарами. Не получивший европейского образования князь Владимир с успехом провел долгий богословский диспут, который свидетельствовал и о его большой мудрости, и о солидных полемических способностях. Явно «помогая» князю, автор летописи приписал ему нужные аргументы, задавая от его имени весьма разумные вопросы проповедникам, заставляя легковесных иноверцев мгновенно пасовать в споре.

Князь вместе с духовенством совершили решительныйакт принятия Христовой веры в 988 году. Владимир произнес перед киевлянами свою знаменитую патерналистскую фразу, отражающую учительскую позицию государя по отношению к своим подданным, что сродни педагогическому стремлению научить несведущих детей: «Если не придет, кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом». Не желая вступить в конфликт с могущественным правителем, жители посчитали безопасным выполнить решение властителя.

Крещение Руси явилось не только религиозным, но и социокультурным актом чрезвычайной важности, коренным образом, изменившим всю дальнейшую судьбу русского народа. Принятие христианства – главный фактор тысячелетней эволюции отечественного образования, ибо привело к кардинальной переоценке ценностей. Первоначально Русь использовала византийскую формулу – «государь заботится о телах, Церковь – о душах», как требование симфонии, т.е. взаимодействия церковного и светского начал. Эта идеология легла в основу всей дальнейшей эволюции русской аксиологии, направленной на соподчинение интересов личности, государства и церкви в служении высшим ценностям.

Однако в течение долгих веков старые верования сохранялись в народе, язычество и православие переплелось, и возник феномен «двоеверия» – наряду с христианским просвещением сохранялась традиция язычества.

Христианское просвещение постепенно привносило на Русь новые социокультурные отношения. Св. страстотерпцы князья Борис и Глеб не обнажили меча против врагов и погибли в период жестокой схватки за власть после смерти князя Владимира. Идеологема непротивления злу силой станет важнейшим этическим императивом древнерусской святости, которому на протяжении тысячи лет будут обучать в школах, и на примере которого духовенство будет воспитывать подрастающие поколения. В основе жизнечувствия Руси лежала идея общей земли и общая православная вера. Позднее раздираемая княжескими усобицами и терзаемая набегами кочевников, раздробленная на уделы и не способная объединиться даже для отпора внешнему врагу Русь продолжала считать себя общей русской землей, ибо этому учили с детских лет и князей и дружинников и посадских людей.

Приехавшие на Русь священники вместе с князем Владимиром проповедовали христианскую веру среди населения. По данным «Хроники» епископа Титмара уже в 1018 году в Киеве насчитывалось более 400 церквей. Вместе с Христианским вероучением появились новые законы, суды, училища. Церковь принесла на Русь и начала византийской культуры, науки и просвещения. При церквях и монастырях появились первые училища, впоследствии именуемые по-гречески «школами».

Летопись рассказывает о начале обучения грамоте на Руси: отдавая своих детей в учение мастерам грамоты, матери плакали по ним, «как по мертвецам». Среди них еще сильны были языческие верования, рождавшие ненависть к иноземному учению, с которым следовало познакомиться их сыновьям. Матери горевали о потере сыновей, ведь их дети навсегда уходили в обители, то есть должны были «погибнуть для мирской жизни», принять постриг, обрести иное имя и стать монахами. Высокое таинство образования веками предполагало удаление от житейской суеты, мирских соблазнов и монашеское послушание, становясь ученым, юноша уже более не возвращался в мир.

Покупая много греческих книг, князь Ярослав собрал солидную библиотеку в соборе св. Софии в Киеве. Просвещенный властитель приказывал перевести рукописные книги с греческого на славянский. Ярослав активно содействовал распространению на Руси просвещения и подготовке русских священнослужителей. По свидетельству поздних летописей Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам» (1028 г.). Эта просветительская традиция не прерывалась и в удельный период.

«Вельми силен был, но войны ненавидел, разве принужден был» – так летописец характеризует другого князя – Романа Ростиславовича (XII в.), организовавшего ряд школ в период 15-летнего управления Смоленском. Он был «весьма учен во всяких науках и к учению многих людей понуждал, устрояя на то училища, и учителей греческих и латинских содержал своей казною...». Истратив все свои средства на просвещение народа, Роман умер в бедности, так что смоляне похоронили его за общественный счет. Князь Ярослав Галицкий (XII век) заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях. За свою рачительность он получил прозвание Осмомысл (т. е. думающий за восьмерых).

В середине XI в. в Киеве возник Печерский монастырь (позднее Лавра), с которым связаны имена великих подвижников – прославленных духовных учителей, просветителей Русской земли. Игумен св. Феодосий Печерский прославился как автор поучений и посланий. С 7-ми летнего возраста, этот будущий подвижник обучался в училище в Курске. Познакомившись в книгах с духовными подвигами монахов, юноша стремился к аскезе. Противодействуя суровой матери, он терпел от нее побои, был ею закован, но все-таки тайно бежал в Киев, где принял постриг под именем Феодосий (1056­-57 гг.). В 26 лет он стал игуменом Печерского монастыря. Св. Феодосий преподносил урок христианского смирения по отношению к иностранцам и иноверцам. Здесь вел подвижническую жизнь знаменитый врачеватель св. Агапит Печерский и многие другие монахи. В XI и XII вв. монастырь превратился в центр веры, науки и культуры: здесь монахи составляли летописи, здесь написан сборник житий «Киево-Печерский Патерик». Долгие годы в обители действовала школа, известная своими славными учителями и достойными выпускниками по всей Руси.

Знатные женщины Руси владели грамотой наравне с мужчинами. Княжна Предслава Полоцкая (1101–1173) отличалась образованностью и знанием нескольких языков. В молодости, приняв постриг в монашество под именем Евфросиния, она основала женский и мужской Спасский монастыри в Полоцке, занималась перепиской богослужебных книг, а полученные за работу деньги раздавала как милостыню. Евфросиния отправилась в паломничество в Святую землю, она скончалась в Иерусалиме, но погребена в Киевских пещерах. Спустя столетие ее тезка преп. Евфросиния Суздальская, написала повесть о трагической гибели в 1246 г. своего отца св. князя Михаила Черниговского: твердый в вере христианин не пожелал поклониться идолу Чингисхана в Орде, за что был зверски замучен врагами.

Созданные в монастырях, древнерусские летописи оказали несомненное воспитывающее воздействие на взгляды правителей, а также всех читателей. Летописи содержали главное знание, которому обучали всех жителей русской земли, знание о том, как жили и думали в старину и как поступали отцы и деды. Обладавшие здоровым консерватизмом люди вовсе не были убеждены, будто «новое лучше старого», наоборот сын стремился во всем подражать отцу и продолжать начинания предков. Монахи старались обучить своих учеников жить «по старине», которую понимали как «правду», – твердое основание права, закона, обычая, традиции. В тогдашней традиции чувство исторической реальности острее воспринималось, отчего связь поколений становилась более прочной и нерушимой. Летописание обеспечивало эту связь, многие спорные проблемы решались «по старине», по прецедентам, записанным в летописи. Русская земля представляется как возлюбленная Богом христианская страна, а любовь к ней – единственным главным долгом всего народа. В связи с колоссальными испытаниями, которые выпали на долю Руси, веками находившейся в постоянной борьбе с кочевниками на Востоке и с экспансией Запада, намечается идея страждущей Святой Руси.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.