Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Просветительские реформы первой четверти XVIII в




Многовековое противоборство азиатского начала и стремления к европейскому просвещению породило драматизм истории отечественной школы. Выключенная на несколько веков из контекста европейской истории, преодолевавшая традиции ордынского владычества Россия в XVIII в. была вынуждена создавать заново всю систему образования: не только академии и университеты, но и школы, училища и гимназии. Примечательно, что сам процесс создания первоначально мог проходить лишь в виде кардинальной модернизации.

Петр I (1672 -1725) произвел полномасштабную трансформацию практически всех сторон жизни страны: экономики, политики, социальной, культурной и, конечно же, образовательной сферы. Беспрецедентная в истории человечества кардинальная перемена в жизни страны отразилась на всем ходе дальнейшего развития России. Петр создавал новые имперские формы российской государственности, устремленной уже не на Восток, а на Запад. Эволюция образования в империи отличалась свойством «государесообразности», ибо уровень образования властителя прямо или опосредованно влияет на характер развития школ и университетов. Вестернизация продиктовала необходимость появления европейски образованных выпускников – «мейстеров», от них потребовалась способность выступить в качестве умелых проводников петровских реформ в стране, неготовой к переменам. Первоначально надеялись на успешный ввоз зарубежных ученых, а также подготовку русской молодежи в Европе. Однако вскоре выяснилось, что неэффективно отправлять за границу юношей, не только не знавших иностранных языков, но и в целом неподготовленных к получению высшего образования.

В связи с этим следовало создать отечественную школу, чтобы самим, по собственным образцам готовить специалистов. В период беспрестанных войн армия и флот нуждались в вышколенных офицерах, а бюрократический аппарат – в профессиональных чиновниках. Вместо наследственной аристократической иерархии «породы» и «отечества» царь решительно вводил военно-бюрократический принцип: «не по званию, а по знанию». Петр изменял саму логику прохождения службы: наиболее активным лицам из непривилегированных сословий был открыт доступ к государственным должностям через гражданскую и военную службу. Для простолюдинов открылась возможность сделать карьеру и дослужиться до дворянства. Чин давал право занимать ту или иную государственную должность, а также возможность, по достижении определенного ранга, получения дворянства, личного или потомственного. Табель о рангах, введенная Петром I в 1722 г. с целью замены местничества принципом выслуги лет, систематизировала иерархию бюрократии в государственном аппарате, в армии, на флоте и при дворе. Подразделявшая государственных, военных и гражданских служащих, на 14 «рангов» или классов табель о рангах с некоторыми изменениями действовала на всей территории Российской империи до декабря 1917 г. Каждый офицери гражданский чиновник восходилпоступеням этойиерархической « лестницы ».

Бурно формировавшаяся в первой четверти XVIII в. российская государственность испытывала острую потребность в светской школе, однако общество не чувствовало особой нужды в образовании. Государь не слишком надеялся на добровольный характер подготовки и инициативу общества в деле обучения государственных служащих. Чтобы дворянство исправно служило государству, Петр фактически возложил на это сословие учебную повинность. Сотни молодых дворян были посланы учиться военному и морскому делу за границу. Поскольку отсутствовала выраженная общественная потребность в обучении в 1714 г. царь отдал приказание «учить грамоте, цифири (арифметике) и геометрии всех дворянских детей мужского пола», «и положить штраф такой, что невольно будет жениться, пока сему не выучится».

Своим указом ввести обязательное обучение для сыновей дворян и приказных людей, Петр утвердил принципы принудительного светского просвещения для тех, кто не сумел еще сформировать потребности в обучении. Монарх полагал, что обучение должно стать для подростков школьной повинностью, так, чтобы приучить их к казарменному строю жизни «регулярного государства». Учеников стали набирать принудительно как рекрутов, однако, подневольные не испытывали особого счастья от обретения знаний, учиться не хотели, более того – стремились бежать от такого обучения. В.О. Ключевский приводит выдержки из инструкции Морской академии (1715 г): «Рано утром учащиеся собираются в зале на молитву, «прося Господа Бога о потребной милости и о здравии его царского величества и о благополучии его оружия, под наказанием». Затем каждый должен сесть на свое место «без всякой конфузии, не досадя друг другу, под наказанием». Ученики должны слушать, чему их будут учить профессора, и к оным надлежащее почтение иметь, под наказанием. Профессора должны обучать морскую гвардию со всяким прилежанием и лучшим вразумительным образом, под наказанием. И еще важное – профессора не должны ничего брать со своих учеников «прямым ниже посторонним образом», под опасением возврата взятого вчетверо, в случае повторения «оного прегрешения – под телесным наказанием».

Жестокость палочной педагогики вызывала протесты учеников. Муштровка в школе вызывала у них ярко выраженное стремление к побегу. Отметим, что в 1722 г. Сенат издал высочайший указ о том, чтобы 127 беглецов из Морской Академии были насильственно возвращены к учебе.

Петровские реформы осуществлялись с помощью принципиально новой системы светской школы, готовившей необходимый кадровый состав офицерства, инженеров и др. В начале XVIII в. положено только начало системе государственных школ: учреждено около полусотни начальных «цыфирных» школ, несколько «математических школ». Известный историк русской культуры П.Н. Милюков отмечал, что из 42-х цифирных провинциальных школ, открытых в 1716-22 гг., только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большею частью силой, учеников, действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию.

Светское обучение было ориентировано исключительно на нужды Северной войны. Именно в период длительной борьбы со Швецией открыты специальные училища: в Москве навигацкое и инженерное, хирургическая школа, в Петербурге морская академия и артиллерийское училище. Первой по указу Петра I в Москве открылась школа «Математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учения» (1701 г.) для подготовки навигаторов, судостроителей, геодезистов и др. Эта школа - первое в России профессиональное учебное заведение - размешалось в Сухаревой башне. Большинство учеников составляли простолюдины, обучавшихся за «казенный кошт». В начальном классе обучали чтению, письму и счету, в арифметическом - арифметике, геометрии, тригонометрии. В навигаторском классе изучали высшую математику, астрономию, черчение, геодезию и навигацию. Выпускники служили на флоте и строителями. По указу (1714) окончившие Навигацкую школу работали учителями в адмиралтейских, артиллерийских, инженерных и цифирных школах. После создания в Петербурге Морской академии (1715) Навигацкая школа оставалась в Москве до 1752, когда открыли Морской шляхетный кадетский корпус. Прославленные выпускники школы математических и навигацких наук: адмиралы Н.Ф. Головин и В.Я. Чичагов, путешественники и геодезисты М.С. Гвоздев, составившие карту Камчатки И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин.

Задуманная Петром I попытка учредить в Петербурге при Академии наук университет и гимназию в реальном ее воплощении встретилась с рядом значительных трудностей. После смерти Петра в них началось обучение (1726). Получив контракт на пять лет, в Петербург, чтобы преподавать приехали знаменитые немецкие профессора, однако, в университете не было студентов. Пришлось выписать 8 студентов из Германии. В связи с тем, что в данном учебном заведении сложилось критическое соотношение числа профессоров к студентам: 17 к 8, чтобы соблюдать устав, профессора стали посещать лекции друг друга. Так с первых дней существования высшего учебного заведения, оказалась очевидной его несвоевременность. Потребности в высшем образовании в обществе еще не возникло.

Педагогическая мысль.Эрнст Глюк (ум.1705) - ученый, просветитель и лютеранский проповедник из Саксонии, проживая в Лифляндии овладел русским языком, общаясь со староверами. В его семье жила служанкой Марта Скавронская, ставшая впоследствии императрицей Екатериной I. В 1703 г. Петр назначил его возглавить московскую школу на Покровке. В гимназии Глюка преподавали: латинский, греческий, еврейский, сирийский, ассирийский, немецкий и французский языки. Здесь изучали: «философию деятельную» и «философию картезианскую», политику, латинскую риторику, арифметику, географию. Обучали танцам и верховой езде. Глюк составил славяно-латино-греческий словарь, учебники по географии и русской грамматике, перевел лютеранский катехизис. Попытка создать фундамент для развития общего образования окончилась неудачей: основанная им гимназия, вскоре после смерти ее руководителя прекратила существование. Отсутствие общественной потребности в гимназическом обучении привело к фиаско столь нужное просветительское начинание.

Самым просвещенным из сподвижников Петра Великого современники по праву считали Якова Вилимовича Брюса (1670 - 1735) – астронома, математика, географа, военного инженера, ботаника и минералога. Брюс родился в России и, получив отменное домашнее образование, был записан в царский потешный полк. Затем Петр направил его на год в Лондон для занятий естественными науками.

В России этот ученый, работал над переводами и руководил всем издательским делом страны. В его непосредственном ведении в гражданской типографии изданы: книга Математика Навигаторской школы, Описание Иерусалима и Описание Афонской горы, изображение Глобуса земного и небесного и еще много книг. Большую известность приобрел Брюс, как составитель календаря, впервые изданного в 1709 г

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) во время обучения в Московской Славяно-греко-латинской академии освоил латинский и греческий, а затем немецкий, голландский и итальянский языки. Самостоятельно изучая не преподававшиеся в академии предметы математического цикла, Магницкий достиг высокого уровня в арифметике, геометрии и астрономии.

Должность преподавателя арифметики, геометрии и тригонометрии в Навигацкой школе Л.Ф. Магницкий занимал всю жизнь, получая весьма скромный оклад жалования. Ему принадлежит прославленная в XVIII столетии учебная энциклопедия «Арифметика, сиречь наука числительная» (1703), излагающая арифметику, элементарную алгебру, геометрию, практическую геометрию, тригонометрию, а также сведения из астрономии, геодезии и навигации. При составлении своего труда наряду с иностранными книгами Магницкий использовал «старопреводные славенския книги», древнерусские арифметические рукописи XVII в. Эта энциклопедия связывает отечественную математическую науку допетровской эпохи с новой западной. На протяжении более полувека, до середины XVIII в., наряду с иностранными пособиями во всех учебных заведениях Российской империи преподавание велось по учебнику Л. Магницкого. Позднее выпускник Навигацкой школы просветитель Н.Г. Курганов создал «Универсальную арифметику» (1757), которая заменила арифметику Магницкого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.