Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение дефектологии как отрасли педагогического знания




Классики педагогики XIX столетия.

Эпоха Нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в плеяду классиков науки о воспитании и образовании. Это И.Г.Песталоцци (Швейцария), И.Ф. Гербарта, Ф.В.А.Фрёбель и Ф.А.В.Дистервег (Германия).

Педагогическая система И.Г. Песталоцци. В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827) известен как один из благородных подвижников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава “ народного проповедника”, “отца сирот”, создателя подлинно народной школы.

И. Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, не пасовавший перед преследовавшими его неудачами. Будучи пропагандистом народного образования, он поднял голос против школьной рутины, сформулировал по - новому идеи домашнего обучения и семейного воспитания.

Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как генераторы научных педагогических идей. В 1774 г. Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспитательной деятельностью он занялся под сильным влиянием идей Руссо, после прочтения “Эмиля”. В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Педагог надеялся посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. Он исходил из того, что “разумная школа” должна обучать “ порядку, который необходим для собственного благосостояния и благосостояния близких”. “ Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе”,- писал Песталоцци о своих наблюдениях в Нейгофе.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение). В сущности, это была попытка соединения обучения с производственной деятельностью. В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман “Лингард и Гертруда”, который принес ему некоторые средства и громкую славу. Так, Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции.

В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он создает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного воспитания. Приют просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци.

Он вновь и вновь возобновлял педагогическую работу - поначалу в Бургдорфе (1800-1804), затем в приюте для бедных в Ивердоне (1805 - 1826). На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщал свой опыт. Среди наиболее знаменитых - “Лебединая песня”.

Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к “ высокой и простой сообразности с природой”. Однако в своем тезисе “жизнь формирует” он расставил иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания. Воспитание рассматривалось как богатый общественный процесс и утверждалось, что “обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него”.

Для реализации своей концепции Песталоцци разработал метод элементного воспитания. Он предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения пришел к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Число, форма, язык определялись первичными элементами умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты - элементами нравственного воспитания; череда взаимосвязанных простых телодвижений, умения ударить, кинуть и пр. - элементами физического и трудового воспитания и т.д. Указанные элементы предлагалось сделать первоосновой разностороннего развития личности.

Элементы - своеобразные “кирпичики”, из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число “кирпичиков” постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании происходит расширение круга детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т.д. Трактуя таким образом нравственное воспитание, Песталоцци писал: “ Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и, наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится...” В качестве “ кирпичиков “ элементного физического и трудового воспитания предлагались гимнастические упражнения по развитию суставов, в ходе естественных движений (ходьба, бег, поднятие тяжестей и пр.)

Метод элементного воспитания - это определенная система развития способностей и упражнений. Предполагался взгляд на обыденное как нечто неизведанное и любопытное, т. е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Поощрялась самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои силы и способности.

Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци, прежде всего, в содержании элементных понятий. Так программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов: ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.

Фридрих Фрёбель (1782 - 1852) - яркая фигура движения педагогического романтизма, получившего развитие в Германии в первой половине ХIХ в. Ему была присуща вера в душевные силы ребенка и воспитание, которое должно оживлять связь личности с беспредельным бытием. Фрёбель - основоположник современных учений дошкольного воспитания в детских садах. Проблему создания детских садов Фрёбель поставил в тесную связь с необходимостью расширения не только верхних, но и нижних границ общего образования.

В педагогических воззрениях он исходил из всеобщности законов бытия: “ Во всем присутствует, действует и царит веченый закон... и во внешнем мире, в природе, и во внутренним мире, духе.” Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом “божественный порядок”, развивать “свою сущность” и “свое божественное начало”. Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фрёбеля “ Воспитание человека” (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути - творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал Фрёбель, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - “зеркало жизни” и “свободное проявление внутреннего мира”, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал - т.н. дары Фрёбеля.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841) - философ, психолог, математик - один из наиболее крупных педагогов XIX века, создатель научной педагогики. Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные педагогические сочинения Гербарта: “Очерк лекций по педагогике”(1835), капитальная “Общая педагогика, выведенная из целей воспитания” (1806).

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению “тезисов и основоположений” и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности эмпирической и философской педагогики, представители которых исходили из фактов, либо из отвлеченных суждений. Он настаивал на суверенности педагогической науки: “Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук”.

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т.н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления.

Гербарт – создатель оригинальной концепции развивающего обучения. Он видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что “предоставил ему практический опыт”. Овладение педагогикой как наукой и искусством принципиально необходимо, поскольку, как замечал Гербарт, наставник всегда,“ даже против своей воли... влияет в хорошую или дурную сторону”. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание. Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Им предложены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий. Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр.

Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: “Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование... без обучения есть цель, лишенная средств”. Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к возникновению у детей “собственных свободных душевных состояний”.

Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую “естестественную последовательность” учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения, две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением - соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега прежде всего в блестящей интерпретации и популяризации идей Руссо, Песталоцци, немецких Просвещения и классической философии.

Основной педагогический труд Дистервега - “Руководство к образованию немецких учителей”(1835). В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла “развивающее воспитательное и образовательное обучение”. В воспитании и обучении предлагалось следовать природе, персональным свойствам ребенка (“ Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения”). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, - это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура - духовная жизнь человека. Общественная культура - социальные отношения и национальная культура.

Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении отдавалось предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Им сформулированы целесообразные дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, наглядность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр. Дистервег рассматривал преподавателя как основную фигуру в воспитании: “Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании”.

 

В эпоху Нового времени на Западе произошли радикальные изменения в подходах к воспитанию и обучению людей с отклонениями в развитии. Эти подходы были продолжением полемики, шедшей в Европе, начиная с эпохи Средневековья. Католическая церковь и государство не считали людей с отклонениями в развитии полноценными гражданами. Известно множество фактов избавления от неполноценных детей в средневековой Европе. Особенно свирепствовала инквизиция, рассматривавшая душевнобольных, глухонемых и людей с выраженными интеллектуальными нарушениями как врагов веры, обреченных на преследование и уничтожение. Сходные идеи проповедовали и идеологи Реформации. Например, Лютер считал, что умственно отсталый ребенок – «плоть, лишенная души». Кальвин утверждал, что умственно отсталые люди одержимы дьяволом.

Но уже в Х11- Х111 вв. отношение к таким людям меняется. Пробиваются ростки традиции терпимого отношения к «инаковыглядящим» и «инакоговорящим». В эпоху Возрождения в пределах такой традиции пробивает дорогу новый, гуманистический взгляд на людей с психофизическими недостатками. Отвергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола). Как писал итальянский мыслитель Джордано Бруно, «нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства». О необходимости щадящего подхода и профилактики обострения состояния душевнобольных говорил испанский педагог Л. Вивес. На протяжении XVI - XVII вв. накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых. На практике была доказана возможность обучения детей с отклонениями в развитии. Педагогика пришла к выводу о необходимости заботы о воспитании и обучении слабоумных. Как писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике», «нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уже не могло бы помочь образование».

Оформление дефектологии как отрасли педагогической науки происходит, начиная со второй половины XVIII в. и на протяжении XIX столетия. Была осознана не только возможность, но и необходимость специального образования для анормальных детей. В дефектологии постепенно выделяются в самостоятельные науки сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика.

Заметную роль в этом процессе сыграл французский врач, психолог, один из основоположников олигофренопедагогики Эдуард Сеген (1812-1880). Предложенная им система воспитания и обучения умственно отсталых детей обоснована данными физиологии. Особое значение он придавал развитию чувств. В 1841 г. им была открыта первая публичная частная школа-интернат для умственно отсталых, где Сеген стремился осуществить свою идею «физиологического воспитания». Поставив вопрос о значении привычек для воспитания умственно отсталых детей, или, как он выражался, "идиотов", Сеген писал: "Привычка - вторая натура. И идиотия - почти во всех своих наиболее отталкивающих симптомах - является не созданием природы, а преимущественно результатом привычек. Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, все органы, и опять-таки больше всех головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются. Таким образом, привычка - все для идиота, все для его спасения или для его окончательной гибели".

В высказывании Сегена особый интерес представляют два суждения. Во-первых, о том, что облик идиота - не создание природы, а преимущественно результат привычек. Иными словами, многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не вследствие болезни. Она есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Следовательно, хорошие и дурные привычки возникают в результате определенного образа жизни больного ребенка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций. Во-вторых, Сеген по-своему развивает известную с античных времен мысль о роли привычек в становлении личности. По его мнению, привычка - все для умственно отсталого ребенка, его спасения или гибели. Ученый подчеркивает решающую роль привычек в судьбе умственно отсталого ребенка, считает, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные - погубить. В свете такой идеи понятен призыв педагога к воспитателям дефективных детей: «Все, чему только я учу, не будет иметь никакого значения и не приведет ни к каким результатам, если из всех моих предписаний воспитатель не сумеет создать в своем воспитаннике прочных привычек на продолжительное время».

Сеген писал о необходимости разработки методик нравственного воспитания слабоумных детей: "этой части воспитания, относящейся к привычкам, придают гораздо меньше значения, чем это следовало бы, даже занимаясь с детьми обыкновенными; но когда дело идет об идиотах, то каждый, кому приходилось заниматься с ними, знает, сколько старания, предусмотрительности, ловкости нужно в обращении с ними для того, чтобы внедрить в них самые простые привычки культурного человека".

Выдающуюся роль в основании теории и практики тифлопедагогики, обращенной к людям лишенным зрения, сыграли французские ученые и практики Валентин Гаюи (1745 - 1822) и Луи Брайль (1809-1852). Они несли слепым свет образования, старались раскрыть их таланты, научить, как тогда говорилось, «рукомеслу», помочь найти свое место в жизни.

Валентин Гаюи положил начало систематическому обучению и воспитанию слепых. В 1784 году в Париже он открыл школу для незрячих детей. Двумя годами позже на ее основе был создан Королевский институт слепых. С 1807 по 1817 гг. Гаюи руководил созданным им в Петербурге Институтом работающих слепых. Им разработана методика обучения слепых. Методика построена на понимании необходимости использовать полностью природные данные незрячих. По правилу, заведенному педагогом, исключены были телесные наказания воспитанников. Гаюи впервые подошел к слепым как к полноценным членам общества, стремился приобщить их к полезному труду. В.Гаюи разработал собственную систему обучения незрячих наукам и ремеслам. Программа обучения была рассчитана на восемь - десять лет, с учетом сложности осваиваемых ремесел.

Луи Брайль учился, а затем и преподавал в основанном Гаюи парижском Королевском институте слепых. Известен как изобретатель рельефно-точечного шрифта для слепых (1829). Эта система охватывала буквенные, математические и другие обозначения. Получила распространение сначала во Франции, а затем и в других странах, в том числе и России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.