КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социльно – педагогическое направление
Во второй половине XIX века происходил процесс становления и развития отечественной педагогической науки. Ее отличала центрация на важнейших проблемах воспитания и обучения, продуктивность предлагаемых решений, органичная связь с практикой. Педагогическая мысль объективно была нацелена на преодоление духовно-мировоззренческого кризиса возникшего после отмены крепостного права и связанного с утратой традиционных воспитательных ценностей. Развитие педагогического знания предполагало разработку философии образования, теорию обучения и воспитания, содержания образования дидактики и частных методик. Предстояло создать основы новой образовательной среды, организации учебно-воспитательного процесса и многое другое. Естественно, важнейшей проблемой являлась подготовка учительства. Становление теории обучения и воспитания происходило в атмосфере идейной борьбы, столкновения альтернативных и вариативных концепций, что придавало процессу развития научно-педагогического знания полемичный и дискуссионный характер. В центре поисков, по сути, находился один центральный вопрос – какими могут быть русское национальное образование и русская народная школа. 10.1.Педагогические взгляды и деятельность Н.И.Пирогова. Родоначальником развития общественно-педагогической мысли второй половине Х1Х века, по праву,- считается выдающийся врач, член – корреспондент Российской Академии наук, педагог-гуманист и общественный деятель Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Рано почувствовав в себе признание, он уже в 18 лет заканчивает медицинский факультет Московского университета. Затем продолжает получать образование в Дерптском университете и за границей, работает профессором Дерптского университета. В 1841 году Н.И.Пирогов переезжает в Петербург, где в Медико-хирургической академии получает должность профессора. Министерство народного просвещения, отдавая дань заслугам, избирает его членом медицинского комитета по реорганизации медицинского образования в университетах. Подвижническая деятельность Пирогова – хирурга в 1854-55 годах в Севастополе во время Крымской войны делает его имя известным всей передовой России. После окончания войны и возвращения в Петербург Н.И.Пирогов подает рапорт об уходе из Академии «по состоянию здоровья». Время увольнения (июль 1856) совпало с выходом в свет журнала «Морской сборник» со знаменитой статьей Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», где он остро поставил проблему соотношения воспитания и истинного смысла бытия человека. В этой своей центральной работе, которая была написана еще в 1850 году, он со всей остротой выдвинул задачу создания в России общедоступной общеобразовательной внесословной школы. Не менее актуально прозвучит и следующий тезис Н.И.Пирогова - об общечеловеческом характере воспитания. В нем нашел свое воплощение высокий гуманизм мыслителя. Вместе с тем в своей работе «Вопросы жизни» Н.И.Пирогов выдвинул и обосновал ещё ряд очень важных для того времени положений. Гуманист решительно выступил против ранней специализации школьников в учебной деятельности. Этому он противопоставил необходимость прохождения всеми ученикам единой, народной, общедоступной школы, построенной на принципах гуманизма, в которой и возникала возможность реализации принципиальных для мыслителя положений - воспитания «атлета жизненной борьбы», «истинного человека», который мог бы противостоять давлению окружающей жизни. Этот тезис органично совпадал с консервативными социальными взглядами мыслителя, убежденного, что «изменить направление общества есть дело Промысла и времени». Связь школы с жизнью – тоже центральная для Н.И.Пирогова идея - во многом состояла в том, чтобы в школе воспитать человека с глубокими и гуманными убеждениями, которые затем не смогли бы сломать никакие внешние обстоятельства, «приготовить воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив все способы и всю энергию выдерживать неравный бой». То есть Пирогов выдвинул и обосновал новый тогда тип личности: человека-нонконформиста. Вместе с тем воспитательная концепция Н.И.Пирогова была направлена на воспитание не просто «истинного человека», а, именно, «истинного христианина». Статья Пирогова вся насыщена обращением к Священному писанию, которое составляет мировоззренческую основу идей и взглядов мыслителя. Именно все эти сложные духовно- нравственные проблемы, тот вызов, который он бросил существующей системе воспитания, и привлекли столь пристальное внимание к статье Пирогова, которые современники сравнивали с «выстрелом в ночи». На волне общественного признания и в атмосфере грядущих перемен Министерство народного просвещения назначает Пирогова попечителем сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов с «условием утверждения намеченной им программы деятельности». Эта деятельность в 1856-1861 годах поставила Н.И.Пирогова в центр внимания педагогической общественности, он искренне и целенаправленно стремился модернизировать и гуманизировать образовательный процесс в учебных заведениях, создать соответствующую этому правовую базу, более того изменить окружающую жизнь посредством школы. Важнейшим средством достижения таких целей он считал усиление общественного воздействия на школьное дело. Большая роль придавалась педагогическим советам, приобщению учительства к научной работе в сфере образования, участию в организованных им педагогических съездах. Проблемы, поднятые в «Вопросах жизни» были в этот период развиты и во многом переосмыслены Н.И.Пироговым в таких работах, также вызвавших широкий общественный резонанс как «Быть и казаться», «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?», «Образование и воспитание», «Чего мы желаем?», «Школа и жизнь». Эти статьи были написаны уже несколько другим Пироговым. В них отразился его опыт практической деятельности попечителя учебных округов. Педагог- гуманист обращает особое внимание на пристальное внимание учителя к возрастным, психологическим и индивидуальным особенностям школьников, необходимости широкого использования наглядного обучения, применения способов активизации познавательной активности учащихся, стимулирования их самостоятельной учебной деятельности. Однако попытки Пирогова, «высокого идеалиста», по определению А.И.Герцена, проводить достаточно независимый курс по гуманизации школьной жизни в образовательных учреждениях этих округов, вызвали недовольство начальства и в марте 1861 года он был уволен с поста попечителя Киевского учебного округа. В 1862-1866 году Н. И. Пирогов был командирован за границу для руководства подготовкой молодых русских ученых к получению профессорского звания. В это время он активно и действенно участвует в обсуждении проектов реформы средней школы и университетов. Его предложения учитываются при подготовке устава гимназий и университетского устава. Однако, в апреле 1866 года в связи с переменой политического курса его отзывают в Россию и окончательно увольняют в отставку. Последующие 15 лет Н.И. Пирогов почти безвыездно живет в - своем имении в селе Вишня Подольской губернии (ныне Винницкая область), где занимается частной медицинской практикой. В целом же главная заслуга Н.И.Пирогова состоит в том, что он первым сделал решительный шаг к соединению педагогики с жизнью, привлек к обсуждению проблем обучения и воспитания широкий общественный интерес, по выражения К.Д.Ушинского, пробудил «спавшую педагогическую мысль», ввел вопросы образования в контекст грядущих социальных изменений как важнейшего фактора их продуктивности, обеспечения прогрессивного развития российской цивилизации.
В развитии общественно – педагогическом мысли второй половины Х1Х века видное место занимало то направление, которое традиционно маркировалось как «революционно-демократическое». Однако с современных подходов его можно определить более широко как социально-педагогическое. В 1860-е 70-е годы его представляли такие общественные деятели, публицисты, как Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, а также Н.В.Шелгунов и А.П. Щапов. Их отличала любовь к народу, вера в его светлое будущее. Общими для них являлись такие требования как: максимально широкое и динамичное просвещение народа, придание сфере образования роли фактора преобразующего российское государство и общество. Несомненен был их демократизм, который выражался в требовании снятия любых ограничений на пути к образованию, превращения школы в общедоступную. В сфере воспитания акцент делался на формирование критически настроенной личности, а в обучении важнейшее значение придавалось развитию познавательной активности молодежи, «живого мышления» которое затем станет фактором их самообразования. Центральное место в философии образования революционеров-демократов занимал идеал всесторонне развитой личности, который мог сформироваться только в обстановке органичной связи школы и жизни, обучения и воспитания. Большое значение для формирования педагогического сознания имел обоснованный выразителями этого направления образ-идеал народного учителя, несущего свет знаний в массы, пробуждающего в них творческий потенциал, создающего и преобразующего культурно-образовательную среду. Признаннымлидером радикального крыла общественно-педагогического движения являлся Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889). Выходец из семьи священника он после окончания Саратовской духовной семинарии завершил своё образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета. С 1850 по 1853 годы преподавал русский язык в Саратовской гимназии, где по его выражению делал «такие вещи, которые пахнут каторгой». Несколько десятков учеников Чернышевского впоследствии приняли активное участие в студенческом движении и были осуждены на различные сроки заключения. Затем он непродолжительное время работал во 2-ом Петербургском кадетском корпусе. С 1854 Чернышевский активно сотрудничает с журналом «Современник», где публикует цикл статей вызвавших большой общественный резонанс. В 1862 г. его арестовывают по политическому обвинению и заключают в Петропавловскую крепость, где он создает роман «Что делать?». В 1864 г. осужден и сослан в Сибирь. В 1883 г. переведен в Астрахань под надзор полиции. В романе «Что делать?» в образе Рахметова Н.Г.Чернышевский создал идеал «нового человека» - высоких гражданских идей, непреклонной воли, глубоких убеждений, ратовавшего за переустройство общества на справедливых началах. Им была предложена программа воспитания и самовоспитания для молодежи. В ее основе задача воспитания гармонично – духовно и физически – развитой социально активной личности. Важнейшими составляющими духовного развития мыслитель считал нравственное, умственное и эстетическое воспитание. Одним из основных нравственных качеств, Чернышевский считал гуманность, которую понимал как глубокую и искреннюю любовь к человеку. Он страстно и убежденно ратовал за равноправие женщин в общественной жизни, в том числе и в их праве на равное с мужчинами образование. Н.Г Чернышевский выступал против насилия над детской личностью в процессе воспитания («Об умственных и нравственных условиях общественного и личного прогресса»). Он подчеркивал, что «принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждая в нём досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные отношения с ними». Вместе с тем он негативно относился к теории свободного воспитания. В статье «Критический отзыв о журнале «Ясная Поляна», полемизируя с Л.Н.Толстым, утверждал, что педагог обязан иметь четкий социально направленный воспитательный идеал, который и должен донести до своих питомцев. Являясь убежденным сторонником всеобщего обучения, Н.Г.Чернышевский в познавательной деятельности особое внимание уделял самостоятельной учебной работе школьников, подчеркивал необходимость стимулирования у них потребности в самообразовании и самовоспитании. В содержании образования, выступая за необходимость серьёзного изучения в гимназии курса естествознания, приоритетное значение придавал комплексу наук о человеке. Особенно он выделял курсы истории и литературы. Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – выпускник Главного педагогического института в Петербурге, наряду с жесткой критикой современной ему дореформенной системы образования в своих статьях создал целостный образ «новой школы». Главной целью такой школы должна являться «подготовка граждан, сознательных и активных общественных деятелей, всесторонне развитых в физическом, умственном и нравственном отношении». «Новый человек» обладал непреклонной волей, упорством в достижении поставленной цели. Такой нонконформист был готов «горой постоять за правду-матку», когда этого требуют общие интересы, быть «прямым, неподкупным и всеми доступными средствами бороться с лестью, подхалимством и продажностью». По убеждению Н.А.Добролюбова молодое поколение необходимо воспитывать в духе действенного патриотизма, «в глубокой бескорыстной любви к Родине, непримиримой ненависти к ее внешним и внутренним врагам». Характерными чертами новой школы мыслитель считал «народный дух», ее доступность для всех детей, гуманные начала во взаимоотношениях учителей с учащимися и разумность в организации учебно-воспитательного процесса. В содержании образования Н.А.Добролюбовым акцент делался на знания о природе и обществе. Основными предметами в «новой школе» являлись русский язык, литература, история, новые иностранные языки, математика, география, естествознание и физика. Отстаивая видение новой школы, как абсолютно светской, свободной от религиозного влияния, Добролюбов категорически отвергал Закон Божий и Священную историю как учебные предметы. В преподавании акцент ставился на тонком знании педагогом детской природы, стимулировании самостоятельности учащихся, их познавательной активности, способности делать правильные нравственные выводы. Для Дмитрия Ивановича Писарева (1840-1868) был характерен остро обличительный взгляд на современную ему систему образования. Особенно резко он критиковал классическое образование за ее ярко выраженный антидемократизм. В противовес ему выдвигалось реальное образование, готовящее к жизни. По его убеждению, реалисты стремятся к пользе, отрицают деятельность, не дающую конкретных полезных результатов, и считают, что ценность образования должна проверяться здравым смыслом («Реалисты», «Школа и жизнь», «Педагогические софизмы», «Наши университеты»). В данной связи среди предметов для реального обучения он выделял физику, космографию и математику, которым отводил ведущую роль в формировании логических способностей. При таком подходе главными критериями образованности выступала степень овладения операциями мышления, выработка живой критической мысли, способности с наименьшими затратами сил, времени и с наибольшей пользой самостоятельно добывать необходимые знания на протяжении всей жизни. В конструктивном плане Д.И.Писарев, как и все представители социально-педагогического направления, обосновывал идеал воспитания «новых людей» - стремящихся к общественно полезному труду, «альтруистически настроенных, мыслящих работников, любящих свою работу и стремящихся преобразовать окружающий мир». Центральным средством достижения этого у мыслителя выступала неразрывная связь школы с жизнью, соединение умственного труда с физическим, направленным на народное благо. Именно в этом Писарев ключ к воспитанию подлинного патриотизма. Вместе с тем, в его концепции большое внимание уделялось полному общему образованию, являющимся «надежным средством воспитания действенного и мировоззрения», дающим «возможность человеку быть в жизни деятельной личностью». Поскольку большинство статей Д.И.Писарева – не являвшегося педагогом и никогда систематически педагогикой не занимавшегося, - на педагогические темы были написаны в дискуссионной, полемичной манере в основном в период, когда он находился в заключение в Петропавловской крепости, то им свойственен известный максимализм. Так, например, мыслитель выдвигал требования о том, чтобы ученики без помощи учителя, совершенно самостоятельно в результате исследовательского поиска добывали знания. Он полностью отрицал необходимость детской литературы, считая, что круг чтения ребенка не должен отличаться от чтения взрослого человека и создание особых детских книг только вредит развитию детей. В семейном воспитании Писарев отрицал воспитание детей лаской, считая, что это связано с «подавлением личности ребенка». Впрочем, резкими критическими суждениями и максимализмом Писарев вызывал особый интерес к своим блестящим статьям, особенно у учащейся молодежи, которым тоже в силу возраста было свойственно критическое отношение к действительности и юношеский максимализм. Все это и придавало особое «писаревское» обаяние его ярким талантливым и остроумным статьям, которые вызывали бурный отклик у педагогической общественности.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |