Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие общеобразовательной школы во второй половине 1940 – х -50 – е годы




Высшая школа.

В ведущих странах мира в последнюю четверть XX столетия произошло резкое расширение сети высшего образования. Этот процесс отразил возрастающую роль высшей школы в экономическом прогрессе, обогащение общественных представлений о жизненных стандартах. Заметно переменился социальный состав студенчества, он стал более демократическим. Резко возросли интернациональные связи систем высшего образования. Меняется содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования. Рост числа учебных заведений высшей школы сопровождается и негативными издержками, прежде всего, снижением качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля высшей школы.

В мировом высшем образовании просматриваются важные интернациональные тенденции. Основным регионом, где особенно заметно происходит интеграция высшего образования, является Западная Европа. Интернационализацию высшего образования питает расширение связей отдельных представителей и учреждений высшего образования с целью диалога и сотрудничества. На рубеже XX-XXI веков за пределами своих стран обучалось более 1 млн. студентов.

Интернационализация высшего образования - объективное следствие глобализации современного мира и одновременно крупный ресурс усилий по ускорению интеграции общественной и экономической жизни, устранению национальной обособленности систем высшего образования. Глобализация ставит перед университетами задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированных рынков труда и образования. Рыночно ориентированная высшая школа нуждается в изменениях учебных программ, сокращении объема универсального гуманитарного образования, усилении профессионального, специализированного обучения.

Национальные системы высшего образования заметно трансформируются. ИВО происходит с учетом специфики социального устройства, экономики, политики, педагогических традиций. Сохраняя особенности, системы высшего образования приобретают все больше сходства. В организации и содержании высшего образования возникают и развиваются компоненты наднационального универсального свойства. Реформы высшего образования в ведущих странах мира имеют общие черты, что не может не содействовать ускорению интернационализации. Показателями процесса оказались сходные изменения в структуре, содержании и методах высшего образования (открытое образование, дистантное обучение и пр.)

До середины прошлого века международная кооперация в сфере высшего образования базировалась почти исключительно на двусторонних соглашениях и индивидуальных контактах. Мобильность студентов ограничивалась потоками между Северной Америкой и Западной Европой, а также бывшим СССР и его союзниками. Затем усиливается поток студентов из бывших колоний в высшие учебные заведения ведущих стран. Растут обмены студентов США и Европы. Расширяются географические рамки рынков высшего образования. Разрабатываются и осуществляются все более разнообразные международные образовательные программы.

На исходе столетия определились главные тенденции развития мирового педагогического образования: ориентация на высшее образование как условие для приобретения профессии учителя; усложнение и усиление психолого-педагогической подготовки; разнообразие специализаций в программах обучения; совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров; одновременная подготовка в различных учебных заведениях.

Интернационализации высшего образования привела к важным изменениям. Увеличивается число участников, расширяются география и приоритеты, складывается многоуровневая система внедрения, разрабатывается нормативная база. Процесс оказался сложным и противоречивым. Отсутствует должный баланс между экономическими и культурно-образовательными целями ИВО. Есть потребность усилить интернациональную составляющую программ образования. Остро стоит проблема конвертируемости дипломов о высшем образовании. Лишь в начале пути создание общего мирового образовательного рынка. Открыты вопросы эффективной подготовки квалифицированных кадров для такого рынка. Приток в университеты ведущих государств студентов из стран третьего мира порождает проблему налаживания межкультурного диалога. Нарастает потребность внедрения новейших коммуникационных технологий, которые, в отличие от традиционных международных контактов, не имеют четко ограниченных пределов и резко расширяют возможности сотрудничества.

Перспективами ИВО являются координация усилий правительственных, негосударственных и международных организаций, расширение прямого участия учреждений высшего образования в мультинациональных программах, поощрение двусторонних и многосторонних проектов отдельных университетов.

Интернационализация позволяет предвидеть перспективу высшего образования.ИВО - важный знак грядущих общественных перемен, зримая черта усиления мировой взаимозависимости в сфере образования. Высшая школа является одним из главных инструментов развития подобной взаимозависимости.

Глава 19. Школа и педагогика в СССР и России во второй половине ХХ века

 

Годы Великой Отечественной войны и восстановление народного хозяйства не могли не оказать влияния на обновле­ние педагогической теории и практики. В первые послевоенные годы общеобразовательная школа работала по учебно­му плану, принятому в 1940/41 учебном году с некоторыми коррективами, продиктованными требованиями военного времени.

В связи с переходом школы к обучению детей с семилетнего возраста возникли трудности в усвоении учащимися III класса курсов истории, естествознания и географии, поэтому с 1945/46 учебного года эти пред­меты были сохранены как самостоятельные только в IV классе. С 1946 г. этой проблемой занимались преимуще­ственно институты АПН РСФСР. В Научно-исследовательском институте методов обучения была создана программная комиссия, в которую вошли научные сотрудники академии, учителя, директора школ. Комиссия занималась разработ­кой теоретических основ содержания образования, усовершенствованием учеб­ных планов и программ общеобразовательной школы.

В 1946/47 учебном году в связи с отменой военной подготовки учащихся V-VII классов и изменением характера допризывной подготовки юношей в VIII-X классах были внесены некоторые изменения в учебный план общеоб­разовательной школы всех регионов. В старших классах увеличивалось время на изучение родного языка и литературы, иностранного языка, физической культуры. При этом русский язык и литература как учебные предметы были переструктурированы и объединены.

Нашел отражение в учебном плане и кратковременный опыт преподавания некоторых предметов. Так, на основе постановления ЦК ВКП(б) 4 декабря 1946 г. «О преподавании логики и психологии в средней школе» в 1947—1951 гг. в старших классах средней школы (сначала в крупных городах, а затем повсеместно) преподавались логика (в IX классе — 2 ч в неделю) и психология (в X классе – 2 ч. в неделю). В 1955 г. было отменено преподавание курса логики, а в 1958 г. – психологии.

Улучшению учебно-воспитательного процесса в школах в значительной степени содействовала активно проводившаяся в послевоенные годы работа по совершен­ствованию действующих и созданию новых учебников. Начали практиковаться в эти годы открытые и закрытые конкурсы на составле­ние школьных учебников, стали создаваться пробные учебники.

Вопрос о трудовом воспитании, политехническом обучении и о подготовке учащейся молоде­жи к практической деятельности рассматривался на сессии АПН РСФСР в июне 1949 г. Вни­мание участников сессии было сосредоточено на определении путей реализации политехнического принципа в учебной работе, в процессе изучения основ наук. Рассматривались вопросы отбора комплекса практических работ в учебных ка­бинетах и на пришкольных учебно-опытных участках, включения учащихся средних и старших классов в общественно полезный труд. В этом направлении развернулась исследовательская работа в институтах АПН РСФСР, институтах педагогики (школ) союзных республик, в педагогических институтах.

XIX съезд ВКП (б) (1952) поставил задачу приступить к осуществлению поли­технического обучения в средней общеобразовательной школеи провести мероприятия, необходимые для перехода ко всеобщему политехническому обуче­нию. В этом документе подчеркивалась необходимость подготовки молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, к практической деятельности, к труду в сфере материального производства Решение этой задачи потребовало даль­нейшего усовершенствования учебных планов и программ, однако реализация этой меры происходила уже в условиях меняющегося политического курса. В новых условиях учебные планы и программы, в первую очередь, должны были обеспечить политехническую направленность содержания школьного образования, определить в нем место трудового обучения и воспитания. Научно-исследова­тельские учреждения, опираясь на опыт передовых школ и учителей, призваны были работать над повышением научно-теоретического уровня программ и пересмотром учеб­ной нагрузки учащихся.

На основе изучения опыта и научных исследований (включая эксперимен­тальную проверку различных вариантов подготовки учащихся к практической деятельности), Академия педагогических наук РСФСР сформулировала два основ­ных положения, на которых должна была строиться система политехнической подготовки учащихся общеобразовательных школ:

· политехническое обучение необходимо в целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы. Школа должна закладывать фундамент общей, трудовой и техничес­кой культуры работника производства;

· политехническое обучение не заменяет профессионального, но облегчает овладение профессиональными знаниями и навыками, создает условия для свобод­ного выбора профессии.

Исходя из этих общих положений, ученые-педагоги начали разработку учебных планов и программ. В них предусматри­вались уроки ручного труда в начальных классах, практические занятия в школьных мастерских и на пришкольных учебно-опытных участках, практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, механической и химической технологии, агрономии, которые должны были войти в содержание политехнического обучения в общеобразо­вательной школе.

Результатом этой деятельности стал новый учебный план, введенный в 1955/56 учебном году в массовой школе. Политехническое образование и трудовое обучение должны были осуществляться как в процессе изучения основ наук (физики, математики, химии, биологии и др.), так и путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда в I—IV классах; практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских в V—VII классах; практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в VIII—X классах. Это обусловило изменения в составе предметов в учебном плане и в количестве часов на их изучение.

После XX съезда КПСС была организована проверка эффективности новых (экспери­ментальных) учебных планов общеобразовательной школы (под руководством С. Г. Шаповаленко, М. Н. Скаткина, Э. И. Моносзона). Проект учебного плана предусматривал увеличение времени на труд в I — VII классах, введение нового предмета — основы производства — в VIII — X классах (элементы машиноведения, электротехники и промышленного производства в городской школе, основы расте­ниеводства, животноводства, механизации и электрификации сельского хозяйст­ва — в сельской). Специальное время отводилось на учебно-производственную практику в V— IX классах. Несколько сокращалось, соответственно, количество часов на изучение общеобразовательных дисциплин. Разработаны были новые программы по труду, основам производства и производственной практике. Пре­дусматривалось время на факультативные практические курсы по выбору.

Министерство просвещения РСФСР разработало документацию о содержа­нии и организации опытной работы, о методах производственного обучения, об особенностях учебной работы в опытных классах, об учебных планах и программах для этих классов.

Решение задач политехнического образования и трудовой подготовки учащихся было связано с серьезными трудностями. Выделение значительного количества учебных часов на трудовую подготовку без коренного пересмотра программ по общеобразовательным дисциплинам приводило к учебной перегрузке школьников. Продолжительность учебного года увеличилась с 32 до 34 недель. В каждом классе предусматривались обязательные экскурсии на природу, а в старших классах – на промышленные предприятия, в колхозы и совхозы. Школьники включались в посильный обществен­но полезный труд. Все эти меры повлекли за собой сокращение времени на изучение основ наук, особенно гуманитарных.

В 1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народно­го образования в СССР». В соответствии с этим Законом вво­дилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование, а срок обучения в полной средней школе увеличивался до 11 лет. Кроме того, в школе было восстановлено совместное обуче­ние мальчиков и девочек, введена обязательная производствен­ная подготовка. В большинстве школ обучение в XI классе было посвящено профессиональной подготовке по одной из рабочих специальностей. Усилилась профориентационная работа школ ы, сводившаяся фактически к агитации выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из де­фицитных рабочих специальностей.

Восьмилетняя школа, согласно постановлению, должна была обеспечить более осно­вательную, чем семилетняя, подготовку своих выпускников, дать им соответствующие общеобразовательные и политехнические зна­ния и воспитать психологическую готовность к труду. Средняя общеоб­разовательная школа призвана была дать молодежи общее политехническое образование и обеспечить профессиональную подготовку, дающие возможность как для поступ­ления в высшие учебные заведения, так и для работы в той или иной отрасли народного хозяйства и культуры. С этой целью в учебных планах IX—XI классов одна треть времени отводилась на профессиональную подготовку и производительный труд. Профессиональная подготовка старшеклассников должна была проводиться в учебных мастерских и в производственных цехах предприятий, на стройках, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах и др. На промышленных предприятиях создавались учебные цехи, участки, пролеты для производственного обучения учащихся старших классов. Колхозы и совхозы выделяли в учебных целях сельскохозяйственные машины и комплекты машин, обслуживающих ученические производственные бри­гады.

Во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о применении достижений науки в производстве. Возникло даже особое название этого периода — «эпоха НТР» (научно-технической революции). Школь­ников стали знакомить с основами ядерной физики и атом­ной энергетики, химическими технологиями, существенно расширился круг математических знаний и т.д.

Увеличение количества часов в восьмилетней школе стало возможным в связи с продлением срока обучения на один год. Кроме того, для успешной реализации учебного плана продолжи­тельность учебного года была увеличена с 32 до 38 недель (включая 2 недели на общественно-производственную практику) в V—VII классах, до 39 недель в средней школе. Изменение сроков обучения в школе потребовало и очередного изменения в учебных планах и в программах по ряду предметов. Работа по совершенствованию этих документов активно велась в последующие годы.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 2 июня 1959 г. «О расширении самообслуживания в общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, суворовских училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях» учащиеся обязаны были дежурить в школе, сами убирать классы, выращивать деревья, цветы, работать в уголках живой природы, следить за чистотой и благоустройством школьного двора и спортивных площадок, ремонтировать и изготовлять учебно-наглядные пособия.

Был учрежден новый тип учебных заведений — профессионально-технические училища (ПТУ). В них были преобразованы школы фабрично-заводского обучения и ремес­ленные училища. Главным отличием ПТУ стало то, что парал­лельно с профессиональным обучением здесь давалась и обще­образовательная подготовка, сходная по содержанию со школь­ной, но значительно ниже по уровню. В отличие от школ, в ПТУ могли поступать и взрослые, не достигшие 30 лет. Это дало воз­можность получить среднее образование многим людям, чье дет­ство прошло в военные и послевоенные годы.

Следует отметить, что изменения, внесенные в структуру учебных планов и программ средней школы на основе Закона о школе 1958 г., были не достаточно обоснованы. Так, жесткое закрепление школ за предприятиями, находящимися на территории микрорайона школы, ограничивало свободу выбора учащимися про­фессии в соответствии с их интересами и склонностями; выделение большого числа часов на производственное обучение вело к снижению уровня общего образования, что наносило определенный ущерб делу подготовки кадров, обуче­ния и воспитания молодого поколения.

Переход к 11-летней школе занял примерно пять лет, в течение которых явных ее преимуществ обнаружено не было. Исходя из этого, ЦК КПСС и Совет Министров СССР 10 августа 1964 г. приняли постановление о переводе средних школ снова на десятилетний срок обучения. Одиннад­цатилетнее обучение было сохранено в вечерних (сменных) общеобразова­тельных школах страны, так как сокращение срока обучения в них могло отри­цательно сказаться на качестве подготовки выпускников этих школ.

В конце 50-х — начале 60-х гг. в систему школьного образо­вания вошли школы и группы продленного дня как важное средство дальнейшего улучшения общественного воспитания детей и усиления помощи семье. В поста­новлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 февраля 1960 г. «Об организации школ с продленным днем» предусматривалось открытие таких школ для учащихся I—VIII классов в городах, рабочих поселках и сельской местности по усмотрению местных органов управления при усло­вии, что это не приведет к увеличению сменности занятий в школах данного города или села. Расходы на содержание школ с продленным днем предлагалось производить за счет бюджетов союзных республик. Колхозам рекомендовалось принимать участие в организации школ с продленным днем, в которых будут учиться дети членов колхоза, а также содержать за счет своих средств дополнительный обслуживающий персонал, участвовать в расходах на пи­тание учащихся.

В осуществлении всеобщего обязательного восьмилетнего обучения и развития среднего образования на селе особое значение приобретало создание интернатов при восьмилетних и средних школах. Типовые здания для них указывалось строить за счет средств на жилищное строительство. Однако в начале 60-х гг. сельские интернаты могли вместить лишь половину нуждающихся в них учащихся.

При общем сокращении школьной сети, главным образом за счет свертывания малокомплектных начальных школ, число неполных средних школ значительно выросло, а средних — несколько сократилось за счет укрупнения и ликвидации малокомплектных и плохо оборудованных школ. Сеть сельских средних школ росла несколько бы­стрее, чем городских, что являлось отражением реализации политики «сближения города и села».

Следует отметить, что практиковавшиеся в 50-х гг. неоднократные реоргани­зации учебной работы, смена учебных планов и программ без достаточной фундаментальной подготовки к их реализации были проявлением известного субъективизма в решении вопросов народного образования. Это не могло существенно изменить основных направлений развития всей системы народного образования, но осложняло работу органов народного образования, учителей и учащихся, нарушало стабильность в деятельности школы.

Если в первые послевоенные годы при совершенствовании содержания школьного образования главное внимание уделялось повышению научно-теоре­тического уровня, то с конца 50-х гг., наряду с этой задачей, которая неизменно оставалась актуальной, все острее вставала проблема подготовки оканчивающих школу к жизни, к практической деятельности. Поиски ее оптимального решения нашли свое отражение в различных модернизациях учебных планов и программ. Однако радикальное преобразование средней школы в направлении профессиона­лизации ее старшей ступени было недостаточно продуманным.

В целом, развитие педагогической теории и практики в 50-е гг. характеризовалось тенденцией реализации политехнического обучения в общеобразовательной школе, которое находило отражение в самых различных формах и направлениях. Например, путем включения в учебный план школы специальных предметов: ручного труда, практических работ на учебно-опытных участках и в учебных мастерских, основ сельского хозяйства, машиноведения и электротехники и др. Это вызвало пересмотр учебных планов и программ, увеличение срока обучения до 11 лет и годовой нагрузки до 38-39 недель. Произошло, как следствие, сокращение времени на изучение гуманитарных дисциплин и основ наук в целом. Мало этому содействовало и введение с 1959 г. обязательного дежурства в школе, уборки классных помещений, работы на пришкольном участке, самостоятельном ремонте учебных пособий и др.

К положительной стороне происходивших изменений можно отнести увеличение времени на факультативные практические курсы по выбору и введение обязательной производствен­ной подготовки, ориентировавшей выпускников на продолжение профессионального обучения по одной из де­фицитных рабочих специальностей, что решало проблему нехватки кадров в сфере начального и среднего профессионального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.