КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа и педагогика в 1980 – годы
Начало 1980-х гг. ознаменовалось новыми попытками начать очередную образовательную реформу. Поэтому, вероятно, под значительным влиянием доклада «Страна в опасности», подготовленного в 1983 году Комиссией по усовершенствованию образования США и наметившей в них широкомасштабную реформу, Министерство просвещения СССР по решению партийного руководства страны наметило реформу отечественного образования в целях сохранения образовательного паритета с США. Основные направления предстоящей реформы были сформулированы в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984). «Важнейшая, непреходящая задача советской школы, – отмечено в этом документе, — давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение. Предстоит привести в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастными особенностями учащихся учебные планы, программы, учебники, учебно-наглядные пособия». Исходя из «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», последующего постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» Министерством просвещения СССР был разработан и утвержден «Типовой учебный план общеобразовательной школы», согласно которому в средней школе вновь был осуществлен переход на 11-летний срок обучения и в нее стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. Завершить переход школы на этот учебный план планировалось к 1990 г. Одной из приоритетных задач реформы 1984 г. было уравнивание школы и системы профессионально-технического образования с точки зрения целей, задач и уровня обучения. На школу вновь возлагались функции разносторонней профессиональной подготовки на уровне СПТУ (средних профессионально-технических училищ). Для реализации этой идеи была расширена и усовершенствована сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов, в которых старшеклассники обучались раз в неделю одной из рабочих профессий. В связи с началом в 1985 г. политического курса так называемой «Перестройки» и изменением приоритетов в области образования, произошел отказ от многих положений, по сути, еще не начавшейся реформы. Было отмечено, что все намечавшиеся преобразования не соответствовали принципу широко трактовавшегося политехнизма, который исповедовался советской школой и педагогикой с момента их возникновения, а внешние факторы приводили к попыткам превратить общеобразовательную школу в профессиональное учебное заведение при неизбежном снижении ее образовательного уровня. В феврале 1988 года состоялся Пленум ЦК КПСС по вопросам образования, на котором было принято постановление, содержащее указание приступить к реформированию общего среднего образования и разработать концепцию общего среднего образования и Положение о средней общеобразовательной школе. В марте 1988 г. на основе трех ведомств – Министерства просвещения, Министерства высших учебных заведений и Государственного комитета по профессиональному образованию – был создан Государственный Комитет СССР по народному образованию, ставший своего рода центром начавшейся реформы. В июне 1988 года под его эгидой был образован Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа», в который вошли известные отечественные педагоги и психологи: Э.Д. Днепров, А.В. Петровский, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, В.П. Зинченко, Б.М. Неменский и др. Основная задача ВНИКа заключалась в составлении программных документов реформы школы и сопровождение их дальнейшей реализации. Уже в июне 1988 года разработанные ВНИКом «Концепция общего среднего образования» и «Положение о средней общеобразовательной школе» были приняты и утверждены Государственным Комитетом СССР по народному образованию. Проходивший в декабре 1989 г. съезд работников народного образования так же одобрил новые документы о средней школе и определил основные принципы намеченных преобразований. Это – демократизация образования, его многовариантность и многоукладность; открытость инновациям; регионализация образовательных систем; учет региональных и национальных особенностей; гуманизация воспитания, гуманитаризация образования; обеспечение разнообразия форм и дифференциации обучения; непрерывный характер образования и обучения. Принципы реформирования, сформулированные «изнутри» системы, определяли в первую очередь содержательные изменения в целях, задачах и методах обучения подрастающего поколения, но практически не касались организационно-экономических основ функционирования средней и высшей школы. Но, как показали дальнейшие события, их реализация, предполагавшая существенную активизацию деятельности образовательных учреждений, невозможна без адекватного расширения их экономических возможностей и хозяйственной самостоятельности.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |