Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и упражнения для самостоятельной работы. 1. Какими наиболее существенными признаками можно охарактеризовать такие единицы статистического наблюдения




1. Какими наиболее существенными признаками можно охарактеризовать такие единицы статистического наблюдения, как:

а) промышленное предприятие;

б) фермерское хозяйство;

в) торговое предприятие;

г) больница;

д) библиотека;

е) школа;

ж) высшее учебное заведение (государственное, негосударственное);

з) преподаватель вуза;

и) студент вуза;

к) семья;

л) детский сад.

2. Выберите по своему усмотрению интересующую Вас единицу статистического наблюдения и перечислите основные ее признаки: количественные и неколичественные (атрибутивные).

3. Определите цель и разработайте программу:

а) статистического обследования школ города;

б) выборочного обследования читателей библиотеки;

в) выборочного обследования студентов (одного из курсов, факультета, университета, всех вузов города);

г) переписи производственного промышленного оборудования.

4. Составьте анкету опроса студентов в целях выяснения:

а) их возрастного и полового состава, семейного положения, успеваемости, научных интересов;

б) их оценки качества преподавания отдельных дисциплин и мастерства преподавателей;

в) бюджета времени и использования свободного времени;

г) бытовых условий и материального положения.

5. Определите форму, вид (по времени регистрации и по охвату единиц наблюдения) и способ следующих статистических наблюдений:

а) всеобщая перепись населения страны;

б) бюджетные обследования семей;

в) инвентаризация основных фондов;

г) изучение цен на рынках;

д) определение качества продукции на отдельном предприятии;

е) перепись скота в стране;

ж) опрос общественного мнения по тем или иным проблемам.

 

Тема 2

СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ. ПОСТРОЕНИЕ РЯДОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Вторым этапом статистического исследования является сводка, суть которой в обработке первичных материалов наблюдения в целях получения итоговых или упорядоченных определенным образом числовых характеристик той или иной изучаемой совокупности. Основным и важнейшим моментом сводки является группировка, т. е. объединение статистических данных в однородные по определенным признакам группы.

Группировки помогают изучать структуру совокупности, взаимосвязь между явлениями.

Изучение структуры той или иной совокупности достигается построением рядов распределения, характеризующих распределение единиц совокупности по одному признаку.

Распределение единиц совокупности по количественному признаку называют вариационным рядом.

При изучении данной темы надо уделить особое внимание вопросу построения вариационных рядов по дискретному и непрерывному признакам.

Дискретным называется признак, который может принимать определенные значения и конечного набора таких значений, выражаемых, как правило, целыми числами (например, число детей в семье).

Непрерывный признак может принимать любые промежуточные значения (например, урожайность, возраст и др.). Как правило, при построении вариационных рядов по непрерывному признаку последний указывается в виде интервалов «от и до», и ряд называется интервальным.

Рассмотрим построение дискретного ряда на следующем примере.

 

Задача 2.1

Пусть имеются следующие данные о тарифных разрядах 50 рабочих одного из цехов завода:

 

                   
                   
                   
                   
                   

 

Чтобы показать распределение рабочих по тарифному разряду, построим вариационный ряд, для чего выпишем все значения признака (тарифного разряда) в порядке возрастания и подсчитаем число рабочих в каждой группе:

 

Тарифный разряд (вариант Xi) Численность рабочих (частота fi)
   
Всего  

 

Это дискретный вариационный ряд, у которого вариантами являются значения тарифного разряда, а частотами — число рабочих.

Численность рабочих можно выразить также в долях, тогда последние именуются частостями и означаются как

.

Естественно, Σωi, =1. Относительные численности (частости) выражают и в процентах. Тогда Σωi = 100.

 

Задача 2.2

Для построения интервального ряда с равными интервалами воспользуемся следующими данными о стоимости основных фондов (непрерывный признак) у 50 предприятий, млн, руб.:

 

9,4   8,0   6,3   10,0   15,0   8,2   7,3   9,2   5,8   8,7  
5,2   13,2   8,1   7,5   11,8   14,6   8,5   7,8   10,5   6,0  
5,1   6,8   8,3   7,7   7,9   9,0   10,1   8,0   12,0   14,0  
8,2   9,8   13,5   12,4   5,5   7,9   9,2   10,8   12,1   12,4  
12,9   12,6   6,7   9,7   8,3   10,8   15,0   7,0   13,0   9,5  

 

Чтобы показать распределение предприятий по стоимости основных фондов, сначала решим вопрос о количестве групп, которые мы хотим выделить. Предположим, решено выделить 5 групп заводов. Чтобы определить величину интервала в группе, найдем разность между максимальным и минимальным значениями признака и разделим ее на число выделяемых групп. Если обозначить величину интервала через h, то в нашем примере h= 15-5,1/5= 2 (млн, руб.).

 

Стоимость основных фондов, млн, руб. Число заводов (частоты) Накопленные (кумулятивные) частоты
5­—7 7—9 9—11 11—13 13—15    
Всего   -

 

Это интервальный вариационный ряд с равными интервалами. При такой записи непрерывного признака, когда одна и та же величина встречается дважды (как верхняя граница одного интервала и как нижняя граница другого интервала), единица, обладающая этим значением, обычно относится к той группе, где эта величина выступает в роли верхней границы. Так, в нашем примере завод со стоимостью основных фондов 9 млн, руб. отнесен ко второй группе (а не к третьей).

Кроме обычных частот в вариационном ряду можно рассчитать нарастающим итогом накопленные (кумулятивные) частоты, по которым строим суждение о том, какое число единиц в совокупности обладает значением признака «не более» или «не менее» определенного. Так, в нашем примере можно сказать, что 25 заводов из 50, т. е. половина, имеют от основные фонды, стоимость которых не превышает 9 млн, руб.

Ряды распределения (вариационные ряды) могут быть построены по самым различным объектам. Так, объектом распределения могут служить и временные периоды (месяцы, годы), и территориальные единицы.

Для наглядности вариационные ряды изображают графически с помощью полигона (преимущественно дискретные ряды) и гистограммы (интервальные ряды). Нужно хорошо разобраться по учебникам в построении полигона и гистограммы для рядов с равными и неравными интервалами. Для вариационных рядов с неравными интервалами приобретает особое значение расчет плотности распределения (частное от деления частоты или частости каждого интервала на его величину). Необходимо обратить внимание па построение диаграммы кумулятивного ряда (по накопленным частотам) в форме огивы и кумуляты.

Наряду с распределением числа единиц совокупности по какому-либо признаку представляет интерес и изучение распределения по этим же группам определенного суммарного показателя. Последнее может быть равномерным (т. е. соответствующим распределению числа единиц) и неравномерным.

Для изучения степени неравномерности распределения определенного суммарного показателя между единицами отдельных групп вариационного ряда в статистике могут быть использованы кривая Лоренца (или кривая концентрации) и рассчитанный на ее основе коэффициент Джини (G).

 

Контрольные вопросы

1. В чем суть и каково значение сводки как второго этапа статистического исследования?

2. Что такое централизованная и децентрализованная сводка?

3. Какова роль группировок в статистике?

4. Какие группировки называют простыми и какие комбинационными?

5. Что такое вторичная группировка?

6. Что такое ряды распределения?

7. Что такое вариационный ряд?

8. Как строятся вариационные ряды по дискретному и непрерывному признакам?

9. Что такое полигон и гистограмма?

10. Как строятся кумулята и огива?

11. Что представляет собой кривая Лоренца и каково ее значение в анализе?

12. Как рассчитывается и что характеризует коэффициент Джини?

 

Тема 3

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Результаты обработки и сводки статистических данных, как правило, оформляются в статистические таблицы. В каждой таблице есть свое подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это совокупность или ее части, которые подвергаются характеристике. Сказуемое — все показатели, характеризующие подлежащее. От студентов, работающих над обработкой материалов, собранных для различного рода экономических исследований, требуется умение строить простые, групповые и комбинационные таблицы, таблицы с простой и сложной разработкой сказуемого. Примером простой таблицы (в подлежащем — перечень отдельных отраслей) может служить следующая:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.