Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы возрастной и педагогической психологии. развития психологических особенностей в процессе их целена­правленного формирования






развития психологических особенностей в процессе их целена­правленного формирования.

Третью группу составляют методы обработки данных. К н и м относятся количественный (статистический) и качественный ана­лизы (дифференциация материала по группам, вариантам, опи­сание случаев, как наиболее полно выражающих типы и вариан­ты, так и являющихся исключениями).

Ч е т в е р т а я группа — интерпретационные методы. К н и м отно­сятся генетический и структурный методы. Генетический позволя­ет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанав­ливает «вертикальные» генетические связи между уровнями раз­вития. Структурный метод определяет «горизонтальные» структур­ные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов. Первый — подготовительный. Собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу — предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое прове­ряется на следующем этапе. Второй — набор данных исследования. На этом этапе путем применения разных конкретных методик по­лучают данные, которые определяются характером поставленной задачи. Для сбора данных используются, как правило, несколько методов в их сочетании. Третий этап — обработка данных. Прово­дится количественный и качественный анализ данных исследова­ния, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. В обработке материала выделяют следующие мо­менты: первичный анализ (анализ каждого отдельно зафиксиро­ванного факта); первичный синтез (установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой); срав­нительный (вторичный) анализ (выделение тех фактов, которые устойчиво повторяются); вторичный синтез (объединение этих факторов, сопоставление их с гипотезой и нахождение существен­ных закономерностей). Четвертый этап — интерпретация, истол­кование полученных данных на основе психологической теории.

Исходный момент комплексной работы по определению ин­дивидуально-психологических характеристик личности — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Основными методами, принятыми в современной психологии для решения этой задачи, являются на­блюдение и тестирование. Напомним известные в современной


14 Глава I. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии

психологической науке рекомендации по практическому приме­нению этих методов.

Под наблюдением понимается целеустремленное и планомер­ное восприятие объекта наблюдения с последующей систематиза­цией фактов и осуществлением выводов. Педагогическая наблю­дательность включает два взаимосвязанных компонента: перцеп­тивный и эмпатийный. Целенаправленное восприятие учителя, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательно­сти, требует определенной тренировки и предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики школьников, т.е. «анализирующее наблюдение», которое всячес­ки поощрял в своей педагогической деятельности А.С. Мака­ренко.

Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к ото­бражению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. Понимание и «эмоциональная сопричастность» — не только ре­зультат мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результат наблюдений. Именно поэтому при характеристике и раз­витии педагогической наблюдательности в качестве одного из ком­понентов надо рассматривать способность к эмпатии. Учитель дол­жен уметь становиться на точку зрения учащегося, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в деятельнос­ти ученика, понимать, как он воспринимает конкретную ситуа­цию. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получить знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности познания мира другого че­ловека могут служить рефлексивные суждения. Следует подчерк­нуть, что метод наблюдения — главный и наиболее доступный для учителя. Кроме того, он обеспечивает не только сбор и фиксиро­вание наблюдаемых фактов, но и анализ причин, их порождаю­щих.

Основные требования к методу психолого-педагогического наблюдения:

1. Наблюдение должно иметь конкретную цель. Чем точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то требуется заранее составить вопросник — что нас интересует в этой деятель­ности. Результаты подробно фиксируются (записями, фото, зву­козаписями и т.п.).


§ 2. Методы возрастной и педагогической психологии 15

3. Количество исследуемых признаков должно быть минималь­ным, и они должны быть точно определены. Чем точнее и деталь­нее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем вернее определены критерии их оценок, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.

4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в естественных условиях. Если, например, объектом исследования является учебная работа детей на уроке, то рекомендуется выби­рать второй, третий и четвертый уроки, так как на последних дает о себе знать усталость, а во время первого урока — некоторая сонливость. Нежелательно наблюдать эффективность учебной дея­тельности в конце учебной четверти, так как у школьников могут появляться признаки переутомления.

5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, долж­ны быть сравниваемыми: с применением одинаковых критериев; с сопоставлением данных, полученных через равные промежутки времени; в одних и тех же оценках и т.д.

6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их (подробнее об этом см.: [11, с. 76-88]).

Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в де­ятельности учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизо­ванных стран широко и эффективно использовалось тестирова­ние.

К сожалению, в нашей стране этот опыт длительное время замалчивался или осуждался, а тесты, соответственно, не разра­батывались. Не будем здесь обсуждать причины происшедшего, отметим лишь то, что к настоящему времени возможности и не­обходимость применения тестов для диагностики индивидуально-психологических характеристик осознаны.

Тестирование — это метод психологической диагностики, ис­пользующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основ­ные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличени­ем продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консуль­тирование — в связи с ускорением социодинамических процессов. Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков,


16 Глава I. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии

знаний, личностных характеристик. Сам процесс тестирования может быть разделен на следующие этапы: 1) выбор теста с уче­том цели и степени его достоверности; 2) его проведение опреде­ляется инструкцией к тесту; 3) интерпретация результатов. На всех трех этапах нужен профессионализм, участие или консультация психолога.

Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандарти­зированное, часто ограниченное во времени испытание, пред­назначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

Существуют разнообразные классификации тестов1. Они мо­гут подразделяться:

1) по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

3) п о направленности — на тесты интеллекта и тесты лич­ности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ог­раничений — на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.