Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы психологии развития в отечественной науке




Развитие отечественной возрастной и педагогической психо­логии проходило в контакте с исследованиями по этим пробле­мам в зарубежной науке, а работа И.А. Сикорского о б умственном утомлении учащихся (1879) была первым экспериментальным исследованием в возрастной и педагогической психологии и по­служила началом исследований по этой проблеме, организован­ных впоследствии в Австрии и Германии.

Первые научные разработки в области возрастной и педагоги­ческой психологии в начале XX столетия осуществлялись с пози­ции биогенетического (П.Блонский, Е.Аркин и др.), социогене-тического (А.Залкинд, С.Моложавый, А.Залужный и др.) и тео­рии двух факторов (М.Басов). Однако уже в 20-е годы Н.Н. Корни­ловым и П.П. Блонским выдвигалась задача формирования новых подходов к психологии развития.

Экспериментальное решение вопросов возрастной и педаго­гической психологии связано с именем А.П. Нечаева. О н возгла­вил психологическое направление, сторонники которого стреми­лись установить связь теории с практикой.

Обширный материал по возрастной и педагогической психо­логии в эти годы представлен в трудах П.П. Блонского. В своих ра­ботах «Психологические очерки», «Память и мышление», «Разви­тие мышления школьника» он не останавливался на объяснении психологических явлений, а стремился дать им педагогический выход. В центре его внимания — вопросы обучения и развития де-


§ 2. Проблемы психологии развития в отечественной науке 55

тей. Верный идее развития, Блонский изучает характерные осо­бенности детей различных возрастов. В этом аспекте им были тща­тельно изучены представления школьников разного возраста. Уча­щимся предлагалось написать о солнце, земле и др. П.П. Блонский обнаруживает несколько стадий развития представлений от самой низкой (I класс), когда представление отражает то, что непосред­ственно воспринято ребенком, до стадии, на которой в представ­ления включается весь жизненный опыт, усвоенные знания (стар­ший школьный возраст). Используя метод свободных ассоциаций (детям предлагалось написать любые 25 слов), Блонский проана­лизировал круг ассоциаций различных групп школьников млад­ших, средних и старших классов и показал, как он, первоначаль­но малый и отражающий непосредственно окружающих людей и обстановку, постепенно расширяется и обогащается за счет тех знаний и опыта общения, которые приобретают дети в процессе обучения. Ученый обращает внимание на увеличение запаса поня­тий в детском мышлении начиная с первых лет учебы в школе. Он показывает, какие возможности в плане расширения объема мыш­ления и изменения его качеств таят в себе разные школьные пред­меты. В процессе развития мышление все более отвлекается от на­глядности, отделяется от восприятия. Рассматривая различные сто­роны понимания (узнавание, наименование, перечисление, опи­сание, объяснение) как результат мыслительной деятельности, Блонский делает выводы, относящиеся к школьной практике. Он подчеркивает необходимость выяснения знаний ученика, иначе учитель будет рассказывать одно, а ребенок представлять совсем другое. Учитывая уровень понимания младших школьников, уче­ный предъявляет определенные требования к рассказу педагога: предварительное указание цели, использование наглядных посо­бий, постановка вопросов, требующих ответа учащихся, краткость.

Ценность работ П.П. Блонского в том, что, применяя специ­альную методику исследования представлений, памяти и мышле­ния, он делает ценные для учителя выводы об особенностях этих процессов на разных возрастных этапах, указывает на необходи­мость развития умственной активности и творческих способнос­тей детей в процессе обучения.

Важное значение для научной разработки вопросов развития психики имели исследования высшей нервной деятельности де­тей. Молодая российская наука накапливала эмпирический мате­риал. Так в Ленинградском институте мозга Н.М. Щеловановым и его сотрудниками Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовым были опи-


56 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

саны этапы развития ребенка от рождения до года, основанные на круглосуточном наблюдении за изучаемыми детьми.

В целом можно выделить несколько этапов развития возраст­ной и педагогической психологии в России в начале XX столе-тия1.

I этап — 1900—1907 гг. — зарождение детской психологии и
педологии, появление первых теорий и исследований психичес­
кого развития детей, организация курсов и экспериментальных
лабораторий, начало изданий первых журналов и книг по детской
психологии.

II этап - 1907—1917 гг. — разработка методологических прин­
ципов построения возрастной психологии и педологии в России,
появление первых психологических центров, соединяющих
теоретическую и экспериментальную (диагностическую) деятель­
ность.

III этап — 1917—1924 гг. — период становления советской пси­хологии, ревизии старой эмпирической, дооктябрьской науки. Осо­бенно важны для детской психологии этого периода поиск новых методов обучения и воспитания, активное школьное движение, многообразие школ и детских садов, появление работ Н.К. Круп­ской, С Т. Шацкого и других педагогов.

IV этап — 1925—1928 гг. - период консолидации разных групп и течений в психологии, выработка единой платформы и концеп-ц и и развития психики, планов развития педологии как науки, направленной на комплексное изучение и развитие личности ре­бенка. В это время усиливается связь психологической теории и практики, ставятся конкретные задачи по развитию и усовершен­ствованию работы в школах и детских садах.

V этап — 1929—1931 гг. — период интенсивного развития пси­
хологии, появления теорий, раскрывающих закономерности и ме­
ханизмы развития психики (М.Я. Басов, Л.С. Выготский). Одна­
ко в этот же период начинаются и первые нападки на психологию
и педологию, связанные с изменением социальной обстановки в
обществе, введением единообразия и авторитарности в школь­
ную жизнь. Разрьгв между теорией и практикой, до конца не пре­
одоленный в предыдущие годы, снова начинает увеличиваться.

VI этап — 1932—1936 гг. — в этот период заканчивается форми­
рование тоталитарного государства, пронизанного жесткой иерар­
хической системой отношений между людьми. Идеологизация на­
' Марциновская Т.Д. История детской психологии. М, 1998. С. 234-235.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.