Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологии




ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ

Сравнение теорий психического развития (по Л.Ф. Обуховой)

Проблемы возрастной периодизации психического развития 63

 

 

Параметры развития Параметры развития психики ребенка и их понимание представителями разных концепций
на Западе в России
Ход развития От индивидуального к социальному (социализация) От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций)
Условия развития Наследственность и среда Морфофизиологические особенности мозга и общение
Источник развития Внутри индивида (в его природе) Вне индивида (среда)
Форма развития Приспособление Присвоение
Движущие силы развития Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение. Деятельность

Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосо­циальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, ис­ходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира. Такой подход к решению проблемы требует учета зависимости психического развития от природных данных челове­ка, его биологических, анатомо-физиологических особенностей, так как основой психической деятельности является высшая нерв­ная деятельность головного мозга, и от внешних влияний, окру­жающих ребенка, обстоятельств жизни, конкретной обществен­но-исторической эпохи, которые определяют содержание психи­ческой жизни формирующейся человеческой личности.

'См.: Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. М., 1996. С. 186.


64 Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

К биологическому фактору относятся наследственность и врож­денность, т.е. то, с чем появляется младенец на свет. Что наследу­ет ребенок? Прежде всего по наследству он получает человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, орга­нов чувств; физические признаки, общие для всех людей, среди которых важнейшее значение имеют прямолинейная походка, рука как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое человеческое строение речедвигательного аппарата и др.

Наследуют дети биологические, инстинктивные потребности (потребности в пище, тепле и пр.), особенности типа высшей нервной деятельности. Прирожденные психофизиологические и анатомические особенности нервной системы, органов чувств, головного мозга принято называть задатками, на основе которых формируются, развиваются человеческие свойства и способнос­ти, в том числе интеллектуальные.

О значении наследственных задатков свидетельствуют много­численные факты раннего проявления у детей специальных спо­собностей, например к изобразительному искусству, музыке.

Носителями наследственной и н ф о р м а ц и и являются гены, которых в зародыше человека содержится от 40 до 80 тыс. По со­временным представлениям, гены — устойчивые, но не неизмен­ные структуры. Они способны претерпевать мутации — изменения под влиянием внутренних причин и внешних воздействий (инток­сикация, облучение и т.д.). Мутациями, происходящими в генах, можно объяснить некоторые аномалии в развитии организма че­ловека: многопалость, короткопалость, волчья пасть, дальтонизм (цветовая слепота), предрасположение к некоторым заболевани­ям, телесные различия людей.

Современные исследования, проводимые в Институте общей генетики, позволяют более определенно оценить значение гене­тической основы нормального развития человека на всех уровнях, в том числе индивидуальном.

Генетика человека, изучающая закономерности сохранения и передачи наследственной информации, доказывает, что люди от рождения имеют разные потенциальные возможности к развитию психики.

Признается, что правомерно рассматривать генетическое мно­гообразие по таким психологическим явлениям, как, например, темперамент, память, внимание, восприятие, умственная актив­ность и др. Несмотря на продолжающуюся дискуссию по проблеме соотношения биологического и социального в человеке, несом-


§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития 65

ненно, что гармоническое развитие личности, оптимальное фор­мирование ее способностей возможно только на основе учета и адекватного развития врожденных задатков. Человек как личность формируется под определяющим воздействием социальной среды. Среда как фактор психического развития — понятие сложное, многогранное, включающее и природные, и социальные влияния на психическое развитие.

Определенное влияние на развитие психики ребенка оказы­вают природная среда, физический мир: воздух, вода, солнце, земное притяжение, электромагнитное поле, особенности кли­мата, растительности. Природная среда важна, но она не опреде­ляет развитие, ее влияние косвенное, опосредованное (через сре­ду социальную, трудовую деятельность взрослых).

Отечественные психологи, признавая значение наследствен­ности и утверждая определяющую роль социальной среды в пси­хическом развитии ребенка, подчеркивают, что ни среда, ни на­следственность не могут оказать влияние на личность вне ее соб­ственной активности. При реализации своей активности он будет испытывать влияние окружающей среды, и лишь при этом усло­вии проявятся особенности его наследственности. По существу, в активности ребенка обнаруживается и биологическое, и социаль­ное в их единстве.

На каждом возрастном этапе развития детей имеют место свое­образные формы проявления противоречий. Рассмотрим это по­ложение на примере проявления и развития потребности в обще­нии. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда ему понятно, но интонационные оттенки кото­рых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младен­ческого периода, средства эмоционального общения с окружаю­щими оказываются недостаточными для удовлетворения его воз­растной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциаль­ные возможности также позволяют ему перейти к более содержа­тельному и широкому общению. Возникшее противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения является движущей силой развития: преодоление, снятие этого противоречия порождает качественно новую, актив­ную форму общения — речь. Таким образом, диалектико-материали-стическая теория при решении вопроса о движущих силах психи­ческого развития исходит из положения об объективном характе-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.