Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заказ №577. 258 Глава V I . Особенности психического развития человека





258 Глава V I. Особенности психического развития человека

концом XVIII в. в четыре раза; смертность среди 70-летних в по­следнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15—20 лет вполне очевидна. Что же может представлять собой жизнь человека в этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потеря трудоспособности и т.д.? Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Процесс старения представляет собой генетически запрограм­мированный процесс, сопровождающийся определенными возра­стными изменениями в организме. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности орга­низма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в моло­дые годы, выдерживать длительную физическую или нервную на­грузку; общий запас энергии у них становится все меньше и мень­ше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обез­воживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это проис­ходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнеч­ным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые люди замедленно реагируют на изменения внеш­ней температуры, поэтому больше подвержены неблагоприятно­му воздействию жары и холода. Происходят изменения чувстви­тельности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещен­ности пространства и т.п. Вот некоторые примеры: людям за 50 требуется вдвое больше света, а за 80 — в три раза; у 20-летнего человека рана заживает в среднем за 31 день, в 40 лет — за 55 дней, в 60 лет — за 100 дней и далее — по нарастающей.

Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно­сосудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в про-


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 259

цессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к более глубокому пониманию старения как чрезвычайно сложного, внутренне противоречивого процес­са, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма. Заметно усиление и специализация дей­ствия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа од­них систем организма и параллельно с этим происходит ускорен­ная, с различными темпами инволюция других систем, что объяс­няется той ролью, значимостью, которую они играют в основ­ных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушариях. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтоге-неза происходит ослабление процессов возбуждения и торможе­ния, особенно внутреннего торможения. Однако эксперименталь­ным путем показано, что у молодых и старых людей - от 20 до 104 лет — условные двигательные рефлексы изменяются по-разному, в зависимости от подкрепления. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление кар­тинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20—65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но непроч­ный и т.д. С возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция стра­дает меньше. Кроме того, все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старо­сти сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше-хуже может составлять 20 раз [17, с. 232—236].

Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качествен­ной перестройкой биологических структур, включая и новообра­зования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению развиваются приспособительные функциональные сис­темы; активизируются разные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения. Все это по­зволяет считать, что период позднего онтогенеза - новый этап развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования. Учеными доказано, что су-

9*


260 Глава V I. Особенности психического развития человека

шествуют различные пути повышения биологической активности разных структур организма (поляризация, резервирование, ком­пенсация, конструирование), которые обеспечивают его работо­способность в целом после завершения репродуктивного периода [17, с. 237, 238].

Наряду с этим возрастает необходимость усиления сознатель­ного контроля и регуляции биологических процессов. Это осуще­ствляется с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой трени­ровок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Централь­ным механизмом сознательной регуляции является речь, значе­ние которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

Различного рода изменения человека как индивида, происхо­дящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, что­бы актуализировать потенциальные, резервные возможности, на­копленные в организме в период роста, зрелости и формирующи­еся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейше­го развития в период геронтогенеза (включая возможности ново­образований) должно усиливаться.

По данным исследований отечественных и зарубежных уче­ных, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, вос­приятие, мышление, память и др. При обследовании памяти у л и ц в возрасте 70—90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется логическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом сохраняется лучше, чем механическое запечатление; основой прочности в старом возрасте являются внутренние смыс­ловые связи; ведущим видом памяти становится логическая [2, с. 146, 147, 151, 153].

Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отроче­стве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие из­менения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости кон­кретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеют­ся многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособ­ности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте [2, 17, 18, 22, 23, 24, 25, 27]. Большую поло­жительную роль в этом играет множество факторов: уровень обра-


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 261

зования, род занятий, зрелость личности и пр. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противосто­ящий инволюции человека в целом (подробнее на этом остано­вимся при характеристике возможностей активного долголетия). Вот некоторые данные о сохранности у людей пенсионного воз­раста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых с возрастом не изменяются запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; немолодые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняется на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п. [17, с. 242].

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте чело­веку бывает довольно трудно справляться с общими производ­ственными нормами рабочего дня, инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая его трудоспособность, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может еще довольно долго сохраняться. Длительное сохранение общей трудоспособности — главный показатель жизнеспособности долгожителей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся [2, с. 323, 324; 21, с. 323—327].

В связи с вышеизложенным в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже до 65—70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическими навыками работы в отдельных сферах производ­ства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно трех-поколенная структура в трудовом коллективе — «деды», «отцы» и «дети-внуки» — наиболее оптимальна с точки зрения обеспечения преемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта. Контакты ста­риков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает их жизнен­ный опыт и мудрость, а старики через энергию молодежи способ­ны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики. Что можно сказать об изменениях в личности пожилого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Так уж повелось, что чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический портрет пожилого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе,


262 Глава V I. Особенности психического развития человека

недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, об-н и щ а н и я, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому, отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтраш­нем дне делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожны­ми, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.д. [22, с. 215].

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к ж и з н и, людям, себе [2, 18, 20, 25, 27 и др.].

К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «...Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день — мои мысли добрей и светлей» [27, с. 63]. Исследователь личностных изменений в ста­рости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представле­ние о психическом старении не может оказаться полным и цель­ным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем ка­кие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удач­ные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отра­жают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения» [27, с. 617].

Психическое старение многообразно, диапазон его проявле­ний весьма широк. Познакомимся с основными его типами. В ти­пологии Ф.Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) ста-рик-негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старо­сти; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и путем наблюдений за измене­ниями (выросла молодежь, расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменения своего положения в семье, изменения-нов­шества в области техники, социальной жизни и т.п.); 3) интро-вертный тип, для которого характерно острое переживание про­цесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погру­жается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и пр.

И.С. Кон выделяет следующие социально-психологические типы старости. Первый тип - активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной ж и з н и, в воспитании молодежи и т.д., живут


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 263

полнокровной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности. Второй тип старости — пенсионеры занимаются тем, на что рань­ше у них просто не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков также харак­терна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия главным образом направлена на себя. Третий тип (а это преимущественно женщины) находит глав­ное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, занимающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удовлетворен­ность жизнью у этой группы людей ниже, чем у первых двух. Чет­вертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится за­бота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревож­ность. Наряду с выделенными благополучными типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы развития: а) агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием окру­жающего мира, критикующие все, кроме самих себя, всех поуча­ющие и терроризирующие окружающих бесконечными претензи­ями; б) разочарованные в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники, постоянно обвиняющие себя за действи­тельные и мнимые упущенные возможности, делая тем самым себя глубоко несчастными [22, с. 216, 217].

Довольно широко в мировой психологической литературе под­держивается классификация, которую предложил Д.Б. Бромлей. Он выделяет пять типов приспособления личности к старости.

• Конструктивное отношение человека к старости, при ко­тором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контакта­ми с окружающими. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо относятся к другим, к их возможным недостаткам. Не драматизируют окончание профессиональной де­ятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вызывающее печа­ли и страха. Но, пережив в прошлом слишком много травм и по­трясений, они не проявляют ни агрессии, ни подавленности, имеют живые интересы и постоянные планы на будущее. Благода­ря своему положительному жизненному балансу, они с уверенно-


264 Глава VI. Особенности психического развития человека

стью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой груп­пы пожилых и старых людей довольно высокая.

• Отношение зависимости. Зависимая личность — это чело­век, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от сво­его ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претен­зий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной ра­боты. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

• Оборонительное отношение, для которого характерны: пре­увеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямоли­нейность в своих поступках и привычках, стремление к «само­обеспеченности» и неохотное принятие помощи от других. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, про­блемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отноше­нию ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жа­лобы в ее адрес, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против ощущения страха смерти и обез­доленности, является их активность «через силу», постоянная «под­питка» внешними действиями. Люди с оборонительным отноше­нием к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

• Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не со­всем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подо­зрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через актив­ность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался много­численными стрессами и неудачами, многие из которых превра­тились в нервные заболевания. Люди, принадлежащие к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о про­грессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждеб­ным отношением к молодежи, иногда с переносом этого отноше­ния на весь «новый, чуждый мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 265

• Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против соб­ственной старости, лишь безропотно принимают то, что посыла­ет им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви -причина депрессий, печали и претензий к себе. С этими состояни­ями соединяется чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жиз­ни — смерть трактуется этими людьми как избавление от страда­ний [20, с. 35, 36].

Заметим, что представленные основные типы старости, от­ношения к ней не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, много­образия индивидуальностей. Классификации носят ориентировоч­ный характер с тем, чтобы составить некоторую базу для конк­ретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Основными стрессорами пожилых и старых людей можно счи­тать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы обще­ния; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опусто­шения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором в старости является оди­ночество. Понятие это далеко не однозначное. Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости мо­жет быть связано и с отдельным проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются пси­хологические аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со сторо­ны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания его дум, размышле­ний может быть исключительно ситуация, породившая ограниче­ние круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиноче­ства выражаются в том, что старый человек, с одной стороны, ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится оди­нокого образа жизни, с другой - он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторже­ния посторонних. Практикующие геронтологи постоянно сталки­ваются с фактами, когда жалобы на одиночество исходят от ста­рых людей, живущих вместе с родственниками или детьми, го-


266 Глава V I. Особенности психического развития человека

раздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень серьезных причин нарушения связей с окружающими кроется в нарушении их связей с молодыми людьми. Закрепляется не самая гуманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной про­екции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Более того, нередким сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофобия, или враж­дебные чувства по отношению к старым людям [20, с. 18].

Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: «Про­славление молодости — это оборотная сторона ненависти к старе­нию... Презирать факт старения — это то же самое, что презирать жизнь. Это то же самое, что обнаружить полное непонимание са­мой сути жизни. Молодость - это не то состояние, которое надо сохранить. Это — состояние, которое надо развить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт -это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность по­могает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и прини­мать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Мо­лодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оце­нить их свершение и выполнение. Молодость — это время сеять и обрабатывать посевы, но это не время сбора урожая. Молодость -это время невинности и незнания, но это - не время мудрости и знания. Молодость — это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития... Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и про­гресса, то мы не поймем основные п р и н ц и п ы жизни...» [25, с. 116, 117].

Автор этого высказывания считает, что возраст сам по себе не может быть причиной здоровья или заболевания; возраст может не иметь никакого отношения к тысячам проблем, которые на


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 267

него «списывают». Вот довольно типичный вопрос: «Доктор, по­чему вы не можете мне помочь?» И столь же типичный ответ: «Ведь вы не молодеете. Вы должны чувствовать себя именно так». А далее не менее типичный совет: «Теперь, когда вы стареете, вы должны немного сбавить ход». Т. Ханна считает такой совет «смер­тоносным», который открывает путь, ведущий прямо к пораже­нию. Как исследователь и практикующий врач, избавивший сотни людей от физических страданий, причиняемых невралгией, ско­лиозом, кифозом, остеопорозом, сжатием дисков и т.д., он об­наружил, что многие неприятности связаны с сенсорно-мотор­ной амнезией, с неполадками в чувствительно-двигательной сис­теме, являющейся основой человеческого опыта и поведения. Бес­спорным является тот факт, что, как только человек перестает выполнять определенные физические действия, он постепенно утрачивает саму способность действовать. (Здесь уместно сравне­ние с обилием и разнообразием движений и действий в детстве и минимумом таковых у взрослого.) Человек утрачивает ту или иную функцию, потому что головной мозг, являясь очень чувствитель­ным органом, как бы приспосабливается к потере этой активнос­ти. Если какие-то движения, действия перестают быть частью его поведения, то мозг просто «вычеркивает» их. Иными словами, ежедневное осознание того, как происходят эти движения и дей­ствия, утрачивается, исчезает, «забывается». Это и есть с е н с о р н о -моторная амнезия, которая может наступить не обязательно в преклонном возрасте, но может быть и в 40 лет, и в 30, и даже в 20 лет. Такого заболевания, как старение, по мнению автора, нет. Огромные возможности человеческого мозга позволяют овладеть искусством управлять внутренними процессами, происходящими в организме. Этому нужно только научиться. Основываясь на рабо­тах Г. Селье (теория стресса) и М. Фельденкрайса (метод «телесно­го переобучения»), Т. Ханна разработал и доказал на практике высокую эффективность и доступность каждому программы сома­тических упражнений, позволяющей справиться с последствиями сенсорно-моторной амнезии, т.е. потерей памяти на ощущения и движения, вернуть гибкость и здоровье, овладеть искусством не стареть [21, с. 225-227; 25, с. 121-217].

Гармонирует с таким пониманием процесса старения и пози­ция академика Н.М. Амосова, доказавшего своей собственной жизнью и деятельностью ее бесспорную ценность. В свои 83 года он и сегодня поражает и удивляет тем, с какой легкостью справ­ляется с огромными физическими нагрузками.


268 Глава VI. Особенности психического развития человека

В книге «Преодоление старости» автор пишет, что он захотел усиленными физическими нагрузками повысить тренированность, а падение мотивов от исчерпания потребностей компенсировать мотивами от убеждений, от идеи. Использовать уникальное каче­ство человеческого разума: создать идею и так ее натренировать, чтобы она смогла частично заменить биологические потребности, угасающие при старении. Ученый излагает содержание экспери­мента по преодолению старости, его итоги и резюмирует свою книгу так: «Природа человеческая прочна — нужно ей доверять, не суетиться по поводу легких болезней и не пить зря лекарства. Признаки тяжелой болезни требуют проверки у врача, но и в этом случае не следует попадать в полную зависимость от медицины».

Российские ученые установили, что человек сохраняет спо­собность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока он получает соответствующие нагрузки, на которые необходимо реагировать. В современной науке о старости центральное место занимает конкретно-практическая задача поддержания жизни че­ловека на определенном стабильном уровне, расширения сроков индивидуальной жизни, изменения сроков наступления нетрудо­способной старости и изменения характера старения. В современ­ном мире человек, достигнув возраста 70—80 лет, стоит в пред­дверии биологического лимита времени, определяемого видовы­ми, наследственными и индивидуальными свойствами, которые не поддаются пока точному раскрытию. Тем важнее становится исследование фактов и факторов человеческого долголетия и дол­гожительства, т.е. возраста свыше 90 лет. Выдвигалось много гипо­тез, теорий, которые в конечном итоге объясняли причины дол­голетия особенностями личности, климатических условий про­живания, спецификой труда, быта и взаимоотношений (обще­ния) с окружающими людьми, наследственностью и т.д. По мне­нию выдающихся русских ученых И.И. Мечникова, А.А. Богомоль­ца, И.П. Павлова, естественная продолжительность жизни чело­века составляет свыше ста лет, а долголетие и долгожительство — это не исключение, а естественное физиологическое явление. При исследовании феномена долгожительства и анализе природно-эко-логических, климатических факторов ученые указывают на осо­бое значение высокогорья, так как именно в горных районах наи­более часто встречаются долгожители. На земном шаре известны три горных места, знаменитых своими долгожителями: Кавказ, Вилькамбамба в Южной Америке, Хунза в Гималаях (Пакистан). Антропологи и геронтологи, побывавшие в этих районах, приво-


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 269

дят много данных о конкретных людях, их образе жизни, а также максимальном возрасте долгожителей этих мест. На Кавказе на каждые 20 тыс. населения 14 человек достигают возраста старше 100 лет, в Хунзе на 20 тыс. человек приходится 3 жителя старше 100 лет. Жителям названных трех мест свойственно активное дол­голетие; продолжительность жизни там намного превышает сред­ние цифры на планете Земля.

Отмечается значение физиоморфологических особенностей. Долгожители — это, как правило, худые, активные люди, люби­тели свежего воздуха, у них нет старческих недугов, органических заболеваний. Жизнь завершается естественным образом. Констати­руется также, что долгожители бывают довольно скромными в отношении своего материального обеспечения, они малограмот­ны или совсем безграмотны, не избалованы хорошими гигиени­ческими условиями и легкой физической работой. Особое значе­ние в качестве фактора, противостоящего инволюции в целом и способствующего активному долголетию человека, придается его творческой деятельности.

Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом воз­расте. Вот некоторые факты о творческом долголетии. После 70 лет успешно работали многие известные ученые - П.Ламарк, М.Эй­лер, К.Лаплас, Г.Галилей, Им. Кант и др. А.Гумбольдт писал «Кос­мос» с 76 до 89 лет, И.П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» — в 77 лет (а всего Иван Петрович прожил 87 лет). Среди писателей и поэтов высоким творческим потенциалом в поздние годы жиз­ни отличались: Гюго Виктор Мари — французский писатель (1802— 1885); Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Ариэ) - француз­ский писатель и философ-просветитель (1694—1778); Бунин Иван Алексеевич — русский писатель (1870—1953, лауреат Нобелевской премии, 1933); Шоу Джордж Бернард - английский писатель (1856-1950); Гете Иоганн Вольфганг — немецкий писатель, мыс­литель и естествоиспытатель (1749—1832); Толстой Лев Николае­вич — русский писатель, граф, член-корреспондент Петербургс­кой АН (1828—1910) — написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», а в 76 лет - «Хаджи Мурат».

Многие выдающиеся музыканты, художники на протяжении всей жизни сохраняли способность к творчеству, создавая выдаю­щиеся произведения в глубокой старости. Назовем несколько имен: Микеланджело Буонарроти — итальянский скульптор, живопи-



Глава VI. Особенности психического развития человека


сец, архитектор, поэт (1475-1564); Пикассо Пабло — француз­ский живописец (1881-1973); Ци Б а й - Ш и — китайский живопи­сец (1860—1957); Куба Людвик — чешский живописец (1863-1956); Тициан (Тициано Вечелино) - итальянский живописец (ок. 1476/ 77 или 1489/90-1576); Верди Джузеппе — итальянский компози­тор (1813—1901); Касальс Пабло — испанский виолончелист, ди­рижер (1876—1973); Стравинский Игорь Федорович - русский ком­позитор, дирижер (1882-1971); Чаплин Чарлз Спенсер — амери­канский актер, кинорежиссер, сценарист (1889—1977) и др.

Высокий творческий потенциал в период геронтогенеза обус­ловлен рядом факторов, в том числе психологических, которые действуют на протяжении всего жизненного пути человека. К чис­лу наиболее типичных особенностей творческих людей относится широта их интересов. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в об­щую структуру интеллекта как целостного образования, устойчи­во противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное в максимальной степени единство личности, и субъекта деятельности. Творческая личность ориентирована на вклад, по­лезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масш­табнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость твор­ческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятель­ности, что отличает в высокой степени одаренных людей.

Творческая деятельность в известной степени выступает в ка­честве фактора не только психологического и социального, но и биологического долголетия. История науки сохранила имена таких долгожителей-гигантов, как Софокл — древнегреческий поэт, драматург (ок. 496—406 до н.э.); Гиппократ — древнегреческий врач, реформатор медицины, известный в психологии в связи с учени­ем о темпераменте (ок. 460— ок. 370 до н.э.); Платон - древнегре­ческий философ, ученик Сократа (428/427 до н.э. - 348/347 до н.э.); Джахиз Абу Усман Амн ибн Бахр — арабский писатель (ок. 767-868).

А вот примеры из века минувшего и нынешнего. Крылов Алек­сей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик и механик, инженер и изобретатель, труды которого были посвя­щены в основном кораблестроению и теории корабля, замеча­тельный педагог и популяризатор научных знаний, выполнявший многогранную деятельность в области точных наук, проявлял го-


§ 5. Период геронтогенеза: психология людей старческого возраста 271

рячий интерес к гуманитарной сфере, выразившийся в его учас­тии в развитии русской речи и охране ее правильности. Обручев Владимир Афанасьевич (1863—1956) — известный геолог и гео­граф, неутомимый путешественник, исследователь Сибири, Цен­тральной и Средней Азии, автор фундаментальных трудов, по­священных этим регионам, а также научно-фантастических, при­ключенческих и научно-популярных книг (всего около 24 тыс. стра­ниц); Герой Социалистического Труда, академик.

Приведенные примеры свидетельствуют о разнообразии и широте интересов творческих личностей. Их интересы носят ак­тивный характер, реализуясь не только в разных формах профес­сиональной деятельности, но и в других социально значимых сфе­рах, что увеличивает шансы в реализации разнообразных потен­циальных возможностей личности в период геронтогенеза. Иссле­дование личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому, к ребяч­ливости). Специфика заключается в том, что уровень рефлексиру-емой креативности не зависит от пола научных работников, что говорит о ведущей роли деятельностного фактора в раскрытии потенциальных возможностей человека, резервов его организма и личности [17, с. 246, 247].

Очень многие люди относятся с большим интересом к вопро­сам продолжительности жизни и особенно активного долголетия, характеризующегося высокой работоспособностью без болезней. Один из современных исследователей здоровья и долголетия Гущо Юрий Петрович - мастер спорта, спортивный тренер, профес­сор, доктор технических наук, изобретатель России, президент международной ассоциации «Личность, экология, мир», руково­дитель кругосветного ралли по всем континентам планеты - счи­тает, что при определении «рейтинга долголетия» необходимо учитывать, как развиваются процессы старения и антибиостаре-ния, и выделяет двенадцать контролируемых показателей, кото­рые влияют на эти процессы (т.е. процессы старения и антибио-старения организма). Перечислим эти показатели: наследственность; время и место рождения; условия и культура дыхания; водно-пи­тьевой режим; физическая культура; питание; нравственное и пси­хическое состояние; очищение организма и сон; социальное по-



Глава VI. Особенности психического развития человека


ложение; условия труда; медицинское и лекарственное обслужи­вание; вредные привычки.

Таким образом, период геронтогенеза — итог всего жизнен­ного пути человека — младенчества, раннего возраста, дошколь­ного, младшего школьного, подростничества и отрочества, ран­ней юности, молодости, взрослости, зрелости. В этот период уси­ливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и но­вообразования прогрессивного характера, которые позволяют пре­дупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущим пси­хологическим среди которых можно считать развитие его как со­циально активной личности, как субъекта творческой деятельно­сти и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет вы­сокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология жизни: Исследования геронтопсихоло-гии: Учеб. пособие. М, 2000.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

3. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.

4. Виткин Д. Мужчина и стресс / Пер. с англ. СПб., 1995 (Сер. «Сам себе психолог»).

5. Возрастные аспекты онтопсихологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1993.

6. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: Учеб. пособие. М., 2001.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психоло­гию активности. М., 1987.

8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ро­стов н-Д, 1996;

9. Крымская М.Л. Климактерический период. М., 1988.

 

10. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия / Пер. с исп. М., 2001.

11. Монахов Н.А. Плоды подсознания: Очерки об инстинктах, фор­мирующих человеческие конфликты. М., 1995.

12. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. СПб., 1995.
• 13. Общая и прикладная акмеология: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под ред.

А.А.Деркача. М., 2001.


План-задание для самостоятельной работы



14. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М., 2000.

15. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск; М., 2001.

16. Российское сознание: психология, феноменология, культура. Меж-вуз. сб. науч. работ. Самара, 1994.

17. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.

18. Смит Э.Д. Стареть можно красиво. Руководство для пожилых, пре­старелых и тех, кто заботится о стариках / Пер. с англ. М., 1995.

19. Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели пси­хологического развития. Киев, 1992.

20. Старость: Популярный справочник / Пер. с пол. М., 1996.

21. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н-Д, 1995.

22. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. / Пер. с англ. и нем. М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии).

24. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. М., 1990 (Б-ка зарубежной психологии).

25. Ханна Т. Искусство не стареть (Как вернуть гибкость и здоровье) / Пер. с англ. СПб., 1996 (Сер. «Исцели себя сам»).

26. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.

27. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996.

28. Яцемирская Р. С, Беленькая И.Г. Социальная геронтология. М., 1999.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Используя методическую процедуру (гл.1, план-задание,
п. 1), осуществите самозачет по системе психологических терми­
нов и понятий, относящихся к характеристике периода молодос­
ти, взрослости, зрелости, старости.

Адаптивность человека, акмеология, альтруизм, аномия, взрос­лость, генеративность, геронтопсихология, гетерохрония, жизнен­ный кризис, зрелость, идеал, инволюция, интимность, инфантилизм, климактерий, локус контроля, молодость, нормативное сознание, образ жизни, одиночество, оптимизм, опыт, ответственность, пред-старческий психоз, самоактуализация, самоопределение, семья, сен­сорно-моторная амнезия, смысл жизни человека, социальная зрелость, старение, суицид, труд.

2. Подготовьте лекцию на тему «Жизненные кризисы и их роль
в психическом развитии человека на разных возрастных ступенях».
Раскройте их сущность, причины, возможности предупреждения
или преодоления. В качестве исходного материала используйте ре­
комендованную литературу [7, 8, 11, 21, 22].


274 Глава V I. Особенности психического развития человека

3. Подготовьте варианты «круглого стола» для студенческой научно-практической конференции на тему «Проблемы профес­сионального и личностного роста человека в современных усло­виях» [2, 3, 7, 8, 13, 19, 23, 24]. Используйте результаты прове­денных вами исследований по психологическим характеристикам деятельности, поведения, общения людей в периоды молодости, взрослости, зрелости, старости.

4. Проведите в классе и обобщите экспериментальные иссле­дования по выявлению особенностей психического развития че­ловека по нижеследующим методикам.

МЕТОДИКА «Ж И З Н Е Н Н Ы Е ЦЕЛИ»

1. В течение 3 мин. ответьте на вопрос: «Каковы мои жизненные цели?» (на все вопросы даются письменные ответы).

2. В течение 3 м и н. ответьте на вопрос: «Что я хочу достигнуть в ближайшие 3 года?»

3. В течение 5 мин. ответьте на вопрос: «Как и что я стал бы делать, если бы узнал, что мне осталось жить только шесть меся­цев по причине неизлечимой болезни?»

Внимательно прочтите все написанное и выберите три самые главные для вас цели.

4. Оцените, пытаетесь ли вы реально достичь эти цели и на­сколько успешно (неуспешно) это удается.

5. Оцените, часто ли вы серьезно задумываетесь о своих жиз­ненных целях самостоятельно.

6. Вспомните и нарисуйте, каким вы были в детстве (4—6 лет); наиболее запомнившийся эпизод детства.

 

7. Опишите ваш типичный жизненный эпизод в настоящее время.

8. Постарайтесь представить, что ждет вас в будущем, каким вы будете.

9. Вспомните и опишите те жизненные события, которые силь­но повлияли или даже изменили вашу жизнь, судьбу.

Обобщенные материалы обсудите с учащимися.

АНКЕТА1

Если вам предложили в нескольких словах изложить свое по­ нимание личного счаст ья, то какие из приведенных ниже ответов

' Анкета проводится для изучения изменения ценностных ориента­ции людей.


План-задание для самостоятельной работы 275

вы используете? Укажите цифрой 1 самое важное для вас, циф­рой 2 — чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот вопрос вы ответили 5 и 10 лет назад (укажите 3—5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад), соотнесите полученные результаты. Итак:

активная деятельная жизнь;

интересная работа;

материально обеспеченная жизнь;

наличие верных друзей;

счастливая семейная жизнь;

жизнь, полная удовольствий, развлечений;

свобода, независимость;

расширение своего образования, кругозора;

мирная обстановка в стране;

чистая совесть, честная жизнь;

общественная активность;

комфорт, покой;

здоровье;

любовь;

наличие детей;

достижение власти;

уважение окружающих;

творчество;

равенство для всех;

искусство;

деньги любыми способами;

успех в карьере;

общение с людьми;

вера;

что-то другое...

ОПРОСНИК «ЯКОРЬ КАРЬЕРЫ» Э. ШЕЙНА (перевод и адаптация В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой)

Цель: оценить свои карьерные ориентации.

Инструкция: используя систему оценок от 1 (совершенно не­важно) до 10 (исключительно важно), укажите:

Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?

1 Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000. 298 с.


 

Глава V I. Особенности психического развития человека

1 23456789 10 1 23456789 10 1 23456789 10 1 23456789 10 1 23456789 10 1 23456789 10 1 2 345678 9 10 1 23456789 10 1 2 34567 8 9 10 1 234567 8 9 10 1 23456789 10 123456789 10 1 2 34 5 6 7 8 9 10 123456789 10 1 2 345678 9 10 123456789 10 1 2345678 9 10 1 2 34 5 6 7 8 9 10 1 2 34 5 6 7 8 9 10 1 2 3 45 6 7 8 9 10 123456789 10

1.Строить с в о ю карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы

2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях

3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации

4. Иметь постоянное место работы с га­рантированным окладом и социальной защищенностью

5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим

6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми

7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были уравновешены

8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей

9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью

 

10. Быть первым руководителем в организации

11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями

12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени

13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше

14. Соревноваться с другими и побеждать

15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять моему образу жизни

16. Создать новое коммерческое предприятие

17. Посвятить всю жизнь избранной профессии

18. Занять высокую руководящую должность

19. Иметь работу^ которая предоставляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.

20. Оставаться на Одном месте жительства и не переезжать в связи с повышением

21. Иметь возможность использовать свои умения и талант для служения важной цели


План-задание для самостоятельной работы



 


Насколько Вы согласны


с


каждым из следующих утвержде-


ний?


22. Единственная действительная цель моей карьеры - находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли

23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере

24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело

25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции

26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировало их деятельность

27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии

28. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим

30. Соревнование и выигрыш - это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры

31. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится

32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры

33. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией

34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации

35. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса

36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт


1 2345 67 89 10 123456789 10

1 2 345 67 89 10

1 23456789 10

123 45 67 89 10 1 23456789 10

123456789 10 123456789 10 1 23456789 10 123456789 10 123456789 10

1 2345 67 89 10

123456789 10 12345678910


 
1 2 3 45 67 89 10 1 23456789 10 1 23456789 10 123456789 10 1 23456789 10

Глава V I. Особенности психического развития человека

37. Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели

38. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования

39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере

40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.