Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная динамика развития психических функций




Смена подъемов и спадов в уровне развития мышления сви­детельствует не только о неравномерности его развития от воз­раста к возрасту, но и о цикличности, позволяющей проследить

переходные стадии.

Наиболее высокие величины показателей развития мышления приходятся на 20, 23, 25 лет и 32 года. В третьем макропериоде пики наблюдаются в возрасте 39 и 45 лет, но на сниженном уров­не по сравнению с предыдущими макропериодами. В возрасте 26— 29 лет происходит общий спад, который в дальнейшем сменяется подъемом, не достигающим, однако, уровня первого и второго макропериодов.

8*


228 Глава V I. Особенности психического развития человека

Динамика в уровне развития мышления на всем протяжении рассматриваемых возрастов зрелости неустойчива. Наибольшая подверженность изменениям наблюдается в возрасте 18—25 лет, в период ранней зрелости, что свидетельствует об активной пере­стройке в мыслительных функциях в эти годы.

Изменения в памяти также происходят неравномерно, однако по сравнению с мышлением темп несколько замедлен. Смена подъе­мов и спадов происходит примерно через три-четыре года, тогда как в мышлении — через один-два. Наиболее высокие величины уровневых показателей памяти приходятся на 19 лет, 23—24 года и 30 лет. От 25 до 28 лет наблюдается снижение, сменяющееся в дальнейшем подъемом, наивысшая точка которого приходится на 30 лет. В последующих возрастах происходит равномерное сниже­ние с колебаниями, которое по сравнению с предыдущими пери­одами особенно выражено в 45—46 лет.

По мнению Е.И. Степановой, по смене подъемов и спадов развитие памяти опережает развитие мышления, и в период воз­растного развития зрелости снижение уровня памяти неизменно происходит быстрее.

Неравномерно развивается и внимание. Наиболее заметные изменения наблюдаются в возрасте от 22 до 25 лет. В первом макро­периоде уровень внимания оказался ниже уровня мышления и памяти. Умеренный подъем начинается с 26 и продолжается до 29 лет. Показатели развития внимания в эти годы оказались выше показателей мышления и памяти. Наивысшие точки подъема при­ходятся на 29 лет, 32 и 33 года. Снижение в 34—35 лет совпадает со снижением уровня памяти и мышления в эти годы. В дальнейшем смена подъемов и спадов продолжается. В третьем макропериоде уровень развития внимания опережает уровень развития как мыш­ления, так и памяти, особенно последней. Здесь пики приходятся на 38 лет и 42 года.

Сопоставление развития разных процессов позволило выде­лить три этапа неравномерного развития.

Первый характеризуется разнонаправленностью развития мыш­ления и памяти, что в итоге проявляется в относительном равно­весии в виде снижения уровня в 26 лет. В дальнейшем наблюдают­ся более согласованные и однонаправленные изменения.

На втором этапе память и мышление развиваются параллель­но, но с опережающей ролью памяти. В 30 лет память достигает оптимальной точки своего развития. Уровень мышления в этом возрасте выше уровня памяти.


§ 1. Специфические проблемы периодизации индивидуального развития 229

Третий этап начинается с 31 года. Он отличается разнонаправ-ленностью развития памяти и мышления, которая сказывается на снижении уровня памяти и сохранении высокого уровня развития мышления, оптимальная точка которого приходится на 32 года. Разнонаправленность развития памяти и мышления сохраняется до 46 лет. Уровень развития памяти снижается раньше, чем уро­вень мышления.

Сопоставление уровня развития мышления и внимания по­зволяет выделить следующие этапы:

1. От 18 до 25 лет уровень развития мышления выше уровня развития внимания. Подъемы в уровне развития внимания прихо­дятся на 22 и 24 года, когда наблюдается спад в уровне развития мышления. При низких показателях развития внимания характер­на их относительная стабилизация, а в мышлении при высоких показателях отмечается изменчивость. В дальнейшем динамика в соотношении уровней развития мышления и внимания меняется.

2. В возрасте от 26 до 29 лет внимание начинает опережать мышление по уровню развития. Это этап разнонаправленного раз­вития мышления.

3. В возрасте от 30 до 32 лет уровни обеих функций совпадают. Точки подъема здесь приходятся на 32 года, в возрасте от 33 до 35 лет уровень внимания выше уровня мышления.

4. С 36 лет наступает этап, когда снижается уровень внимания и повышается уровень мышления. Этап однонаправленного разви­тия мышления и внимания сменяется этапом разнонаправленно­го развития этих функций.

Выявлено соответствие в возрастной изменчивости мысли­тельных функций и эвристического поиска (процесса решения задач). Подъемы в показателях развития эвристического поиска совпадают с пиками в развитии мышления, они также приходят­ся на 20, 25 лет и 32 года. Спад обнаружен в те же годы (26—29 лет).

Наивысшие точки подъема показателей развития интеллекта приходятся на 19 лет, 22 года и 25 лет. В возрасте 36-40 лет показа­тели, характеризующие зрелость суждений, наиболее высоки, что, видимо, связано с приобретением жизненного опыта.

Одновременное повышение уровня развития памяти, мыш­ления и внимания обнаружено л и ш ь в двух микропериодах — 22— 25 лет и 30—33 года, одновременное снижение уровня - только в одном микропериоде — 34-35 лет.



Глава V I. Особенности психического развития человека


§ 2. ПСИХОЛОГИЯ МОЛОДОСТИ: АВТОРСТВО СОБСТВЕННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Определение возрастных границ молодости, как и решение многих проблем, относящихся к «молодежным», до сих пор оста­ется предметом научных дискуссий. Известный отечественный со­циолог И.В. Бестужев-Лада пишет: «Дело в том, что «молодежь» -не только и не столько возрастное понятие, сколько социальное и историческое». К этой категории в разные времена и в различных слоях общества относили людей весьма разного возраста.

На расширительное понимание молодости обращает серьез­ное внимание и отечественный психолог, исследователь возрас­тов жизни человека, А.В. Толстых, констатируя, что в молодежь «записываются» и «молодой ученый» за тридцать, и «молодой поэт» за сорок, и «молодой режиссер», уже готовящийся к юбилею (т.е. пятидесятилетию). Далее продолжает: «Нередко молодость воспри­нимается самими молодыми людьми, во-первых, как своеобраз-н ы й «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, к о н е ч н о же, н и к т о не. застрахован), в-третьих, на недо­мыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои по­ступки, саму свою жизнь — мол, молоды еще). Возникает вопрос: а не слишком ли мы в таком случае расточительны с отпущенным нам временем жизни, откладывая на завтра то, чему самое время сейчас, здесь и теперь!» [22, с. 132].

Разделяя позицию А.В. Толстых, полагаем, что молодость че­ловека начинается в юности (в некоторых периодизациях эта сту­пень называется «поздней юностью» - от 18 до 25 лет). Еще этот этап называют этапом «человеческой близости». Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, легко образуются дружес­кие связи, приходит любовь, создаются семьи. Ведущей деятель­ностью является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо то и другое вместе. Благодаря этим деятельно-стям молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых уме­ний. Этот возраст характеризуется как «устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства лич­ности» [21, с. 84, 85], стабилизируются все психические процес­сы, человек приобретает устойчивый характер. В молодости чело­век наиболее способен к творческой деятельности, формулирова-


§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 231

нию эвристических гипотез, максимально работоспособен, по­этому прогресс в различных областях научного знания во многом связан с деятельностью молодежи. Молодежь овладевает наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в самых раз­нообразных и современных областях науки и техники; в трудовой деятельности (интеллектуальной, физической); усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое даль­нейшее развитие и творческое совершенствование (в том числе в новых областях — в области менеджмента, маркетинга, экологии и пр.).

Молодость - это для большинства молодых людей и студен­ческая пора, когда им приходится выдерживать довольно боль­шие нагрузки - физические, умственные, нравственные, воле­вые. Далеко не все они на первых порах умеют рассчитывать свои собственные силы, рационально организовывать свою работу. Ска­зывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов. Поэтому очень важны, особенно на младших курсах, организация систематического контроля за их учебной деятельно­стью, проведение индивидуальных консультаций, работа курато­ров и т.д. Регулируемая интеллектуальная нагрузка (а не безмерная перегрузка), осуществляемая на высоком, но доступном для сту­дента уровне, является важнейшим условием повышения само­организации и активности учащейся молодежи.

Молодость - важный этап развития умственных способностей. Существенно развиваются теоретическое мышление, умение аб­страгировать, делать обобщения. Происходят качественные изме­нения в познавательных возможностях: речь уже идет не только о том, сколько и какие задачи решает молодой человек, а каким образом он это делает (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие, родовые; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом, и т.п.). Раз­витие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творчес­ких способностей, предполагающих не просто усвоение инфор­мации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. (Напомним, что в качестве важнейшего компо­нента творчества специалисты-психологи выделяют преобладание дивергентного мышления, которое подразумевает, что на один и тот же вопрос может быть дано множество одинаково правильных и равноправных ответов, - в отличие от конвергентного мышле­ния, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее


232 Глава V I. Особенности психического развития человека

проблему как таковую.) Такие особенности мышления студентов надо учитывать в организации учебной деятельности в вузе в це­лом — в лекционном преподавании, при подготовке содержания заданий для самостоятельной работы, при проведении практи­ческих и лабораторных занятий, в их научно-исследовательской работе.

Творческая активность молодого человека предполагает уме­ние преодолеть обыденные представления, а иногда и выходить за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям, а также снятие разных запретов и ограничений для более полного своего проявления, свободный поиск нового и пр. Вместе с тем сохраняется необходимость со­блюдения интеллектуальной дисциплины, организованности и систематичности в работе. И особенно в них нуждаются студенты, обладающие творческими способностями, но недостаточно собран­ные, не очень организованные, часто работающие урывками, без строгого плана и системы. При прочих равных условиях, как пра­вило, меньше шансов на успех у того, кто разбросан в работе, не умеет ее планировать, не доводит дело до конца. И наоборот, бо­лее успешен (в учебе, творчестве) тот, у кого сильна устремлен­ность на решение задач, тот, кто умеет максимально использовать свои интеллектуальные ресурсы, которые, в свою очередь, разви­ваются и совершенствуются только в процессе систематической умственной работы.

Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности студентов, так как они непосредственно влияют на качество профессиональной подготовки, на формиро­вание личности профессионала. Назовем некоторые из них: по­знавательные, профессиональные, мотивы творческого достиже­ния, широкие социальные мотивы — мотив личного престижа, мотив сохранения и повышения статуса, мотив самореализации, мотив самоутверждения, материальные мотивы. Существенным мотивационным фактором эффективности учебной деятельности студентов является мотив творческого достижения. Напомним, что потребность в достижениях переживается человеком как стремле­ние к успеху, представляющему собой разницу между прошлым уровнем исполнения и настоящим, это — соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое он берется. Она проявляется также во включенности в достижения дальних целей, в получении уникальных, оригиналь­ных результатов как в продукте деятельности, так и в способах


§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 233

решения проблемы. Потребность в достижениях стимулирует по­иск человеком таких ситуаций, в которых он мог бы испытывать удовлетворение от достижения успеха. Поскольку учебная ситуа­ция (обычные занятия, зачет, экзамен и т.д.) содержит много возможностей для достижения более высокого уровня, то можно предположить, что лица с высокой потребностью в достижениях должны испытывать большее удовлетворение от учения, вклады­вать больше усилий в учебный процесс, что приведет и к более высоким результатам в учении (к более высокой успеваемости сту­дента). Обратной стороной потребности в достижениях является потребность в избегании неудачи. Студенты с ярко выраженным стремлением избегания неудачи, как правило, обнаруживают низ­кую потребность в улучшении достигнутых результатов, предпо­читают стандартные способы уникальным методам, боятся твор­чества. Потребность в избегании неудачи лежит в основе рутинно­го исполнения деятельности, в основе догматического следова­ния инструкциям как в молодости, так и в дальнейшей жизни. Для студентов с преобладающим мотивом избегания неудачи ха­рактерна повышенная тревожность, неконструктивное отноше­ние к учению (чаще проявляется защитная установка относитель­но учебной деятельности). Они, как правило, учатся не для того, чтобы получить удовлетворение учебными достижениями, а ско­рее всего для того, чтобы избавиться от неприятностей, связан­ных именно с неуспехом. Естественно, что нужно всячески разви­вать, культивировать потребность в достижениях, поскольку она способствует не только состоянию удовлетворенности учением в вузе (или ином специальном учебном заведении), вызывает эф­фект облегчения учения, повышает эффективность в плане умень­шения затрат времени на достижение учебных целей и т.п., но и положительно влияет на формирование личности студента в це­лом, способствует личностному росту, максимальному использо­ванию потенциальных возможностей в процессе авторства соб­ственного образа жизни и дальнейшей его реализации.

Большое место в молодости занимает общение. Учебная дея­тельность (прежде всего аудиторные занятия) проходит в группе, в среде однокурсников. В связи с этим специалисты (Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова и др.) обращают внимание на важность мотива аффилиации. Под ее мотивом принято понимать стремление чело­века к вступлению в общение с членами своего общества, стрем­ление к созданию, сохранению и восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми. Исследова-



Глава V I. Особенности психического развития человека


ния мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, на­пример, что учиться на «отлично» второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (осо­бенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на «отлично» студен­там с высокой аффилиацией легче, чем с низкой аффилиацией, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и про­цесс активного общения не мешает, а помогает учению. Если об­наруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может при­вести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высо­кой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в обще­нии, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятель­ность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удов­летворенность учением.

Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоут­верждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авто­ритетным, убедительным. Они проявляются в стремлении дока­зать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студен­ческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлет­воренность учением, вызывает облегчение его процесса, повыша­ет ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познаватель­ная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования з н а н и я м и, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснован­ную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с


§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 235

мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на по­вышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность уче­бой в вузе (или ином специальном учебном заведении, готовя­щем специалистов-профессионалов в той или иной области дея­тельности).

Время учебы в вузе условно можно разделить на два основных этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация молодо­го студента к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (обычно начиная.с третьего) - этап про­фессионального самоопределения студента как будущего специа­листа. Наиболее сложный - первый этап вузовского периода. Он связан порою с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия. Именно в этот период происходит наибольший отсев из вуза. И поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, возникаю­щих в условиях производства (в том числе и в условиях педагоги­ческого труда), то главной и вполне осмысленной его целью ста­новится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение нужной системы фундаментальных знаний, овладе­ние социальным статусом студента. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного ха­рактера и соответственно мало влияет на их успеваемость. Посте­пенно с приобретением профессиональных знаний они глубже осмысливают профессиональные тонкости своей будущей специ­альности, у них формируется определенное отношение к будущей профессиональной деятельности. У многих из них, достигших до­статочно высокого уровня социальной зрелости, наступает пора выраженного профессионального самоопределения. Главными при­знаками этого являются осмысленная и твердая готовность к ак­тивной самостоятельной деятельности по выбранной специально­сти, стремление постоянно совершенствоваться в ней. Наряду с анализом динамики профессионального самоопределения студента существенную роль для понимания процесса формирования его личности играет анализ противоречий, присущих студенческому возрасту.

1. Социально-психологические. Это противоречия между рас­цветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Противоречия между ре­зультатами деятельности студента, проявившимися у него (у нее)


236 Глава V i. Особенности психического развития человека

индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружаю­щих сокурсников к личности. Вполне возможны противоречия в системе «преподаватель—студент» (не случайно в различных сове­тах студенческой «братии» предлагаются способы взаимодействия с преподавателями в зависимости от их типов, таких, как «интел­лигенты», «узкие специалисты», «администраторы» и даже «не­удачники»). К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложив­шимися у него до вуза стереотипами поведения.

2. Противоречия между стремлением к самостоятельности в
отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими
формами и методами подготовки специалиста определенного про­
филя. Эти противоречия имеют дидактический характер и могут
порождать неудовлетворенность студентов и преподавателей ре­
зультатами учебного процесса.

3. Противоречия между поступающим через разные источники
огромным количеством информации, расширяющей знания сту­
дентов, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысле­
ния. Эти противоречия могут привести как к поверхностным зна­
ниям, так и к поверхностному мышлению. Речь здесь должна идти,
вероятно, о развитии, формировании и совершенствовании ин­
формационной культуры в широком смысле этого слова (т.е. раз­
работке, создании информации и ее восприятии, осмыслении,
использовании).

При всем многообразии моделей подготовки учащихся и сту­дентов в учебных заведениях различного уровня необходимо все­гда помнить о некоторой выходной модели, которая характеризу­ет образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования.

Ж и з н е н н ы й путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или ов­ладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженно­сти во времени у каждого человека, но непременно проходит че­рез определенные фазы [8, с. 418-425]. Детальным изучением их занимаются специалисты в области психологии труда, однако зна-


§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 237

комство с этим материалом может быть полезным студенту любо­го учебного заведения, молодому специалисту, учителю, руково­дителю и многим другим. Мы же сделаем замечания следующего рода: сознательный и самостоятельный выбор молодым челове­ком профессионального трудового пути, сознательно и самосто­ятельно выстроенный личный профессиональный ж и з н е н н ы й план - необходимое условие успешности его труда и удовлетво­ренности в будущем [8, с. 125—126). И второе: представление о фазах жизненного пути профессионала существенно дополняет представление о жизненном пути человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте, о жизнен­ном пути как целостном процессе, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью [8, с. 418-425].

Э.Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации («якорей»)1.

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с
наличием способностей и талантов в определенной области (на­
учные исследования, техническое проектирование, финансовый
анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами сво­
его дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успе­
ха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к рабо­
те, которая не позволяет развивать свои способности. Одновре­
менно эти люди ищут признания своих талантов, что должно вы­
ражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управ­
лять другими в пределах своей компетентности, но управление не
представляет для них особого интереса.

2. Менеджмент. В д а н н о м случае первостепенное значение име­
ют ориентация личности на интеграцию усилий других людей,
полнота ответственности за конечный результат и соединение раз­
личных функций организации. Понимание этой карьерной ориен­
тации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует
не только аналитических навыков, но и навыков межличностного
и группового общения, эмоциональной уравновешенности, что­
бы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной
ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей
своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет уп­
равлять различными сторонами деятельности предприятия: фи­
' Излагается по: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная соци­
альная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000. 298 с.


238 Глава VI. Особенности психического развития человека

нансами, маркетингом, производством продукции, разработка­ми, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности
с этой ориентацией — освобождение от организационных правил,
предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все де­
лать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько рабо­
тать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации
(рабочее время, место работы, форменная одежда), личность го­
това отказаться от продвижения по службе и от других возможно­
стей ради сохранения своей независимости.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена
потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы бу­
дущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо раз­
личать два типа стабильности - стабильность места работы и ста­
бильность места жительства. Стабильность места работы подразу­
мевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает
определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботит­
ся о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии,
выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа,
ориентированный на стабильность места жительства, связывает
себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном
месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или
организацию только тогда, когда это не сопровождается его «сры­
ванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут
быть талантливыми и подниматься на высокие должности в орга­
низации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они от­
кажутся от повышения, если оно грозит риском и временными не­
удобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориен­тацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценно­сти жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего рабо­тают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препят­ствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, что­бы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматри-


§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 239

вается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область дея­тельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов име­ют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интегра­
цию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его
жизни доминировала только семья, или только карьера, или только
саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Та­
кой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как
совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или орга­
низацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной
ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодо­
левать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на дру­
гих, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство.
Причем это не всегда творческий человек, для него главное — со­
здать дело, концепцию или организацию, построить ее так, что­
бы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу.
Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала
он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопре­делением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

В период молодости (18—30 лет) деятельность человека дости­гает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах.

Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жиз­ненных целей, он трудится над утверждением своего предназна­чения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непре­одолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности крат-ковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе осво­ения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека [22, с. 159].

Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные пробле­мы с развитием самосознания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, наступ­ление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. В свя­зи с этим необходимо ознакомиться с понятием «аномия». Под



Глава VI. Особенности психического развития человека


аномией понимаются «различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-норматив­ный «вакуум» (своего рода «отсутствие» норм); низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведения; неустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписаний; противоречие между нормами, опре­деляющими цели деятельности, и нормами, регулирующими сред­ства достижения этих целей» [16, с. 269]. Аномия порождает ци­ничное и безответственное отношение молодежи к закону, игно­рирование требований общественной морали, приводит к росту преступности среди подрастающего поколения, дезориентации в выборе жизненного пути, к снижению социального статуса се­мьи, к пренебрежению нравственными ценностями. Низкопроб­ная западная кино- и телепродукция с их культом силы и порно­графией, коммерциализация духовной сферы общества, погоня за сиюминутной выгодой; сложное положение в системе народ­ного образования (низкая оплата, отток профессионалов, феми­низация не только средней, но и высшей школы) и т.п. — все это тоже приметы обновляющейся, перестраивающейся России. По­требуется немало времени и огромные усилия по преодолению аномии в нашей стране, утверждению новых социальных ценнос­тей, возрождению незаслуженно забытых традиций и обычаев (как мощных регуляторов поведения молодежи), формированию вдум­чивой государственной политики в работе с молодежью (не отда­вать на откуп случайным неформальным объединениям и другим претендентам). И многое в этой созидательной работе будет при­надлежать самой молодости в конструктивном сотрудничестве со старшим поколением.

К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное состояние, некий перелом в развитии, свя­занный с тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, как мало он сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и пр. И н ы м и словами, происходит переоценка ценностей, критичес­кий пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семья, профессия.


§ 3. Психология взрослого человека 241

привычный образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущ­ности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кри­зис молодости свидетельствует о том, что он переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обратим внимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного со­стояния может наступать неоднократно на протяжении жизнен­ного пути (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное состоя­ние человека (в случае нормы, а не патологии) — явление поло­жительное, так как дает импульс к дальнейшему совершенствова­нию (самосовершенствованию) личности в ее развитии [7, с. 168— 181; 8, с. 4 1 5 - 4 1 8; 21, с. 251-255].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.