Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Любопытство




В С

3 4


Да Нет Иногда

1. Меня все интересует с первого Да Нет Смотря по взгляда обстоятельствам

2. У меня есть интересы помимо основного занятия

3. В свободное время у меня тоже есть

серьезные дела (общественная работа, Нет Время от времени

. Да

спорт и т.п.)

Да Нет Иногда

4. Я стараюсь расширить ту область,
которой занимаюсь

Некоторые темы меня интересуют

5. Я всегда хочу знать больше обо Да Нет

всем

1 См.: Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе: Книга для уча­щихся. М., 1991. С. 55-61.



Глава V. Психология подростка и старшего школьника


6. Я с удовольствием собираю материалы и информацию 7. Читать для меня...

II. 1. Когда я берусь за дело, то намерен довести его до конца 2. Я заканчиваю то, что начал 3. Неудача меня обескураживает
  4. Неудача побуждает к размышлениям 5. Ради дела я готов пожертвовать удовольствиями III. Честолюбие Возмож-1. В профессии для меня важно...

 

     
Да Нет Иногда
Необ-ходи- Скука Удовольствие
мость    
Упорство    
Да Нет Зависит от цел
Да Нет Иногда
т Нет Да Я смеюсь над этим
Да Нет Немного задумываюсь
Да
2. Есть великие люди, которыми я восхищаюсь 3. Если представится случай, я переменю профессию на более интересную 4. Ради новых знаний я бы охотно посещал специальные курсы 5. Я люблю встречи и дискуссии 6. Я люблю коллективную работу IV. И з о б р е 1. Я размышляю о механизмах мышления 2. Меня интересует устройство прибора, которым пользуюсь 3. Я представляю, как можно его улучшить 4. Думаю, что у меня умелые руки

Нет Время от времени

 

ность твор- Спо­койст- Хорошая зарплата
чества вие  
Да Нет Вызывает лишь интерес
Да Нет Все зависит от выигрыша
Да Нет Надо, чтобы меня заставили
Очень Нет Умеренно
Да Нет Могу приспособиться
Да Нет Иногда, если Вынужден
Да Нет Иногда
Да Нет Иногда
Нет
Да

Кое-что умею


План-задание для самостоятельной работы



 

l 12 11з | 4
5. Меня интересует логика в Очень Не Предпочитаю
рассуждениях   заду-мыва-юсь над этим занимательность
6. Размышляя, я готов отказаться отсвоих старых представлений Если убеж­ден Иногда Этослишком трудно
V. Мои с и л ь н ы е стороны
1. Здоровье позволяет мне напряженно работать Да Нет Умеренно
2. В общем, мне везет Да Нет Иногда
3. Моя память... Хоро­шая Плохая Средняя
4. Меня привлекает необычное Да Нет Если это касается моих интересов
5. Я убежден в ценности Да Нет В некоторой
квалификации     степени
6. Я выбрал профессию... По при- Слу­чайно Из практических соображений
  званию  
7. Я люблю мечтать и Да Нет Иногда
фантазировать      
8. Не люблю одиночества Да Нет Немного
9. Люблю размышлять в уединении Да Нет Зависит от ситуации
10. Когда нужно, я умею отрешиться от хлопот Да Нет Не всегда успешно

Анализ результатов. Если большинство ответов в колонке «А», то вы скорее всего в полной мере одарены творческим темпера­ментом и ваши таланты проявляются в изобретательстве. Но вы еще не сделали ничего оригинального. Возможно, это оттого, что вы очень молоды или же склонны переоценивать себя, берясь за все подряд. В любом случае ваше желание быть творцом уже про­явилось.

Большинство ответов в колонке «В» означает, что вы доволь­но безразличны к творчеству. Может, дело в чрезмерной скромно­сти и пассивности? Если вы не задумаетесь над этим, то всю жизнь останетесь хорошим исполнителем, что, впрочем, тоже неплохо.


216 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

Но не стоит огорчаться и в том случае, если вам твердо из­вестно, что у вас нет способностей к науке. Вы же помните основ­ной принцип психодиагностики: нет людей бесталантных, а есть люди, занятые не своим делом. Банально повторять, что лучше быть хорошим портным, чем заурядным научным сотрудником. Престиж не тот? Помилуйте, какой может быть престиж у плохо­го ученого? Каждый раз с тревогой ждать разгромных рецензий на очередную работу, всю жизнь завидовать более способным, по­стоянно комплексовать на эту тему... Нет, незавидная судьба.

Большинство ответов в колонке «С» свидетельствует, что вы, без сомнения, можете доказать творческую способность, но не хотите это делать. Возможно, что ваш творческий ум избирателен и может проявить себя в некоторых областях. А.Эйнштейн, напри­мер, был гениальным творцом, если речь шла об абстрактных идеях; но его совсем не интересовали маленькие изобретения для повседневной жизни. Старайтесь не быть человеком одной идеи, потому что не у всех возможности Эйнштейна. Или попробуйте хотя бы развить больше маленьких идей, чтобы поддержать ту, которая вам действительно по сердцу.

Итак, если у вас нет сомнений в своих творческих возможно­стях, то теперь полезно присмотреться к ним повнимательнее. Попытаемся обозначить те особенности, которые отличают твор­ческую личность. Точнее, речь пойдет как бы о нескольких лично­стях, объединенных в одну, причем каждая из них отвечает за свой участок работы.

1. Открыватель. Он способен решать такие задачи, которые требуют открытия каких-то закономерностей, свойств, отноше­ний.

2. Созидатель. Обладает умением создавать, конструировать новые материалы, машины, технологии и др.

 

3. Нарушитель границ. Д л я него характерно очень существенное для исследователя качество: способность переходить из своей уз­кой сферы в смежные области науки и успешно решать новые задачи. Такая мобильность незаменима при работе с комплексны­ми проблемами, на стыке наук.

4. Независимый. Умеет противостоять с л о ж и в ш и м с я традициям и взглядам, мешающим получать новые знания. Он независим и по отношению к собственным устаревшим представлениям и ме­тодам работы.

5. Фантазер. В отличие от обычных фантазеров, к его научным фантазиям предъявляется жесткое требование: они должны быть


План-задание для самостоятельной работы 217

достоверны. Исследователь должен уметь на основе скудной ин­формации о нынешнем состоянии предмета предсказать его буду­щее, предложить убедительные гипотезы о прошлом. Самое цен­ное качество фантазера — способность подниматься над реально­стью.

6. Системщик. Его задача — видеть предмет в целом, с о всеми его связями и последствиями, если связи нарушатся. Этого каче­ства не хватает многим специалистам, обслуживающим ведом­ственную науку. Многочисленные прожекты, вроде поворота се­верных рек, перекрытия дамбой Финского залива или строитель­ства Туруханской ГЭС с затоплением огромных территорий, име­ют общий недостаток: узость профессионального мышления, не­умение (или нежелание) честно взвесить все плюсы и минусы затеи. Впрочем, тут уже речь идет скорее о научной недобро­совестности.

7. Разрушитель. Способен диалектически, не теряя того, что полезно, отказываться от старых систем знания, если они тормо­зят развитие науки.

8. Искатель. Принимает и критически осмысливает с точки зрения своих проблем любые идеи, независимо от источника.

9. Диалектик. Может находить общее в противоречащих друг другу фактах, явлениях, событиях.

10. Синтезатор. От него требуется умение за к о н к р е т н ы м и част­
ностями разглядеть общие закономерности.

Все эти качества объединим в понятие «открытый интеллект», которому противостоит «закрытый». Оба типа интеллекта так или иначе сочетаются в каждом из нас, образуя внутренний «научный коллектив». Он состоит из антиподов:

открыватель — методист,

созидатель - потребитель,

нарушитель — «патриот»,

независимый - конформист,

фантазер — педант,

системщик — «зашоренный»,

разрушитель — охранитель,

искатель — догматик,

диалектик — прямолинейный,

синтезатор — интерпретатор.

В чистом виде не существуют ни левая, ни правая половины этого перечня, и каждый человек в какой-то степени обладает и


218 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

теми и другими качествами. Но они отражают два края широкого спектра способностей к научной работе.

Левая сторона — качества, необходимые для производства нового знания.

Правая — чтобы сделать это знание приемлемым для всех.

Отметьте те качества, которые, как вы считаете, у вас есть, и оцените их по десятибалльной системе. Наиболее выраженное ка­чество (их может быть и два-три) определяет вашу интеллектуаль­ную доминанту. Сумма баллов левосторонних качеств характери­зует мощность вашего «открытого» интеллекта, а правосторонних — «закрытого».Теперь, зная тип своего интеллекта, его мощность и доминанту, вы можете грамотно ответить на вопрос, какой вид научной деятельности ближе всего вам. Вот как оценил себя на основе такой информации руководитель одного из ведущих в стране конструкторских бюро: «По таблице я достаточно прочно пропи­сан с левой стороны (67 баллов). Но и правая сторона достаточно сильна (49 баллов). По доминанте я созидатель. С ним соперничают независимый, системщик и нарушитель. Есть свои доминанты и справа: потребитель и педант. По степени проявления все это вы­глядит так: Я — созидатель — нарушитель — потребитель — систем-щ и к — педант».

Подобную характеристику самому себе составьте и вы. В за­ключение скажем, что к работе с применением описанных мето­дик учителю надо готовиться, так как если ими воспользуется неспециалист, то он вместо пользы может принести вред. Весьма полезна корректирующая беседа-консультация по следующей схе­ме: а) профессиональные намерения; б) интересы; в) способно­сти; г) л и ч н ы е качества; д) готовность к выбору профессии; е) советы и рекомендации ученику. Это тем более необходимо в современных условиях (новые экономические условия, процесс компьютеризации, экологическая ситуация и др.), когда требова­ния к любой деятельности претерпели существенные изменения, когда кардинально изменилась «карта мира профессий», когда под­ростки и юноши формируются и делают выбор в этом изменив­шемся мире. *


I

Глава VI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.