КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Заказ №577
194 Глава V. Психология подростка и старшего школьника Несомненно, что особенности поведения и взаимоотношений школьников в период полового созревания являются важной составляющей в структуре их психологической готовности к вступлению во взрослую жизнь, т.е. в формировании таких способностей и потребностей, которые позволяют достаточно успешно реализовать себя на гражданском поприще, в трудовой деятельности, в семейной жизни (подробнее см. [2, 15, 34]). Литература 1. Айхорн А. Трудный подросток / П е р. с англ. М., 2001. 2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991. 3. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999. 4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра-совского. М., 2000. 5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. 6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. 7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. B.C. Мухина, А.А. Хвостов. М., 1999. 8. Волков Б. С. Психология ранней юности: Учеб. пособие. М., 2001. 9. Волков Б. С. Психология подростка: Учеб. пособие. М., 2001.
10. Джинотт X. Дж. Между родителем и подростком / Пер. с англ. М., 2000. 11. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
12. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет (Кросс-культурное сравнение: Потсдам - СПб.). СПб., 2000. 13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1988. 14. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Монография. Астрахань, 1999. 15. Кон И. С. П с и х о л о г и я р а н н е й ю н о с т и: К н. д л я учителя. М., 1989. 16. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна, 2001. 17. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Воронеж, 1997. 18. АУ/югиисЯ./О. Возрастная психология. М., 1996. 19. Лаптенок С.Д. Духовно-нравственный мир учащейся молодежи: Пособие для педагогов и руководителей школ. Минск, 2001. 20. Личко А.Е. Типы акцентуации характера и психопатий у подростков. М., 1999. .21. Лойтер СМ. Феномен детской субкультуры. Петрозаводск, 1999. 22. Мдивани М.О. Подросток в информационной среде. М., 1999. План-задание для самостоятельной работы 23. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. 24. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988. 25. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2001. 26. Немое Р.С. Психология: Учебник. М., 2001. Кн. 2. 27. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. СПб., 2000. 28. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М., 1999. 29. Павловский В. В. Ю в е н т о л о г и я: п р о е к т и н т е г р а т и в н о й науки о молодежи. М., 2001. 30. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие. М., 2000. 31. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. Минск; М., 2001. 32. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков / Пер. с серб. Е.Г. Дозорцевой; Под ред. Н.В. Вострокнутова. М., 2000. 33. Райе Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2000. 34. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности / Пер. с нем. М., 1994. 35. Рождественская Н.А. Как понять подростка: Учеб. пособие. М., 1998. 36. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб., 2000. 37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Проведите самозачет по овладению системой следующих Акселерация, амбивалентность, вандализм, гражданская зрелость, группа, дружба, идентификация, индивидуальность, интимно-личное общение, инфантилизм, коллектив, конфликт, кризис (отрочества, юности), лидер, личность, любовь, мировоззрение, молодость, общение, поведение, подростковый возраст, половое воспитание, по ловое созревание, полоролевое поведение, потребность в самоутверждении, профессиограмма, профессиональная ориентация, самовоспитание, самоопределение, самосознание, самооценка, семья, смысл жизни, смысловой барьер, социальная активность, социальная зрелость, склонность, способность, субкультура (молодежная), учебно-профессиональная деятельность, юность. 2. С учетом специфических особенностей психического разви 196 Глава V. Психология подростка и старшего школьника фессии с целью оказания им возможной адекватной помощи в начале пути, предупреждения ошибок и разочарований. Для выполнения задания используйте комплекс следующих методических процедур: • ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов), • ДДО (дифференциально-диагностический опросник),
• О П Г (опросник профессиональной готовности), • «Ваша будущая профессия», • «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству). 2.1. ОДАнИ (ориентировочно-диагностическая анкета интересов) ' Цель: выявление познавательных интересов ученика, сферы его предпочтений и отрицаний. Результаты, полученные с ее помощью, нельзя рассматривать как окончательные. Они могут быть отправной точкой на пути поиска профессии. Анкета позволяет выявить л и ш ь область деятельности, для осуществления которой потребуется овладение несколькими специальностями. Материалы: бланк «А» (лист вопросов), бланк «Б» (лист ответов с инструкцией), бланк-дешифратор. БЛАНК «А» Любите ли вы? Нравится ли вам? 1. Читать книги по занимательной физике или занимательной математике. 2. Читать об открытиях в химии. * 3. Выяснять устройство электро- и радиоприборов. 4. Читать технические журналы (по технике, конструированию, моделированию и т.п.). 5. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран. 6. Знакомиться с жизнью растений и животных. 7. Читать произведения классиков мировой литературы. Методика взята из кн.: Изучение коллектива класса и составление его психолого-педагогической характеристики / Сост. З.И. Гришанова. Кишинев, 1987. С. 27-31. План-задание для самостоятельной работы 197 8. Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом. 9. Читать книги о школе.
10. Знакомиться с работой врачей. 11. Заботиться об уюте в доме, школе, классе. 12. Посещать театры, музеи, художественные выставки. 13. Читать книги о войнах и сражениях. 14. Читать научно-популярную литературу о физических (математических) открытиях. 15. Выполнять домашние задания по химии. 16. Исправлять бытовые электро- и радиоприборы. 17. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) 18. Ходить в походы по родному краю (для его изучения). 19. Изучать биологию, ботанику, зоологию. 20. Читать критические статьи о литературе. 21. Участвовать в общественной работе. 22. Объяснять товарищам, как выполнять учебное задание, если они сами не могут его сделать. 23. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями. 24. Шить, вышивать, готовить пищу. 25. Читать об искусстве. 26. Знакомиться с военной техникой. 27. Проводить опыты по физике. 28. Проводить опыты по химии. 29. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники. 30. Собирать и ремонтировать машины (например, велосипед). 31. Собирать коллекции минералов. 32. Работать в саду, на огороде. 33. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи). 34. Читать книги по истории. 35. Читать и рассказывать детям сказки, играть с ними. 36. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств. 37. Помогать по хозяйству дома. 38. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности. 39. Участвовать в военных играх, походах. 40. Заниматься в математическом (или физическом) кружке. 198 Глава V. Психология подростка и старшего школьника 41. Готовить растворы. 42. Собирать радиоприемники. 43. Моделировать (например, изготовлять модели планеров и т.д.). 44. Участвовать в географических или геологических экскурсиях. 45. Наблюдать за живой природой. 46. Изучать иностранный язык. 47. Выступать с сообщениями на исторические темы. 48. Выполнять организаторскую работу. 49. Ухаживать за детьми. 50. Делать различные покупки. 51. Беседовать с товарищами об искусстве. 52. Заниматься в спортивных секциях. 53. Участвовать в физических (математических) олимпиадах. 54. Решать задачи по химии. 55. Выполнять работы с измерительными приборами.
56. Выполнять работы по механике с простыми расчетами. 57. Заниматься с географическими (геологическими) картами. 58. Проводить опытническую работу по биологии. 59. Обсуждать с товарищами прочитанные книги. 60. Изучать политический строй в разных странах. 61. Обсуждать вопросы воспитания. 62. Знакомиться с тем, как устроен организм человека. 63. Убеждать в чем-либо людей. 64. Знакомиться с историей искусства. 65. Быть организатором в походах и играх. 66. Выполнять математические действия по формулам. 67. Находить химические явления в природе. 68. Разбираться в радиосхемах. 69. Выполнять чертежи. 70. Производить топографическую съемку местности. 71. Ухаживать за животными. 72. Выступать с сообщениями по вопросам литературы. 73. Знакомиться с историей культуры. 74. Давать объяснения младшим школьникам. 75. Изучать, причины возникновения различных болезней. 76. Знакомиться, общаться с разными людьми. 77. Принимать участие в смотрах художественной самодея 78. Соблюдать режим (распорядок дня). План-задание для самостоятельной работы 199 БЛАНК «Б» Ф.И.О Год рождения Школа Класс Дата
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |